ВОПРОС: Является ли обязательным чтение тропарей на «блаженных» во время литургии?
ОТВЕТ: Конечно, ибо это указание Устава. В нынешнее время в приходских храмах чтение этих тропарей почти вышло из употребления, но это совершенно незаконно. Некоторые в нынешнее время доходят до такого непростительного небрежения, что позволяют себе неуважение к словесам Самого Господа нашего и Спасителя, сокращая даже пение самых заповедей блаженства.
ВОПРОС: Можно ли мiрянину следить за богослужением в церкви по собственному служебнику или молитвеннику?
ОТВЕТ: Не только можно, но и похвально, если это способствует большему сосредоточению в молитве. Но только мiрянину не приличествует употреблять для этой цели «Служебник», предназначенный для одних священнослужителей. В «Служебнике» помещены тайные молитвы, которые читает священник, совершающий тайнодействие. Этих молитв не подобает читать мiрянину, который не имеет права молиться словами этих молитв.
183. ВОПРОС: По пресуществлении Св. Даров за воскресной литургией и после пения «Достойно есть» или «О Тебе радуется» какой поклон должны полагать служащие в алтаре и молящиеся в храме, земной или поясной?
ОТВЕТ: По пресуществлении Св. Даров за воскресной литургией, как равно и после пения «Достойно есть» или «О Тебе радуется» служащие в алтаре, согласно соборным и святоотеческим определениям нашей Св. Православной Церкви, как то: 20-ое правило Первого Вселенского Собора, 90-ое правило Шестого Вселенского Собора, 15-ое правило св. Петра Александрийского и 91-ое правило Св. Василия Великого, «чести ради воскресного дня», как «дня радости», полагают только поясной, а не земной поклон. То же делают и все молящиеся в храме.
ВОПРОС: Можно ли считать дату назначения на должность псаломщика за начало священнослужения?
ОТВЕТ: Никак нельзя. Псаломщик, если он даже посвящён в чтецы, является не более, как церковно-служителем, но не священно-служителем. Только три степени – диакон, пресвитер и епископ, хиротония коих совершается во св. алтаре, причисляются к священнослужителям, а потому началом священно-служения считается дата посвящения в сан диакона, но никак не раньше.
ВОПРОС: Некоторые из прихожан недовольны, когда при причащении священник спрашивает, ел ли ребёнок до причащения. Ребёнок, говорит, не может выдержать не евши до 11 или 12 часов дня. Если можно причащать таких, которые уже ели, то до каких лет?
ОТВЕТ: Чрезмерное опасение родителей за здоровье своих детей в данном случае совершенно неосновательно и указывает лишь на их неверие или маловерие. Никакой беды не случится с ребёнком, если он не будет есть до причащения. В прежнее время у нас в России, в простом народе, с младенчества приучали детей приступать ко Св. Причащеню натощак, и никакого предельного возраста с точностью установить здесь нельзя. Во всяком случае младенцы, уже способные употреблять твердую пищу, должны быть приучаемы к тому, чтобы причащаться натощак. И никак не следует допускать ко Св. Причащению детей старше 7 лет, которые уже были на исповеди, если они не воздержались от вкушения пищи.
186. ВОПРОС: При теперешнем положении в Америке часто бывает, что, если великий праздник случится среди недели, то люди приходят только ко всенощной, а на литургии никого не бывает. Может ли священник, совершивший уже проскомидию, совершать дальше и литургию, если к литургии никто не придёт, даже псаломщик и пономарь? Литургия ведь общественное Богослужение.
ОТВЕТ: Литургия – действительное общественное Богослужение и должна совершаться с участием псаломщика и прислужника-пономаря, как требует того и «Учительное Известие», приложенное в конце Служебника. Но если нет никакой вины священника в том, что к литургии никто не приходит, то, конечно, это не причина отказываться от совершения литургии: литургия должна быть совершена. Плохо только, если священник сам не заботится о том, чтобы у него были певцы и прислужники при совершении им Божественной литургии, проявляя в этом небрежение. Тогда к нему могут быть отнесены грозные слова пророческого прещения: «ПРОКЛЯТ ВСЯК, ТВОРЯЙ ДЕЛО ГОСПОДНЕ С НЕБРЕЖЕНИЕМ» (Иерем. 48, 10).
ВОПРОС: Есть ли указание в уставе применять искусственные цветы при украшении храма, св. икон и др. священных предметов?
