Теоретическая (методологическая) основа исследования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ПРАВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
по специальности 050401.65 – «история с дополнительной специальностью»
по направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование – профили «История», «История и обществознание», «История и иностранный язык»
Таганрог
Авторы-составители: к.и.н., доцент Волвенко Алексей Александрович; к.и.н., доцент Гуров Максим Иванович; к.и.н., доцент Смирнова Виктория Константиновна, к.и.н., доцент Прокофьева Елена Владимировна.
Методические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.
Ответственный редактор: Волвенко Алексей Александрович
Методические рекомендации определяют единый подход при подготовке студентами факультета истории и права ТГПИ имени А.П. Чехова курсовых работ, а также выпускных квалификационных работ в форме диплома. В рекомендациях учитывается специфическая направленность подобных исследований, выполняемых по специальности 050401.65 – «история с дополнительной специальностью», направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование – профили «История», «История и обществознание», «История и иностранный язык». Предназначены в помощь студентам и преподавателям, осуществляющим научное руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами.
Рецензенты:
Печатается по решению
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ/ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ, ВЫПИСКИ ИЗ НЕЕ, СБОР И ОБРАБОТКА ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ПОДГОТОВКА ТЕКСТА
ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ АТТЕСТАЦИОННУЮ КОМИССИЮ, ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Введение
Данные методические рекомендации составлены на основе «Положения о курсовой работе» (Утверждено решением Учёного Совета ГОУВПО «ТГПИ» от 29 сентября 2010 года. Протокол № 17) и «Положения о выпускной квалификационной (дипломной работе) работе» (Утверждено решением Учёного Совета ГОУВПО «ТГПИ» от 24 сентября 2010 года. Протокол № 19), и призваны определить с учётом современных требований единый подход при подготовке студентами факультета истории и права ТГПИ имени А.П. Чехова курсовых работ и выпускных квалификационных работ (далее – ВКР). В них учитывается, и на этом делается основной акцент, специфическая направленность подобных исследований, выполняемых по специальности - специальности 050401.65 – «история с дополнительной специальностью», направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование – профили «История», «История и обществознание», «История и иностранный язык». Целью курсовой работы или ВКР является выработка навыков самостоятельного изучения предмета, глубокого его усвоения, умения делать выводы и грамотно излагать результаты анализа источников и научной литературы.
Методические рекомендации включают в себя положения, имеющие как обязательный, так и рекомендательный характер. К обязательным относятся требования к внешнему оформлению курсовой работы и ВКР, структуре, компонентам введения и т.д. Отдельные положения носят рекомендательный характер. Они касаются принципов подбора литературы – умения делать из неё выписки, систематизации источников, сбора и обработки фактического материала, подготовки (редакции) текста и т.д.
Опыт написания курсовых и выпускных квалификационных работ показывает, что студенты зачастую игнорируют обязательные требования, предъявляемые к этому виду учебной деятельности. Это объясняется неспособностью части студентов правильно разобраться в требованиях, как правило, крайне формализованных, уяснить главное их содержание. Предлагаемые методические рекомендации отличают определенная простота, доступность и максимальная насыщенность конкретными примерами, разъясняющими отдельные положения курсовой и ВКР.
Написание и защита ВКР является элементом государственной аттестации выпускников факультета истории и права по специальности 050401.65 – «история с дополнительной специальностью», направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование – профили «История», «История и обществознание», «История и иностранный язык» и служит подтверждением полученной студентом квалификации. Это предопределяет высокие требования к качеству работы, содержание которой позволит выявить уровень теоретической и практической подготовки студента к решению профессиональных задач. Структурные компоненты, параметры оформления ВКР и курсовой работы идентичны, поэтому они рассматриваются комплексно, исключения особо оговариваются в тексте рекомендаций.
Выбор темы работы
Выполнение курсовой работы (ВКР) начинается студентом с выбора темы утвержденной кафедрами факультета истории и права тематикой, сформулированной в соответствии с требованиями государственных стандартов по специальностям и направлениям подготовки. Для работы над курсовой или ВКР студенту решением выпускающей кафедры назначается научный руководитель и, при необходимости, консультанты. Возможно закрепление за студентом двух научных руководителей, если в исследовании прослеживаются межпредметные связи.
