II. Организация секретной работы в воинских частях и учреждениях.
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
ЦИКЛ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
ДИСЦИПЛИНА
Управление подразделениями в мирное время
Экз. № ____
УТВЕРЖДАЮ
Начальник военной кафедры
полковник С.Орлов
«___» января 2011 г.
Лекция
Тема № 5. Организация секретной работы в воинских частях и учреждениях.
Занятие № 1.Организация режима секретности.
Занятие № 2.Сохранение государственной и военной тайны.
Обсуждена на заседании предметно –
методической комиссии военной кафедры
«____»__________ 2011г.
протокол № _____
г. Воронеж
2011 г
Занятие № 1.Организация режима секретности.
Учебные и воспитательные цели:
1. Ознакомить обучающихся с организацией режима секретности.
2. Воспитывать у обучающихся чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, патриотизм, любовь к Родине, необходимости ее защиты.
Время:2часа
Место:аудитория
Учебные вопросы:
1.Организация режима секретности и служебного делопроизводства.
2.Организация секретной работы в воинских частях и учреждениях.
Литература:
1. Устав Вооруженных Сил РФ. М.: Воениздат, 2008.
2. Управление подразделениями в мирное время. Учебник. М.: Голден Би, 2007.
3.Управление повседневной деятельностью части, соединения.М.: Воениздат, 1987.
Учебно-материальное обеспечение:проектор, слайды по теме;
Общие организационно-методические указания:
- при подготовке преподавателя к занятию рекомендуется уяснить тему, цели, место проведения и время проведения занятия, а также изучить (вспомнить) материал по теме, используя методическую разработку и рекомендованную литературу, согласно учебным вопросам, после чего разработать план проведения занятия;
- при подготовке занятия особое внимание необходимо уделить подготовке литературы, используемой на занятии;
- занятие рекомендуется начать с введения в тему, в которой указать её актуальность и связь с другими дисциплинами;
- перед изучением каждого вопроса дать краткое введение, а по окончании изучения вопроса сделать выводы и плавно перейти к следующему вопросу;
- в ходе занятия преподавателю рекомендуется контролировать работу обучаемых;
Введение
До появления массовых армий, когда боевые действия развертывались на небольших, преимущественно открытых пространствах, управление войсками осуществлялось непосредственно командиром (военачальником), решающую роль играло визуальное наблюдение за своими войсками и войсками противника на поле боя. Необходимые распоряжения командир отдавал войскам лично или через адъютантов, ординарцев, связных, передвигавшихся пешим порядком или на лошадях; средствами управления служили главным образом звуковые сигналы и флажки.
По мере увеличения численности армий, возрастания размаха боевых действий и изменения условий их ведения расширяется круг и усложняется характер задач, решаемых в процессе управления. Работа по руководству войсками становится настолько многообразной и сложной, что выполнение ее в полном объеме и в сроки, диктовавшиеся темпом развития событий на поле боя, оказывается не под силу одному человеку. Возникает необходимость создания специального органа, призванного помочь командиру в управлении войсками. Для решения задач, связанных с управлением, сначала вводится военный совет при главнокомандующем, а позже — штабы объединений, соединений и частей.
Дальнейшее усложнение процесса управления войсками потребовало расширения круга лиц, привлекаемых к участию в нем.Появление в армиях новых родов войск и специальных войск, неуклонное повышениеих роли в достижении успеха в бою потребовали включения в органы управления начальников родов войск и специальных войск.
В распоряжение органов управления поступали все более совершенные технические средства наблюдения, связи, передвижения. Это позволяло успешно решать задачи управления в усложнявшихся условиях ведения боя, непрерывно совершенствовать методы руководства войсками при подготовке и в ходе боя.
I. Организация режима секретности и служебного делопроизводства.
Управление повседневной деятельностью части, соединения немыслимо без ведения служебной переписки, организации и ведения служебного делопроизводства, являющееся основой соблюдения режима секретности.
