Работа с актерами над созданием сценических образов

Искусство актера – это искусство создания сценических образов. Исполняя определенную роль в одном из видов сценического искусства (драматическом, оперном, балетном, эстрадном и т.д.), актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле, эстрадном номере и т.п. На сцене надо не «говорить», не «изображать», не «показывать», а надо действовать органично, быть убедительным и искренним. Сыграть роль — это значит создать на сцене живой и яркий характер человека и через его поступки, его мысли и чувства, его судьбу передать определенное отношение к жизни, выразить мысли, заключенные в пьесе. Отсюда и возникают те задачи, которые стоят перед актером в работе над созданием сценического образа. Во-первых, он должен представить образ своего героя: понять его внутренний мир, увидеть то, что является наиболее важным, типичным для его характера. А во-вторых - и это самое трудное — актеру надо сблизиться со своим героем, зажить его мыслями и чувствами или, как говорил М Щепкин, «влезть в кожу» его.

Материалом для создания этого образа служат собственные природные данные актера: хорошая речь, пластичность, ритмичность, эмоциональность, воображение, память и др.

Создавая сценический образ своего героя, актер, с одной стороны, раскрывает его духовный мир, выражая это через поступки, действия, слова, мысли и переживания, а с другой – передает с той или иной степенью достоверности (или театральной условности) манеру поведения и внешность.

Когда мы говорим об актерском творчестве, мы имеем в виду, что его питают два, находящиеся в неразрывном единстве, источника: жизнь – с ее богатством и многообразием, и – внутренний мир художника, его личность.

Необходимо отметить, что кроме индивидуальных качеств актера большую роль в его становлении играют различные театральные системы, которых многовековая актерская практика выработала достаточно много.

Актер призван воплотить на сцене синтез авторского и режиссерского замыслов; выявить художественный смысл драматургического произведения, обогатив его собственной трактовкой, исходя из своего жизненного опыта, своих наблюдений, своих размышлений и, наконец, собственной творческой индивидуальности.

Надо помнить о том, что режиссура есть человековедение, ибо орудие ее человек. С чего начинать когда уже есть коллектив? Не объяснять, не убеждать, а увлечь, заразить, взволновать.

Каждый актёрдолжен подойти к созданию характера своего героя объективно. На этом этапе совместного творчества не надо жалеть ни времени, ни сил. При этом увлекать не тем, как это будет выглядеть, а тем, что мы будем выражать в спектакле.

Но в пьесе режиссер имеет только текст, слова персонажей. Он должен помочь актеру увидеть ту жизнь, которая отражена в этой пьесе, которая лежит за текстом, увидеть время, людей, эпоху. При этом режиссер не должен рассказывать об эпохе, а стремиться все это сделать ощутимым. Одним словом, имея пьесу, режиссер должен уметь сделать из нее роман. Увлекать актера - исполнителя надо только с позиций жизни.

Именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств ребёнка, переживаний и эмоциональных открытий его, способ приобщения к духовному богатству. В результате маленький актёр познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Работа с учащимися театрального отделения в спектакле « Все мальчишки – дураки! или И вот однажды!» шла поэтапно. К этой работе я отнеслась с особенным подходом, ведь актёры в спектакле – дети.

Первым шагам к осуществлению постановки спектакля на сцене я составила план вопросов.Первый вопрос, который я задала своим воспитанникам: "О чем будем ставить этот спектакль? О дружбе, любви, одиночестве, справедливости, или о добрых детских воспоминаниях?". Как называется спектакль? Как зовут главного героя спектакля? Как зовут друзей главного героя, и есть ли у него недруги? С кем бы вы хотели дружить?

Какой поступок главного героя вам понравился (не понравился)? Кого было жалко? Как бы вы поступил в аналогичном случае? Учитывать мнение будущего артиста очень важно. После этого по всем правилам системы К.С. Станиславского прошёл процесс застольного периода. Ребята должны были прочесть материал по ролям для того, что бы понять и осознать пьесу.Далее я попросила ребят изобразить каждого персонажа сказки в цветном рисунке и рассказать о нём. Сцены из спектакля выстраивались в виде игры. Игровой спектакль насыщен играми, юмором, что позволяет быть детям самими собой.

Игры – превращения, они направлены на расслабление мышечного аппарата, ребёнок должен подготовить своё тело к работе: снять мышечные зажимы,оживить свою фантазию и воображение, произвольно уметь расслаблять и напрягать мышцы, это является основой системы К.С.Станиславского. Для осуществления своей постановки я выбрала игры-упражнения «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики» они помогли раскрепостить детей и придали уверенности в действенных сценах: «Писатель Пумпочкин и Грабительница колбасятся».Затем мы перешли к основному этапу: разбор сцен из спектакля. С помощью работы этюдным методом я с лёгкостью определила и зафиксировала мизансцены. Размещение маленьких актёров на сцене смотрелось очень выигрышно.

