Основные типы библиотечных выставок
Специалисты, занимающиеся подготовкой выставок, разделили их по форме организации на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные и наиболее часто используемые выставки:
· новых поступлений;
· тематические;
· персональные;
· жанровые;
· к знаменательным и памятным датам;
· в помощь учебному процессу.
Из нетрадиционных выставочных форм получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются следующие группы:
1. Диалоги: дискуссия, словарь, вопрос, спор, полемика.
2. Соавторские выставки.
3. Книжные развалы.
4. Выставка – лучший читатель, -досье, -бенефис, одного формуляра.
5. Выставка-концепция; выставка-настроение.
6. Выставка-сюрприз.
7. Выставка-игра: викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби.
8. Выставка одного документа: книги, журнала, газеты, статьи.
9. Выставка-путешествие.
10. Электронные (виртуальные) выставки.
11. Выставка печатной продукции библиотеки.
12. Выставка-совет, -признание, -символ, -письмо, -лабиринт, предметная, -демонстрация, -презентация, -угощение, -суд, -коллизия и др.
13. Говорящие выставки.
Традиционные выставки
Большой популярностью в библиотеках пользуются тематические выставки.Их цель – привлечь внимание к конкретному вопросу, проблеме, побудить к чтению книг путем рекомендации лучших из них. Темы необходимо конкретизировать: чем они уже, тем интереснее выглядит экспозиция, понятнее для читателей.
Тематическая выставка раскрывает наиболее ценную литературу определенной проблематики. Главный критерий при выборе заголовка – актуальность и значимость заявляемой темы. Если она очень обширна и требует поэтапного раскрытия, в этом случае в библиотеках целесообразно использовать выставочный цикл. Его лучше планировать на год, заранее определив место для стеллажей. Если данные выставки пользуются успехом у читателей, их можно продолжить в следующем году.
Циклы книжных выставок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и систематически. Их темы могут быть самыми разнообразными:
· экология – «Изменим цвет “Красной книги”!», «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты»;
· космос – «Покорившие космос» – ко Дню космонавтики, «На неведомых орбитах»;
· краеведение – темы родины, России – «Люблю свой край, люблю свой город»;
· актуальные темы для подростков: первая любовь – «Любовь – начало всех начал», «Научи свое сердце добру»;
· этика и этикет – «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Долг человека – быть интеллигентным», «Сохрани в себе человека».
Цель выставки новых поступлений – познакомить пользователей (детей) с новыми документами – книгами, газетами, журналами, аудио-, видео- , изоматериалами, компакт-дисками, и др. («Парад новых книг», «Внимание! Новые книги!», «Здравствуйте! Я – новая книга»). Чаще всего такие выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний. Отсюда особенность организации – порядок расположения документов должен быть систематическим, то есть по таблицам ББК.
Цель персональной выставки – привлечь внимание читателей к отдельной фигуре, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, ученом, политике и т. д. Поэтому здесь обязательно наличие трех разделов:
1. Рассказ о жизни личности.
2. Посвящен ее деятельности.
3. Представляет произведения, труды, творчество.
Приветствуется и большее количество разделов. В 4-ом разделе предлагается поместить творческие работы самих читателей, связанные с именем персоналии. Например: выставка, посвященная жизни и творчеству А. Т. Твардовского «Слова, пришедшие из боя» («Босоногое детство», «След в след за войной», «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой»).
Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению (к Новому году – «Новогодние узоры», «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп»; ко Дню защитника Отечества; к празднику 8 марта; ко Дню Победы – «Война была работой…», «В огнях победного салюта», «Война, какой она была»; к различным христианским праздникам – Рождеству, Пасхе, Спасу; ко Дню матери и др.).
Выставки в помощь учебному процессу наиболее популярны в библиотеках. Их цель – расширить рамки школьного предмета, увлечь им, рассказав то, о чем учащийся не узнал на уроке. Выставку литературы в помощь при подготовке к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену». В дополнение к школьной программе: «Учимся на отлично», «Нам пятерка как воздух нужна!», «Там, где музыка живет», «Физикам не до лирики», «Похимичим!».
Цельжанровой выставки – привлечь внимание читателей к определенным видам изданий, заинтересовать, побудить к чтению. На такой экспозиции можно представить не только произведения определенного жанра, но и материал о его возникновении и авторах-составителях, интересные и малоизвестные факты из его истории.
Нетрадиционные выставки
Пытаясь удовлетворить меняющиеся потребности читателей, учитывая разнообразие их интересов, библиотекари пришли к заключению, что у традиционных видов выставок должны появляться нетрадиционные формы.