В предлагаемой кафедрами тематике названия тем сформулированы примерно и не являются догмой. Студент и научный руководитель могут изменить формулировку темы или предложить свою, название которой в перечне не указано.
Выбор темы исследования имеет исключительно большое значение. Как видно из опыта написания подобных работ, правильно выбрать тему – наполовину обеспечить её выполнение. Студентам, приступающим к написанию курсовой работы или ВКР, необходимо помнить о следующих правилах:
1. Выбор темы необходимо предварять просмотром каталогов курсовых работ и ВКР, защищённых на кафедре.
2. Желательно ознакомиться с содержанием курсовых работ и ВКР, уже выполненных по кафедре, обратив внимание на возможность дальнейшего развития или пересмотра уже выбранной ранее темы, например, при помощи новых методов, с иных теоретических позиций, с привлечением новых источников и литературы.
3. Формулировка темы должна быть четкой, лаконичной и ясной. Сложнокомпонентное название ведет к необходимости дополнительного обоснования актуальности, расширения библиографии, усложнению разделов исследования, «размытости» выводов.
Студентам, впервые приступающим к написанию курсовой работы, рекомендуется основательно и вдумчиво отнестись к выбору темы. Если тема перспективна, то это позволит в дальнейшем дополнять собранный материал, углублять и расширять исследование. При этом формулировка темы может корректироваться. В итоге студент, последовательно работающий над избранной темой, окажется наиболее подготовленным к написанию выпускной квалификационной работы.
Пример выбора темы:
Первоначальная формулировка - Смутное время в России нач. XVII в →Смутное время в трудах историков государственной школы → Иностранные источники о Смутном времени: общее и особенное → Основные проблемы Смутного времени в отечественной и зарубежной историографии (сравнительная характеристика) – возможная формулировка выпускной квалификационной работы.
Студентам, формулирующим тему ВКР, необходимо знать, что название исследования закрепляется приказом по институту. Корректировка и уточнение темы ВКР возможно только в отдельных случаях. При этом вопрос об изменении темы ВКР рассматривается на заседании кафедры, а выписка из протокола заседания кафедры предоставляется в деканат не позднее марта года защиты ВКР и по представлению декана закрепляется приказом ректора по институту.
Структура исследования
Содержание каждой курсовой работы или ВКР индивидуально. Однако независимо от того, на каком фактическом материале они выполнены, их структура должна включать следующие обязательные элементы:
¨ Титульный лист;
¨ Оглавление;
¨ Введение (рекомендуется до 10% текста);
¨ Основная часть (до 80 % текста);
¨ Заключение (до 5-10% текста);
¨ Список использованных источников и литературы;
¨ Приложение (при необходимости).
Общий рекомендуемый объем исследования не ограничен строгими рамками и оптимально составляет для курсовой работы – от 25 до 40 печатных страниц, ВКР – от 40 до 60 страниц (без списка литературы и приложений).
Титульный лист
Образец оформление курсовой работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА» Факультет истории и права Кафедра истории России или всемирной истории и права НАЗВАНИЕ РАБОТЫ ПОЛНОСТЬЮ Курсовая работа студента(ки) _ курса, группы ИСТ__ (ИСТ/З __) _____________________________ Ф.И.О. _____________________________ Специальность (направление подготовки). Научный руководитель: _____________________________ ученая степень, звание, Ф.И.О. Дата сдачи «__» _________ 20__ г. Дата защиты «__» _________ 20__ г. Оценка _____________ Научный руководитель ___________________ / __________/ Таганрог 20___ |
Образец оформления выпускной квалификационной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА» Кафедра истории России или всемирной истории и права ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ ВКР ПОЛНОСТЬЮ Выпускная квалификационная (дипломная) работа по специальности (направлению подготовки) ______ Шифр специальности (направления подготовки) название специальности (направления подготовки Выполнил(а) студент(а) V курса факультета истории и права _____________________________ Ф.И.О. Научный руководитель: _____________________________ ученая степень, звание, Ф.И.О. Выпускная квалификационная работа допущена к защите. Зав. кафедрой истории России или всемирной истории и права _____________________________ Ф.И.О. ___________________________ «__»__________ 20__ г. Таганрог, 20___ |
Оглавление
В оглавлении последовательно перечисляют наименование разделов (глав), подразделов, а также указывают номера страниц, на которых размещается начало разделов (подразделов). Оглавление должно быть строго идентичным заголовкам в тексте.
