Бог поругаем не бывает, и потому такое осквернение святыни праздничных дней преступникам Закона Божия не пройдёт даром: возмездие ждёт их
ВОПРОС: Полагается ли петь «Преблагословенна еси, Богородице Дево» на второй глас, или же по гласу евангельской стихиры?
ОТВЕТ: Хотя «Преблагословенна еси, Богородице Дво» песнопение 2-го гласа, как это видно в некоторых местах богослужебных книг, однако, действительно существовал и доселе существует обычай петь на воскресном всенощном бдении это песнопение на глас евангельской стихиры.
ВОПРОС: Какая основная разница между православным богослужением и богослужением «единоверцев»?
ОТВЕТ: Эта разница заключается в том, что единоверцам, то-есть бывшим раскольникам-старообрядцам, воссоединившимся с Православной Церковью, разрешено совершать Богослужение по их старопечатным книгам и соблюдать все их церковные обряды и старинные обычаи и традиции.
ВОПРОС: Где должна находиться св. Плащаница в храме, когда таковая не в употреблении?
ОТВЕТ: Определённого места для хранения св. Плащаницы нигде в уставе не указывается, как ничего не говорится и о самой Плащанице вообще, ибо употребление её возникло в церковный обиход сравнительно недавно. Обыкновенно св. Плащаница хранится в особом стеклянном футляре на стене внутри алтаря, или на гробнице, но покрытая сверху пеленою.
ВОПРОС: Можно ли мiрянам проходить по солее во время Богослужения, перед закрытыми царскими вратами?
ОТВЕТ: Ходить по солее мiрянам вообще не уместно, как не уместно входить и в алтарь, поскольку солея является внешним (наружным) продолжением алтаря и назначается для хождения по ней священнослужителей и церковнослужителей, но не мiрян.
ВОПРОС: Правильно ли ценить в пастыре прежде всего его организаторские способности и считать только такого пастыря идеальным, который является хорошим организатором?
ОТВЕТ: Совершенно неправильно. В Церкви самое главное это не внешняя организация, а внутреннее преуспеяние её членов. Задача Церкви – духовно воспитывать её членов. и путём такого духовного воспитания вести их ко спасению, подготовляя из них наследников будущего вечного Небесного Царствия – Царства Славы, которое откроется в конце веков.
Отсюда должно быть ясно, что от пастыря требуется прежде всегодостодолжная духовная настроенность – то внутреннее горение духа, которым он. мог бы воспламенять и души своих пасомых, ведя их ко спасению.
Идеальный пастырь, по учению Слова Божия, есть тот, кто «ИМЕЕТ ВЕРУ И ДОБРУЮ СОВЕСТЬ» (I Тим. 1, 19) и кто служит «ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВЕРНЫХ СЛОВОМ, ЖИТИЕМ, ЛЮБОВИЮ, ДУХОМ, ВЕРОЮ, ЧИСТОТОЮ» (I Тим. 4, 12), кто «НЕ НЕРАДИТ О СВОЕМ» благодатном «ДАРОВАНИИ», данном ему через священное рукоположение (I Тим. 4, 14), но постоянно «ВНИМАЕТ СЕБЯ И УЧЕНИЮ», ибо только «ТАК ПОСТУПАЯ», он может «СПАСТИ СЕБЯ И СЛУШАЮЩИХ ЕГО» (I Тим. 4, 16).
Идеальный пастырь, по ясному учению св. Апостола Павла, есть тот, кто «НЕПОРОЧЕН, ОДНОЙ ЖЕНЫ МУЖ (состоял не более, как в одном только законном браке), ТРЕЗВ, ЦЕЛОМУДРЕН, БЛАГОЧИНЕН, ЧЕСТЕН, СТРАННОЛЮБИВ, УЧИТЕЛЕН, НЕ ПЬЯНИЦА, НЕ УБИЙЦА, НЕ СВАРЛИВ, НЕ КОРЫСТОЛЮБИВ, НО ТИХ, МИРОЛЮБИВ, НЕ СРЕБРОЛЮБИВ» (I Тим. 3, 2-3), и только в заключение, после всего этого, сказано, что он должен «хорошо управлять домом своим и детей своих содержать в послушании со всякою честностью» (Тим. 3, 4-5), что можно отнести к требованию от пастыря и администраторских способностей. НО САМИ ПО СЕБЕ АДМИНИСТРАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ, СКОЛЬ БЫ ОНИ НИ БЫЛИ БЛЕСТЯЩИ, РОВНО НИЧЕГО НЕ ДАДУТ ПАСТЫРЮ И ЕГО ПАСОМЫМ, ЕСЛИ У ПАСТЫРЯ НЕТ САМОГО ГЛАВНОГО – ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ДУХОВНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ – ЕСЛИ В НЕМ НЕТ НАСТОЯЩЕЙ ДУХОВНОСТИ, МОЛИТВЕННОЙ НАСТРОЕННОСТИ И ПОДЛИННОГО, ИСКРЕННЕГО БЛАГОЧЕСТНИЯ, КОТОРЫМИ ОН МОГЬ БЫ СЛУЖИТЬ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ СВОИХ ПАСОМЫХ.
