Речь в структуре текста и сюжета
Речь в структуре текста
Композиционно-речевая структура текста всегда личностна и отражает творческую манеру писателя, своеобразие его стиля и языка (грамматики, словаря, фоники и др.).
Категория Автора как иерархически самая высокая поэтическая категория фокусирует идейно - эстетическое, композиционное и языковое (стилевое) единство художественного текста.
Вслед за А.И. Горшковой к композиционно-речевым структурам можно отнести:
- авторское монологическое слово, прямую речь (художественный диалог), внутренний монолог, несобственно-прямую речь.
Они имеют следующие нормативные характеристики:
а) авторское монологическое слово представлено в форме 1 и 3 л. В форме первого лица отправитель выражен эксплицитно в форме «я», в третьеличной форме отправитель не имеет эксплицитного выражения, хотя может выявлять себя в обращениях к читателю, в «метатекстовых» проявлениях [Горшков «О соотношении категории стиля и жанра в истории мировой эстетической мысли» 2011].
Авторское монологическое слово имеет функции описания, повествования и рассуждения и занимает наибольший объем в художественном прозаическом тексте. Авторское монологическое слово опирается на литературный (нормативный) язык;
б) прямая речь - в качестве отправителя и получателя выступают вымышленные лица («герой», «персонажи» произведения), которые принадлежат художественной структуре текста.
Основная функция прямой речи в художественных текстах заключается в характеризации персонажей, создании их словесного портрета. Прямая речь занимает значительно меньший объем, чем авторское монологическое слово, и опирается на литературный язык вкупе со всей стилистической системой. В прямой речи также используются элементы национального языка, не входящие в литературный язык [Качалова «Практическая грамматика английского языка» 2014] ;
в) внутренний монолог - отправитель и получатель совпадают (автокоммуникация). Функциональное назначение внутреннего монолога - раскрытие внутреннего мира субъекта речи, внутренний монолог имеет ограниченный объем и в канонической форме опирается на литературный язык (стилистический смысл «норма», средства высокого стилистического яруса). Само право на внутренний монолог в традиции выделяет значимость его субъекта;
г) несобственно-прямая речь - композиционно-речевая структура, сформировавшаяся позже остальных.
Коммуникативная рамка характеризуется наличием двух субъектов - формального, представленного в авторском монологическом слове, и глубинного, т.е. лица, являющегося объектом описания («персонажа»). Несобственно-прямую речь определяют поэтому как переключение в план сознания героя без изменения субъекта описания [Виноградов «Несобственно-прямая речь»]. Несобственно-прямая речь не равна косвенной речи и косвенно-прямой (когда в пределах одного предложения происходит смена субъекта речи. Несобственно-прямая речь совпадает по функции с внутренним монологом и предназначена для передачи внутреннего мира героя.
Несобственно-прямая речь может опираться на «речевые средства героя» либо совпадать по языковым характеристикам с авторским монологическим словом.
Речь в составе сюжета
Любая речь в художественном произведение кому-то принадлежит.
Можно выделить следующую схему взаимодействия автора и речи в составе сюжета художественного текста.
Автор -> авторская речь -> нарратив.
Нарратив как способ интерпретации жизни не есть простое повествование. Считается, что пределы текста нарратива являются пределами самого человека, его истории. Исследователь шаг за шагом создает картину событий жизни. Он неизбежно дополняет свои впечатления от исследования текста знанием жизни, того, о ком, о чем текст и др. Он необходимо обращается к контекстам: эстетике, литературе, искусству, своему «Я», виртуальному «субъекту-символу», [Брокмейер, Харе «Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативы» 2012] открывающим возможности более полного понимания текста. Осваивая первичный текст, исследователь постепенно входит в соответствующую языковую реальность, у него формируется релевантная установка восприятия и переживания тех ситуаций и событий, которые погружены в некоторую языковую реальность.
При этом сам автор текста находится внутри этой реальности. Читатель-исследователь входит не в мир объективной художественной действительности, интерпретированной в контексте миросозерцания автора, конкретной социокультурной ситуации, а в мир художественной рефлексии, в мир идеального, символического, и в этом случае существование референта становится неэффективным, ориентация на него теряет смысл. Рождается нарративный текст, т.е. никогда не равный тексту самой истории и не имеющий определенных значений и границ.
Выстраивается такая последовательность: авторская интенция – процесс письма – текст – чтение текста – письмо читателя. Последнее звено чрезвычайно важно, так как без него дискурс в принципе невозможен.