Образец оформления оглавления:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… ... ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ……………………………………………………………………. … 1.1. НАЗВАНИЕ………………………….………………………………………. … 1.2. НАЗВАНИЕ………………………….………………………………………. … ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ……………………………………………………………………. … 2.1. НАЗВАНИЕ………………………….………………………………………. … 2.2НАЗВАНИЕ………………………….………………………………………. … ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………….………………………………………. … СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………. … ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………… … |
Пример оформления оглавления:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….…….. 3 ГЛАВА I. ДУХОВНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЯЗЫЧЕСТВА…….. 7 1.1. УСТРОЙСТВО МИРА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН……….. 7 1.2. ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА…………………………………….………………….. 11 1.3. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ……………………………………………………. 15 ГЛАВА II. ЯЗЫЧЕСКИЙ ОЛИМП И ЕГО ОБИТАТЕЛИ………………………………… 20 2.1. СОЛНЕЧНЫЕ БОГИ……………………………………………………………… 20 2.2. ПЕРУН – ГЛАВНЫЙ БОГ ДРЕВНИХ СЛАВЯН………………………….….. 23 2.3. ЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА……………………..…….. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 32 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………... 37 |
Введение (основные компоненты)
Введение должно кратко характеризовать современное состояние изучаемой проблемы. Во введении четко формулируются в указанной ниже последовательности:
· актуальность темы исследования; · степень изученности проблемы (историография); · объект исследования; · предмет исследования; · хронологические рамки исследования; · географические (территориальные) рамки исследования; · цель и задачи работы; · теоретическая (методологическая) основа исследования; · источниковая база · апробация работы · структура работы |
Актуальность темы
Актуальность в широком понимании - это то, что очень важно для настоящего момента. От того как студент правильно понимает и оценивает заявленную тему с точки зрения современности, зависит оценка уровня его научной зрелости и подготовленности. Применительно к курсовой работе или ВКР актуальность темы может быть выведена из:
¾ значимости темы в исторической науке или системе гуманитарных наук, при условии, если тема действительно малоизучена или стала объектом изучения в недавнее время;
¾ изучения темы, которое может дать определенный опыт, применимый в современных условиях;
¾ раскрытия темы работы, которое решает воспитательные задачи;
¾ значимости темы в общем контексте общественно-политической ситуации в стране и в мире и проч.
Степень изученности проблемы. В данном разделе студент сообщает о своем знакомстве с работами и трудами отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривали эту проблему. Необходимо помнить о логике при изложении материала. Заметьте, чем обширней будет круг анализируемых трудов, тем весомее будет выглядеть сама работа, и тем лучшее впечатление произведёт. Однако анализ степени изученности проблемы не сводится к просто механическому перечислению фамилий, имен и отчеств, дополненных аспектами их исследований.
Следует отметить:
· с какого периода рассматриваемая тема составила предмет самостоятельного исследования в исторической науке;
· какие существуют направления или какие можно выделить этапы в развитии историографии проблемы, (обычно здесь анализируются достижения дореволюционной, советской и современной российской и зарубежной историографии или каких-либо историографических школ);
· работы каких авторов внесли значительный вклад в разработку исследуемой проблемы;
· какие вопросы недостаточно освещены.
Историографический обзор завершается кратким выводом, который должен обосновывать научную значимость (актуальность) вашей темы, например: «Таким образом, историографический обзор показал, что предшествующими поколениями отечественных и зарубежных исследователей достигнуты существенные результаты по данной проблеме, однако…» или «Не смотря на достигнутые предшествующие результаты, данное исследование направлено…» и т.д. Далее студенту необходимо определить исследовательский путь своего научного поиска. В этой связи важна чёткая формулировка объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступает то, что Вы собираетесь изучать – понятие, явление, процесс, личность и т.п.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесса или аспект проблемы, который собственно и исследуется.
Причём объект мыслится шире, он указывает на область исследования в целом. Предмет гораздо уже - это всего лишь аспект объекта. На предмет направлено основное внимание студента, он определяет тему курсовой работы или ВКР, которая обозначается на титульном листе, как её заглавие.