Мало того: чрезмерное увлечение внешним деланием может быть даже вредным и губительным, если оно идёт в ущерб внутреннему деланию пастыря, если порождает излишнюю суету и многозаботливость, отвлекающую от главного – от молитвы и заботы о духовном преуспеянии,
Итак, не администраторские способности пастыря должны стоять на первом месте, а его высокая духовная настроенность. Администраторские способности пастыря ценны лишь постольку, поскольку они составляют дополнение к его доброй духовной настроенности, но отнюдь не сами по себе. Ибо не внешняя организация, а внутренний дух истинно-христианской жизни ведёт людей ко спасению, а ЦЕЛЬ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ – СПАСЕНИЕ ДУШ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.
ВОПРОС: Лицо, состоящее во втором браке, допускается ли к занятно должностей в храме, может ли быть церковным старостой?
ОТВЕТ: Почитая чистое девство и честное вдовство выше брака, наша Св. Церковь всегда неодобрительно относилась ко второму браку, хотя и допускала вступление во второй брак, налагая на вступающих в него церковную эпитимию – отлучение от Св. Причащения на год или даже на два года (см. правило Св. Василия Великого 4-ое). Вступившие во второй брак не могут быть рукоположены ни в сан епископа, ни пресвитера, ни диакона, не могут быть и вообще «в списке священного чина» (см. Св. Апостолов правило 17-ое), то есть не могут быть посвящены в иподиаконы или чтецы и певцы и, следовательно, не имют права носить священной одежды, или стихаря.
Относительно второбрачия мiрян, исполняющих разные должностные обязанности в церкви, в том числе и обязанность церковного старосты, церковные правила ничего не говорят, но они во всяком случае, прежде занятия своей должности, должны были бы исполнить эпитимию, положенную для вступивших во второй брак, если прежде её не исполнили, и безусловно воздерживаться от входа во св. алтарь, как места, назначенного для священнодействующих, в число коих не допускаются лица, состоящие во втором браке.
ВОПРОС: Не откажите указать, когда и какой колокольный звон полагается применительно к службам, нормально правимым в приходской церкви, как то: вечерня, утреня, часы, литургия, водосвятие, погребение, брак, панихида и молебны?
ОТВЕТ: Колокола в церкви имеют троякое значение. Колокольный звон производится для того, чтобы: 1) созывать к Богослужению или, по церковному выражению, «знаменать», то-есть давать знать верующим о начале церковной службы, 2) выражать торжество, радость и ликование Церкви в её Богослужении и 3) возвещать тем, кто не можёт присутствовать в храме, об особенно-важных моментах Богослужения и тем побудить их, находящихся вне храма, присоединить свои молитвы к молитвам тех, кто находится в храме.
При церквах обыкновенно бывает несколько колоколов, причём они должны различаться между собою величиной и силою звука. Чаще всего различаются следующие колокола: 1) праздничный, 2) воскресный, 3) полиелейный, 4) простодневный, или будничный и 5) или малый колокол. Кроме того, могут быть ещё и совсем маленькие (так наз. «зазвонные») колокола разной величины.
Различается два вида звона: 1) благовест и 2) собственно звон. Благовестом называется звон, при котором ударяют только в один колокол, или и в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно. В этом последнем случае благовест называется «перезвоном» или «перебором». Собственно звоном называется тот звон, при котором ударяют сразу в два или более колоколов вместе. Когда такой звон делается в три приема (с перерывами), он называется «тре-зво-ном».
Благовест производится к началу каждого из трёх главных общественных Богослужений: 1) Перед началом 9-го часа и вечерни, 2) Перед полунощницей и утреней и 3) Перед часами 3-м и 6-м, совершаемым перед литургией.
Перед более торжественными службами за благовестом следует ТРЕЗВОН в несколько колоколов. Так звонят при начале праздничной вечерни, или всенощного бдения, при начале праздничной утрени (обыкновенно перед началом пения полиелея) и перед самым началом Божественной литургии, после прочтения часов 3-го и 6-го.
Благовест в один колокол производится на каждой утрени при пении Честнейшую Херувим» и каждой Божественной литургии при начале «Евхаристического канона» – так называемый «звон к Достойно».