Требования об улучшении работы государственного аппарата обязывают все органы военного управления, воинских должностных лиц настойчиво добиваться дальнейшего совершенствования работы штабов, учреждений и заведений, строго соблюдать установленный порядок их деятельности и не допускать нарушений правил работы со служебными документами и ведения делопроизводства.
Для решения этих задач сами органы военного управления наделяются необходимыми полномочиями по изданию нормативно-правовых актов и других служебных документов.
Основными документами, регламентирующими работу служебного делопроизводства, являются: государственный стандарт на организационно-распорядительную документацию и Основные положения единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД).
Кроме того, командиры (начальники) в своей работе по организации и ведению служебного делопроизводства должны руководствоваться руководящими документами, издаваемые в Министерстве обороны, видах и родах войск.
В каждой воинской части (учреждении) организуется несекретное делопроизводство, ведение которого возлагается на канцелярию, общий, строевой, административно-хозяйственный отдел, отделение (часть), а там где они штатами не предусмотрены, ответственное лицо за ведение несекретного делопроизводства назначается приказом командира воинской части (начальника учреждения).
Кроме того, в воинских частях (учреждениях) организуется и секретное делопроизводство, ведение которого осуществляется согласно Наставлению по сохранению государственной тайны.
В воинской части (учреждении) организуются делопроизводство и в соответствующих службах (отделах) - продовольственного и вещевого снабжения, финансового довольствия, вооружения и др. Ведение этих делопроизводств возлагается на штатный личный состав этих служб (отделов), а особенности учета, хранения и обращения с некоторыми служебными документами определяются специальными наставлениями, руководствами, инструкциями.
Ведение делопроизводства в службах (отделах) разрешается в общих рабочих комнатах этих служб (отделов). Служебные документы хранятся в закрываемых и опечатываемых шкафах или ящиках. Ответственность за правильный учет, хранение служебных документов и обращение с ними возлагается на начальника службы (отдела).
Несекретное делопроизводство должно размещаться в изолированных помещениях, оборудованных тамбуром с окном для выдачи документов или барьером. Двери должны иметь надежные замки. В делопроизводстве, где работает более одного человека, распределяются и утверждаются должностные обязанности между сотрудниками.
Поступившая в воинскую часть служебная корреспонденция принимается в делопроизводство и учитывается в журнале учета служебных документов.
Служебные документы, составленные для пользования внутри воинской части и хранение которых необходимо, также подлежат учету в соответствующих формах.
На рисунке 4 представлены основные задачи служебного делопроизводства.
В нерабочее время служебная корреспонденция принимается дежурным по штабу воинской части (учреждения), который записывает ее в книгу приема служебных документов и, не вскрывая, передает в делопроизводство под расписку в этой книге. О получении срочных пакетов дежурный докладывает командиру части (начальнику учреждения).
Рис. 4 Основные задачи служебного делопроизводства
Для записи текста принимаемых и передаваемых телефонограмм у дежурного ведется книга принимаемых и передаваемых телефонограмм, которые в дальнейшем докладываются лицам, которым они адресованы.
Служебные документы из делопроизводства передаются исполнителям под расписку в соответствующей форме или в книге реестров.
Все исполненные служебные документы подшиваются в дела, которые заводятся по предметному (тематическому), корреспондентскому и другим признакам с учетом установленных сроков хранения. Дела, как правило, заводятся на один год.
В каждой воинской части (учреждении) составляется Номенклатура дел, книг и журналов, согласно которой к началу года заводятся дела, книги и журналы. При составлении номенклатуры следует руководствоваться примерной номенклатурой, приведенной в соответствующих руководящих документах.
Заявки на обеспечение бланками, книгами и журналами направляются по подчиненности ежегодно к 1 августа текущего года.
Законченные ведением дела, книги и журналы хранятся в делопроизводстве части и составляют архивный фонд. Порядок хранения, подготовки и передачи архивных материалов для дальнейшего хранения в окружных и центральных архивах, а также правила ведения архивного делопроизводства определены руководящими документами по архивному делу в ВС РФ.
