Значение сверхзадачи с сквозного действия в замысле режиссёра
Как писал Константин Паустовский в «Золотой розе»: «Замысел – это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела – белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи, и в них из густого электрического настоя рождается первая искра молния, а вслед за молнией на землю обрушивается ливень».
Замысел так же как молния возникает в сознании, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это всё исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которая требует неизбежного разряда.
Если говорить о режиссуре, то вернее будет сказать о зерне будущего спектакля, определяющего его образное решение. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссёра, т.е. с ответом на вопрос – ради чего он ставит эту пьесу(представление), что хочет вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет на него воздействовать.
Великий Гёте так говорил об этой взаимосвязи: «В общем, стиль писателя – это верный отпечаток его внутренней жизни: если кто-либо хочет обладать ясным стилем, то он должен сначала добиться ясности в своей душе. Кто хочет писать в величественном стиле, у того в характере должно быть величие.
С глубокого понимания основополагающей роли сверхзадачи и сквозного действия в работе режиссёра и начинается практическое осуществление художественной целостности спектакля.
Подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение. Эти отдельные мысли, чувства, жизненные мечты писателя красной нитью проходят через его жизнь и руководят им во время творчества. Ради них он берётся за перо. Передача на сцене чувств и мыслей писателя – его мечтаний, мук и радостей – является главной задачей спектакля.
Условимся же на время называть эту основную, главную цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли сверхзадачей произведения писателя.
Сверхзадачу нужно искать не только в роли, но и в душе самого артиста. В зависимости от того, какие стороны произведения, какие линии, какие персонажи получают для нас первенственное значение, определяется для нас сверхзадача спектакля.
Поняв и прочувствовав зерно произведения – актёр устремляется к этой конечной цели, и это действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли и называют сквозным действием.
Путь лежит с формирования замысла (образ потребного будущего, то что задумано и должно происходить) через сквозное действие (переход от потребного в происходящее) к сверхзадаче (результат).
продолжение ....система станиславского: 1)Главный принцип- жизненная правда. 2)сверх задачи 3)принцип утверждающий действия,в качестве возбудителя сценарного переживания и основного материала в ак-ом искусстве,метод работы над ролью. 4) органичность 5) принцип перевоплощения (решающий)
работа над ролью
познать роль значит почувствовать.
1)познавание,т.е. анализ создания и оживления внешних обстоятельств с помощью воображения.2) переживание, движение от души к телу,от внутреннего к внешниму, от переживаний к воплощению. сверх задача,по сквозному действию, 3) воплощение, начало с переживанием чувств, глаз,лица, минимум слов. они усиливают и поясняют чувства мысли иллюстрируются.4) взаимодействие, между актероми зрителем.
массовые праздники.
празд. многосторон. обществ. явл. отражающ. отдел. чел. и общества в целом.основная черта создания праздника то, как особенное состояние человека по воздейст.
-ощущения личной принадлежности
-стремление к широкому общению.
-особенность эмоционального настроения
генкин
м.п. имеет разнообразную ср-во идейно-эмоциональную возд.
-живое слово (м.у. сценой и аудиторией) речь ведущего которая соединяет эпизоды и излагает то,что не поддается показу
-поэтическое слово
-музыка- хариография и спорт
-художественное документальное кино.
. Понятие режиссерско-актерского тренинга.Ведущую роль в выявлении и развитии творческой индивидуальности режиссеров и актеров занимает комплексный тренаж. Выявление и развитие творческой одаренности режиссеров и актеров имеет свои особенности и включает в себя: I. Определение общеличностных свойств: морально-психологических установок (мировосприятия, мировоззрения, идейно-политических убеждений); жизненного и профессионального опыта; индивидуально-психологических свойств личности (эмоционально-волевых, интеллектуальных характеристик). II. Выявление специальных творческих данных для режиссеров: способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению; организационные качества; развитая фантазия и творческое воображение; способность к пространственно-временному восприятию; широкая осведомленность в сфере смежных искусств; актерские данные; чувство юмора, художественный вкус; ощущение стиля и жанра. III. Для актеров: эмоциональная возбудимость: способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств; диапазон сценической заразительности, обаяние, мягкость; творческое воображение; способность к импровизации; пластическая выразительность; музыкальные, речеголосовые и ритмические данные. Основными акцентами в определении степени одаренности являются: а) способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению — режиссеров; 6) эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств и диапазон артистической заразительности – у исполнителей. Для обнаружения перечисленных способностей применяются три группы художественных тестов теоретического и практического характера. Каждое упражнение, задание, тест должны нести в себе «вызов», ставящий испытуемого перед необходимостью раскрытия его творческого «Я». Для определения степени одаренности посредством предлагаемых художественных тестов может быть использована следующая оценочная шкала: 1. Способность воспринять НЕОБЫЧНОЕ в ОБЫЧНОМ (или непосредственность). 2. Уникальное, ОРИГИНАЛЬНОЕ решение (ответ) или стереотипное. 3. Яркость, ГЛУБИНА или ПОВЕРХНОСТНОСТЬ решений (восприятий, суждений). 4. ПОЗИТИВНОЕ (или НЕГАТИВНОЕ начало, лежащее в основе решения). 5. МЫШЛЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ содержания задания (или очень отдаленное ассоциирование). 6. МЫШЛЕНИЕ С ОБРАЗНО – АССОЦИАТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (или буквальное). 7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, завершенность решения (или фрагментарность). 8. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ на восприятие задания и в течение его исполнения: отсутствие (или слабая); незначительная (или средняя); бурная (или сил |