Систематический курс русского языка
Рабочая программа
Русский язык. 5 класс А.
Срок реализации данной программы – 2010 – 2011 учебный год.
Данная учебная программа составлена на основе
Программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. Капинос, С. И. Львов, Г. А. Богданова, В. В. Львов. Допущено Министерством образования и науки РФ. «Просвещение», 2009 г.
И «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому (родному) языку».
Учитель Глазина Елена Александровна.
Пояснительная записка.
Учебно-методический комплект, созданный под руководством М. М. Разумовской удостоен Премии Правительства РФ в области науки и образования за год как научное достижение, имеющее большое значение теории, методики и практики обучения.
Оригинальная авторская программа соответствует обязательному минимуму содержания образования. Программа основана на современной методической системе.
Языковой и речевой материал подаётся здесь в органическом единстве.
Особенностью изучения русского языка школьниками являются 2 этапа: этап углублённого повторения изученного в 5-м классе и основной этап, построенный в соответствии с линейно-системным принципом.
Нетрадиционно авторы излагают теоретический материал: определения и правила представлены в виде образцов рассуждений и лингвистических рассказов, то есть учебник ориентирует на понимание и освоение материала, а не на механическое заучивание.
Методический аппарат учебников содержит задания двух уровней сложности, что позволяет учителю вариативно подходить к построению уроков, в зависимости от степени подготовки класса и отдельных учеников.
При этом изучение наиболее сложных тем курса планируется в начале учебного года с тем, чтобы учащиеся глубже усвоили их.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие и воспитаниешкольника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
· овладениерусским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
· освоение знанийо русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
· формирование способностиопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
· приобретение компетентностив сфере русского языка и речевого общения:
o речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
o языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;
o социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.
Календарно-тематический план
(204 часа, 6 уроков в неделю)
На 2010 – 2011 учебный год
I четверть 54 (- 11 рр)
II четверть 42 (- 9 рр)
III четверть 60 (- 10 рр)
IV четверть 48 (- 13 рр)
№ п/п | Тема | Кол- во ча- сов | Да- ты | Да- но | Примечание |
I четверть 54 (- 11)
1. | Знакомство с учебником | 2, 2.09 | |||
2. | Зачем человеку нужен язык | 4.09 | |||
3. | Что мы знаем о языке. | 5.09 | |||
4. |
| 6.09 | |||
5. |
| 8.09 |
Повторение изученного в начальных классах
Фонетика. Графика
6. | Звуки и буквы. Алфавит. | 8.09 | |||
7. | Что обозначают буквы е, ё, я, ю. | 9.09 | |||
8. | Фонетический разбор слова. | 11.09 | |||
9. | Повторение. Тестирование. | 12.09 | |||
10. | Ø Контрольная работа. | 13.09 |
Текст
11. |
| 15.09 | |||
12. |
| 15.09 | |||
13. |
| 16.09 |
Письмо, орфография.
14. | Зачем людям письмо? | 18.09 | |||
15. | Орфография. Нужны ли правила? | 19.09 | |||
16. | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков. | 20.09 | |||
17-18. | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | 22, 22.09 | |||
19. | Сочетания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. | 23.09 | |||
20. | Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. | 25.09 | |||
21-22 | Разделительные Ь и Ъ знаки | 26. 27.09 | |||
23. | Не с глаголами. | 29.09 | |||
24. | Написание -тся, -ться в глаголах. | 29.09 | |||
25. | Повторение | 30.09 | |||
26-27 | Ø Контрольный диктант и его анализ | 2, 3.10 |
Строение слова
28-29 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. | 4, 6.10 | |||
30-31 | Как образуются формы слова. | 6, 7.10 |
Слово как часть речи
32. | Слово как часть речи. | 08.10 | |||
33-34 | Самостоятельные части речи. | 08, 09.10 | |||
35-37 |
| 11.10 12.10 14.10. | |||
38-39 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | 15-15.10 | |||
40-41 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | 16-18.10 | |||
42. | Повторение. | 19.10 | |||
43. | Ø Контрольная работа. | 21.10 | |||
44. |
| 22.10 | |||
45-46 |
| 22, 23.10 |
Систематический курс русского языка.
Фонетика. Орфоэпия.
47. | Что изучает фонетика | 25. 10. | |||
48. | Звуки гласные и согласные | 26.10 | |||
49. | Слог, ударение | 28.10 | |||
50. | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | 29.10 | |||
51. | Произношение согласных звуков. | 29.10 | |||
52. | Орфоэпический разбор слова. | 08.10 | |||
53. | Повторение. | 09.11 | |||
54. | Ø Самостоятельная работа по теме. | 11.11 | |||
Итого | Контрольных работ | ||||
Рр |
II четверть 42 (- 9 рр)