В воинских частях (от отдельного батальона), соединениях и военно-учебных заведениях ведется исторический формуляр, в девяти разделах которого отражаются организационное развитие и боевая деятельность воинской части, важнейшие события, результаты боевой подготовки, состояние воинской дисциплины и другие сведения.
Исторический формуляр является секретным или совершенно секретным документом. Ответственность за ведение формуляра возлагается на начальника штаба воинской части. Все разделы в нем после заполнения подписываются командиром и начальником штаба и скрепляются гербовой печатью. Основанием для записи в исторический формуляр являются официальные документы (приказы, директивы, акты инспекторских проверок и др.).
Командир или начальник штаба (начальник учреждения) при сдаче дел и должности обязан сдавать исторический формуляр, указывая об этом в акте о сдаче дел и должности.
При расформировании воинской части исторический формуляр передается в ту воинскую часть, в которую передается Боевое Знамя. При полном расформировании воинской части он сдается в Центральный архив Министерства обороны.
Служебные документы, дела, книги и журналы учета, издания и литература, утратившие практическое значение и не имеющие исторической и научной ценности, а также с истекшими сроками хранения должны уничтожаться. При отборе документов для уничтожения необходимо руководствоваться Перечнем документальных материалов со сроками хранения.
Уничтожение документов может производиться с составлением акта или без него.
По акту уничтожаются отмененные и утратившие практическое значение приказы и директивы вышестоящих командиров (начальников), дела, служебные издания, техническая документация, книги и журналы учета, документы с грифом «Для служебного пользования», бланки старого учета, рабочие тетради и другие материалы инвентарного учета. Акт составляется в одном экземпляре.
Все остальные документы уничтожаются без составления акта. Отметки об уничтожении в журналах учета в этом случае заверяются подписями работника, ведущего делопроизводство, и исполнителя.
Если из дел, подлежащих уничтожению, изымаются отдельные служебные документы, то делается это комиссией, на эти документы составляется перечень, в котором указываются, какие документы и из каких дел изъяты, а также - в какие дела подшиты. Перечень подписывается всеми членами комиссии и прилагается к акту.
Несекретное делопроизводство должно находиться в постоянной готовности для работы в условиях перехода войск с мирного на военное время. Это необходимо для обеспечения вывоза и сохранности служебных документов, бесперебойной работы с ними, своевременной сдачи в архив и уничтожения ненужных служебных документов.
Для хранения несекретных документов, вывозимых по боевой тревоге, делопроизводство должно иметь запираемые ящики, а для доставки архивных материалов к месту сдачи - мешки и бирки для опечатывания.
Командиры воинских частей (начальники учреждений) должны систематически контролировать состояние несекретного делопроизводства и порядок работы со служебными документами.
Состояние делопроизводства в воинской части проверяется один раз в год(в январе - феврале) комиссией, назначаемой командиром части. О результатах проверки командиру части представляется акт. К акту прилагается перечень не подшитых в дела документов.
Кроме того, командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одногораза вквартал производить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению и принятию решений по предложениям, заявкам и жалобам, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне», определяет совокупность основных требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а также формы учетной документации, используемой при осуществлении деятельности по обеспечению режима секретности, согласно приложению. Требования обязательны для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (далее именуются — организации), их должностными лицами и работниками, а также гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
Гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него. Установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений, составляющих государственную тайну: особой важности, совершенно секретно, секретно;
Допуск к государственной тайне — оформленное в установленном порядке право граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;
Носители сведений, составляющих государственную тайну — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
Органы безопасности — федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности и его управления (отделы);
Пропускной режим — совокупность правил, регламентирующих порядок входа (выхода) работников, въезда (выезда) транспортных средств на охраняемую территорию организаций;
Режим секретности — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на сохранность сведений, составляющих государственную тайну;
Режимная территория — охраняемая территория, на которой проводятся секретные работы и обеспечивается сохранность сведений, составляющих государственную тайну;
Режимное помещение — помещение, в котором проводятся секретные работы и (или) хранятся в нерабочее время носители сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивается сохранность указанных сведений;
Секретные изделия — вооружение и военная техника, иные изделия, вещества, материалы, являющиеся носителями сведений, составляющих государственную тайну;
Секретные работы — работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
Шифртелеграмма — документированная информация, передаваемая (получаемая) по каналам шифрованной связи.