Хронологические рамки исследования обосновано очерчивают исторический период изучаемой темы.
Географические (территориальные) рамки исследования предполагают краткое описание историко-географических границ территорий, где были локализованы рассматриваемые исторические события (явления).
Далее студент должен сформулировать цель и задачи работы. Цель – это то, чего Вы хотите достичь, изучая тему, к каким результатам надеетесь прийти. Если название исследования может быть сформулировано с учётом возможностей литературного языка, то цель должна быть написана протокольным языком. Например: неприемлемой считается ситуация, при которой название одно, а цель другая. В целом, студенту на протяжении исследования необходимо следить за взаимосвязью темы, объекта, предмета и цели работы, а их повторение и идентичное формулирование не приветствуется. Цель предопределяет выбор методов исследования.
Задачи локализуют цель работы, уточняя тот круг вопросов, которые студент ставит перед собой в данном исследовании. Традиционно задачи исследования должны соответствовать основным разделам содержания работы. Следует помнить, что правило «первая задача – первый параграф» не является аксиомой. Иногда решение одной задачи проходит сквозным образом через все главы, или, наоборот, один параграф содержит в себе решение нескольких задач. В то же время, студенту рекомендуется, формулировать задачи таким образом, чтобы их решение достигалось в рамках соответствующих параграфов. Для постановки задач целесообразно использовать следующие слова: изучить, выявить, проанализировать, установить, выяснить, показать, охарактеризовать, определить, локализовать и т.п.
Например:
Объектом исследования выступает процесс возникновения и распространения языческих представлений у славянских народов, его влияние на материальную и духовную жизнь наших предков. Предметом исследования служит дохристианское мировоззрение и его материальное выражение в языческих культах восточнославянских племен. Хронологические рамки исследования охватывают период с древнейших времен, т.к. невозможно точно определить с указанием века или тем более года время возникновения у славян четких представлений о природе и окружающем мире, и до конца X в., когда христианские ценности утверждаются у древних славян, в том числе, у восточных, благодаря деятельности князя Владимира. Цель исследования. На основе изучения обрядов, мест отведения культа и иерархии языческих богов создать целостную картину древних дохристианских верований восточных славян. Задачи исследования: - выявить как представляли себе окружающий мир древние славяне; - локализовать области расположения языческих святилищ; - выяснить общее и особенное в способах погребения различных восточнославянских племен; - охарактеризовать древнеславянский культ Солнца; - определить распространенность культа Перуна; - проанализировать иерархию языческого пантеона князя Владимира. |
Теоретическая (методологическая) основа исследования
Определение теоретической (методологической) основы курсовой работы или ВКР является наиболее сложным компонентом исследования. В настоящее время в гуманитарных науках наблюдается методологический плюрализм, т.е. каждый исследователь в силу своей мировоззренческой позиции волен придерживаться той или иной методологии и использовать всю совокупность средств исследовательской технологии, характерных для определенных методологических подходов. К числу таковых относятся: формационный, цивилизационный, культурологический, социокультурный, гендерный, антропологический, структуралистский и прочие. Если студент заявляет о своей приверженности к одному из них, то он обязан знать основные методы данного подхода, во введении коротко изложить их сущность и главное следовать им в изучении темы. Если студент в силу разных причин не определился со своим видением истории или находится в его поиске, он может сослаться на сложившиеся в отечественной или зарубежной историографии устойчивые теоретические представления об изучаемом им явлении, процессе и т.п. Как правило, подобные представления формируются в рамках исторических направлений, школ, в трудах видных историков. Например, исследования известного советского историка П.А. Зайончковского (1904-1983 гг.) заложили основы изучения правительственной политики России II пол.XIX – нач. XX вв., концепция, которая до сих пор является эталоном в анализе вышеуказанного периода для большинства современных историков. Студент обязан отметить в соответствующей части введения то или иное теоретическое представление, которым он собирается руководствоваться, обосновав свой выбор.
