Упражнение 42. Двойная спираль
Заземлитесь и центрируйтесь. Визуализируйте двойную спираль. Разглядев ее достаточно ясно, увеличьте картинку, пока не окажетесь внутри спирали, и тогда начинайте двигаться по ней внутрь против часовой стрелки. Она превращается в лабиринт сначала из высоких подстриженных кустов, затем из каменных стен; ее бесконечные повороты — путь к некой тайне. Пока вы идете по спирали, мир кругом растворяется. Вот вы оказываетесь в центре спирали, где жизнь и смерть – одно. Сердце лабиринта ярко сияет — это Полярная Звезда, а линии его — Млечный Путь, мириады звезд, медленно вращающихся вокруг неподвижной центральной точки. Сейчас вы в Спиральном Замке, что позади Северного ветра. Исследуйте его в воображении. Посмотрите, кого вам удастся увидеть, что узнать. Вы в лоне богини, свободно плывете в пространстве. Почувствуйте, как вас сдавливает и толкает вперед, наружу по виткам спирали, которые теперь стали родовыми путями возрождения. Двигайтесь по часовой стрелке по двойной спирали своей ДНК. Она становится вихрем — летите вместе с ним. Пусть она станет вьющимся усиком растения, кристаллом, раковиной, несущимся по орбите электроном. Время — это спираль; циклы постоянно повторяют сами себя, но все же движутся вперед. Спираль — базовая энергетическая структура. Когда будете возвращаться, пусть она вернется к маленькой абстрактной символической форме. Поблагодарите ее и дайте исчезнуть.
* * *
Напутствие в начале этой главы отражает то, как мы в Ремесле понимаем Богиню. Оно начинается с длинного списка ее имен, взятых из самых разных культур. Эти ипостаси рассматриваются не как самостоятельные сущности, но, скорее, как разные аспекты единой Сущности, которая — все сущее. Имена могут меняться в соответствии с временем года или предпочтениями служителя. Весной Владычица может зваться Корой в честь девичьего аспекта Греческой Богини. Ведьма еврейского происхождения может призывать древнюю семитскую богиню под именем Ашима или Ашера. Афро-американская ведьма может предпочесть Йемайю — богиню моря и любви родом из Западной Африки. В большинстве традиций Ремесла считается, что внутреннее имя Богини заключает в себе великую силу, и потому его хранят в тайне и открывают только посвященным. Часто встречающиеся внешние имена — Диана, для Богини луны, и Арадия, для ее дочери, которая, как гласит предание, была послана на землю освободить людей, научив их магическим искусствам.
“Нужда в чем-то» подразумевает как духовные, так и материальные нужды. В Ведовстве разделения между ними нет. Богиня манифестирует в пище, которую мы едим, в людях, которых любим, в работе, которую делаем, в домах, в которых живем. У нас не считается недостойным просить необходимых благ и удобств. «Работай на себя, и увидишь, что Я — оно везде», — говорят в фейри-традиции. Именно через материальный мир мы открываемся Богине. Но Ведовство признает также и то, что когда материальные потребности удовлетворены, более глубокие нужды и стремления вполне могут остаться в силе. А их можно удовлетворить только лишь связавшись с питающей, жизнетворной силой внутри, которую мы зовем Богиней.
Ковен собирается в полнолуние в честь Богини в полноте ее славы. Считается, что потоки тонкой силы сильнее, когда луна полна. Богиня отождествляется с плодотворной лунной энергией, озаряющей тьму тайны, с женской, приливно-отливной пульсирующей силой, которая прибывает и убывает в гармонии с женским месячным током. Солнце отождествляется с ее мужским противоположным «я», с Богом, чьи празднества отмечаются в восемь точек силы годового солярного цикла.
Богиня — освободительница, и сказано, что «служение Ей — совершенная свобода». Она такова, поскольку Она проявляется в самых глубоких наших эмоциях и побуждениях, неизменно и неизбежно угрожающих системам, призванным их сдерживать. Она — любовь и гнев, а они отказываются удобно встраиваться в социальный порядок. Быть «свободными от рабства» некогда означало, что в ритуальном кругу все равны, будь они во внешнем мире крестьянами, ноблями или рабами. В наши дни рабство может быть не только физическим, но и ментальным и эмоциональным — рабством ригидного восприятия, слепой веры, обусловленных идей, рабством страха. Ведовство требует интеллектуальной свободы и храбрости противостоять нашим собственным предрассудкам. Это не система верований, это постоянно самообновляющаяся позиция радости и любопытства по отношению к миру.