Театральные этюды помогли развить детское воображение, обучить детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Темы этюдов были выбраны из сцен спектакля, например, первая сцена начинается в полумраке и символизирует подготовку ко сну, поэтому актеру, игравшему Пумпочкина, нужно было самостоятельно погрузиться в состояние сонного человека, вспомнить все действия как внешние, так и внутренние.Вторым примером можно предложить сцену в школе. Ребята долго не могли сыграть состояние, когда классный урок меняется переменой. И я предложила им погрузиться в ту динамику школьной жизни и пронаблюдать действие каждого ученика, что бы выбрать для себя тот образ, который более насыщен динамикой и органикой.

В процессе работы над постановкой спектакля важную роль средства выразительности играет атмосфера. Я попыталась создать атмосферу радости, добра и творчества. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Огромную роль здесь играет музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают обыкновенный зал в чудесную сказку. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ребенок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они, несомненно, есть и должны развиваться. Перед началом спектакля я обратилась к зрителям, сидящим в зале, и напомнила, что артисты делают первые шаги в театральном деле, очень волнуются, переживают и нуждаются в творческой поддержке, которую можно выразить улыбками, аплодисментами, криками «Браво!», «Бис!». Начался спектакль с массового этюда «Детство», который сопровождался задорной энергичной музыкой, которая дала праздничный настрой залу и собрала внимание публики.

Закончился спектакль представлением артистов, которые выходили на поклон и выстраивались перед зрителями;торжественно объявляя: «В роли Писателя Пумпочкина выступал... Очаровательная Грабительница...Дети выходили, кланялись, принимали аплодисменты и возвращались на свои места.

Я считаю,что в организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия. Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям. Спектакль, театральная постановка дают возможность ребенку почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет. При этом он понимает, что театр — это, прежде всего, труд всего коллектива, путь к спектаклю лежит через совместное усердие и старание.

Сценография спектакля

Сценография – это декорации, костюмы, грим, свет – все, что задает художник-постановщик, то есть пространственная определенность среды. Сценография – это и пластические возможности актерского состава, без чего невозможна пространственная композиция театрального произведения (актер есть модуль этого пространства, он его задает и определяет; даже если актера в данный момент нет на сцене, все равно зритель знает, каким он должен быть в данной среде). Кроме того, сценография представляет собой то, что режиссер выстраивает в мизансценический рисунок: это технические возможности сцены и архитектурнаязаданность пространства. В театре, как ни в каком другом виде искусства, играют важную роль техника, технические возможности сцены, которые должны отвечать динамике человеческого тела. А также важна роль архитектурной определенности театрального здания, в первую очередь – топография сцены, интерьерные и экстерьерные данные. Ключевую роль в создании пространственного решения спектакля играет режиссер. Он определяет основные задачи сценического произведения, задает параметры пространственной определенности. И если театрального художника волновали всегда в основном вопросы раскрытия содержания произведения через художественное оформление, то режиссера – сценография спектакля в ее полном охвате всей совокупности пространственного решения. И это вполне объяснимо, так как главную нагрузку в визуальной значимости театрального образа несет актер через создание мизансценического рисунка спектакля. Именно мизансценирование является главной профессиональной задачей режиссера. Но следует заметить, что иногда пространственное решение спектакля, предложенное художником, или определенный технический прием определяют все решение сценического произведения. А главное – то, что все эти профессионально определяемые моменты (такие как мизансценирование, художественное решение пространства и техническая определенность) настолько тесно переплетаются, что роль каждого из них трудно определима. Сценография включает в себя синкретизм театрального искусства, в результате чего возможно синтезирование пространственных форм творчества. Она развивается благодаря использованию всей совокупности материала пространственных видов искусства, основанного на закономерности визуального эстетического восприятия. В то же время сценографическая образность строится и во многом определяется достижениями, уровнем развития отдельных пространственных искусств. Развитие «простых» видов искусства, в которых доминирует отдельный вид пространственного вида материала, является для сценографии своеобразным «лабораторным экспериментом», в результате которого проверяется одна из его граней. Поэтому театральные художники и режиссеры в своих поисках зачастую используют приемы пространственных видов искусства: живописи, графики, архитектуры и т.д.

При создании декораций для спектакля «Все мальчишки - дураки! или И вот однажды!» Учитывалась тема и идея постановочного материала. При виде декорационного оформления сразу прочитывалось сквозное действие спектакля: Кулисы сцены были украшены разноцветными шарами, формой напоминающих мультипликационных героев. На авансцене размещались две ширмы, с помощью которых техническая группа изменяла место действий, перекидывая заранее приготовленные шаблоны. На заднике располагалось полотно в виде забора из карандашей с надписью «Все мОльчишкидурОки!

Падуга украшалась транспарантом с надписью «Приказ очень важной главности! Всем взрослым – вспомнить, как они были маленькими».

Планшет украшали нарисованные мелом игры, классики и смешные рожицы.

Наши рекомендации