Нарратив как символическая структура соотносится с метафорой, которая не воображает характеризуемые вещи, но определяет направление поисков той цепи образов, которые ассоциируются с этими вещами.
Также в составе сюжета художественного текста можно выделить диалогическую и монологическую речь.
Монологическая речь - Монологическая речь, или монолог – это форма речи, когда высказывается одно лицо, остальные лишь слушают. Признаками ее являются длительность высказывания, которое чаще всего имеет различный объем, и структура текста, а тема монолога может меняться в процессе высказывания.
Связная монологическая речь делится на два основных типа. Первый – это обращение к читателю художественного произведения. Монологическая речь второго типа – это разговор с самим собой. Такой монолог направляется неопределенному слушателю и, следовательно, не предполагает ответной реакции.
В художественном произведение можно выделить несколько типов монологов. Они зависят от коммуникативной функции речи и все изучаются еще в школьном курсе: описание, сообщение, повествование.
Для повествования характерно наличие сюжета, чаще всего завязки и развязки. В этом случае монологическая речь употребляется наиболее часто. Для сообщения более характерна четкая хронологическая последовательность действий. А также такой тип речи используется для описания – необходимо наличие фактов, наиболее ярко характеризующих описываемый объект.
Монологическая речь требует от говорящего умения правильно выражать и заканчивать собственные мысли, сочетать разнообразные фразы, дополнять и изменять уже усвоенные речевые конструкции и приспосабливать их в соответствии со своими целями, обсуждать факты и раскрывать известные причины событий.
Диалогическая речь. В современной лингвистике диалог (в том числе и художественный) трактуется как базовая форма речевой коммуникации и как важнейший компонент композиционно-речевой структуры художественного текста, формирующий его полифоничность (Н.Д. Арутюнова, И.Н. Борисова, Е.В. Падучева, Г.Г. Полищук, О.Б. Сиротинина, К.В. Кожевникова и др.). Трудно преувеличить роль диалога в художественной литературе, во-первых, потому, что слово диалогично по своей природе; во-вторых, потому, что в художественном мире произведения действуют персонажи; в-третьих, потому, что каждое высказывание существует среди других и коррелирует с ними. Специфика диалога в художественном произведении заключается в том, что это разговор вымышленных автором людей.
Он включен в авторское повествование и может сопровождаться ремарками, которые структурно вводят реплики диалога и комментируют их. В диалоге сочетаются «зафиксированные» реплики героев произведения, сопровождаемые словами человека, т.е. автора. Диалог художественного произведения – это творчество одного человека. Автору необходимо дать речевые характеристики героям, позаботиться о впечатлении естественности их речи. Диалог продуман и сконструирован автором и адресован читателю, это «органическая часть художественного произведения, подчиненная общим задачам произведения» [Лотман «Асимметрия и диалог» 2012: 591 – 603].
В рамках диалогического речи можно выделить следующие страты:
Многокомпонентный диалог. В многокомпонентных диалогах авторская речь может выражать тему реплики. Диалог представляется автором в форме прямой речи, затем обычное представление прерывается и сообщаются темы нескольких следующих реплик, после чего автор вновь может восстанавливать прямое диалогическое общение.
2.2 Точка зрения.
Повествование — это та «точка зрения», от которой ведется история. Каждое прозаическое литературное произведение — это повествование, у которого есть рассказчик. Рассказчик может находиться либо в истории, либо за ее пределами.
Читатель, посредством повествования, видит события либо достаточно близко, либо крайне удаленно на различном расстоянии.
Точка зрения является важнейшим элементом композиции, потому что она влияет на перспективу текста. Если повествование ведется от третьего лица, с точки зрения «всезнающего» Автора, то оно расширяет перспективу, позволяя читателю вести обзор событий истории конкретного периода. Если повествование ведется от первого лица, с позиции «близкого» Автора, точка зрения сужается: читатель видит события глазами одного человека и чувствует себя так, как если бы он был этим человеком.
Рассказчик всегда выражает авторскую точку зрения. Он может выражать ее явно или же неявно. Авторская точка зрения передается через речь от первого и третьего лица единственного числа. Если речь представлена от третьего лица, то в этом случае мы сталкиваемся с безличным "всезнающим рассказчиком", который «знает все», хоть и не принимает участия в описываемых событиях. Если повествование ведется от первого лица, рассказчик, как правило, персонифицирован. Им может быть, к примеру, друг героя, который принимает непосредственное участие в событиях, как Дэннис Гилдер в произведении «Кристина», а может быть беспристрастным наблюдателем или свидетелем событий, как в случае с рассказом Гелберта Уэллса «Машина Времени» [Оборина М.В. «Основы аналитического чтения и интерпретации текста с элементами стилистики.» – Тверь, 2006. С 11-13].
