Тема 9.3 Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Подготовить сообщение о поэтах, выразительное чтение стихотворений
Цель работы: обобщить и конкретизировать знания студентов о развитии страны в так называемый застойный период; сформировать знания о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний по изучаемому разделу.
Форма выполнения:сообщение
Необходимое оборудование:учебная литература, портреты, иллюстрации по теме
Требования:написать сообщение в соответствии с требованиями, подготовиться к устному выступлению
Контрольные вопросы:
Обзор литературыв 1950—1980-е годы
Жизненный и творческий путь одного из поэтов.
Чтение и анализ стихотворений
Основной теоретический материал:
Основной теоретический материал:
50-е гг. стали для многих поэтов «новым» дыханием в их творчестве после запретов и репрессий 30-40х гг. Одним из наиболее ярких поэтов 50-х гг. был Н. Заболоцкий. К указанному времени поэт прошел свой трагический путь: он был арестован, отбывал шестилетнее наказание и «молчал» долгое время, несмотря на популярность своей первой книги «Столбцы».
В 50-е гг. в поэзии Заболоцкого происходит ряд изменений: появляется душевная открытость, философичность, обостряется внимание к живой человеческой душе. Именно в этот период созданы наиболее популярные произведения поэта: «В кино», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Портрет» и др. Стихи Заболоцкого этого периода полны культурно-исторических мотивов (портрет Струйской Рокотова из «Портрета»), размышлений о гармонии человека и природы, о чувствах и проблемах личности. Автор призывает восхищаться величайшими творениями:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Задумывается над извечными вопросами об истинной человеческой красоте, приходя к выводу, что настоящая красота – душевная, «огонь, мерцающий в сосуде». В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Заболоцкий выявляет парадоксальную независимость внешней красоты человека от красоты внутренней:
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Поэзия 60-80-х гг. тематически весьма разнообразна. По-прежнему звучат имена «шестидесятников» Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, но приходят и новые «герои». Поэзия последних десятилетий XX века стала более философичной и менее оптимистичной, а также значительно расширила свой тематический диапазон.
В этот период продолжают оставаться популярными поэты-песенники В. Высоцкий и Б. Окуджава. Отличительными особенностями лирики В. Высоцкого стали социально-психологическая направленность, протест против несвободы; стихи Высоцкого чеканны и строги, но за такой формой кроется искреннее рассуждение поэта о действительности, его окружающей. Поэт в своих произведениях руководствуется гуманистическими ценностями, которые не способен променять на мишуру и славу:
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Стихи Б. Окуджавы славятся философским осмыслением повседневности. Произведения Окуджавы посвящены высшим ценностям, вечным вопросам бытия – жизни, смерти, любви, верности. Главная цель поэта – рассказав о благородстве и достоинстве, показать человеческую судьбу как служение Добру. Именно поэтому и сегодня можно услышать «Песенку об Арбате», «Сентиментальный марш», «Последний троллейбус», «Мы за ценой не постоим» Окуджавы.
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот –
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это –
И не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим
Информационное обеспечение:
Основные источники:
1.Зинин С.А. Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 кл.: в 2ч.– М.: русское слово,2014.- 280 с. и 480с.
2.Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014
3. Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1.Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.
2.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф.образования: в 2 ч./ под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
3. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
4. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Электронные ресурсы:
Русская литература ХХ века 20-90-х годов. Форма доступа: www.fplib.ru/id/russian/20vek/
Критерии оценки:
Критерии оценки сообщения
- знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;
- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
- всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
- использование литературных источников;
- культура письменного изложения материала;
- культура оформления материалов работы.
Устный ответ
При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если студент:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.