Нагое тело символизирует истину, уходящую корнями в душу куда глубже пласта социальных обычаев. Ведьмы отправляют свои ритуалы нагими по нескольким причинам: потому что это способ установить близость между участниками обряда и сбросить социальные маски; потому что энергию проще всего поднимать именно так; и потому что человеческое тело само по себе священно. Нагота означает, что ведьма привержена прежде всего истине, а не какой-нибудь там идеологии или утешительным иллюзиям.
Наши ритуалы радостны и приятны. На них ведьмы поют, пируют, пляшут, смеются, шутят и всячески веселятся. Ведовство серьезно, но не помпезно и не официально. Как в хасидическом иудаизме и бхакти-йоге, радость и экстаз считаются у нас путями к Божественному. «Экстаз духа» неотделим от «радости на земле». Одно ведет к другому — и ни одного по-настоящему не достичь в отрыве от другого. Земные радости вне связи с глубинным ощущением силы Богини становятся механическими и бессмысленными — простыми ощущениями, которые весьма скоро теряют всякую привлекательность. Однако духовные экстазы, пытающиеся оторваться от чувств и от тела, точно так же оказываются сухими и неустойчивыми; они выпивают жизненную силу вместо того чтобы питать и восстанавливать ее.
Закон богини — любовь. Пылкая сексуальная страсть, теплая дружеская приязнь, яростная опекающая любовь матери к ребенку, глубокое содружество ковена. В любви в религии Богини нет ничего аморфного или поверхностного. Она всегда конкретна и направлена на живого человека, а не некую смутную концепцию человечества в целом. Она объемлет животных, растения, саму землю — «все сущее», а не только людей. И в том числе нас самих и наши такие несовершенные человеческие качества.
Керидвен — один из ликов кельтской Богини, и ее котел — потаенное лоно возрождения и вдохновения. В ранних кельтских мифах котел Богини возвращал убитых воинов к жизни. Он был похищен и унесен в подземное царство, а бившиеся за его возращение герои стали прототипами короля Артура и его рыцарей, отправлявшихся на поиски поздней инкарнации котла — Святого Грааля. Кельтский загробный мир именовался Страною Юности, а открывавшая его врата тайна заключалась как раз в котле: ключ к бессмертию в том, чтобы воспринимать смерть как необходимую и неотъемлемую часть жизненного цикла. Ничто во вселенной не пропадает бесследно, и Возрождение можно найти в самой жизни, где всякое окончание ведет к новому началу. Большинство ведьм в той или иной форме верит в перевоплощение. И это не столько доктрина, сколько живое, нутряное чувство, вырастающее из мировосприятия, в котором каждое событие воспринимается как продолжающийся процесс. Смерть — всего лишь точка на ободе вечно вращающегося колеса, а вовсе не окончание вращения. Мы постоянно обновляемся и возрождаемся всякий раз, когда бесстрашно и до дна пьем «чашу вина жизни».
Любовь Богини к нам безусловна. Она не просит от нас никаких жертв — ни человека ни животного — и не желает, чтобы мы жертвовали ради Нее своими нормальными человеческими желаниями и потребностями. Ведовство — это религия самопрославления, а не самоотрицания. Жертва вплетена в самую ткань жизни, в закон непрерывных перемен, подразумевающих непрестанные утраты. Да, мы можем выразить благодарность за Ее дары приношениями — стихотворением, картиной, щепотью зерна — но лишь в том случае, если приношения эти совершаются свободно, а не по обязанности и не из чувства долга.
Во фрагменте о Звездной Богине мы видим образы небесного круга, луны, вод, зеленой земли, из которой все выходит и в которую все должно возвратиться. Богиня — «душа природы» наполняющая жизнью все сущее.
Любой акт, основанный на наслаждении и любви, есть ритуал Богини. Поклонение ей может принимать любые формы и проводиться где угодно. Для него не нужны ни литургии, ни соборы, ни символы веры. Суть служения Ей в том, чтобы в пучине наслаждения вспомнить и признать его глубинный источник. И тогда наслаждение теряет поверхностность, перестает быть просто ощущением удовлетворения отдельно взятых частных потребностей, но становится могучей манифестацией жизненной силы, силой, связующей нас с другими.
