Особенности драматургии
«Весенняя сказка», лирико-эпическая опера. Сочетание реализма и романтической идеализации в изображении характеров, старинных народных обрядов и картин природы. Множество образцов звукописного мастерства Римского-Корсакова. Символистское значение образов: Весна, Мороз, Ярило, Лель, Берендей. Сложный образ Снегурочки – полусказочный, полуреальный.
Музыкальная драматургия.
Музыкальная драматургия «Снегурочки» основана на переплетении нескольких линий. Основной принцип драматургии – сопоставление мира природы (сказка) и мира людей (реальность). Широко используются лейтмотивы, арочные связи, лейтгармонии, лейттембры (примеры). Каждый персонаж имеет свою сферу интонаций (примеры).
Музыкальная композиция оперы стройна и свободна одновременно. Развитые сцены чередуются с законченными номерами. Многочисленные хоры, разнообразные вокальные формы. Богатство и сочность выразительных средств, изысканные оркестровые краски, «сказочная» гармония.
Разбор по действиям.
Пролог: вступление (л/м Деде Мороза, петушка, птиц, Лешего), хоры птиц «Сбирались птицы» и «Орёл-воевода»; ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» (л/м ауканья Снегурочки), ариетта Снегурочки «Слыхала я», проводы масленицы: 1й раздел «Раным-рано куры запели», 2й раздел «Ой, веселенько тебя встречать», 3й - «Масленица-мокрохвостка», 4й раздел «У нас с гор потоки».
1 действие: ариетта Снегурочки «Как больно здесь», ариетта Купавы «Снегурочка, я счастлива» (л/м Купавы), свадебный обряд, ариозо Купавы «Сыпучими песками», ариозо Мизгиря «О, люби меня, люби», финал – ариозо Мизгиря «Влюблённому всего дороже скромность».
2 действие: дуэт царя Берендея и Купавы «Батюшка, светлый царь», шествие и каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа».
3 действие: 3-я песня Леля «Туча со громом сговаривалась», сцена Снегурочки с Мизгирём – ариозо Мизгиря «На тёплом синем море», сцена в заповедном лесу (фугато деревьев, л/м светлячков).
4 действие: дуэт Снегурочки и Мизгиря – ариозо Снегурочки «О, милый мой» (л/м любви Снегурочки), сцена таяния «Но что со мной – блаженство или смерть», финал – хор «Свет и сила бог Ярило».
Музыка.
«Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы.
Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц. В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.
Первый акт: ариетта Снегурочки «Как больно здесь» проникнута настроением нежной грусти. Рассказ Купавы «Снегурочка, я счастлива» передает восторженное, порывистое чувство. Ариозо «Пчелки, пчелки крылатые» выдержано в духе народных причетов. Образ Мизгиря предстаёт страстным, полным любовных порывов («О, люби меня, люби»).
Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами, значительное место занимают сцены-диалоги. В дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлый царь!» сбивчивая, взволнованная речь Купавы оттеняется ласковыми и спокойными репликами царя. Торжественно, эпически величаво звучит гимн берендеев «Привет тебе, премудрый». В каватине Берендея «Полна, полна чудес» на фоне мерного оркестрового сопровождения спокойно струится мечтательная, поэтичная мелодия.
Третий акт начинается большой массовой сценой. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» начинается пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне возникает широкая, привольная мелодия. Вдохновенно звучит лирическое ариозо Мизгиря «На теплом синем море». Сцена в заповедном лесу показывает сказочный мир оперы.
Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».
3 курс инструменталисты
Тема: Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко».
Вступление.
Создание музыкальной картины «Садко»; через 30 лет Римский-Корсаков вновь обращается к этому сюжету. Различные варианты былины о Садко. Заимствование из других песенных и эпических памятников народной поэзии. Премьера оперы «Садко» в 1897 г.