В организациях, допущенных к проведению секретных работ, устанавливается и обеспечивается режим секретности (внутриобъектовый режим), как правило, предусматривающий:
1) создание режимно-секретных подразделений;
2) распределение обязанностей работников по защите государственной тайны;
3) отнесение объектов к особорежимным объектам Российской Федерации и при необходимости их легендирование;
4) проведение научных исследований и подготовку прогнозных оценок в области защиты государственной тайны;
5) выявление возможных каналов несанкционированного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и осуществление мер, направленных на исключение такого несанкционированного доступа;
6) лицензирование деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;
7) сертификацию средств защиты информации;
8) установление и обеспечение пропускного режима;
9) отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание (рассекречивание);
10) допуск работников к государственной тайне, организацию их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
11) обеспечение безопасности информации при обработке секретной информации с использованием средств вычислительной техники;
12) организацию и ведение секретного делопроизводства;
13) предотвращение публикования сведений, составляющих государственную тайну, в средствах массовой информации;
14) специальную подготовку работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну;
15) финансовое и материально-техническое обеспечение режима секретности;
16) осуществление контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
17) установление порядка организации и проведения совещаний по секретным вопросам;
18) противодействие иностранным техническим разведкам и техническую защиту информации (регулируется отдельным правовым актом);
19) установление порядка подбора, изучения и оформления лиц для работы в организации;
20) выделение и оборудование режимных помещений, контроль за их посещением;
21) проведение мероприятий по предотвращению утечки (в том числе по техническим каналам) сведений, составляющих государственную тайну, в процессе проведения конференций, выставок и т.п., а также при посещении объектов иностранными гражданами;
22) исключение бесконтрольного использования защищенных средств обработки информации и связи посторонними лицами;
23) размещение административно-хозяйственных и других служб, не имеющих непосредственного отношения к проводимым секретным работам, а также других организаций вне режимной территории.
24) обеспечение сохранности и защиты секретных изделий на этапах проектирования, создания и обращения с ними.
Допуск организаций (за исключением органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) к проведению секретных работ, созданию средств защиты информации, осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг по защите государственной тайны, осуществляется посредством получения ими лицензии. Лицензии выдаются органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности в области защиты государственной тайны. Основанием для выдачи лицензии служат результаты специальной экспертизы организации и государственной аттестации ее руководителя.
Организации, допущенные к проведению секретных работ, являются режимными.
Режимные организации, где сосредоточены сведения, разглашение которых может нанести значительный ущерб интересам Российской Федерации, состоянию обороноспособности и безопасности, могут быть отнесены в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, к особорежимным объектам Российской Федерации.
Хранение носителей сведений, составляющих государственную тайну, и проведение секретных работ в организациях, не допущенных в установленном порядке к государственной тайне, запрещаются.
Задание на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных работ, заказ на разработку и изготовление продукции, в ходе выполнения которых предполагается использовать либо получить сведения, составляющие государственную тайну, размещаются в организациях, допущенных к проведению секретных работ соответствующей степени секретности.
Степень секретности сведений о работе, ее разделах и ожидаемых результатах, основные требования по защите сведений, составляющих государственную тайну, порядок обсуждения, распространения и использования результатов этой работы определяются организацией — заказчиком работы совместно с исполнителем работы в техническом задании (задании на проведение работ).
