Природа и человек в произведениях современных писателей

I. Введение

Традиции русской литературы в изображении родной природы:

Тургенев, Толстой, Бунин, Есенин и др. Актуальность постановки проблемы «природа и человек

II. Основная часть

1. Трагические взаимоотношения человека и природы:

— последствия человеческой слепоты и самоуверенности («Царь-рыба» В. Астафьева);

— неспособность противостоять силам, истребляющим природу («Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Плаха» Ч. Айтматова);

— невосполнимость духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека («Прощание с Матерой» В. Распутина).

2. Художественные особенности произведений, посвященных теме «природа и человек»:

— публицистичность (направленность произведений к каждому человеку, пафос тревоги, предсказание катастрофических последствий неразумных действий человека);

— поэтика натурализма (жизнь показывается без прикрас, как она есть);

— философичность (рассуждения о биологическом и духовном выживании людей);

— усиление мифологических и евангельских мотивов («Царь-рыба» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова).

3. Проблемы моральной ответственности людей за свою землю; поиски нравственного и физического спасения человечества.

III. Заключение

Обострение проблемы «природа и человек» на рубеже третьего тысячелетия. Гражданское мужество писателей, призывающих общество обратить внимание на самые животрепещущие вопросы бытия человека.

Вариант уроков 51—52 (112—113)

Семинар по произведениям «деревенской прозы»

Вопросы

1. В чем особенность художественных тенденций семидесятых годов?

2. Какие вопросы поднимают писатели семидесятых?

3. «Человек трудолюбивой души» (выражение Ч. Айтматова) в произведениях последних десятилетий.

4. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей.

5. Какие традиции русской литературы развиваются в произведениях современных писателей?

6. Мифологическое и его роль в произведениях Айтматова, Астафьева, Распутина.

7. Тема красоты мира и человека в произведениях современной литературы.

8. Мастерство изображения народной жизни в произведениях современной литературы.

9. Тема памяти в произведениях современной литературы.

Семинар можно заменить чтением и обсуждением докладов или рефератов по этим темам.

Урок 53 (114). Нравственная проблематика

И художественные особенности

повести Ю. Трифонова «Обмен»

Цели урока: дать понятие о «городской» прозе, краткий обзор центральных ее тем; анализ повести Трифонова «Обмен».

Методические приемы: лекция; аналитическая беседа.

Ход урока

I. Слово учителя

В конце 60-х — 70-х годах определился мощный пласт литературы, которую стали называть «городской», «интеллектуальной» и даже «философской» прозой. Названия эти также условны, особенно потому, что содержат некую противопоставленность «деревенской» прозе, которая, получается, лишена интеллектуальности и философичности. Но если «деревенская» проза искала опору в нравственных традициях, основах народной жизни, исследовала последствия разрыва человека с землей, с деревенским «ладом», то «городская» проза связана с просветительской традицией, источники противостояния катастрофическим процессам в социальной жизни она ищет в сфере субъективной, во внутренних ресурсах самого человека, коренного городского жителя. Если в «деревенской» прозе жители деревни и города противопоставлены (а это традиционное для русской истории и культуры противопоставление), и это часто составляет конфликт произведений, то прозу городскую интересует, прежде всего, городской человек с довольно высоким образовательным и культурным уровнем в его проблемы, человек, более связанный с «книжной» культурой — истинной или масскультурой, чем с фольклорной. Конфликт не связывается с оппозицией деревня — город, природа — культура, а переносится в сферу рефлексии, в сферу переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире.

Способен ли человек как личность сопротивляться обстоятельствам, изменять их, или человек сам постепенно, незаметно и необратимо меняется под их воздействием — эти вопросы поставлены в произведениях Юрия Трифонова, Юрия Домбровского, Даниила Гранина, Аркадия и Бориса Стругацких, Григория Горина и других. Писатели часто выступают не только и не столько как рассказчики, сколько как исследователи, экспериментаторы, размышляющие, сомневающиеся, анализирующие. «Городская» проза исследует мир через призму культуры, философии, религии. Время, история трактуется как развитие, движение идей, индивидуальных сознаний, каждое из которых значительно и неповторимо.

II. Аналитическая беседа.

— Каковы корни такого подхода к человеку, к личности в русской литературе?

(Во многом это продолжение традиций Достоевского, исследовавшего жизнь идей, жизнь человека не пределе возможностей, ставившего вопрос о «границах человека».)