Вне зависимости от вышеизложенных «способов» определения теоретической части работы студенту следует помнить(но не обязательно фиксировать) и об общенаучных методах. Общенаучные методы применимы во всех науках, они рассчитаны на решение тех или иных задач, возникающих в познавательно-исследовательской деятельности. К общенаучным методам традиционно причисляют методы эмпирического уровня (наблюдение и измерение, описание и эксперимент), методы теоретического уровня исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, абстрагирование, моделирование и пр.). Кроме того, существуют универсальные методы собственно исторических исследований или специально-исторические методы. Причем они представляют не что-то особенное, а вмещают в себя то или иное сочетание общенаучных методов в зависимости от объекта исторического познания. К числу основных специально-исторических методов, признаваемых практически всеми историками, относятся: историко-генетический, историко-сравнительный и историко-типологический.
Наиболее распространенный метод – историко-генетический. Его применение подразумевает последовательное раскрытие свойств, функции и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Использование данного метода приводит к описательной форме выражения полученной информации и создаёт эмпирическую (фактологическую и пр.) базу исследования.
Историко-сравнительный метод дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений по сходству и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в историческом пространстве и времени. Логической основой историко-сравнительного метода является аналогия, а исследование переходит на теоретический уровень.
Историко-типологический метод позволяет выявить то единое, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального. Использование данного метода связано с тем, что в общественно-историческом развитии, с одной стороны, различаются, а с другой, тесно взаимосвязаны единичное, особенное, общее и всеобщее. Логической основой историко-типологического метода является типологизация, которая характеризует концептуальную основу исследования. Типологизация подразумевает разбиение/упорядочение совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы на основе присущих им общих признаков, создавая тем самым критерии исторического исследования, на основе которого делаются прогнозы.
При написании курсовой работы или ВКР студенту следует не абсолютизировать какой-либо из методов, а по возможности стремиться к их максимальному сочетанию, на основе общепризнанного принципа историзма. Принцип историзма требует от исследователя рассматривать явления и процессы с момента их возникновения в развитии, с учетом влияния на них различных обстоятельств в конкретно-исторической ситуации. Безусловно, существуют и другие принципы (объективности, аксиологический, системности и т.д.), но они носят избирательный характер и зависят от того или иного методологического подхода. Более подробную информацию о разных исследовательских технологиях, методологических установках смотри в книгах:
· Бочаров А. В. Алгоритмы использования основных научных методов в конкретно-историческом исследовании. Учеб. пособ. Томск, 2007
· Гуров Н.П. Эволюционный метод познания. Новосибирск, 2003;
· История и философия науки (Философия науки): Учеб. Пособие /Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Креняева, проф. Л.Е. Моториной. М., 2008;
· К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994;
· Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.,1987;
· Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991;
· Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб. пособ.для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во Академия, 2010.
· Табачков А.С. Интерпретация как способ познания исторического прошлого. Минск, 2007;
· Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.,2000;
Источниковая база
Источники – это главное сырье для работы историка. Источниковая база, ее наполнение являются важным показателем любого исторического исследования, в том числе, студенческих работ. Существует множество классификаций исторических источников. Мы рекомендуем придерживаться классификации подразделяющей все исторические источники на 7 основных типов:
- письменные;
- вещественные;
- этнографические;
- устные (фольклорные);
- лингвистические;
- фото-, кино-, видеодокументы;
- фонодокументы.
Кроме того, среди историков широко распространено простое деление источников на опубликованные (вышедшие в печати) и неопубликованные (рукописи, архивные материалы). Студентам в основном приходится иметь дело с письменными источниками, как правило, опубликованными. Классификация письменных источников является проблемой, которая решается исследователями по-разному. В настоящее время большинство историков признает видовую классификацию письменных источников и изменение корпуса такого рода источников в зависимости от исторического времени. Основные виды письменных источников:
- летописи;
- акты;
- литературные произведения;
- законодательство;
- массовые источники;
- делопроизводственные материалы;
- статистика;
- публицистика;
- периодическая печать;
- источники личного происхождения.
Определяя вид письменного источника, студенту следует помнить, что каждый вид в свою очередь может подразделяться на многочисленные подвиды.