Головная организация по проведению работы (определяется организацией — заказчиком работы) совместно с другими организациями — исполнителями работы (если они имеются) заблаговременно разрабатывает и согласовывает с организацией — заказчиком работы план мероприятий по обеспечению режима секретности при выполнении работы. Указанный план, как правило, содержит:
1) перечень подразделений и работников, привлекаемых к выполнению работы в целом и ее отдельных разделов (направлений);
2) мероприятия по маскировке и легендированию работы;
3) порядок привлечения к работе организаций-исполнителей и объем передаваемых им сведений;
4) требования по режиму секретности, предъявляемые к организациям — исполнителям работы;
5) комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение режима секретности в процессе выполнения работы.
9. Ответственность за обеспечение режима секретности в организациях, допущенных к проведению секретных работ, возлагается на их руководителей.
II. Организация секретной работы в воинских частях и учреждениях.
В организациях, допущенных к проведению секретных работ, обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, иных правовых актов и методических документов, определяющих порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на структурные подразделения по защите государственной тайны.
К структурным подразделениям по защите государственной тайны относятся: режимно-секретные, мобилизационные, шифровальные подразделения, подразделения по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации, а также библиотеки секретных изданий и секретных технических документов, машинописные, чертежные, множительные и копировальные бюро, иные подразделения, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны.
Режимно-секретное подразделение создается на правах самостоятельного структурного подразделения, включающего в свой состав подразделения режима секретности и секретного делопроизводства. С учетом объемов и особенностей проводимых секретных работ подразделения режима секретности и секретного делопроизводства могут иметь статус самостоятельных структурных подразделений.
Режимно-секретное подразделение организует, координирует и контролирует деятельность других структурных подразделений по обеспечению режима секретности.
Создание, реорганизация и ликвидация режимно-секретного подразделения осуществляются по решению руководителя организации, согласованному с вышестоящей организацией (если она имеется) и органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности в области защиты государственной тайны.
Положение о режимно-секретном подразделении утверждается руководителем организации.
В организации, выполняющей большие объемы секретных работ, может вводиться должность заместителя руководителя организации по режиму (безопасности). В структурных подразделениях такой организации по решению руководителя организации могут быть созданы филиалы режимно-секретного подразделения или назначены уполномоченные режимно-секретного подразделения из числа наиболее подготовленных работников соответствующего структурного подразделения. На филиалы и уполномоченных режимно-секретного подразделения распространяются обязанности и полномочия работников режимно-секретного подразделения.
При незначительном объеме секретных работ исполнение функций режимно-секретного подразделения может быть возложено на руководителя организации или одного из ее работников. Решение об этом в письменном виде принимается руководителем организации.
Режимно-секретное подразделение подчиняется руководителю организации или его заместителю по режиму (безопасности).
Включать режимно-секретное подразделение в состав других структурных подразделений или возлагать на него функции, не предусмотренные настоящей Инструкцией, запрещается.
В целях обеспечения пересылки секретных почтовых отправлений организации приписываются к одному из органов федеральной фельдъегерской связи, либо к подразделению специальной связи, либо к подразделению фельдъегерско-почтовой связи органа государственной власти Российской Федерации.
Заместитель руководителя организации по режиму (безопасности) и руководитель режимно-секретного подразделения, а в органах государственной власти Российской Федерации и на особорежимных объектах Российской Федерации, кроме того, и заместители руководителя режимно-секретного подразделения назначаются на должность и освобождаются от должности по письменному согласованию с режимно-секретным подразделением вышестоящего органа государственной власти Российской Федерации (если такой имеется) и органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности в области защиты государственной тайны.
Руководитель режимно-секретного подразделения до вступления в должность проходит инструктаж в режимно-секретном подразделении вышестоящей организации или органа государственной власти Российской Федерации, к сфере ведения которого относится деятельность организации (если такие имеются). Другие работники режимно-секретного подразделения допускаются к самостоятельному исполнению должностных обязанностей после изучения ими настоящей Инструкции и проверки знания ее требований руководителем режимно-секретного подразделения или специально назначенным для этого работником.
Режимно-секретное подразделение комплектуется работниками исходя из того, что их количество и уровень квалификации должны быть достаточны для обеспечения защиты государственной тайны в организации.