— Что вы знаете о Ю. В. Трифонове?

(Один из самых заметных авторов «городской» прозы — Юрий Валентинович Трифонов (1925—1981). В советское время он не был откровенным диссидентом, но был «чужаком» для советской литературы. Критики упрекали его в том, что он пишет «не про то», что произведения его сплошь мрачные, что он полностью погружен в быт. Трифонов писал о себе: «Я пишу о смерти («Обмен») — мне говорят, что я пишу о быте, я пишу о любви («Другое прощание» — говорят, что тоже о быте; я пишу о распаде семьи («Предварительные итоги» — опять слышу про быт; пишу о борьбе человека со смертельным горем («Другая жизнь» — вновь говорят про быт».)

— Как вы считаете, почему писателя упрекали в погруженности в быт? Действительно ли это так?

— Какова роль «быта» в повести «Обмен»?

(Само название повести «Обмен», прежде всего, раскрывает обыденную, бытовую ситуацию героя — ситуацию обмена квартиры. Действительно, быт городских семей, их ежедневные проблемы занимают значительное место в повести. Но это лишь первый, поверхностный слой повести. Быт — условия существования героев. Кажущаяся обыденность, привычность, всеобщность этого быта обманчива. На самом деле испытание бытом не менее трудно, опасно, чем испытания, которые выпадают человеку в острых, критических ситуациях. Опасно тем, что человек меняется под воздействием быта исподволь, незаметно для самого себя, быт провоцирует человека без внутренней опоры, стержня на поступки, которым сам человек после ужасается.)

— Каковы основные события сюжета

— В чем особенность композиции повести?

(Композиция постепенно раскрывает процесс морального предательства героя. Сестра и мать считали, «что он их тихонько предал», «олукьянился». Герой постепенно одет на один компромисс за другим, как бы вынужденно, в силу обстоятельств отступает от своей совести: по отношению к работе, к любимой женщине, к другу, к своей семье, и, наконец, к матери. При этом Виктор «мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. Привык оттого, что увидел, что то же — у всех, и все — привыкли. И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил». Привычка, успокоенность и есть причины готовности к компромиссам.)

— Как Трифонов расширяет рамки повествования, переходит от описания частной жизни к обобщениям?

(Слово, изобретенное сестрой Виктора, Лорой, — «олукьяниться» — уже обобщение, очень точно передающее суть изменений в человеке. Эти изменения касаются не только одного героя. По пути на дачу вспоминая прошлое своей семьи, Дмитриев оттягивает встречу с матерью, оттягивает неприятный и предательский разговор об обмене. Ему кажется, что он должен «продумать что-то важное, последнее». «Все изменилось на том берегу. Все «олукьянилось». Каждый год менялось что-то в подробностях, но, когда прошло четырнадцать лет, оказалось, что все олукьянилось — окончательно и безнадежно. Второй раз слово уже дано без кавычек, как устоявшееся понятие. Герой думает об этих изменениях примерно так же, как думал о своей семейной жизни: а, может быть, это не так уж плохо? И если это происходит со всем даже с берегом, с рекой и с травой — значит, может быть, это естественно и так и должно быть?» Никто, кроме самого героя, не может ответить на эти вопросы. А ему самому удобнее ответить: да, так и должно быть — и успокоиться.)

— Чем отличаются семейные кланы Дмитриевых и Лукьяновых?

(В отличии двух жизненных позиций, двух систем ценностей, духовных и бытовых, состоит конфликт повести. Главным носителем ценностей Дмитриевых является дед, Федор Николаевич. Он старый юрист, с революционным прошлым: «сидел в крепости, ссылался, бежал за границу, работал в Швейцарии, в Бельгии, был знаком с Верой 3асулич». Дмитриев вспоминает, что «старик был чужд всякого лукьяноподобия, просто не понимал многих вещей». Он не мог понять, как нужно «уметь жить», подобно тестю Дмитриева, Лукьянову, поэтому в глазах клана Лукьяновых Федор Николаевич — монстр ничего не понимающий в современной жизни.)

— Каков смысл названия повести?

(Жизнь меняется только внешне, люди же остаются прежними. Вспомним, что по этому поводу говорит булгаковский Воланд: «только квартирный вопрос испортил их». «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова, испытанием, которого он не выдерживает и ломается. Дед говорит: «Мы с Ксенией ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный».