ОТВЕТ: Никаких указаний в уставе на этот счёт нет, но естественному здоровому религиозному чувству должны претить такие украшения святыни искусственными цветами, и у нас в Православной Церкви этого никогда не было принято делать. Пришло ли бы кому-нибудь в голову положить в гроб своего отца или матери «букет» искусственных цветов? Тем более странно и неуместно класть искусственные цветы на святыню, перед которой мы должны благоговеть. Искусственные цветы – не настояще, а в нашем почитании святыни всё должно быть настоящее.
ВОПРОС: Можно ли ёлку ставить в церкви и какое отношение имеет ёлка к празднику Рождества Христова?
ОТВЕТ: Ровно никакого, и ставить ёлку в церкви совершенно неуместно. Это – обычай, может быть, и не плохой и вреда не приносит, как всякая детская забава или развлечение, но вовсе не церковный.
ВОПРОС: 12 декабря по старому стилю – в день св. Спиридона – по новому стилю 25 декабря – греки празднуют Рождество Христово и приглашают наших священников сослужить им. Могут ли наши священники принимать такое приглашение?
ОТВЕТ: Никак не могут. Наша Церковь нового стиля не принимала, а потому такое служение для наших священников совершенно неуместно. Новый стиль завели у греков враги св. Православия с несомненной целью внести смуту и разделение в ряды верующих, чего и добились. До сих пор около трети населения Греции нового стиля не принимает, и там из-за этого уже более 39 лет идёт жестокая борьба.
Принять новый стиль полностью с празднованием и Пасхи ко новому стилю – было бы грубым нарушением 7-го правила Св. Апостолов, и греческая церковная иерархия на это бы не пошла. Поэтому и придумана «компромиссная» реформа – празднование всех праздников по новому стилю, кроме праздника Пасхи, каковой греки продолжают праздновать по старому стилю. Это, конечно, только ловкий «трюк» врагов Св. Православия, цель которых нарушить мир и единение в Православной Церкви, путём введения всякого рода модернистских реформ, в «духе времени» и тем подорвать авторитет и животворную силу Св. Православия.
ВОПРОС: В конце Молитвослова, изданного Св. Троицким монастырем в 1959 году (см. приложение: «О молитве и о св. исповеди»), под заголовком: «Как должно молиться в церкви» в параграфе 2 сказано: «Православные христиане, войдя во святой храм, осеняя себя (крестным знамением,.. поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя собственных молитв и не читают по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает Св. Апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. Х 25)».
Между тем, в отделе «Вопросы и Ответы» в №8 «Православной Руси» на вопрос: «Можно ли мiрянину следить за богослужением в церкви по собственному молитвеннику?» дан ответ: «Не только можно, но и похвально, если это способствуете большему сосредоточению в молитве». Нет ли тут противоречия? И не правильнее ли указание Молитвослова?
ОТВЕТ: Никакого противоречия тут нет. Указание Молитвослова имеет ввиду, как там это и сказано ясно, чтение «собственных» молитв «отдельно от церковного пения».
В церкви совершается общественное богослужение, где все верующие молятся одновременно об одном и том же, а не каждый отдельно своей собственноймолитвой. Эта мысль ясно выражена в священническом возглашении на Божественной литургии: «И ДАЖДЬ НАМ ЕДИНЕМИ УСТЫ И ЕДИНЕМ СЕРДЦЕМСЛАВИТИ и ВОСПЕВАТИ ПРЕЧЕСТНОЕ и ВЕЛИКОЛЕПОЕ ИМЯ ТВОЕ...» Кто молится своей отдельной молитвой, будь то в уме или по книжке, всё равно, тот нарушает это общее молитвенное единение и тем самым подпадает под осуждение св. Апостола Павла. Но тот, кто по книжке внимательно следит за ходом Богослужения – за чтением и пением, желая ничего не пропустить и стремясь получить большее назидание, а через это и молитвенное настроение, тот, конечно, не только не грешит, а наоборот – заслуживает похвалы за свое усердие, и это тем более, что у нас, к сожалению, часто и чтение и пение бывает невнятным.
Идеал православного христианского Богослужения заключается в том, как мы это неоднократно подчёркивали, чтобы все молящиеся принимали в нём участие, ибо из самого текста нашего Богослужения видно, что на возгласы священнослужителя должны отвечать все молящиеся («мы» или «людие», как указано в наших богослужебных книгах). А поскольку трудно и даже невозможно требовать от всех, чтобы все знали наизусть все наши церковные песнопения, то неизбежно пользование книгами, для каковой цели именно и издан наш так называемый Великий Сборник». Вышедший первым изданием. ещё на Карпатской Руси, где именно сохранился этот обычай древности – всем петь за Богослужением.