ГЛАВА 4. Бхакта: преданный
ББ 1.4.1 Шри Парикшит сказал: Услышав слова Господа Шивы, которые потрясли его до глубины души, Нарада горел желанием лично повидать Прахладу. Поэтому он немедленно бросился по пути сердца на Шри Суталу и вбежал в город демонов.
ББ 1.4.2 Прахлада, лучший из вайшнавов, находился в это время в безлюдном месте и был погружен в медитацию, с любовью размышляя о лотосных стопах Верховного Господа. Завидев издали идущего к нему брахмана Нараду, Прахлада быстро встал, а затем, когда тот приблизился, распростерся перед ним в поклоне.
ББ 1.4.3 С некоторыми усилиями Прахладе удалось усадить Нараду, после чего он начал поклоняться ему по всем правилам, как до него делали другие. Но Нарада, испытывая глубокое почтение к нему, отказался от этого поклонения. Из глаз его хлынули слезы радости, и он попытался обнять Прахладу. Затем он произнес следующее.
ББ 1.4.4 Шри Нарада сказал: Сейчас, после долгих лет, я, наконец, увидел тебя - того, на кого Кришна действительно пролил всю Свою милость! Теперь мои усилия увенчались успехом. С самого детства ты был наделен чистой преданностью Кришне. До тебя ни у кого не было такой спонтанной любви к Нему.
ББ 1.4.5 Благодаря этой чистой преданности ты преодолел ужасные трудности и вынес тысячи издевательств, которым подвергал тебя отец. Под твоим влиянием все демоны стали вайшнавами.
ББ 1.4.6 Погружаясь в размышления о Кришне, ты, казалось, забывал о себе. Ты танцевал, пел и громко кричал, как безумец, и тело твое сотрясала дрожь. Так ты распространял преданное служение Господу Вишну, вызволяя все миры из круговорота материальной жизни и наполняя их радостью.
ББ 1.4.7 Когда Господь Кришна явился на берегу океана, Он посадил тебя на колени и приласкал, как мать. Так Он воздал тебе почести, не обратив внимания на Брахму, Шиву и других полубогов, возносящих молитвы, и даже не заметив богиню Падму.
ББ 1.4.8 Брахма, напуганный, умолял тебя подойти к Шри Нрисимхе. И когда ты пал к Его божественным лотосным стопам, Господь встал и поднял тебя с земли. Он положил Свою лотосную ладонь тебе на голову и начал облизывать тебя с ног до головы.
ББ 1.4.9 Когда Господь Хари искусно пытался прельстить тебя достижением высшей обители, ты не проявил никакого интереса к освобождению, о котором молят Брахма и другие. Ты просил лишь о преданности Господу, жизнь за жизнью.
ББ 1.4.10 Отвечая на любовь своего Господа, ты согласился взойти на трон отца. В своих молитвах Господу Нрисимхе ты сказал, что сделал это в надежде помочь всем людям обрести освобождение. Ты по-прежнему на престоле и так же сосредоточен на размышлениях о Господе Нрисимхе.
ББ 1.4.11 Однажды ты отправился в лес Наймиша, чтобы получить даршан Нараяны, которого называют «Господом в желтых одеждах». По дороге туда ты доставил удовольствие Господу, вступив с Ним в поединок, и Он сказал тебе: «Да, от тебя Я всегда терплю поражение!»
ББ 1.4.12 Шри Парикшит продолжал: Сказав это, Нарада, океан экстатических эмоций в преданности Господу Хари, начал танцевать. Этот близкий слуга Господа кричал: «Он побежден нами!»
ББ 1.4.13 Затем Шри Нарада сказал: О лучший из вайшнавов, почему я говорю, что Господь Мукунда потерпел поражение от тебя одного? Твой внук Бали, глава Дайтьев, также победил Его. По твоей милости Бали сделал Господа своим привратником.
ББ 1.4.14 Отныне я намереваюсь навсегда остаться здесь, с тобой. Благодаря твоей силе я, несомненно, смогу преодолеть проклятия, наложенные на меня Дакшей и другими.
ББ 1.4.15 Не в силах вынести похвалы в свой адрес, Прахлада смущенно опустил лицо, склонился перед Нарадой и тихим голосом почтительно обратился к нему.
ББ 1.4.16 Шри Прахлада сказал: Мой господин и духовный учитель, пожалуйста, еще раз подумай над тем, что ты сказал. Маленький мальчик просто не может правильно понять науку преданного служения Кришне.
