Годовая контрольная работа
Вариант 1
Узкими горными тропинками, от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперёд. За собакой шёл двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтём свёрнутый ковёр для акробатических упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плёлся старший член труппы – дедушка Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине. Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс и галоп «Путешествие в Китай». (А. И. Куприн)
8) Озаглавьте текст.
9) Определить, в каком времени употреблены все глаголы в этом тексте.
10) Выписать имя существительное (с. 244), прилагательное (271) и глагол (209) , сделать их морфологические разборы.
11) Сделать фонетический разбор слова посёлка.
12) Разделить на морфемы слова: горными, пробиралась, немецкий (Разбор по составу).
13) Образовать от прилагательного известный все формы сравнительной и превосходной степени сравнения.
14) Образовать от прилагательногоизвестныйвсе формы краткого прилагательного
Годовая контрольная работа
Вариант 2
С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они сияют на солнце, переливаются разноцветными огоньками. Кажется, что не вода холодная капает, а летят горячие солнечные брызги.
Воробьи искупались в этих брызгах и радостно заголосили. Белый петух напился из солнечной лужицы и весело тряхнул гребнем.
Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я смахнуть её рукавом и вдруг остановился. Я смотрел сквозь каплю, и весь мир вокруг меня сиял, сверкал и трепетал радужными огнями.
И небо, и землю, и снежные поля осветила и зажгла крохотная солнечная капля.
Э Шим.
1) Озаглавьте текст.
2) Определить, в каком времени употреблены все глаголы в этом тексте.
3) Выписать имя существительное (с. 244), прилагательное (271) и глагол (209), сделать их морфологический разбор.
4) Сделать фонетический разбор слова лужицы.
5) Разделить на морфемы слова выбежал, лужицы, снежные. (Разбор по составу).
6) Образовать от прилагательногохолодныйвсе формы сравнительной и превосходной степени сравнения.
7) Образовать от прилагательногорадостный все формы краткого прилагательного.
202 урок | Рр Обобщение по теме «Строение текста» |
Цели урока: 1.Повторить и обобщить всё изученное пот теме «Речь».
2. Сформировать умение использовать речеведческие термины.
3. Сформировать умение анализировать тексты разных типов речи и создавать свои тексты.
Ход урока.
Ι. Беседа по вопросам.
1.Что такое речь? Какие условия необходимы для речевого общения? Стр. 7: Речь – это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми. Условия:
1) чтобы было по крайней мере 2 человека: говорящий и слушающий;
2) Чтобы человек испытывал потребность что-то сказать другому.
3) чтобы говорящий и слушающий владели одним и тем же языком.
2. Чем отличается устная речь от письменной?Устную речь передают при помощи звуков, а воспринимают слухом. Письменную речь передают при помощи букв, а воспринимают зрением.
- Монологическая от диалогической?Если говорит один человек, а все остальные слушают, то такая речь называется монологической. Если говорят оба собеседника попеременно (например, один спрашивает, другой отвечает), то такая речь называется диалогической).
- Что изучает стилистика?Стили речи, их зависимость от речевой ситуации.
- В какой речевой ситуацией мы пользуемся разговорной речью?В непринуждённых беседах знакомых людей обычно в домашней, неофициальной обстановке. (1 – 1, н/о – неоф. обстановка).
- Художественной? Художественную речь используют, если нужно нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства (задача речи – воздействовать) 1- много, о/о (официальная обстановка), воздействие.
- Научно-деловой? Используют в том случае, если нужно сообщить информацию, объяснить что-либо (задача речи – сообщение). 1 – много, о/о, сообщение)
- Что такое описание?Описывать м. место, предметы, состояния. В описании говорится о признаках предмета. Сообщение о признаках является «новым», основной информацией.
- Повествование? В повествовании говорится о следующих друг за другом действиях.
- Рассуждение?С. 181: о причинах свойств или явлений. Нельзя сфотографировать.
- Выпишите речеведческие термины, в которых возможны варианты произношения и (или) ударения, сделайте соответствующие пометы. Произнесите вслух правильно. Аргументы, диалог
- Проанализируйте текст: определите тему, основную мысль (идею), тип и стиль речи.Какие слова употреблены Набоковым в миниатюре «Гроза» в переносном значении, к каким в тексте есть синонимы, какие слова звуковым составом помогают изобразить грозу?
Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летело по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шёл дождь. Я вдыхал неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.
- Проанализируйте текст: определите тему, основную мысль (идею), тип и стиль речи.
Гроза – атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии. Электрические разряды между облаком и земной поверхностью сопровождаются громом.
Их Большого энциклопедического словаря
- Проанализируйте текст: определите тему, основную мысль (идею), тип и стиль речи, средства выразительности.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. Тютчев
- Д. з. Напишите небольшие тексты разных типов речи.
203 урок | Итоговый урок |
Тестовые задания.