Контрольная работа по теме «Слово как часть речи»
Вариант II
Задание 1. Найдите в «Толковом словарике учебника слово по его лексическому значению: «речь одного человека, обращённая к самому себе, к зрителям, слушателям»
Выпишите целиком без ошибок словарную статью. Составьте предложение с найденным словом.
Задание 2. Назовите служебные части речи.
В скобках после названия каждой части речи приведите по три примера.
Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по группам: 1) проверяемые гласные; 2) непроверяемые гласные в корне слова:
Ср…жение, др…знить, вообр…зить, изд…лека, л…нейка, к…пуста.
Задание 4. Расставьте ударение в словах, обозначьте звуки на месте подчёркнутых букв: повторит, не жил, шоссе, яичница, тире.
Задание 5. Записать одно из правил правописания существительных, проиллюстрировать его примерами.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок 45
Тема: Рр. Текст (продолжение) От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.
Цели урока: 1. Установить различные смысловые отношения между предложениями и зависимую от них последовательность предложений в тексте.
2. Объяснить, что порядок расположения в тексте зависимых предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые отношения (связи) между ними.
Ход урока
1. Наблюдение над последовательностью предложений в тексте (с. 53 0 54 § 25) и смысловыми отношениями между предложениями
1) упр. 157.
2) упр. 158.
3) Упр. 159..
4) Сравнение текстов Карточка с текстом 1: Отчего так опустело небо? Нет в нём острокрылых ласточек. Пустыми остались скворечники. Лесные птицы тоже собираются в предотлётные стаи.
Вопросы и задания.
1) Прочитать запись.
2) Из каких элементов состоит этот текст? Прочитайте их, обозначьте их границы чёрточками.
3) Почему именно на такие отрезки разделён текст?
4) Можно ли разделить текст по-другому? Почему нельзя?
5) Сравните интонацию, с которой произносится каждое предложение.
6) Каким графическим средством на письме обозначается завершённость каждого отрезка (предложения)?
Вывод учителя:текст делится на отдельные смысловые отрезки, обладающие смысловым значением и особой интонацией, а на письме они обозначаются знаками препинания.
Карточка с текстом 2.Отчего так опустело небо? Нет в нём острокрылых ласточек, стрижей, полевых жаворонков. И скворцы заторопились в тёплые края, поэтому пустыми остались уютные скворечники. Лесные птицы тоже собрались в предотлётные стаи, чтобы отправиться в далёкий путь.
Вопросы и задания.
1. Прочитайте текст. Назовите в нём смысловые отрезки. Обозначьте границы смысловых отрезков чёрточками.
2.Чем второй текст отличается от первого?
3.Прочитайте те отрезки предложений, которые вносят новый смысл в предложения.
4.Найдите в тексте отрезки предложений, равные слову, словосочетанию, простому предложению.
5.Где располагаются отрезки в предложениях?
6.Выразительно прочитайте второй текст, сравните интонацию смысловых отрезков. Как произносятся эти смысловые отрезки в предложениях?
7.Как смысловые отрезки предложений обозначаются на письме?
Вывод учителя:в предложениях есть отрезки, имеющие дополнительный смысл и особу. Интонацию, а на письме они обозначаются знаками препинания. Смысловой отрезок текста равен предложению. Смысловой отрезок предложения может быть равен слову, словосочетанию, ряду слов, предложению.
Текст 3.
Прочитайте текст.
Найдите в нём смысловые отрезки текста и предложения.
Обозначьте границы смысловых отрезков текста чёрточками, границы смысловых отрезков предложения волнистой линией.
Осьминожек…
Завёл я маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался. Посадил я осьминожка в банку от варененья, а банку поставил на стол. Так и жил у меня в банке осьминожек. Я что-нибудь делаю, а он за камушком притаится и за мной подглядывает. Камушек серый, и осьминожек серый. Солнцем его осветит – жёлтым станет. Это он так маскируется.
По Г. Снегтрёву
Текст 4
Запишите текст, дополнив его смысловыми отрезками, данными в материалах для справок.
На предрассветном небе ещё не погасли звёзды. Подул утренний ветерок. Звонко запели птицы. Из-за леса выкатился огненный шар. Все веточки потянулись к солнцу.
Материал для справок: травинки; а на востоке уже заалело; приветствуя зарю; и тихо-тихо закачались деревья.
Итог урока. Исправьте допущенные ошибки в определении границ предложений.
Хорош лес в осенние ясные дни! В пурпурный и жёлтый цвет окрашена листва цветным ковром. Расстилаются под деревьями опавшие листья тут и там видны. Под ними красноватые шляпки поздних грибов ещё цветут. Кое-где запоздалые лесные цветы.
Текст 5
Исправьте допущенные ошибки в определении границ предложений.
Хорош лес в осенние ясные дни! В пурпурный и жёлтый цвет окрашена листва цветным ковром. Расстилаются под деревьями опавшие листья тут и там видны. Под ними красноватые шляпки поздних грибов ещё цветут. Кое-где запоздалые лесные цветы.
Д. з. § 25, упр. 160.
Текст 1
Отчего так опустело небо? Нет в нём острокрылых ласточек. Пустыми остались скворечники. Лесные птицы тоже собираются в предотлётные стаи.
Текст 2
Отчего так опустело небо? Нет в нём острокрылых ласточек, стрижей, полевых жаворонков. И скворцы заторопились в тёплые края, поэтому пустыми остались уютные скворечники. Лесные птицы тоже собрались в предотлётные стаи, чтобы отправиться в далёкий путь.
Текст 3.
Прочитайте текст.