В Ведовстве считается, что любая добродетель превращается в порок, если ее не уравновесить ее же собственной противоположностью. Красота, не подкрепленная силой оказывается безжизненной, пресной. Власть нестерпима, когда не укрощена состраданием. Честь, не уравновешенная смирением, становится высокомерием, а радость без глубины, которую способно придать ей благоговение, — пуста и мелка.
И, наконец, в конце Напутствия нам открывается истина: если мы не найдем Богиню внутри себя, мы никогда не найдем ее и вовне. Она — сразу и там, и там. Она незыблема, как камень, и изменчива, как наши представления о Ней. Она проявлена в каждом из нас — так где же еще нам ее искать?
Богиня — «конец желания», его цель и исполнение. В Ведовстве желание само по себе видится как манифестация Богини. Мы не пытаемся подавить свои желания или убежать от них — наоборот, мы стремимся осуществить их. Желание — тот клей, что скрепляет вселенную; оно привязывает электрон к ядру, планету — к солнцу, и тем самым творит форму, творит мир. Последовать за желанием до конца, значит объединиться с объектом желания, стать с ним одним целым, стать единым с Богиней. Мы и так уже едины с Нею — ибо она была с нами с самого начала. И потому исполнение желания — это не самопотакание, это — самоосознание.
Для женщин Богиня — символ их сокровенной самости, благая, питающая, освобождающая сила внутри. Женское тело — модель космоса, и оно священно. Священны все стадии жизни; возраст — наше благословение, а вовсе не проклятие. Богиня отнюдь не сводит женщину к физическому телу — напротив, она пробуждает ее разум, дух и эмоции. Через Нее мы познаем силу нашего гнева и агрессии — равно как и силу нашей любви.
Для мужчины Богиня — это не только универсальная жизненная сила, но и его глубинное, сокрытое женское «я». Она воплощает все качества, которые социум приучил его в себе не признавать. Первое переживание мужчиной Богини поэтому может оказаться довольно шаблонным: Она будет космической возлюбленной, ласковой матерью, воплощением вечно желанного Значимого Другого, Музой — словом, всем тем, чем он не является. Но по мере обретения целостности и осознания мужчиной своих собственных «женских» качеств, Она будет меняться, всякий раз являя ему новый лик и, словно в зеркале, показывая то, что пока еще для него недостижимо. Он может вечно охотиться за Нею, и вечно Она будет ускользать, пока в тщаниях этих он не вырастет и не поймет, что и ему следует искать Ее внутри.
Призывать Богиню, значит пробуждать Ее внутри себя, становиться на какое-то время тем, что мы призываем. Инвокация канализирует силу через визуализируемый нами образ Божественного. В некоторых ковенах избирают одну жрицу, чтобы остальные узрели в ней проявленную Богиню. В других Ее призывают в каждого из участников круга.
В качестве инвокации можно взять готовое музыкальное или поэтическое произведение и петь или декламировать его индивидуально или всей группой. В наших ковенах обычно поют все вместе, иногда без слов и спонтанно, иногда используя некую значимую фразу, которая повторяется снова и снова много раз. Бывают многоголосные песнопения, когда одна из жриц ведет простую «басовую» партию — скажем, повторяет «Все, что дико и свободно» — вторая делает циклический рефрен («Зелень почка листок/Почка листок яркий» и т.д., см. ниже), третья при этом поет длинное стихотворение из множества строф, а весь ковен тихо в унисон тянет гласные. На книжной странице этот эффект, конечно, не воспроизведешь, но голый текст я вам предоставить могу. Если решите использовать наши инвокации, не стесняйтесь играть с ними, экспериментируйте с мелодиями и пением без слов, делайте новые аранжировки, комбинируйте, переплетайте, меняйте, что захотите или просто используйте как источник вдохновения для собственных опусов.
Бас
ЛУНА, Матерь блистающая, свет, озаряющий землю и небо, ВЗЫВАЕМ к тебе.
ЛУНА, Матерь сияющая, сияя, ПРИДИ.
СЛАВЬСЯ, старой луны тайна ПРЕМУДРАЯ, СЛАВЬСЯ, старой луны тайна.
Та, что СИЯЕТ для всех, что ТЕЧЕТ сквозь все.
Все , что СВОБОДНО и дико… Все , что СВОБОДНО и дико…
Цикл
(Это песнопение развилось из упражнения 8, «Вербально-ассоциативный транс». Слова нужно произносить ровно, как бы без ударений, без пауз между группами, которые здесь разделены лишь для облегчения запоминания. Весь цикл повторяется снова и снова без конца.)