«Олукьянивание» разрушает героя не только морально, но и физически: после обмена и смерти матери у Дмитриева сделался гипертонический криз, а он пролежал три недели дома в строгом постельном режиме». Герой становится другим: веще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька».

Смертельно больная мать говорит Дмитриеву: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел... Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно…»

В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена. Их сухой, деловой, официальный язык подчеркивает трагизм происшедшего. Фразы о благоприятном решении в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны стоят рядом. Обмен ценностных представлений состоялся.)

Домашнее задание (по группам):

Представить творчество молодых поэтов 60-х: А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.

Материал для проведения урока-семинара по повести «Обмен»

1. Юрий Трифонов вспоминал, как в 60-е годы из редакции «Нового мира» ему вернули рассказ «Вечные темы» потому, что редактор журнала (А. Т. Твардовский) «был глубоко убежден в том, что вечные темы есть удел какой-то иной литературы — может быть, тоже нужной, но в чем-то безответственной и как бы ниже по званию, чем та литература, которую он редактировал».

— Что значит «вечные темы» в литературе?

— Есть ли, «вечные темы» в повести «Обмен»? Каковы они?

— Являются ли темы «Обмена» «низшими по званию» в сравнении с героико-патриотическими темами?

2. «Герой Трифонова — это, как и сам писатель, человек городской, интеллигентный, трудно, а то и трагически переживший сталинские времена. Если сам он и не сидел, не был в ГУЛАГе, так почти что нечаянно кого-нибудь туда посадил, если он жив, то и не знает — радоваться этому обстоятельству или огорчаться. Вместе с тем все эти люди, больше или меньше, но искренне склонны к анализу и своего прошлого и настоящего, и по этой именно причине они с трудом вписываются, а то и вовсе не вписываются в окружающую их действительность, в советское столь неискреннее общество» (С. Залыгин).

— Подходит ли характеристика, данная С. Залыгиным, героям повести «Обмен»?

— Есть ли у героев выраженное отношение к ГУЛАГу?

— Кто из героев повести более всего склонен «к анализу» и своего прошлого, и своего настоящего? Каковы последствия этого анализа?

3. «Быт для Трифонова — не угроза нравственности, а сфера ее проявления. Проводя своих героев через испытание бытом, испытание повседневной жизнью, он выявляет не всегда уловимую связь бытового повседневного с высоким, идеальным, обнажает пласт за пластом всю многосоставность натуры человека, всю сложность влияний окружающей среды» (А. Г. Бочаров, Г. А. Белая).

— Как изображен быт в повести «Обмен»?

— Проводит ли Трифонов своих героев «через испытание бытом, испытание повседневной жизнью»? Как это испытание присутствует в повести?

— Что в «Обмене» представляет высокое, идеальное? Существует ли связь между повседневностью, изображенной в повести, и высоким, идеальным?

4. Литературоведы А. Г. Бочаров и Г. А. Белая пишут о Трифонове: «Он смотрит на людей, на их повседневную жизнь не свысока, не с горних далей отвлеченности, а с пониманием и сочувствием. Но при этом он гуманистически-требовательно не прощает тех «мелочей», которые обычно пропадают при обобщенно-восторженном взгляде на человека».

— Как в повести проявляются авторское понимание и сочувствие жизни людей.

— Действительно ли во взгляде Трифонова на героев повести нет обобщенно-восторженного отношения? Какие «мелочи» в поведении и характерах героев описывает писатель? Каково его отношение к этим «мелочам»?

5. Литературовед В. Г. Воздвиженский пишет о повести «Обмен»: «Убеждающе, зримо, с полной мерой авторского осуждения прослеживает писатель, как заурядные «микроуступки», «микросоглашения», «микропроступки», постепенно накапливаясь, могут вести в конечном счете к утрате истинно человеческого в человеке, ибо ничто не возникает вдруг, на пустом месте».

— Какие «микроуступки», «микросоглашения», «микропроступки» своего героя изображает писатель? Как проявляется «полная мера осуждения» этих «микропоступков»?

— Каково значение прибавления к словам «уступки», «соглашения», «проступки» части «микро»? Возможно ли их использование для характеристики поведения героя повести без нее?

— Выявите основные этапы создания картины утраты «истинно человеческого в человеке» в повести «Обмен».

6. «Ю. Трифонов, можно сказать, гонится не за положительным героем, а за положительным идеалом и соответственно обличает не столько заведомо «отрицательные персонажи», сколько качества души человека, мешающие полной победе человеческого» (В. Т. Воздвиженский).