Точка зрения является центром повествовательной прозы, ведь читатель должен знать кем рассказывается история. При повествовании от первого лица, «я» рассказчик связывает события, которые он переживает, между собой. Это позволяет читателю проникнуть в «разум» персонажа.
Повествование от первого лица производит особый эффект, если герой рассказывает историю, которая произошла с ним в прошлом, например, в детстве или юности. Или же бывает так, что есть определенные события, в которых герой, будучи молодым, участвовал сам и глубоко прочувствовал все то, что с ним стряслось, в то время как сам же, наблюдая за ситуацией в ретроспективе, начинает комментировать все эти воспоминания.
Поскольку многие люди не являются профессиональными сказителями и романистами, повествование от первого лица иногда принимает форму письма или дневника. Порой оно имитирует устный рассказ, представляя текст так, как если бы он был сказан непосредственно слушателю:
God, she’s thin, I thought. She’s nothing but a bag of — A shudder twisted through me at that. It was a strong one, as if someone were spinning a wire in my flesh. I didn’t want her to notice it — what a way to start a summer day, by revolting a guy so badly that he stood there shaking and grimacing in front of you — so I raised my hand and waved (Bag of Bones).
Когда “я” рассказчик не несет в себе никаких следов индивидуальности, из первого лица, как наблюдателя он переходит в третье лицо, и в данном конкретном случае рассказчиком является тот, кто стоит вне истории, и говорит он о тех, кто находится в ней в грамматически третьем лице (он, она, они.)
В случае, когда рассказчик передает информацию от третьего лица, его «всеведение» ограничено, ограничено и раскрытие помыслов героя, другие герои представлены только внешне. В результате читательский опыт складывается через психологическое состояние, качество восприятия и размышление.
Her eyes were swollen and watery, and she wiped at them as she inched toward escape. She couldn’t see very much. She used Aunt Rachael’s voice as a beacon and otherwise relied on instinct. ( The Mask).
Объективный способ или объективная точка зрения – эта форма повествования от третьего лица с ограниченным «всеведением» рассказчика. Она широко используется писателями с конца девятнадцатого века. Эта «нарративная стратегия» исключает субъективные комментарии автора, но в то же время дает право «всезнающему» рассказчику двигаться как во времени и пространстве, так и в мыслях героев.
Субъективный писатель, чье присутствие в работе было устранено – это скромный Автор. Этим термином описываются современные писатели и писатели коротких рассказов, которые работали над устранением комментариев, предоставляя читателю право на прямую и непосредственную оценку речи, мыслей и действий персонажей. Объективный метод характеризуется полной объективностью в описании персонажей и сцен и является отчетом действий и речи. Мотивы остаются без рассмотрения, мысли не будут изложены в тексте, до тех пор, пока они не высказаны персонажами вслух. Рассказчик здесь никогда не комментирует или поучает, а также избегает прилагательных и наречий, которые предполагают отношение наблюдателя.
Драматический метод – термин, используемый для описания сильно ограниченной формы повествования от третьего лица, где право на «всеведение» приносится в жертву почти целиком. Используя этот метод, Автор художественных произведений ограничивает любое общение с читателем до простого свидетельства, доступного зрителям реальной пьесы или невидимым наблюдателям, расположенным поближе к месту действия. Драматический метод иногда называют сценическим методом (или техникой «Мухи на стене»), поскольку история разворачивается в сценах, как в спектакле.
Писателей всегда интересует нечто большее, чем просто события. Мысли и высказывания персонажей занимают центральное место в создании вымышленного мира. В XIX веке многие писатели использовали внутренние монологи, дабы выстроить образ мышления своих персонажей. И хотя эти монологи должны отражать мысли героя, автор приводит «их» в порядок и закономерность так, чтобы они были свободны, но в то же время логичны. В ХХ веке такие писатели, как Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф были одними из первых, кто экспериментировал с потоком сознания в письменной форме, в которой шаблоны мысли проявляются на страницах в случайном порядке. Чтобы показать какими хаотичными и беспорядочными бывают мысли, мастера пера манипулируют синтаксисом и расположением слов. С помощью такого подхода они стараются показать через текст всю сложность человеческого разума [Оборина М.В. «Аналитическое чтение.» – Тверь, 2007. С. 36-39].