Историческое направление краеведения

Изучение края в целом осуществляется благодаря разнообразным направлениям краеведения – историческому, экономическому, искусствоведческому, литературному, географическому, природоведческому и др.

Историческое краеведение – это область научно–исторического познания (изучает прошлое края, отраженное в памятниках, опирается на закономерности, принципы и методы исследования исторической науки) и практическая деятельность историков-краеведов, направленная на распространение знаний об историческом прошлом края.

Факты истории края составляют основу историко-краеведческого исследования, независимо от его масштабов и целей. Для исторического краеведения характерны две особенности – локальность исследуемых исторических событий и активный деятельный характер исторического краеведения [4, с. 58].

Предметом исторических краеведческих исследований могут быть: край в целом, отдельные районы, населенные пункты, улицы, предприятия, здания и др.

По хронологии краеведческие исследования могут охватывать: длительные исторические периоды; события конкретного исторического периода края; жизнь и деятельность отдельных участников исторических событий.

Объектами исследований исторического краеведения являются: памятники, связанные с историческими событиями в жизни края, развитием общества и государства; произведения материального и духовного творчества.

По происхождению памятники истории можно разделить на две большие группы:

1. Памятники-современники и «участники» событий, не созданные специально, а выполнявшие определенные служебные функции в период происходивших событий:

· письменные и печатные документы – летописи, грамоты, акты, протоколы, статистические данные, пресса, личные документы и т. д.;

· подлинные фотографии, документальные кинокадры, звукозапись;

· вещественные предметы – предметы быта, одежда, украшения, монеты, предметы прикладного искусства, оружие, орудия труда и т. д.;

· разнообразные сооружения: военно-инженерные (рвы, бастионы, окопы, землянки, башни, крепости); культово-религиозные (монастыри, храмы, часовни); транспортные (мосты, дороги); архитектурно-строительные (усадьбы, дворянские дома, общественные здания); гидротехнические (плотины, шлюзы, каналы);

· памятные места боевых действий, митингов, происходивших в крае.

2. Памятники, созданные с целью увековечивания событий: мемориальные комплексы, монументы, бюсты, стелы, мемориальные доски, некрополи и т. д. Наибольшее количество памятников этой группы посвящено событиям Великой Отечественной войны, подвигам героев.

По внешней характеристике исторические памятники принято разделять следующим образом:

1. Памятники этнографии отражают этнические и культурно-бытовые особенности народов: поселения, их внешний облик, жилища, постройки, предметы быта; орудия и результаты труда как свидетельство многообразия форм хозяйства; предметы народных промыслов и народного художественного творчества; предметы, используемые при совершении ритуальных действий, обычаев и обрядов.

2. Памятники археологии – это вещественные следы материальной и духовной культуры древних обществ, которые помогают путем научной реконструкции раскрыть закономерности общественного развития. К памятникам археологии относятся поселения и погребения, горные выработки, культовые сооружения, плотины, наскальные рисунки и т. д.

3. Архитектурно-строительные памятники являются очевидцами и участниками исторических событий прошлого края, представляют собой объекты художественного творчества и созданы трудом наших предков.

20. Содержание понятий «культура» и «традиции»

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способность человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – совокупность метар и духовных ценностей, созданных в процессе общ историч практики.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся в опред обществах и соц группах в теченп длит времени.

С точки зрения технолог подхода, культура – опред уровень производства и воспроизводства общ жизни.

С точки зрения деятельностной концепции – культура – способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе.

Культура:

1. материальная – культура труда, культура быта, культура топаса, физич культура

2. духовная культура – нормы, правила поведения, законы, церемонии, ритуалы, мифы, зания, идеи, обычаи, язык, традиции

Функции культуры: человекотворческая (гуманистическая), трансляция (передача соц опыта), познавательная (гносеологическая), регулятивная, ценностная.

Культура как нормы поведения

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

Жизненные ценности;

Нормы поведения;

Артефакты (материальные произведения).

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, а социальные антропологи сосредотачиваются на символической культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом. Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также как социальные отношения, в которых эти объекты используются…

20. Содержание понятий «этнос», «нация», «народность»

Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то многие нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, креолов и индейцев-америндов.

Нация — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо- и романоязычных стран — термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».

В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин "многонациональный народ", к каковым относились, например, советский, индийский, американский, югославский и другие. В англоязычной терминологии (и в большей части нынешней русской терминологии) нация связывается с государством, например, про индийцев пишут "полиэтническая нация".

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки нации формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Эрнест Геллнер считал индустриальное общество условием возникновения национализма, а Бенедикт Андерсон считал национализм условием перехода к индустриальному обществу.

В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации — проекты представителей романтизма).

Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ.

Термин «народность» иногда используется в качестве синонимов слов этнос, народ, национальность.

Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином "этнос", в лучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивого определения понятия не предложено [1].

Ещё древние греки пользовались словом «этнос», когда хотели обозначить другие народы, греками не являющиеся. В русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ». Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.

Иерархическая классификация этносов

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

Род - группа людей, которая основана на кровных связях.

Племя - этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т.д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

Нация - в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и С точки зрения иерархии понятий, в настоящее время Этнос можно рассматривать как более широкое. Этнос складывается из наций и может включать в себя несколько наций. В свою очередь нация складывается из народностей и племён входящих в её состав как образующие элементы.

В тоже время в научной литературе часто возникают споры, что считать более целостным Этнос или Нацию. Дело в том, что оба эти слова обозначают изначально одно и то же.

Этнос (ethnos) – в переводе с греческого – племя, народ;

Нация (nation) – в переводе с латинского – племя, народ.

Кроме того понятие Этнос часто употребляют в привязке к таким понятиям как биосфера, ноосфера, ландшафт, родовые связи; то есть в природном ключе.

В то время как понятие Нация чаще употребляется в социальных, экономических и политических аспектах.

капиталистические нации, которое, в результате крушения социалистической системы, потеряло смысл.

Наши рекомендации