— Попробуйте разделить героев «Обмена» на положительных и отрицательных. Удалось ли вам это?

— Как проявляется момент обличения отрицательных персонажей в авторском повествовании?

— Действительно ли автор «гонится не за положительным героем, а за положительным идеалом»?

7. С. Залыгин замечает: «Да, Трифонов был классическим бытописателем... Другого такого же дотошно городского писателя я не знаю. Бытописателей деревенских уже в ту пору было достаточно, а вот городских… он был тогда один такой».

— Что означает «бытописательство» в литературе? Что характерно для такой литературы?

— Почему повесть «Обмен» не выходит за рамки чистого «бытописательства»?

— Является ли определение «городской» по отношению к Юрию Трифонову только указанием на место действия его произведения или чем-то большим?

8. Ю. Трифонов говорил: «Ну что такое быт? Химчистки, парикмахерские... Да, это называется бытом. Но и семейная жизнь — тоже быт... И рождение человека, и смерть стариков, и болезни, и свадьбы — тоже быт. И взаимоотношения друзей по работе, любовь, ссоры, ревность, зависть — все это тоже быт. Но ведь из этого и состоит жизнь!»

— Действительно ли в повести «Обмен» быт предстает именно таким, как о нем пишет сам Трифонов?

— Как представлены и какую роль играют в повести «любовь, ссоры, ревность, зависть» и т. д.?

— Ради чего в повести «Обмен» изображается быт?

9. Критик С. Костырко считает, что в случае с Юрием Трифоновым «мы сталкиваемся с развитием образа, прямо противоположных условиях цензуры». Критик вспоминает «характерный» для писателя зачин повести «Обмен» и замечает: «Писатель начинает как бы с частного социально-бытового факта и строит, развивает его образ так, что сквозь конкретику отчетливо проступают вечные для искусства темы... Иными словами, от ограниченности конкретного факта, явления — к безбрежности его смыслов, к свободе его художественного осмысления».

— Каков зачин повести «Обмен»? Почему в этом зачине речь идет о частном социально-бытовом факте?

— Проступают ли через образ, поставленный в центре повествования, «вечные для искусства темы»? Какие «вечные» темы связывает писатель с «обменом»?

— В чем проявляется «безбрежность смыслов» факта обмена?

10. Американский писатель Джон Апдайк в 1978 г. писал о «Московских повестях» Юрия Трифонова: «Типичный герой Трифонова считает себя неудачником, и окружающее общество не разубеждает его в этом. Это коммунистическое общество дает о себе знать узами правил и взаимозависимости, допуская маневренность в определенных ограниченных пределах, сказывается «стеснением в груди» и «невыносимым тревожным зудом»... Герои и героини Трифонова черпают мужество не в официально провозглашенной надежде, а в звериной живучести человека».

— С чем связано представление некоторых героев повести о себе как о неудачниках?

— Каким выступает общество, окружающее героев повести «Обмен»? Связывает ли это общество героев «узами правил и взаимозависимости»? Как это показано в повести?

— Как проявляется в героях повести «Обмен» «звериная живучесть человека»?

11. Литературовед Н. Колесникова (США) заметила, что «Трифонов смотрит на своих героев скорее изнутри, чем снаружи... отказывается выносить им открытый приговор, а просто изображает героев, какие они есть, предоставляя самому читателю делать выводы... Достоинство повестей Трифонова в том, что они показывают сложность человеческой натуры, не разделяя людей на хороших или плохих, альтруистов или эгоистов, умных или глупых».

— Как проявляется в тексте показ Ю. Трифоновым героев «скорее изнутри чем снаружи»?

— Справедливо ли утверждение, что писатель отказывается выносить своим героям открытый приговор? Совершают ли герои «Обмена» какие-то поступки, достойные вы несения приговора?

— Действительно ли в «Обмене» показана «сложность» человеческой натуры без разделения людей «на хороших или плохих»?

12. Литературовед А. И. Овчаренко пишет об одной категории героев Юрия Трифонова: «...они напористы, цепки, изворотливы, бесцеремонны в средствах достижения поставленной цели. И беспощадны. Талант, совесть, честь, принципы — все, и свое, и чужое, будет ими отдано за удачу, чаще всего оборачивающуюся материальным и духовным комфортом».

— Есть ли среди героев «Обмена» такие, о которых пишет критик? Какова их роль в повести?

