Требования к составлению маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала.

Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

Текст должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения.

Методика в широком смысле слова - это совокупность способов це­лесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику (т.е. служит ос­новой определенного вида деятельности), ко­торая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы куль­турно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом,

экскурси­онная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.

Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности. После отбора и изучения объектов составляется маршрут экскурсии.

Маршрут экскурсии- это хорошо продуманный, наиболее удоб­ный путь следования экскурсионной группы, способствующий рас­крытию темы.

Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логи­ческой последовательности и создать зрительную основу для раскры­тия темы.

Существует несколько основных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический.

Примером хронологического построения маршрута могут слу­жить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся личностей, в которых экскурсантов знакомят сначала с более ранними фактами биографии человека, а затем подают материал, придержива­ясь хронологической канвы.

По тематическому принципу строятся экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (области), например: «Омск научный», «Омск театральный» и т. п. Хронологический принцип может быть реализован внутри отдельных подтем экскурсии. В этом случае мы имеем дело с тематико-хронологическим комидиционным принципом, на основе которого строятся городские обзор­ные экскурсии.

Наконец, географический принцип предполагает следование ка­ким-либо ориентирам на местности: «Любинский проспект», «Омск с борта теплохода».

Перечисленные композиционные принципы построения экскур­сионного маршрута редко выступают в чистом виде, как правило, они комбинируются, проявляют себя на разных участках экскурсии.

При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются следующие обязательные требования:

1) маршрут должен быть составлен так, чтобы экскурсионные объекты не располагались слишком близко друг к другу, не заслоняли один другой, не контрастировали друг с другом;

2) экскурсионный маршрут должен быть компактным, переезд или переход между объектами не должен превышать 10-15 минут, чтобы не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;

3) на маршруте должны находиться благоустроенные остановки, в том числе санитарные, и места парковки транспортных средств;

4) по пути следования экскурсионной группы должны отсутство­вать повторные проезды или проходы по одному и тому же участку маршрута, так называемые «петли»;

5) при составлении маршрута должна учитываться эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы.

К моменту проведения экскурсии, наряду с основным маршру­там, целесообразно иметь несколько запасных вариантов движения группы на случай возможных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ.

При разработке автобусного маршрута следует руководствовать­ся «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомст­венными нормативами. Разработка транспортного маршрута завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства.

После того как маршрут составлен, проводится его объезд или обход.

При организации объезда или обхода маршрута ставятся сле­дующие задачи:

- ознакомиться с трассой движения группы по мар­шруту;

- уточнить места расположения объектов и места предполагае­мых остановок;

- освоить подъезд или подход к объектам и местам стоянок транспорта;

- выбрать площадки для экскурсионного похода и расположения группы;

- провести хронометраж показа объектов, их словесной характеристики, передвижения между объектами, уточнив продолжительность экскурсии в целом;

- проверить целесообразность использования намеченных приемов показа;

- в целях безопасности экскурсантов выявить потенциально опасные места на маршруте и принять соответствующие меры предосторожности.

После утверждения маршрута можно приступать к составлению контрольного текста экскурсии.

Наши рекомендации