Северное Возрождение и Реформация
Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения в европейских странах, лежащих севернее Италии, прежде всего в Германии, Франции, Нидерландах, Англии. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-е – 30-е годы XV века, а само Северное Возрождение датируется XVI веком.
В формировании Сев. Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.
Северное Возрождение возникает под влиянием итальянского Ренессанса, но влияние античности незначительное, опосредованное. В этих странах ничего не возрождалось. Искусство Нидерландов, Германии, Франции развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону мирского.
Конец ХV в. и ХVI в. были для стран Европы временем громадных потрясений. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в гражданскую Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический исход Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Готическая напряженность и лихорадочность в Северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля Северного Возрождения.
Главная причина, по которой термин «Возрождение» распространяется на всю европейскую культуру этого периода, заключается в общности внутренних тенденций культурного процесса: повсеместный рост и становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального миросозерцания, растущее самосознание личности.
Своеобразным явлением можно считать гуманизм Северного Возрождения. Для него характерно:
· меньшее проявление стихийного индивидуализма
· тщательное проникновение в христианские тексты, вопросы христианской этики и религиозную жизнь в целом; трактовка многих светских вопросов с религиозной точки зрения, в отличие от итальянских гуманистов, которые даже религиозные вопросы толковали вполне по-светски
· возведение на более высокое место разума и образования / итальянские гуманисты идеализировали человека телесного /.
· большое внимание к проблемам развития национальной культуры, развитие и укрепление национального языка.
Началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Лютеровская Библия становится основой единого немецкого языка, кроме того она создает прецедент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют ее переводы на другие европейские языки.
Северное Возрождение теснейшим образом связано с Реформацией.ТерминРеформация(лат. – преобразование) означает мощное религиозное и общественно –политическое движение XVI века в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Хронологически Реформация совпадает с последующим периодом эпохи Возрождения и представляет собой как бы завершение этого « величайшего прогрессивного переворота из всех, пережитых человечеством» (Ф.Энгельс). Но в противоположность гуманистическому возвеличению и обожествлению человека Реформация противопоставила идею полной его ничтожности перед лицом Бога, оптимистическому и жизнерадостному мироощущению – суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Что же общего между гуманистической культурой и реформированным христианским гуманизмом? Прежде всего это две формы новой культуры поднимающегося раннебуржуазного общества: светская (гуманизм) и религиозная (Реформация). Их общей исторической основой стало вызревание в недрах феодализма новых и более эффективных форм организации общественного производства.
Гуманистическая идеология - «первая форма буржуазного просвещения» (Ф.Энгельс) - и созданная на ее основе культура были достоянием узкого круга образованных горожан и не могла оказать действенное влияние на массовое сознание и тем самым способствовать победе нового общественного строя. Духовную жизнь огромного большинства людей того времени определяла религия. Однако католическая церковь, несмотря на тысячелетнюю традицию духовного руководства, оказалась неспособной возглавить прогрессивные преобразования. Безраздельное господство римско-католической церкви во всех сферах жизни, абсолютная монополия на власть привели в конечном счете к ее внутреннему перерождению и нравственному разложению. Непристойное обогащение, духовное разложение, властолюбие, жадность, алчность породили внутри церкви мощный протест: католицизм следует отвергнуть потому, что он безнравственен, а следовательно безбожен. Нравственный протест против «безбожной церкви» встретил отклик в сердцах тысяч верующих. Реформация, являясь религиозным выражением этого протеста, стала не только культурно-историческим фактором истории религии и церкви, а знаменовала собой рождение нового мировоззрения, которое повлияло на становление всей западной цивилизации.
Родина Реформации Германия, ее начало связывают с деятельностью Мартина Лютера (1483-1546), немецкого монаха, доктора теологии. 31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции. Хотя тезисы были формально направлены против торговли индульгенциями, их действие оказалось очень сильным и в конечном счете изменило всю ситуацию в западноевропейской культуре.
Основное содержание лютеровской Реформации: идея личного спасения одной только верой, признание условности папства и церковной иерархии, утверждение равенства всех верующих перед Богом и значительное сокращение церковной иерархии. Идеи лютеранства объединили наиболее прогрессивные круги Германии: мыслителей-гуманистов, как Филипп Меланхтон, художников Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна, поэта Ганса Сакса, идеологов народного движения, как Томас Мюнцер (вождь народной Реформации).
Один из лидеров Реформации в Швейцарии – Жан Кальвин (1509-1564). Основатель кальвинизма оказал непосредственное влияние на дальнейшую трансформацию протестантизма. Согласно учению о предопределении Кальвина, уже в замысле Творца каждый из живущих предопределен либо к спасению, либо к гибели. Наиболее доступный для понимания способ, указывающий на избранность (спасение) – успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Победа Реформации в Швейцарии в 40-е гг. ХVI в. определила общую культурную атмосферу в обществе: порицались излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.
Непосредственный зримый результат Реформации: раскол римской церкви, отпадение от католицизма 3-й разновидности христианского вероисповедания – протестантизма. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали: лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект – баптисты, методисты, адвентисты. Католицизм утратил свои позиции во многих странах. Парадоксальным образом Реформация создала основу светской культуры, способствовала формированию национальных культур, развитию национальных языков.
Реформация изменила сознание человека, освободившись от авторитарной опеки церкви, человек получил свободу самостоятельно мыслить. В рамках протестантизма родилась новая мировоззренческая и нравственная установка. Честный упорный труд из обычной нормы становится высшей ценностью. Этим закладывается основа поведения работника нового типа и иной культуры труда.
Таким образом, Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества – индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в решениях. А уже через этого человека она оказала сильное воздействие на развитие современной западной цивилизации и культуры с ее достижениями: эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, демократическим правовым государством, цивилизованным образом жизни, духовной культурой.
Итоги:
· Культура Возрождения есть локальное по масштабам, но глобальное по последствиям явление мировой культуры.
· Эта эпоха несет в себе черты переходности: изживание религиозной культуры и утверждение принципов новой культуры – индивидуализма, прагматизма, рационализма. Основой идеологии Возрождения стала идея приоритета индивидуальных ценностей. Объективный взгляд на эпоху связан с пониманием глубоких ее противоречий. Самоутверждение индивида вело к крушению моральных норм, выливалось в культ страстей и насилия. Этот аспект ренессансной культуры А.Ф.Лосев называет оборотной стороной возрожденческого титанизма.
· Возрождение означало победу модели мира, в которой главным событием было событие индивидуального бытия. Это был выбор, определивший величие и трагедию западной культуры. Следование по этому пути привело к расцвету демократии, науки, технологии и к глобальным проблемам, кризису морали и культуры.
Следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начала новой, техногенной цивилизации. Если Итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе.
Библиографический список
1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978 г.
2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.
3. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.,1973.
4. Бродель Ф. Время мира. М.,1992.
5. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.,1973.
6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.,1986.
7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1987.
8. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М.,1999.
9. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.,1981.
10. Культурология. Под ред. проф. Драча Г.В. Р-Д., 2000.
11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982 г.
Тема 4