— Кого из героев повести Юрия Трифонова более всего интересует «материальный и духовный комфорт»? Каково представление героев повести о том и о другом комфорте?

13. Юрий Трифонов заявлял: «Я не согласен с теми критиками, которые писали, что в «московских» повестях не видно авторской позиции... Авторская оценка может выражаться через сюжет, диалоги, интонации. Нужно иметь в виду одно важнейшее обстоятельство. Вряд ли требуется объяснять читателям, что эгоизм, корыстолюбие, лицемерие — дурные качества».

— В чем вы увидели авторскую оценку?

— Как выражено отношение писателя к героям и явлениям в повести «Обмен» «через сюжет, диалоги, интонации»?

— Как проявляются в «Обмене» объяснения того, что «эгоизм, корыстолюбие, лицемерие — дурные качества»?

14. Критик Л. Дени писала о повестях Юрия Трифонова: «Язык — свободен, непринужден, автор пытается воспроизвести устную речь, не колеблясь, употребляет там, где нужно, арготизмы. Но этим все не ограничивается. Можно сказать, что в этом писателе есть нечто от Достоевского: крайняя внутренняя сложность персонажей, то, с каким трудом они стараются разобраться в себе, принимают решения. Так, мы наталкиваемся на чрезвычайно длиннные абзацы, самозакручивающиеся фразы; трудность бытия отчасти передается через внешнюю затрудненность письма».

— Какова роль устной речи в повести?

— Часто ли встречаются в произведениях Трифонова «чрезвычайно длинные абзацы» в «самозакручивающиеся фразы»? Что означает фраза критика о том, что трудность бытия персонажей повести «передается через внешнюю затрудненность письма»?

Урок 54 (115)

Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели»

Цели урока: показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны; дать краткий обзор-характеристику поэзии «шестидесятников».

Оборудование урока: аудиозаписи стихотворений поэтов-«шестидесятников» в авторском исполнении; возможно, кадры из фильма Хуциева «Застава Ильича» (вечер в Политехническом).

Методические приемы: лекция, сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений.

Ход урока

I. Слово учителя

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врожденные. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. Так было на рубеже ХIХ—ХХ веков, в годы революции, в годы Великой Отечественной войны.

Но первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом». Появилась новая, так называемая «эстрадная» поэзия, открытая широкой публике, заполнявшей целые большие залы и даже стадионы. Началось в 1958 году с открытия памятника Маяковскому в Москве, затем постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Молодые поэты — Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский — приобрели широкую популярность, выступая с поэтической «эстрады». Появился и новый жанр, сразу полюбившимся слушателям и позже названный «авторской» песней: свои стихи пели под гитару Булат Окуджава, Александр Галич, позже — Владимир Высоцкий, Юлий Ким. Поэтические произведения выпускались массовыми тиражами, стихи были общим, повальным увлечением — читала буквально вся страна. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе.

Смотрим кадры из фильма Хуциева «Застава Ильича» (вечер в Политехническом).

«Шестидесятники» стали одним из важнейших, ключевых литературных событий «оттепели». При всей открытости, при всей смелости и свободе этой поэзии, она не покушалась на идеалы социализма. Они оставались незыблемыми, их хотели лишь отмыть, обновить, вернуться к их изначальной чистоте. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос «шестидесятников», их «эстрадность» — направленность на большую аудиторию. Отсюда надежды на скорое освобождение от пороков прошлого, которые понимались как искажение прекрасной идеи. Соответствовала «оттепельному» настроению времени жажда свежести, новизны, надежд, которой была пропитана поэзия.

II. Читаем стихи поэтов-«шестидесятников», кратко комментируем прочитанное, обсуждаем(по выбору самих учеников)

— Как по-вашему, продолжают ли поэты-«шестидесятники» традиции русской литературы? Что нового принесли они в русскую поэзию?

— Поэт Николай Асеев считал, что творчество А. Вознесенского «больше всего напоминает стилистическую манеру В. Маяковского: тот же неуспокоенный, внетрадиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное обращение со строкой нее ритмическом и синтаксическом разнообразии». Согласны ли вы с мнением Н. Асеева? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие это суждение.

— Критик Е. Сидоров писал (1987 г.): «Стихотворения Евтушенко о военном детстве трогают сердце подлинностью переживания, правдивыми приметами времени, причастностью героя к общему, всенародному чувству и напряжению». Приведите примеры таких стихотворений, проиллюстрируйте высказывание критика.