ББ 1.4.17 - 1.4.18 Но когда человек получает наставления от великих душ, они могут пробудить в нем высший разум. Вот тогда он может с преданностью служить Господу Хари. Поэтому, когда обычные люди, подобные мне, несмотря на ужасные испытания, упорно продолжают духовно просвещать детей, вести себя, как святые, проявлять сострадание к страждущим душам или отказываться от освобождения, это вовсе не свидетельствует об их величии.
ББ 1.4.19 Основываясь лишь на этих признаках, лучший из святых не делает вывод, будто Кришна одарил человека Своей милостью. Благословенный Нарада, милость Кришны проявляется лишь в воистину достойном слуге.
ББ 1.4.20 Я никогда по-настоящему не служил Господу, в отличие от Ханумана и других. Я только иногда вспоминал о Нем, когда мой ум охватывало беспокойство.
ББ 1.4.21 Ты прославляешь меня за то, что Господь был ласков со мной и демонстрировал другие знаки любви. Но некоторые считают такое Его поведение лишь обманом Майи, а некоторые - просто одной из Его игр.
ББ 1.4.22 Ты считаешь эти знаки привязанности естественным проявлением Его любви. Я же считаю, что они - не более реальны, чем сон. Но даже если признать их подлинными, все равно они не свидетельствуют о Его милости.
ББ 1.4.23 Признанные святые верят, что Господь по-настоящему проявляет милость, когда дает право служить Себе разными способами. Это благословение Он дает таким преданным, как Хануман. Ничто, кроме этого, не следует считать Его милостью.
ББ 1.4.24 Более того, Шриман Нрисимха развернул Свои игры не для того, чтобы явить мне благосклонность, а чтобы защитить полубогов, Своих преданных, и даровать освобождение двум Своим вечным слугам.
ББ 1.4.25 Еще Он хотел, чтобы обещания Брахмы и других (к примеру, его сыновей) оказались правдой. Он хотел продемонстрировать всё величие преданного служения. Лишь это было причиной Его игр.
ББ 1.4.26 О величайший из преданных, не владеющий ничем материальным, когда Господь, Личность Бога, дал мне царство, я понял, что не получил и капли Его милости.
ББ 1.4.27 Господь говорит: «Когда Я хочу облагодетельствовать кого-то, Я лишаю его богатств». Высказывания, подобные этому, являются доказательством, и то же можно сказать об утверждениях Его возвышенных преданных.
ББ 1.4.28 Посмотри только: я привязан к правлению царством и имею обязанности перед семьей, слугами и другими, и из- за этого мое поклонение Господу ослабело! Снова и снова я достоин порицания за то, что не плачу от угрызений совести.
ББ 1.4.29 А иначе почему бы я стал биться с прославленным Господом в Вишале, как если бы снова стал обусловлен своим низким происхождением?
ББ 1.4.30 В своих наставлениях демоны всегда склонны к дурным ученым рассуждениям об истинной природе своего «я». Из- за общения с такими демонами мое понимание истины даже сейчас не совсем свободно от порочного налета сухой спекулятивной философии.
ББ 1.4.31 Так откуда же у меня может взяться какая бы то ни было чистая преданность, которая свидетельствовала бы о милости Господа? У меня нет преданности, и доказательство этому я вижу, когда размышляю над порочностью Банасуры.
ББ 1.4.32 Я слышал, кто-то говорил, будто сейчас, после того, как Бали был схвачен и лишен свободы, Господь стал привратником и живет здесь, на Сутале, просто чтобы охранять его. В любом случае я не могу сказать, где сейчас Господь.
ББ 1.4.33 Изредка некоторые люди, вроде Раваны, могут увидеть здесь Господа. Господь является лишь когда это отвечает Его намерениям. Так, Он явился прямо здесь Дурвасе, ибо тот твердо верил в то, что сможет увидеть Господа.
ББ 1.4.34 Если есть сильное желание достичь Верховного Господа, сделать это можно где угодно. Но если Господь просто живет в определенном месте, это еще не гарантирует, что с Ним там можно будет пообщаться.
ББ 1.4.35 Если бы мой Господь всегда лично присутствовал здесь, зачем бы мне было идти до самой Наймишараньи, чтобы увидеть Его в форме Господа Питавасы, Нараяны в желтых одеждах?
