Общая характеристика времени
К середине XIX века идея освобождения народа от крепостной зависимости встала во весь рост. Главным выразителем прогрессивной мысли стал Чернышевский. В трактате «Об отношении искусства к действительности» он призывает творческую интеллигенцию к правдивой обрисовке жизни народа; предметом искусства должна стать сама жизнь и человек. Чернышевский: «Искусство есть средство для беседы с людьми».
2. Образное содержание искусства.
а) народность – народные типы, образы, персонажи. В литературе их выразителями стали Толстой, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Тургенев, Достоевский. В изобразительном искусстве – Крамской;
б) историческое прошлое – Белинский: «Мы вопрошаем и допрашиваем историю, чтобы она рассказала нам о нашем прошлом, объяснила настоящее, намекнула на будущее». Толстой «Князь Серебряный», «Смерть Ивана Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович». В живописи – Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына», Репин «Иван Грозный убивает своего сына», Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». В музыке – Бородин опера «Князь Игорь», Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», Римский-Корсаков «Псковитянка», «Царская невеста»;
в) народные предания, сказки, былины – Виктор Васнецов «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке». В музыке это ярче всего проявилось у Бородина, Римского-Корсакова;
г) антивоенная тематика – в живописи ярче всего выразилась у Верещагина «Апофеоз войны», «Подавление индийского восстания англичанами»;
д) социально-бытовые сюжеты – Перов «Тройка», Ярошенко «Кочегар», «Всюду жизнь»;
е) народные пейзажи – Шишкин, Куинджи, Саврасов.
Развитие музыкального искусства.
Музыка становится гораздо шире по обхвату тем, сюжетов, жанров, выразительный средств. Сохраняются 3 линии симфонизма + программный (Балакирев «Тамара», Римский-Корсаков «Садко», «Шехеразада», Мусоргский «Ночь на Лысой горе», Чайковский «Манфред»).
Опера обогащается новыми жанрами:
- лирическая (Рубинштейн «Демон»);
- историческая (Р.-К. «Псковитянка»);
- народно-музыкальная драма (Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»);
- лирико-комедийная (Чайковский «Черевички»);
- эпическая (Бородин «Князь Игорь»);
- лирико-психологическая (Р.-К. «Царская невеста», оперы Чайковского).
Камерная музыка – её прочная основа была заложена в струнных квартетах Бородина и Чайковского. К вокальным жанрам обращались практически все композиторы данного периода.
Творческие принципы Могучей кучки.
Состав: Балакирев, Бородин, Мусоргский, Кюи, Римский-Корсаков. Идейным вдохновителем «балакиревского кружка» был известный критик и писатель Стасов. Творческие принципы Могучей кучки сложились под влиянием эстетики Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Белинского. Композиторов кружка при всём различии их творческих индивидуальностей объединяла одна цель: продолжать дело, начатое Глинкой, создавать музыку русскую, неразрывно связанную с искусством самого народа. Вместе с тем они выступали как смелые новаторы.
Общественная деятельность.
До 60-х годов очагами исполнительской культуры оставались в основном частные аристократические салоны, рассчитанные на небольшой круг слушателей. В 1859 году в Петербурге, а в 1860 в Москве открылось Русское музыкальное общество (РМО), инициатором и организатором создания которого был А.Г. Рубинштейн. Консерватории в Петербурге и Москве открылись в 1862 и 1866 гг. растёт признание музыки русских композиторов за рубежом.
3 курс инструменталисты
Дж. Пуччини. Биография и творчество (1858-1924)
Вступление.
Пуччини – классик итальянской оперы и оперного bel canto конца XIX-начала ХХ века, наиболее значимая фигура в итальянском веризме, достойный продолжатель традиций позднего Верди. В своих лучших операх – «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» - он сумел преодолеть мелодраматические преувеличения, свойственные оперному веризму, и подняться до уровня подлинно человеческого психологически глубокого искусства.
Значение опер Пуччини.
Произведения Пуччини относятся к жанру лирико-психологической драмы, начало которой было заложено «Травиатой» Верди. В отличие от остальных веристов Пуччини не удовлетворялся прямолинейным изображением страсти, ревности и жестокого убийства. Его герои – нередко простые, маленькие люди, любящие и страдающие, но их переживаниям присуща тонкость, одухотворённость, поэтичность, в их взаимоотношениях всегда есть место нежности, состраданию, самопожертвованию.
В операх показаны сложные психологические переживания, многоплановые характеры. Историко-героическая тема («Тоска»), социальное неравенство («Чио-Чио-сан», «Тоска», «Манон Леско»). На его музыку оказали влияние и другие культуры – молодой Стравинский, Пуччини, русская музыка, Восток.
Биография.
Родился в Лукке, в семье потомственных музыкантов. С детства пел в церковном хоре и работал органистом. Учился в Музыкальном институте в Лукке и в Миланской консерватории. Первые две оперы были сразу написаны после консерватории – стилистически незрелые, с устаревшими легендарными сюжетами, они, однако, неоднократно ставились на сцене.
Зрелость композитора приходит на 1890-1900-е годы – «Манон Леско» (1892), «Богема» (1895), «Тоска» (1899), «Чио-Чио-сан». В «Богеме» Пуччини впервые сделал стилистический поворот от романтической патетики к воплощению повседневной жизни.
Следующие полтора десятилетия отмечены поисками новых сюжетов и жанров:
- «Девушка с Запада» (1910) – своеобразный вестерн из жизни американских золотоискателей;
- «Ласточка» (1916) – лирико-комическая опера;
- «Триптих» (1918) – три одноактные оперы, предназначенные для исполнения в один вечер и объединённые по принципу контраста: «Плащ» - кровавая современная драма любви и ревности, «Сестра Анджелика» - лирическая драма материнской любви, «Джанни Скикки» - сатирическая опера-буффа на средневековый сюжет;
- завершает путь Пуччини красочная монументальная «Турандот» на сюжет айзербаджанского писателя.
3 курс инструменталисты