Прочитать стихотворение, найти обстоятельства, указать их вид
Лес осенью
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень. (А, Твардовский)
IV. Обобщающая беседа по изученному материалу о второстепенных членах предложения.Составление таблицы «Как определить второстепенный член предложения»
Последователь-ность действий | Члены предложения | ||
Определение | Дополнение | Обстоятельство | |
Установить, от какого слова зависит | От существительного | От глагола или прилагательного | |
Выяснить, что обозначает | Признак предмета (лица) | Предмет, с которым связано действие или признак | Как или при каких обстоятельствах совершается действие или проявляется признак |
Найти, на какой вопрос отвечает | Какой? | Вопросы косвенных падежей | Как? когда? Как долго? Где? Куда? откуда? Почему? зачем? |
Определить, чем выражен | Чаще всего прилагательным | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже | Чаще всего наречием; существительным в косвенном падеже с предлогом |
Итог урока. Устно систематизируйте свои знания о членах предложения, используя таблицу. Приведите свои примеры.
Члены предложения | |||||
Вопросы | Главные | Второстепенные | |||
Подлежащее | Сказуе- мое | Дополне- ние | Опреде- ление | Обстоя-тельство | |
1. Что обозначает? | |||||
2. На какие вопросы отвечает? | |||||
3. Какие виды по строению? | |||||
4. Чем выражается? |
Д. з.Упр. 459, ЗСП 14, § 59.
Тема: Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели урока: Подготовить учащихся к диктанту; систематизировать изученный материал.
Ход урока.
I. Рассказ по упр. 459.
II. ЗСП 14.
III. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выразительно прочитайте текст.
С добрым утром!
Задр.. мали звёзды з..лотые
Задр..жало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись со..ные берёзки
Растр..пали ш..лковые косы.
Ш..лестят з..лёные серё..ки
И горят серебря..ые росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
С добрым утром!
Есенин С.
Выпишите три слова с различными орфограммами, обозначьте их графически.
IV. Выполнение невыполненных упражненийпоследних параграфов.
V. Записать предложения, выделить грамматическую основу и второстепенные члены предложения.(Работа у доски)Мишка встал и ощупью в потёмках добрался до окна. (М. Шолохов) Язык до Киева доведёт. (Посл.) Горы блестели на восходящем солнце своими вершинами. (Л. Толстой) Солнце сияло (А. Пушкин) С холодным и безнадёжным отчаянием глядел я на приподнятые оглобли своего тарантаса (И. Тургенев). Скажите мне какую-нибудь новость (И. Тургенев) Сквозь опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи. (А. Чехов) Второй урок по словесности был в пятом классе. (А. Чехов) Тот купол снесло тяжёлым снарядом или бомбой с самолёта. (М. Шолохов) Никто не находил ничего особенного в этом стройном загорелом парне в морском ворсистом пиджаке. (Д. Гранин)
VI. Тест.
VII. Д. з.Тест.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема: Контрольный диктант с дополнительными заданиями по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели урока: 1. Проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся. 2. Проверить умение находить и выделять второстепенные члены предложения.
Ход урока
I. Контрольный диктант
Вы умеете читать небесную книгу?
Слова в обычной книге составляются из букв, а звёзды в небе образуют разные созвездия.
Моряки по звёздной книге находят дорогу в необъятном море.
По облакам мы узнаём погоду. Вот по синему морю протянулись белые волокна. Они обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг появляются на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.
И птицы могут о многом рассказать. В чистом небе летают ласточки и предвещают хорошую погоду. Прилёт грачей означает наступление весны.
Мы читаем небесную книгу, и удивительные вещи открываются нам.
(87 слов)
II. Задания:
1)Озаглавьте текст диктанта,
2)Подчеркните то место в тексте, где выражена его главная мысль.
3)Подчеркните определение, дополнение, обстоятельство (любые), напишите, чем они выражены.
4)Выпишите три слова с различными орфограммами, обозначьте их графически.
III. Д. з. Тест или лингвистическое сочинение«Что я знаю о второстепенных членах предложения».
Тема: Анализ контрольного диктанта.
Цели урока: Систематизировать ошибки, помочь учащимся индивидуально пробелы.
Ход урока
I. Орфографические ошибки
II. Пунктуационные ошибки
III. Индивидуальные задания –тесты.
IV. Д. з. Тест.
Тема: Однородные члены предложения 2 часа.
Цели уроков: 1. Дать понятие однородных членов предложения. 2. Сформировать умение находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.Чтение сочинений желающим, их оценка
II. Словарный диктант. Цель: сегодня на уроке мы проверим ваше умение соотносить значение, структуру и правописание слов.
Спортивная ходьба, напряжённый труд, остановиться впереди, медленно бежать, спускаются вниз, поразительный поступок, ослепительный шёлк, торчит вверху, повернёшься направо, рекордная нагрузка, активный болельщик, справа от дач, непреодолимое желание, наслаждаться победой.
III. Изучение темы.
- Наблюдение (с. 154) нал предложениями и беседа по вопросам.
- Работа над определением однородных членов (с. 154)
О.ч. 1
3. Нахождение однородных членов в предложениях и работа над интонацией перечисления (упр. 460)
4. Наблюдения над схемами (с. 155)
IV. Закрепление темы.
1. Выполнение упр. 461 – 470.
2. Словарный диктант с самопроверкой упр. 472. Цель: обучить самопроверке и сформировать умение анализировать орфографическую проблему.
VI. Итог урока.Расскажите, что узнали об однородных членах предложения:
1) Какие члены предложения называются однородными? Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения.
2) Какие члены предложения могут быть однородными? Все.
3) Какие знаки ставятся между однородными членами предложения? Запятая перед а, но и перед и не ставится.
4) Записать предложения, расставить знаки, построить схемы: Без конца протянулась равнина и краями ушла в небеса. (К. Бальмонт) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. (А. Апухтин) Тропа поднималась по лесистому холму и торопливо убегала вниз. (Г. Корольков) Во всех лесах, садах, парках поют весной птицы. (Г. Корольков) По земле пробежал солнечный лучик, искупался в холодной речке, прокатился по крыше дома и заглянул в окошко. (Г. Демыкина) На припёке горячо и сладко пахли травы, цветы, крапива. (И. Бунин) Зимой солнце светит, но не греет.