Если количество источников, использованных в работе, достаточно велико (от 10 и более), то студент первоначально их классифицирует, а затем дает им краткую видовую характеристику (критику источников) по следующим компонентам: общие замечания о содержании источника, время его возникновения/публикации, место, имя автора или составителя, степень достоверности и точности, заключенной в источнике информации. Безусловно, не все источники могут быть оценены по указанным компонентам, но следует стремиться к максимально полной и исчерпывающей характеристике. Если количество источников в курсовой работе незначительно в силу определенной специфики исследования, студент ограничивается характеристикой конкретных источников.
Примеры характеристики источников:
«Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» охватывает события первых 20 лет правления Ивана IV (1533-1553 гг.). Это – официальная летопись, составленная в 1550-е годы и дошедшая в рукописях третьей четверти XVI в. Составителем или редактором ее был в конце 1550-х годов руководитель правительства А.Ф. Адашев, а также, возможно, к редакции летописи причастен и митрополит Макарий. Участие виднейших правительственных деятелей в подготовке летописи убеждает в том, что именно такова была официальная точка зрения на события 1547 г. в ближайшее к ним десятилетие. |
или
Для изучения социальной и, главным образом, бытовой истории донского казачества представляет интерес оригинальное по жанру сочинение жителя Верхне-Курмоярской станицы Е. Кательникова «Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице», написанное в 1818 г. на основе личных воспоминаний о жизни донского казачества последней трети XVIII в. и изданное Областным войска Донского статистическим комитетом в 1886 году. Однако необходимо отметить субъективный характер данного источника, поскольку в воспоминаниях сведения изложены с позиций преверженца казачьих традиций, патриотизма, что делает его тенденциозным по содержанию. |
В процессе написания данного раздела введения и особенно анализа и интерпретации источников при подготовке основной части курсовой работы или ВКР мы рекомендуем опираться на специальную историческую литературу:
· Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории: учебник /Под общей ред. А.Г. Голикова. М., 2008;
· Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М.: РГГУ. 1998;
· Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др. Под ред. А. К. Соколов. М.: Высшая школа, 2004;
· Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986;
· Русина Ю. А. История и теория источниковедения. Екатеринбург, 2001;
· Никулин П.Ф. Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв. Учебное пособие. Часть I. Теория и методология источниковедения. Классификация исторических источников. М.: РУДН. 2003;
· Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975;
· Шмидт С.О. О классификации исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1985. Вып. XVI.
Апробация работы
Этот компонент введения пишется, если студент выполнил работу с привлечением материала ранее использованного в виде доклада на студенческой научной конференции ТГПИ имени А. П. Чехова или других вузов, студенческой олимпиаде, в тезисах, представленных на научно-теоретических конференциях областного или всероссийского уровня. Следует обязательно указать тему доклада или тезисов, полные выходные данные сборников, где они опубликованы, полное название конференции, олимпиады или конкурса.
Структура работы.
В данном компоненте кратко обосновывается и аннотируется содержание работы. Например, «Структура курсовой работы (ВКР) обусловлена целью и задачами, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает в себя введение, …. главы, ….. параграфа, заключение, список используемых источников и литературы, приложения».
Разделы (главы) работы
Основная часть работы делится на разделы (главы) и подразделы (параграфы). Их количество в курсовой работе или ВКР зависит от цели, задач и содержания работы. Все части работы должны быть тесно связаны между собой таким образом, чтобы при переходе от одной части (главы) к другой текст был последовательным, логичным, без явных смысловых разрывов (рекомендуется наличие как минимум двух глав, как правило, состоящих из 2-3 параграфов). В конце каждой главы или параграфа необходимо делать краткие выводы из изложенного там материала с тем, чтобы содержание текста в одной части работы согласовывалось с предыдущей и подготавливало переход к последующему разделу.
(!)Рекомендуется, чтобы все главы и параграфы были, примерно, соразмерны друг к другу как по структуре деления, так и по объему.
Заключение
В кратком заключении (3-5 страниц) студент, исходя из поставленных задач, проведенного им анализа, обобщает содержание всей работы. Для этого обычно суммируют, но не механически (!), сделанные теоретические выводы по каждой главе (параграфу). Выводы должны соответствовать поставленным во введении цели и задачам. Они подтверждают результативность проведенного исследования. Необходимо помнить, что по содержанию выводов во многом оценивается вся работа. Как правило, заключение завершается указанием на возможные перспективы дальнейшего исследования темы.