Зелень, почка, листок / почка, листок, яркий / листок, яркий цветок, /
Яркий цветок, расти, / цветок, расти, плод, / расти, плод, зрей, /
Плод, зрей, семя, / зрей, семя, умри, семя, умри, земля, /
Умри, земля, тьма, / земля, тьма, пробудись, / тьма, пробудись, зелень,
Пробудись, зелень, почка…
Шумерское песнопение
(Полупоется-полуговорится на двух-трех нотах; повторяется целиком.)
НАМму НАМму О НамМУ АЭ ЭЭ АЭ ЭЭ О НамМУ
НИНма НИНма О НинМА АЭ ЭЭ АЭ ЭЭ О НинМА
МАми МАми О МаМИ АЭ ЭЭ АЭ ЭЭ О МаМИ
МАма Мама О МаМА АЭ ЭЭ АЭ ЭЭ О МаМА
МА МА О МА МА АЭ ЭЭ АЭ ЭЭ О МА МА…
Инвокация Матери Рос
О росная луна, ты в небесах плывешь, ты носишь плод под сердцем!
Для всех сияешь ты,
Сквозь всё течешь …
О, светоч мира — тела твоего!
О Дева, Мать, Старуха,
Ткачиха, Зеленая Мать,
Исида, Астарта, Иштар,
Арадия, Диана, Кибела,
Кора, Керидвен, Левана,
Луна, Мария, Анна,
Рианнон, Селена, Деметра, Ма!
Гляди нашими глазами, слушай нашими ушами,
Руками нашими касайся, дыши нашими ноздрями,
Лобзай нашими устами,
Сердца наши раскрой,
Войди в нас!
Коснись нас, измени нас, исцели нас!
Восхваление Богине, Владычице многих имен,
Деметре неизмеримой и Деве
(Автор — Карен Линд Кашен)
«Примите и ешьте, дар этот — тело мое,
Оно в вас воспрянет
И станет целым».
«Примите и пейте, дар этот — кровь моя,
Лишь опустеет Чаша,
Тотчас наполнится вновь».
Богиня урожая, ты встречаешь
Вернувшуюся Дочь плодами счастья;
Храни нас и тогда, когда земля горюет
Во дни ее ухода.
Пуста земля,
И Персефона-Дева,
Чье имя для живых теперь запретно,
Поглощена страною мертвецов.
Она вернется вновь,
И под стопой ее взрастут цветы и злаки;
Она вернется вновь, неся с собою
Бессолнечную память подземелий.
Деметра,
Мы близки с тобою в горе:
Мы видим каждый год, как скорбь твоя
Опустошает лик земли;
И с нами Дочь твоя в час смерти нашей:
Ее уводит смерть с собою каждый год.
Нам ведома надежда, ибо помним,
Как вновь и вновь себя врачует Персефона,
И вместе с нею ты из праха восстаешь.
Деметра, Мать,
Мы, что лежали на твоих коленях,
Покоились в объятиях твоих,
Тебе хвалу возносим!
Чудесной мазью умасти нас, Мать, и в недрах ночи
Вложи в огонь — в свое пылающее сердце:
Не дрогнем мы,
И ни одна рука
Не выхватит нас из печи до срока.
Так, закалив в неизреченном жаре,
Нас остуди неспешно, чтобы вновь
Вернулись мы весною, словно травы
Налитые зеленым соком жизни!
Мы сами — как зерно твое святое.
Мы чтим тебя не кровью и убийством,
А пахотой и севом, рассыпая
Бессмертных злаков семя щедрой горстью
Пред Дочерью твоей, и уповая
На щедрый дар в ответ.
Мы — молотильный ток,
Твоя земля,
Где ты стоишь с колосьями и маком
И, улыбаясь, смотришь на работу.
Когда же знойным утром мы проснемся,
Возжаждет горло кубка Элевсина,
Жнецов твоих прохладного напитка,
И руки устремятся вместе с ветром
Взлететь в твоем извечном, древнем танце.
Из мифов и видений, детских сказок,
Из тайных уголков, хранящих память,
Мы зрим Пшеничный Сноп,
Мы слышим песнь Твою —
Святого тела песнь
Твою и нашу,
И в честь твою поем, о Госпожа
Имен несметных и семян бессчетных,
О Дева необъятного простора!