Характеристика творчества
Образная сфера его самобытна – богатырский эпос, монументальные древние славянские образы, которые нашли отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора. Как и Глинка, и кучкисты, Бородин интересовался культурой других стран: восточная тематика (половецкие пляски из «Князя Игоря», симфоническая картина «В Средней Азии», романсы).
Создавая образы, Бородин опирался на фольклорные источники, практически не используя цитат. Воплощает традиции колыбельных, плачей протяжных, плясовых, скоморошин, древнейших гимнических песнопений. Лирика присутствует во многих страницах оперы, симфонических и вокальных произведений.
Красочность, сочность колорита определяются прежде всего своеобразием гармонии. Музыкальное мышление композитора всегда основывается на напевности мелодии.
Творческое наследие невелико, но разножанрово: оперы «Богатыри», «Князь Игорь», 3 симфонии, симфоническая картина «В Средней Азии», 2 струнных квартета, фортепианная сюита «В монастыре», 16 романсов.
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Своё величайшее произведение Бородин посвятил памяти Глинки. Это посвящение знаменательно, так как в «Князе Игоре» есть целый ряд черт, роднящих её с обеими операми Глинки:
1) национальный сюжет. В основе – «Слово о полку Игореве», однако, создавая либретто, Бородин изучал летописи, исторические исследования. Это позволило более детально воссоздать историческую обстановку;
2) вокальный стиль оперы основан на претворении народный песенных традиций;
3) масштабность композиции и развитость оперных форм. Опера состоит из 4-х действий, увертюры, монументального пролога и хорового финала;
4) хоровое обрамление, сообщающее опере черты ораториальности;
5) обращение к иной национальной культуре: Бородин нашёл для воплощения музыкального образа половцев целый комплекс специфических выразительных средств.
«Князь Игорь» - опера эпическая с характерными чертами музыкальной драматургии. В основе действует принцип номерной структуры. Но в отдельных случаях композитор, стремясь подчеркнуть драматизм ситуации, преодолевает рамки номерной структуры, объединяя номера в сцены сквозного развития. Например, 2-ая картина 1-ого действия: ариозо Ярославны – хор девушек – сцена Ярославны с Галицким – приход бояр – финал.
В качестве принципа музыкальной характеристики героев Бородин использует арию-портрет (ария Кончака, ария Игоря, песня Галицкого). То есть внутренний мир героев раскрывается не в процессе постепенного драматического развития, а в одной типической ситуации. Образ народа раскрывается в разнохарактерных хорах.
В основе драматургии оперы лежит принцип противопоставления двух контрастных сфер – русской и половецкой. Половецкий восток у Бородина – это синтез восточно-орнаментальной мелодики, прихотливой ритмики и всей роскоши и богатства средств романтической гармонии и инструментального колорита. Исключительным богатством и разнообразием ритмов отличаются половецкие пляски – вокально-инструментальная сюита – финал 2 действия.
Пролог
Хор «Слава»
Сцена затмения
1 д. 1 к.
Речитатив Галицкого «Грешно таить»
Песня Галицкого «Кабы мне»
1 д. 1 к.
Ариозо Ярославны «Немало времени»
Хор девушек «Мы к тебе, княгиня»
Сцена Ярославны с Галицким
Хор бояр «Мужайся, княгиня»
Хор бояр «Нам, княгиня, не впервые»
2 д.
Хор половецких девушек «На безводье»
Речитатив князя Игоря «Ни сна, ни отдыха»
Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободы», ср.раздел – «Ты одна, голубка»
Ария хана Кончака 1 раздел «Ты ранен в битве», 2 р. «О нет, нет, друг», 3 р. «Хочешь, возьми коня любого», 4 р. «Хочешь ты пленницу»
Половецкие пляски: 1 раздел хор пленниц «Улетай на крыльях ветра», 2 р. пляска мужчин, 3 р. хор «Пойте песни славы хану», 4 р. пляска мальчиков.
4 д.
Плач Ярославны
Хор «Знать, Господь, мольбы услышал»
СЮЖЕТ
В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя. Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружшу на битву с врагом.
Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь. Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.
С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.
3 курс инструменталисты
Густав Малер. Жизнь и творчество (1860-1911)
Творчество Малера вместе с Брукнером предвосхитило экспрессионизм – это художественный стиль, появившийся на рубеже XIX-XX вв. В живописи – Э. Мунк («Крик», «Мадонна»), Л. Кирхнер; в литературе – Ф. Кафка. Черты стиля: резкие контрасты, глубокий психологизм, усугублённые переживания, обострённая эмоциональность.
Малер родился в бедной еврейской семье в Чехии. В 10 лет дал первый публичный концерт на фортепиано, в 15 лет поступает в Венскую консерваторию. Брал уроки композиции у Брукнера, посещал курсы истории и философии в Венском университете.
Раннее творчество. Эскизы опер, оркестровая и камерная музыка. С 20 лет начинает активную дирижёрскую деятельность в небольших городках, а потом Прага (1885), Лейпциг (1886-88), Будапешт (1888-1891), Гамбург (1891-1897). Пишет Первую симфонию на мотивы своего вокального цикла «Песни странствующего подмастерья»; Вторая, Третья, Четвёртая симфонии связаны с вокальным циклом «Волшебный рог мальчика».
Зрелое творчество. В 1897 г. Малер становится главным дирижёром Венского придворного оперного театра, где проработал 10 лет. Попытался отменить «клаки». Пятая, Шестая, Седьмая симфонии основаны на цикле «Песни об умерших детях». Начинается настоящая травля композитора в театре и он уезжает в США. Там становится дирижёром Нью-Йоркского филармонического оркестра и Metropolitan opera в Нью-Йорке. Создаёт Восьмую и Девятую симфонии, симфонию-кантату «Песнь о земле» на стихи средневекового китайского сборника. Тяжело больным возвращается в Вену и там умирает.
Стиль Малера: австро-немецкий фольклор, песенные мелодии, резкие контрасты, эмоциональность, полифоничность, грандиозные оркестровые составы, сочетание традиций с новаторскими приёмами.
Для воплощения вопросов бытия Малер использовал «симфоническую концепцию». Эта форма соединила в себе событийность театра, ассоциативность литературы, смысловую нагруженность философии.
инструменталисты 3 курс
Рихард Штраус. Биография и характеристика творчества (1864-1949)
Биография.
Потомственный музыкант, вырос в артистической среде. Учился в Мюнхенскому университете, где изучал историю искусств и философию. Брал домашние уроки музыки. Первые сочинения носили влияние Мендельсона и Брамса. К началу ХХ века Штраус приобретает мировую славу. Как оперный дирижёр и дирижёр-симфонист он гастролирует по всей Европе. В 1898 г. Штрауса приглашают на должность дирижёра Берлинской придворной оперы. Организует Товарищество немецких композиторов. В 1919 г. становится руководителем Венской оперы. После Второй Мировой войны несколько лет живёт в Швейцарии. Умирает близ Мюнхена.