ББ 1.4.36 Можно сказать, что по твоей милости в сердце Верховного Господа до какой-то степени развилась любовь ко мне, и поэтому я выгляжу достойным прославления. Но все мое величие - лишь крупица по сравнению с горами милости, которой Господь награждает Своих новых преданных.
ББ 1.4.37 О Нарада, твое сердце наполнено беспричинным состраданием. Зачем мне дальше описывать все мои беды, если это только расстраивает тебя? Посмотри-ка лучше, как милостив Господь к Хануману из племени кимпурушей.
ББ 1.4.38 Обрати внимание, мой господин, что Господь, Верховная Личность, внезапно явился в облике Нарасимхи просто чтобы убить моего отца. А как только Он исполнил Свое намерение, Он тут же исчез.
ББ 1.4.39 Я не могу непосредственно лицезреть Господа, когда захочу. Поэтому то, как я один раз увидел Его на берегу океана, было похоже на сон.
ББ 1.4.40 Но Хануман гораздо более удачлив. Многие тысячи лет он наслаждается непрерывным и беспрепятственным служением Господу.
ББ 1.4.41 Нет никого сильнее его. Когда он был еще ребенком, полубоги одарили его всевозможными удивительными благословениями. Так он стал неподвластен старости и смерти.
ББ 1.4.42 Он свободен от всех страхов. Он соблюдает великие обеты и творит благие дела. Выдающийся герой, он - непревзойденный слуга Господа династии Рагху.
ББ 1.4.43 Словно играючи, он прыжком преодолел тысячи миль над бездонным океаном, а в стольном городе царя ракшасов умело утешил мать Ситу в ее горе.
ББ 1.4.44 Он смело грозил врагам, сжег Ланку и уничтожил ее крепость. Принеся своему господину новости о Сите, он удостоился Его крепких объятий.
ББ 1.4.45 Именно Хануман был лучшим из всех, кто нес Господа на себе. Его хвост служил королевским белым зонтом, а спина была удобным сидением для Господа. И именно Хануман руководил строительством моста через океан.
ББ 1.4.46 Он исполнил желания Вибхишаны. Он уничтожил военные силы ракшасов. А еще он обладал особым могуществом, которое позволило ему принести целебную траву под названием вишалья-карани.
ББ 1.4.47 Он был самой жизнью своих солдат. Он всегда доставлял великую радость своему божественному господину и Его младшему брату Лакшмане, преданно служа им обоим в качестве возчика.
ББ 1.4.48 В высшей степени разумный и отважный, он принес победу Господу Рамачандре. Он внес вклад в безупречную славу своего господина, убившего царя ракшасов.
ББ 1.4.49 Именно Хануман подбодрил мать Ситу. Он - единственный, к кому его господин по-настоящему благоволит. По велению Господа он все еще живет в этом мире, хотя и не в силах вынести разлуку с Ним.
ББ 1.4.50 Он поддерживает душу в теле, постоянно слушая прославления Господа Рамы. Стоя сбоку от Его мурти, он и по сей день так же великолепен, как и всегда.
ББ 1.4.51 Дорогой духовный учитель, о величии Ханумана широко известно из священных писаний. Например, говорится: «Главный из обезьян достиг совершенства, действуя как слуга Господа». Его служение - свидетельство милости Господа.
ББ 1.4.52 «Хануман получил в награду от сына Дашаратхи освобождение, хотя сам к тому не стремился. Но он никогда не хотел освобождения без возможности служить. Я склоняюсь перед ним».
ББ 1.4.53 Тебе, несомненно, известно и о тех его достоинствах, которые я не упомянул. Почему бы тебе не пойти в Кимпуруша-варшу и воодушевиться, увидев его своими глазами?
ББ 1.4.54 Шри Парикшит сказал: Дорогая мать, тогда мудрец Нарада вскочил с сиденья и полетел по небу в Кимпуруша-варшу, все время повторяя: «Чудесно! Чудесно!»
ББ 1.4.55 Там, в Кимпуруша-варше, Нарада увидел Ханумана, поглощенного поклонением лотосным стопам Господа Рамачандры. Он поклонялся Господу при помощи всевозможных лесных даров, словно, как и прежде, служил Ему лично.
ББ 1.4.56 Слушая подобную нектару «Рамаяну», которую декламировали гандхарвы и другие райские певцы, Хануман пребывал в экстазе. Его тело содрогалось, из глаз струились слезы, а волоски на теле стояли дыбом.
