ВОПРОС: Откуда взято хождение с крестным ходом из церкви после пасхальной службы на освящение пасок и куличей и приемлемо ли это на практике в данный момент?

ОТВЕТ: Никакого «крестного хода», в собственном смысле этого слова, для освящения пасок и куличей церковным уставом не установлено. Но так как, по каноническим правилам, строго воспрещается вносить внутрь храма пасхальные яства, то они должны поставляться «вне церкви или в притворе», а потому священнику неизбежно, ради освящения их совершать исхождение из храма в притвор или наружу.

В Триоди Цветной, как и в Требнике, помещаются две молитвы на освящение пасхальных яств: «Молитва во еже благословити брашна мяс, во святую и великую неделю Пасхи» и «Молитва во еже благословити сыр и яйца». Характерно указание, сделанное в Триоди перед этими молитвами: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Вообще Церковь наша не придаёт никакого священного значения «пасхам» и «куличам». Они освящаются в день Пасхи не потому, чтобы за ними признавалось какое-либо таинственное или символическое значение, а просто в знак благословенья, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста. Об этом ясно говорит примечание, сделанное в Триоди к вышеуказанным молитвам: «Вестно же буди: яко сицевый мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже святыни причащаются, но простое приношение, не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословено будет: Пасха бо сам Христос есть и Агнец вземляй грехи мiра, на олтари в Безкровной Жертве, в Пречистых Тайнах Честнаго Тела и Животворящая Крове Своея, от иерея Богу и Отцу Приносимый, и Тому достойно причащающийся истинную ядят Пасху».

Отсюда видно, что наша Церковь неблаговолительно относится к самым названиям пасхальных яств «пасхами», как у нас это вошло в обычай.

«Пасха наша – за ны пожрен бысть Христос», – учит св. Апостол Павел (I Коринф. 5, 7). Поэтому, как дальше говорится в этом примечании, пасхальные яства и не должны быть вносимы в церковь, под угрозой прещений, согласно 3-му правилу св. Апостолов: «И сего ради иныя приносы, яко не суть Пасха, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкви или в притворе молитвою благословити, по третьему правилу Святых Апостолов глаголющих: Аще кто епископ или пресвитер , кроме вчинения Господня о жертве, иная некая ко Олтарю принесет , мед или млеко, или, в место вина, сикеру, сиесть оловину, или медовину, или птицы, или кая животная, или сочива, разве гроздия в лете, и елея на свещники, и фимиама во время Литургии, да извержется».

С этими пасхальными яствами – «куличами» и «пасхами» – не должно смешивать «артос», который имеет совсем особое значение. «Артос», каковое слово в переводе с греческого языка на русский означает «хлеб», освящается по древнему апостольскому обычаю. Приступая к трапезе, св. Апостолы имели обычай оставлять не занятым место, на котором возлежал с ними Господь Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Каждый раз, оканчивая трапезу и вознося благодарение Богу, они поднимали эту часть со словами: «Христос Воскресе». Этот обычай свято сохранялся потом в христианской Церкви и нашёл себе потом выражение в особом «чине о панагии», который совершается в иноческих обителях, а повсюду в дни празднования Св. Пасхи – в освящении, раздроблении и раздаянии «артоса». Артос, полагаемый в день св. Пасхи в храме перед взорами верующих, должен напоминать им о невидимом присутствии с нами Воскресшего Господа. Вместе с тем он напоминает нам о том, что Господь Иисус Христос крестною смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом животным, как Он Сам учил о Себе (Иоан. 6, 35). В светлую субботу артос раздробляется и раздается для вкушения верующим. В молитве при этом испрашивается, «да вси вкушающии от него, телесного и душевного благословенья и здравия сподобятся».

Подобного значения не имеют обыкновенные «куличи» и «пасхи». Чрезмерное увлечение ими, особенно когда приготовление их идет в ущерб посещению страстных Богослужений, не может не почитаться предосудительным. В конце XVI столетия Патриарх Антиохийскгй Иоаким, во время пребывания своего в южнорусской митрополии, счёл даже нужным подвергнуть осуждению чрезмерное уважение южно-русского народа к этим пасхальным яствам. Спустя немного времени и Константинопольский Патриарх Иеремия, занимаясь лично искоренением различных безпорядков в южнорусской митрополии, окружной грамотой предписывал «считать простыми, а не святыми, пасхальные хлебы», то-есть «куличи», которые в Южной России обычно называются «пасхами». Они освящаются и окропляются св. водой, как и всё, что предназначается к употреблению, но без какого-нибудь особого символического или таинственного значения, связанного с праздником Св. Пасхи. Устраивать «крестный ход» для освящения их не положено.

ВОПРОС: Законно ли допускать священника Англиканской церкви в его полном облачении присутствовать в алтаре при совершении пасхальной литургии и нормальное ли это явление, когда наши православные подходят к нему за благословением?

ОТВЕТ: Совершенно незаконно. По канонам в алтарь воспрещается вход даже православным христианам, не имеющим сана священнослужителя; тем более недопустим вход в алтарь лиц, не принадлежащих к Православной Церкви.

ВОПРОС: Надо ли придерживаться известного правила при несении икон прихожанами во время крестного хода: например, допустимо ли нести св. Евангелие женщине, при недостатке мужчин, или молодому человеку нести запрестольный крест; прихожане вступили в спор, утверждая, что запрестольный крест должен нести только пожилой человек. Существуют ли какие правила по поводу этого?

ОТВЕТ: Устав церковный об этом ничего не говорит и строго-определенных правил на этот счёт не существует. Существует только обычай, в силу которого Евангелие, св. иконы и иные святыни священник поручает нести во время крестного хода наиболее благочестиво-настроенным, безпорочным по жизни и наиболее заслуженным прихожанам и церковным деятелям, начиная с церковного старосты.

ВОПРОС: Одной сестре за непослушание наложена епитимия: читать по два псалма в день на великий пост; через неделю она возвратила Псалтирь и отказалась исполнять это послушание. Как поступать в дальнейшем - при том, что эта сестра духовная дочь?

ОТВЕТ: Надо выяснить, действительно ли для неё, по условиям её жизни, невозможно было выполнить такую эпитимию. Если, с её стороны, это просто нерадение, она подлежит за невыполнение положенной эпитимии ещё более строгой эпитимии и, в случае решительного ослушания, церковным прещениям, вплоть до отлучения на время от причащения, пока не смирится. Какая же это духовная дочь, если она не признаёт духовного авторитета своего духовника?

Наши рекомендации