— Критик Б. Сарнов считал: «Самодовольство угрожает стать определяющей чертой лирического героя Евтушенко — того самого, который утвердился в сознании многих как прямой антипод всякого самодовольства и самоуспокоенности» (1961). С ним спорит другой критик, С. Владимиров: «...может показаться, что поэт (Евтушенко) чересчур сосредоточен на себе. Но в этом-то и суть его поэтической позиции, источник правды, реальности его стиха, как бы ни представлялись порой сентиментальными его чувства, несдержанной увлеченность, самозабвенным погружение в переживание минуты» (1968). Высказывание какого критика вам ближе? В чем суть спора литературоведов? Какое впечатление производит поэзия Евтушенко на вас? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

— Поэт П. Антокольский назвал дарование Б. Ахмадулиной по-мужски сильным, ум по-мужски проницательным, отмечал в ее поэзии «постоянно бодрствующее чувство времени, истории, своего служения людям». Какие основания вы видите для такой оценки поэзии Б. Ахмадулиной?

— В чем вы видите новизну поэтических самовыражений А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, других «эстрадных» поэтов?

III. Слово учителя

К концу «оттепели» поэзия «шестидесятников» стала переживать кризис. Все лучшее осталось на рубеже 60-х. Но эффект, произведенный их явлением, был так силен, что инерция его еще долго сохранялась. Они небывало расширили состав поэтической, аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным явлением. Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляли приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям, дозволенным цензурой.

Отсюда сожаление о ненаписанном, несделанном, нерожденном («Плач по двум нерожденным поэмам» Вознесенского).

К середине 60-х годов, «громкая» поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады, заняв более скромное место в литературном процессе. Поэты-«шестидесятники» сейчас — признанные мэтры российской литературы.

Домашнее задание

1. Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Рубцова (по выбору), проанализировать выбранное стихотворение по плану:

а) история создания;

б) жанровое своеобразие;

в) ведущая тема и основные образы;

г) основные изобразительные средства;

д) особенности ритмики и рифмы.

2. Темы для индивидуальных сообщений: «Особенности ранней лирики Н. Рубцова»; «Основные этапы жизненного пути Н. Рубцова»; «Я умру в крещенские морозы» (рассказ о вологодской трагедии 1971 года); «Н. Рубцов и С. Есенин (сопоставительный анализ стихотворений по выбору)»; «Развитие рубцовской традиции в современной поэзии (на примере творчества одного из современных поэтов по выбору)».

Для успешного выполнения задания важно дать возможность учащимся выбрать для чтения и анализа какое-либо стихотворение самостоятельно. При этом они непременно прочитают несколько стихотворений, то есть получат общее представления о творчестве поэта, осуществят выбор, в процессе которого произведут самостоятельную оценку, смогут сами контролировать уровень трудности выполняемого задания.

Урок 55 (116). «Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова (1936—1971)

Цели урока: показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути, осветить роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века; совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Рубцова; отработать навыки художественного чтения поэтического произведения; развивать навыки работы с литературой, составления краткого плана конспекта лекций учителя.

Оборудование урока: портрет Н. Рубцова, сборники его стихотворений; выставка книг и критической литературы; репродукция картины Левитана «Вечерний звон», репродукции картин художников Русского Севера, фотографии Вологды и ее окрестностей; компактный диск Д. Беляева «У размытой дороги» (Череповец, 1995).

Методические приемы: лекция, аналитическая беседа; краткие сообщения учащихся; выразительное чтение стихотворений наизусть с элементами анализа.

При чтении произведений Рубцова следует обратить внимание на их необычайную музыкальность. Отметить, что Рубцов вступил в поэзию, опираясь на народную традицию, привлекшую его внимание к звуковой игре.

Ход урока

I. Слово учителя

Во второй половине 60-х годов как противостояние «громкой» поэзии» «шестидесятников» возникает «тихая лирика». Нового движения придерживались Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин и другие. Они сосредоточили свое внимание на душевных состояниях человека, на нюансах переживаний, на поисках «истоков» «корней», традиций.

Одна из ярких фигур «тихой лирики» — Николай Рубцов (1936—1971). (Возможен доклад по биографии поэта). За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник — «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой, в детдоме, и первые же его стихи — о России, о любви к ней, о единстве с ней:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...». Попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.

Наши рекомендации