ББ 1.4.57 Он славил Господа всевозможными молитвами, в прозе и в стихах. Эти непревзойденные творения были написаны им самим. Кроме того, он читал молитвы, сложенные другими, и то и дело простирался перед Господом в поклоне.
ББ 1.4.58 Нарада воскликнул в восторге: «Слава Тебе, Шри Рагхунатха! Да славится возлюбленный Шри Джанаки! Слава старшему брату Шри Лакшманы!»
ББ 1.4.59 Услышав, как кто-то славит имена Господа, которому он поклоняется, счастливый Хануман подпрыгнул и прямо оттуда, где стоял, бросился на шею Нараде.
ББ 1.4.60 Нараду, стоящего в небе, переполняла радость. Ноги его двигались в танце, а руками он утирал потоки слез любви, струящиеся из глаз господина обезьян. Войдя в то же особенное настроение любовного экстаза, что и Хануман, Нарада громко заговорил.
ББ 1.4.61 Шри Нарада сказал: О благословенный, воистину, нет для Верховного Господа преданного дороже тебя! Сегодня я тоже стал дорог Ему, просто потому, что увидел тебя.
ББ 1.4.62 Шри Парикшит сказал: В мгновение ока Хануман успокоился и в почтении склонился перед мудрецом среди полубогов. Хануман почтительно поприветствовал его и привел в храм Господа Рамачандры, чтобы Нарада мог поклониться герою династии Рагху.
ББ 1.4.63 В храме, куда привел его Хануман, Нарада выразил почтение Господу. Хануман же заботливо усадил гостя. Нараде показалось, что он обрел необыкновенное сокровище, порожденное чистой любовью к Богу. Он ухватился за вину и заговорил.
ББ 1.4.64 Шри Нарада сказал: Да, Верховный Господь необыкновенно милостив к тебе. Никто не сравнится с тобой в этом. О! Ты погружен в океан экстатического поклонения Господу, постоянно, каждый миг наслаждаясь его новизной.
ББ 1.4.65 Ты слуга Господа, Его друг, Его возница, Его сидение, флаг, зонт, балдахин, веер. Ты - певец Его величия, Его советчик, врач, генерал, лучший помощник и тот, кто расширяет Его безграничную славу.
ББ 1.4.66 Всецело вручив себя Господу, обретя Его величайшую милость, посвятив свою жизнь рассказам о Его трансцендентной славе, ты всегда увеличиваешь блаженство преданных, которые обрели Его покровительство. Ты - лучший из святых и величием своим превосходишь даже Гаруду и ему подобных.
ББ 1.4.67 Твоя преданность Господу абсолютно чиста, ибо для тебя нет ничего дороже, чем радость служить Ему. Ты даровал наслаждение всем Его преданным, сказав этому благороднейшему из богов такие слова:
ББ 1.4.68 «Хотя освобождение избавляет от рабства материального бытия, мне не нужно такое освобождение, в котором я позабуду, что Ты - господин, а я - Твой слуга».
ББ 1.4.69 Шри Парикшит сказал: Ханумана сжигал огонь разлуки со своим повелителем, Верховным Господом, а эти слова об особой милости лотосных стоп Господа были подобны дровам, которые заставили это пламя разгореться. Какое- то время Хануман горько плакал, а потом, успокоенный мудрецом, заговорил.
ББ 1.4.70 Шри Хануман сказал: О лучший из мудрецов, зачем ты так поступаешь с несчастным, лишенным лотосных стоп Шримана Рамачандры? Почему заставляешь меня плакать, напоминая, как Господь пренебрег мною?
ББ 1.4.71 Если бы я по-настоящему был Его слугой, разве стал бы Он насильно отвергать меня, забирая с Собой в духовное царство дорогих Ему преданных, в числе которых были Сугрива и все жители Кошалы?
ББ 1.4.72 Ты очень добр ко мне. Мне посчастливилось послужить Господу, и ты решил, будто Он явил мне Свою благосклонность.
ББ 1.4.73 - 1.4.74 Но сейчас Он низошел в Матхура-пури, где во всей полноте проявил Свои достояния и могущество. Вся милость, которую Он пролил на меня, не может сравниться даже с каплей той милости, которую Он даровал святым Пандавам. По сравнению с ней это все равно, что мельчайшая частица земли рядом с горой Сумеру.
ББ 1.4.75 Посылая Пандавам яд и, одну за одной, множество других бед, которые преследовали их с самого детства, Господь сознательно являл миру решимость братьев, их религиозность, славу, мудрость, преданность и экстатическую любовь к Нему.
