Требования к составлению маршрута экскурсии
Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала.
Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.
Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.
При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.
Текст должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения.
Методика в широком смысле слова - это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.
Экскурсионная методика представляет собой частную методику (т.е. служит основой определенного вида деятельности), которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом,
экскурсионная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.
Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности. После отбора и изучения объектов составляется маршрут экскурсии.
Маршрут экскурсии- это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы.
Существует несколько основных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся личностей, в которых экскурсантов знакомят сначала с более ранними фактами биографии человека, а затем подают материал, придерживаясь хронологической канвы.
По тематическому принципу строятся экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (области), например: «Омск научный», «Омск театральный» и т. п. Хронологический принцип может быть реализован внутри отдельных подтем экскурсии. В этом случае мы имеем дело с тематико-хронологическим комидиционным принципом, на основе которого строятся городские обзорные экскурсии.
Наконец, географический принцип предполагает следование каким-либо ориентирам на местности: «Любинский проспект», «Омск с борта теплохода».
Перечисленные композиционные принципы построения экскурсионного маршрута редко выступают в чистом виде, как правило, они комбинируются, проявляют себя на разных участках экскурсии.
При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются следующие обязательные требования:
1) маршрут должен быть составлен так, чтобы экскурсионные объекты не располагались слишком близко друг к другу, не заслоняли один другой, не контрастировали друг с другом;
2) экскурсионный маршрут должен быть компактным, переезд или переход между объектами не должен превышать 10-15 минут, чтобы не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;
3) на маршруте должны находиться благоустроенные остановки, в том числе санитарные, и места парковки транспортных средств;
4) по пути следования экскурсионной группы должны отсутствовать повторные проезды или проходы по одному и тому же участку маршрута, так называемые «петли»;
5) при составлении маршрута должна учитываться эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы.
К моменту проведения экскурсии, наряду с основным маршрутам, целесообразно иметь несколько запасных вариантов движения группы на случай возможных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ.
При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами. Разработка транспортного маршрута завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства.
После того как маршрут составлен, проводится его объезд или обход.
При организации объезда или обхода маршрута ставятся следующие задачи:
- ознакомиться с трассой движения группы по маршруту;
- уточнить места расположения объектов и места предполагаемых остановок;
- освоить подъезд или подход к объектам и местам стоянок транспорта;
- выбрать площадки для экскурсионного похода и расположения группы;
- провести хронометраж показа объектов, их словесной характеристики, передвижения между объектами, уточнив продолжительность экскурсии в целом;
- проверить целесообразность использования намеченных приемов показа;
- в целях безопасности экскурсантов выявить потенциально опасные места на маршруте и принять соответствующие меры предосторожности.
После утверждения маршрута можно приступать к составлению контрольного текста экскурсии.