Световое оформление спектакля

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления. Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Спектакли, оформленные объемными декорациями, требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения. Театральные осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом рассеяния света. В зависимости от расположения осветительное оборудование театральной сцены делится на следующие основные виды:

1) Аппаратура верхнего света, к которой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

2) Аппаратура горизонтального освещения, служащая для освещения театральных горизонтов.

3) Аппаратура бокового освещения, к которой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

4) Аппаратура выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в различных частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа.

5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости от требований).

6) Различные специальные осветительные и проекционные приборы. В театре часто применяются также разнообразные осветительные приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы, свечи, фонари, костры, факелы), изготовляемые по эскизам художника, оформляющего спектакль. В художественных целях (воспроизведение на сцене реальной природы и др.) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или пленочные. Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются:

а) путем постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета светофильтров, на приборы с др. цветами;

б) сложением цветов нескольких, одновременно действующих приборов;

в) сменой светофильтров в осветительных приборах.

Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С ее помощью создаются различные динамичные проекционные эффекты (облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.) или статичные изображения, заменяющие живописные детали декорационного оформления (так называемые светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль света в спектакле и обогащает его художественные возможности. Иногда применяется также и кинопроекция. Свет может быть полноценным художественным компонентом спектакля лишь при наличии гибкой системы централизованного управления им. С этой целью электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии, относящиеся к отдельным осветительным устройствам или аппаратам и отдельным цветам установленных светофильтров. На современной сцене бывает до 200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать, выключать и изменять световой поток, как в каждой отдельной линии, так и в любой комбинации их.

Разрабатывая световое решение спектакля, я долго думала, как с помощью света показать зрителю волшебные превращения и применила световую проекцию в виде разноцветных геометрических фигур. Создать атмосферу сна, мне помогли светодиодные декоративные лампы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или, наоборот, угасать, зависит от того, как растить ребенка.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.Как театральный руководитель и учительтеатральных дисциплин, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – театральное искусство. Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперед.

Ребенок, испытывающий эмоциональную нагрузку на сцене - благо. Он волей–неволей задумывается о вопросах добра и зла, о взаимоотношениях между людьми, об ответственности, о прекрасном и т. д. Я думаю, участие в коллективном творческом деле, имеющем результат, раскроет способности и возможности человека в обществе. Постановка спектаклей к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев годовых праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь театральным искусством, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. Кроме того, участие учеников в работе над спектаклем способствует развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора.

Проделанный мной дипломный проект призван расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, поскольку именно детская театральная игра закладывает фундамент творческой личности, закрепляют нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Театр, в котором играют дети – один из самых демократичных и доступных видов искусства. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики.Именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.После премьеры спектакля я поняла –формула успеха заключается во взаимной любви детей и педагога, понимания и поддержки и совместным увлечением любимым делом. Мои попытки окунуться в детство вместе со своими воспитанниками не прошли не замеченными. Та, взаимная любовь и доверие с которым маленькие актёры перевоплощались на сцене выплеснула в зрительный зал мощный поток положительной энергии, которая заворожила зрителей и никого не оставила равнодушным. Служить театру нужно учиться у детей, они искренно верят в добро и чудеса.

Эта положительная энергия влияет как на взрослых, так и на детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъемом и воодушевлением. Ведь “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Наши рекомендации