ББ 1.4.76 Он был их слугой, советчиком, послом, колесничим и придворным. Он охранял их ночью, следовал за ними на шествиях и даже возносил им хвалу и кланялся.
ББ 1.4.77 Господь с любовью тревожится за Пандавов. Что же Он не сделает ради них? Люди видели, как Он становился для Пандавов одновременно слугой, товарищем и близким другом, и они отвечали Ему тем же.
ББ 1.4.78 Господь всегда живет с Пандавами, поэтому их столица стала подобна священному лесу, где совершают аскезу великие мудрецы, и жизнь в этом городе дает те же самые блага, что и суровые покаяния.
ББ 1.4.79 Шри Парикшит сказал: Услышав эти слова, Шри Нарада неудержимо захотел увидеть лотосные стопы Кришны. Он просто хотел пойти в Двараку и поселиться там навечно. Он вскочил, сел, снова вскочил. Переполняемый радостью, Нарада танцевал с огромным воодушевлением и что-то громко выкрикивал.
ББ 1.4.80 Разговор о Пандавах погрузил сердце Ханумана в трансцендентные расы, а танец Нарады еще больше усилил его экстаз. Тогда Хануман продолжил говорить на эту тему.
ББ 1.4.81 Шри Хануман сказал: Все беды, выпадавшие на долю Пандавов, были величайшим благом, которое только можно пожелать, ибо благодаря им Верховному Господу не терпелось поскорее увидеться с братьями.
ББ 1.4.82 О Пандавы, чистая любовь совершенно завладела вами! Пренебрегая здравым смыслом и этикетом, вы сделали Господа своим послом и колесничим.
ББ 1.4.83 О Пандавы, должно быть, вам известна какая-то трансцендентная трава или мантра, при помощи которой можно пленить того, кто пленительнее всех.
ББ 1.4.84 [Парикшит Махараджа сказал:] О мать, о прославленная жена сына Пандавов, сказав это, Хануман несколько раз подпрыгнул, с каждым разом все выше, присоединяясь к мудрецу Нараде в его танце. Затем он продолжил свои речи.
ББ 1.4.85 О владыка владык, Твоя великая любовь к преданным покорила Тебя! Так Ты пленяешь их сердца.
ББ 1.4.86 Мне очень повезло, что средний сын Притхи, Бхимасена, -еще и мой дорогой младший брат.
ББ 1.4.87 Своими дружескими поступками Господь Кришна явил Пандаве Арджуне всю Свою милость. Например, Он отдал ему в жены Свою сестру. На дорогом сердцу Арджуны флаге, что развевается над его колесницей, запечатлен мой образ.
ББ 1.4.88 Любовное преданное служение никогда не увенчается успехом и не принесет плода без милости любимых друзей Господа, которая ничем не обусловлена.
ББ 1.4.89 Поэтому, о лучший из вайшнавов и самый дорогой для Господа преданный, давай вместе пойдем увидимся с Пандавами и обретем их покровительство.
ББ 1.4.90 - 1.4.91 Никогда в Айодхье Господь не являл того, что ныне явил в округе Матхуры, называемом Дваракой: бесконечное разнообразие несравненной роскоши и сладости, чередующихся друг с другом. Брахме, Рудре и другим полубогам едва ли под силу измерить их. Это великолепие усиливает любовь Его преданных.
ББ 1.4.92 Шри Нарада сказал: О, что ты говоришь? Что-то, чего нет в Айодхье? Этого нет даже на Вайкунтхе! Вставай, вставай, друг мой! Нам немедленно нужно идти туда.
ББ 1.4.93 Шри Парикшит сказал: Хануман, океан спокойствия, опечалился на мгновение, и, после недолгого раздумья, склонился перед Нарадой и заговорил.
ББ 1.4.94 Шри Хануман сказал: Конечно, нам было бы полезно побывать в Двараке, чтобы увидеть Пандавов и послужить им, поскольку они во всех отношениях несравненно дороги Личности Бога и Его супруге.
ББ 1.4.95 Но сейчас Господь проявил необычайно великую милость и сладость, гораздо более сокровенные, чем что бы то ни было прежде.
ББ 1.4.96 Эти чудесные, веселые игры настолько неотразимо пленительны, что сбивают с толку даже мудрецов, осознавших свою истинную природу.
ББ 1.4.97 Посмотри, даже твой отец Брахма, прародитель всего мира, основатель-ачарья ведической науки, был сбит с толку играми Кришны.
