Первичная проверка понимания и словарная работа
(Учитель спрашивает после чтения или показа диафильма)
— Понравилась вам сказка?
— Смысл каких слов был неясен?
Вещий каурка- вещий(предсказывает будущее ); каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета)
Худая одежонка — старая одежда.
Кликать — звать.
Добрая пшеница — хороший урожай.
Баловать - (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове).
— Ребята, на с. 40, перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их хором. (Как хорошо уметь читать.)
— Как вы думаете, что хотели сказать нам авторы учебника? (Конечно, хорошо уметь читать. Мы можем эту сказку и другие сказки, рассказы прочитать сами.)
Работа над первой частью сказки
Сейчас вы будете сами читать сказку. А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна.
— Попробуйте определить первую часть сказки.
(Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.)
— Прочитайте ее.
(Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...».)
— Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)
— Какая беда постигла старика? (Он посеял пшеницу. А ее кто-то стал мять да топтать.)
— Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)
— Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из прочитанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и Серый Волк». Только в ней вор был в саду, а не в поле. Там братья тоже по очереди стерегли сад.)
— Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)
— Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)
— Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)
— Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.)
— Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)
— Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно )
— Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)
— Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)
Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.
— Вспомним пословицы.
• Будь своему слову хозяин.
• Не бросай слов на ветер.
• Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду она относится?
— Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».
Домашнее задание
Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
— Прочитайте. Откуда эти строчки? (Из сказки II. Ершова «Конек -Горбунок».)
— Как вы думаете, почему мы сегодня вспоминаем эту сказку, ведь вы наверняка ее знаете? (Мы читаем сказку «Сивка Бурка», а они очень похожи.)
— Верно, продолжим нашу разминку. Прочитайте, начиная читать шепотом, затем все увеличивая силу голоса.
(Дети читают под руководством учителя.)
— А сейчас наоборот: начинаем громко, а потом все тише, закончим чтение шепотом.)
— Молодцы. Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой. (Дети читают несколько раз.)
— А сейчас прочитайте выразительно, как бы вы читали маленьким детям.