Не допускается назначать работников на временную работу в режимно-секретное подразделение. Исключение составляют случаи замещения работников-женщин, находящихся в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком.
Режимно-секретное подразделение решает следующие основные задачи;
обеспечение установленного в организации режима секретности;
ведение секретного делопроизводства.
Режимно-секретное подразделение в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
1) планирует, разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению режима секретности при проведении секретных работ;
2) планирует и осуществляет мероприятия по разграничению доступа работников к сведениям, составляющим государственную тайну;
3) принимает меры по выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну;
4) координирует деятельность других структурных подразделений по вопросам защиты государственной тайны и контролирует выполнение законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;
5) анализирует деятельность организации по обеспечению защиты государственной тайны;
6) ведет учет нарушений режима секретности и анализирует их причины;
7) информирует организации — заказчики секретных работ, органы государственной власти Российской Федерации, наделенные полномочиями распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну, и органы безопасности о фактах разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также случаях утраты либо хищения носителей таких сведений;
8) участвует в проведении служебных расследований в случае утраты либо хищения носителей сведений, составляющих государственную тайну, других нарушений режима секретности, а также по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну;
9) участвует в разработке развернутых и отдельных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, нормативно-методических документов по вопросам защиты государственной тайны, осуществляет контроль за своевременностью засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, правильностью определения и изменения степени секретности указанных сведений;
10) осуществляет организационно-методическое руководство режимно-секретными подразделениями подчиненных организаций, филиалами и уполномоченными режимно-секретного подразделения, контролирует их деятельность;
11) ведет учет сейфов, металлических шкафов (далее именуются — хранилища), специальных хранилищ и режимных помещений, ключей от их замков, а также множительной аппаратуры и персональных компьютеров, предназначенных для обработки секретной информации;
12) участвует в подготовке и инструктаже работников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, при их командировании за границу;
13) участвует в разработке и осуществлении мероприятий по маскировке и легендированию организации, проводимых ею секретных работ, в выявлении демаскирующих признаков объектов и секретных изделий и принимает меры к их устранению;
14) разрабатывает номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям;
15) участвует в оформлении допуска работников к государственной тайне, контролирует сроки действия допусков;
16) контролирует разработку и осуществление мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну;
17) принимает меры по предотвращению разглашения и утечки сведений, составляющих государственную тайну, при проведении всех видов секретных работ;
18) проводит инструктаж работников, допущенных к государственной тайне, контролирует знание ими требований нормативных документов по режиму секретности;
19) ведет учет осведомленности работников в сведениях, составляющих государственную тайну, по карточкам учета осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну (форма 1);
20) участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности при приеме иностранных граждан, в том числе согласовывает проекты планов международного сотрудничества, программы пребывания иностранных граждан, возможность проведения дополнительных мероприятий, не предусмотренных программой пребывания, и т.п.;
21) участвует в обеспечении пропускного режима, охраны организации и ее режимных территорий, контролирует несение службы подразделением охраны;
22) участвует в определении эффективности инженерно-технических средств охраны и разработке предложений по их совершенствованию;
23) организует и ведет секретное делопроизводство;
24) контролирует соблюдение установленного порядка работы с секретными документами;
25) принимает меры по предотвращению случаев утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну;
26) выполняет иные функции, связанные с обеспечением режима секретности и ведением секретного делопроизводства.
Режимно-секретное подразделение имеет право:
1) требовать от работников соблюдения требований настоящей Инструкции и других правовых и методических документов по защите государственной тайны;
2) проводить проверки состояния работы по обеспечению режима секретности в структурных подразделениях организации и в нижестоящих организациях;
3)требовать от работников организации представления письменных объяснений по случаям утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну, фактам разглашения таких сведений, другим нарушениям режима секретности;
4) давать рекомендации руководителям структурных подразделений организации и нижестоящих организаций по обеспечению режима секретности;
5) вносить руководителю организации представления о запрещении ведения секретных работ при отсутствии необходимых условий защиты государственной тайны или обнаружении нарушений режима секретности, а также предложения о прекращении допуска работников к государственной тайне или привлечении к ответственности работников, допустивших нарушение режима секретности;
6) вести в установленном порядке переписку с другими организациями по вопросам обеспечения режима секретности.