ББ 1.4.98 Так что же говорить о глупых лесных обезьянах вроде меня? Игры Кришны протекают настолько необычно (да и ты об этом знаешь), что я боюсь совершить оскорбление.
ББ 1.4.99 Пусть необычайно разнообразные игры Господа будут самой жизнью Его слуг, которые думают лишь о Нем. Подобные игры всегда увеличивают в сердцах таких преданных экстаз любви к Богу.
ББ 1.4.100 - 1.4.104 И все равно меня больше влечет к Верховному Господу в Его вечном облике Шри Рагхунатхи, сына Дашаратхи и отрады матери Каушальи. Он от природы искренне сострадателен, и у Него мягкое сердце. Его непроизвольно влечет к исполненным любви взаимоотношениям с преданными, в которых нет ни малейшего намека на двуличие. Он на собственном примере показывает, как правильно выполнять религиозный долг цивилизованного человека, и строг в Своем обете иметь только одну жену. От присущего Ему от природы смирения лицо Его всегда застенчиво опущено, а взгляд прикован к земле. Его возвышенные качества радуют всех. Царь царей, герой Айодхьи, Он стоит с луком в руках, а Сита и Лакшмана служат Ему. С Ним Бхарата, Его старший брат. Он правит обезьянами как дорогой друг Сугривы и дарует прибежище Вибхишане. Когда я слушаю об играх Кришны, моя безграничная любовь к моему господину растет.
ББ 1.4.105 Поэтому я думаю остаться здесь, чтобы постоянно созерцать Его в этом облике и вкушать дарующий бессмертие нектар Его игр.
ББ 1.4.106 И, может быть, когда-нибудь Господь вдруг захочет, чтобы я сделал что-то, и позовет меня, по Своей великой милости позволив служить Ему и тем самым даровав мне трансцендентное счастье.
ББ 1.4.107 Или, побуждаемый любовью, Господь может позвать меня просто для того чтобы явить мне Свой прекрасный облик, который мне дороже жизни.
ББ 1.4.108 Когда бы он ни позвал меня, я должен быть готов незамедлительно предстать перед Ним. Но сейчас, пожалуйста, отправляйся в дом к Пандавам и узри Верховную Абсолютную Истину в человеческом облике.
ББ 1.4.109 Господь Кришна черпает полное удовлетворение в Себе. Даже величайшим мудрецам не под силу постичь Его в своем сердце или описать словами. Нет никого пленительней Его, ибо Его чудесные игры – источник безграничного очарования.
ББ 1.4.110 Пусть не окутает твой разум оскорбительная мысль о том, что мы с тобой храним строгое целомудрие, а Пандавы - всего лишь домохозяева, сбитые с толку политикой.
ББ 1.4.111 Пандавы не имеют никаких материальных желаний, ибо всегда служат лотосным стопам Господа Кришны. Их же лотосным стопам поклоняются духовные учителя парамахамс.
ББ 1.4.112 Старший из этих братьев правит государством из любви к Личности Бога. Поэтому его царство богато во всех отношениях. Даже полубоги редко могут наслаждаться такими богатствами.
ББ 1.4.113 Благодаря жертвоприношениям, таким как Раджасуя и Ашвамедха, он обрел огромный запас благочестия, достаточный для того, чтобы достичь мира Господа Вишну. А пока он пребывает в этом мире, он правит всей Джамбудвипой.
ББ 1.4.114 Его чистая слава разнеслась по трем мирам. Его безупречным богатствам завидуют боги.
ББ 1.4.115 Это богатство царь получил по милости Кришны и предложил все это Ему. Богатство никогда особо не радовало его.
ББ 1.4.116 Поскольку сердце его всегда сгорает в огне любви к Кришне, все эти гирлянды, прекрасные одежды и сандаловая паста привлекают его не больше, чем привлекали бы человека, сгорающего в огне голода.
ББ 1.4.117 Только посмотри! Его лучшая царица - сама Шримати Драупади, а братья - такие люди как благословенный Бхимасена и Арджуна.
ББ 1.4.118 Они дороги ему не из-за телесных уз и не потому что помогают достичь четырех целей материальной жизни, а за свою любовную привязанность к лотосным стопам Шри Кришны.
ББ 1.4.119 Но что может рассказать о Пандавах лесная обезьяна вроде меня? Твоя светлость знает об их величии куда больше, чем я.