22. Подготовка и переподготовка работников по вопросам защиты государственной тайны и ведения секретного делопроизводства осуществляются в учебных заведениях, перечень которых утверждается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Заключение
В современных условиях управление войсками — сложный процесс, в котором участвуют командиры, штабы, начальники родов войск, специальных войск и служб. Его основное содержание составляют: непрерывное добывание, сбор, изучение и обобщение данных обстановки; принятие решения; доведение задач до подчиненных войск; планирование боя; организация и поддержание непрерывного взаимодействия; организация и осуществление мероприятий по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, всем видам обеспечения боя; организация системы управления, непосредственное руководство подготовкой подразделений и частей к бою, постоянный контроль за выполнением поставленных задач и оказание подчиненным необходимой помощи.
Хорошо организованное и непрерывное управление войсками в бою обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по противнику, эффективное применение имеющихся средств поражения и полное использование боевых возможностей подразделений и частей, своевременное осуществление мероприятий по защите от ядерного, химического, высокоточного и зажигательного оружия противника. Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях обстановки добиваться успешного выполнения поставленных задач в установленные сроки.
Разработал начальник цикла
подполковник М. Попов
« » ______________ 2011 г
Занятие № 2.Сохранение государственной и военной тайны.
Учебные и воспитательные цели:
1. Ознакомить обучающихся с порядком сохранения государственной и военной тайны.
2. Воспитывать у обучающихся чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, патриотизм, любовь к Родине, необходимости ее защиты.
Время:2часа
Место:аудитория
Учебные вопросы:
1.Организация пропускного режима в соединениях, воинских частях и учреждениях.
2.Особенности обеспечения и сохранения государственной и военной тайны при приведении войск в высшие степени боевой готовности.
Литература:
1. Устав Вооруженных Сил РФ. М.: Воениздат, 2008.
2. Управление подразделениями в мирное время. Учебник. М.: Голден Би, 2007.
3.Управление повседневной деятельностью части, соединения.М.: Воениздат, 1987.
Учебно-материальное обеспечение:проектор, слайды по теме;
Общие организационно-методические указания:
- при подготовке преподавателя к занятию рекомендуется уяснить тему, цели, место проведения и время проведения занятия, а также изучить (вспомнить) материал по теме, используя методическую разработку и рекомендованную литературу, согласно учебным вопросам, после чего разработать план проведения занятия;
- при подготовке занятия особое внимание необходимо уделить подготовке литературы, используемой на занятии;
- занятие рекомендуется начать с введения в тему, в которой указать её актуальность и связь с другими дисциплинами;
- перед изучением каждого вопроса дать краткое введение, а по окончании изучения вопроса сделать выводы и плавно перейти к следующему вопросу;
- в ходе занятия преподавателю рекомендуется контролировать работу обучаемых;
Введение
Управление повседневной деятельностью части, соединения немыслимо без ведения служебной переписки, организации и ведения служебного делопроизводства, являющееся основой соблюдения режима секретности.
Требования об улучшении работы государственного аппарата обязывают все органы военного управления, воинских должностных лиц настойчиво добиваться дальнейшего совершенствования работы штабов, учреждений и заведений, строго соблюдать установленный порядок их деятельности и не допускать нарушений правил работы со служебными документами и ведения делопроизводства.
Для решения этих задач сами органы военного управления наделяются необходимыми полномочиями по изданию нормативно-правовых актов и других служебных документов.
Основными документами, регламентирующими работу служебного делопроизводства, являются: государственный стандарт на организационно-распорядительную документацию и Основные положения единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД).
Кроме того, командиры (начальники) в своей работе по организации и ведению служебного делопроизводства должны руководствоваться руководящими документами, издаваемые в Министерстве обороны, видах и родах войск.