Практическая работа № 1. Садово-парковое искусство древнего мира. Египет, Ассирия, Вавилония
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ» ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА
Агрономический факультет
Кафедра землеустройства и ландшафтного строительства
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО (ИСТОРИЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению практических занятий для студентов специальности 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
п. Майский, 2012
Стецович А.С., Пятых А.М.
Садово-парковое искусство (история): практикум / А.С. Стецович, А.М. Пятых. – Белгород: БелГСХА им. В.Я. Горина, 2012. – 36 с.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Белгород 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 4
Практическая работа № 1. Садово-парковое искусство древнего мира. Египет, Ассирия, Вавилония. 5
Практическая работа № 2. Садово-парковое искусство античности. Древняя Греция, Древний Рим. 8
Практическая работа № 3. Садово-парковое искусство Средневековья. 13
Практическая работа № 4. Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве Восточных стран. 17
Практическая работа № 5. Садово-парковое искусство эпохи Возрождения. 24
Практическая работа № 6. Пейзажное стилевое направление в странах Европы.. 29
Приложения. 32
ВВЕДЕНИЕ
Садово-парковое искусство - это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, с использованием природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов выражает определенное идейное содержание в художественных образах. Оно является основой для ландшафтной архитектуры.
В состав основных задач, стоящих перед садово-парковым искусством, входит создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функциональных (т.е. отвечающих своему назначению), связанных историческими нитями, а также воплощение новых замыслов с учетом предыдущего многовекового опыта.
Суть садово-паркового искусства составляет соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный облик.
Сады и парки отражались в различных видах искусств, были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с музыкой и литературой, философией и живописью, экологией и др. науками. Так экология в садово-парковом искусстве имеет двоякий характер. Это и экология растений, и экология человека. Поэтому необходимо обеспечение благоприятных условий обитания для растений и для человека - формирование комфортной среды.
В настоящее время появилась новая форма произведения садово-паркового искусства, так как возникли соответствующие общественно-экономические и культурно-исторические условия. В этой связи художественный образ парка можно рассматривать как часть культуры данного общества на определенном этапе его развития.
В каждую историческую эпоху с ее эстетическими требованиями, техническими возможностями складывается свой комплекс принципов и приемов. Именно он определил облик садов и парков, их направленность. При этом сформировались два основных планировочных приема - регулярный и пейзажный.
В садах и парках присутствуют приемы как регулярного, так и пейзажного стилей или какой-то из них. Несмотря на общность комплекса панировочных и композиционных черт в пределах этих стилевых направлений, формируются парки, существенно различающиеся между собой.
Практическая работа № 1. Садово-парковое искусство древнего мира. Египет, Ассирия, Вавилония
В Вавилоне, Ассирии, Древнем Египте жизнь сосредоточивалась вдоль крупнейших рек - Тигра, Евфрата и Нила, почва долин которых состоит из очень плодородных и благоприятных для земледелия иловых отложений. Небольшими рощами там росли платан, финиковая пальма, тамарикс, орех грецкий, тополь, инжир, смолистое дерево. Особенно необходимы были сады, они давали тень и прохладу. Отсутствие тени - одно из тягчайших бедствий неимущего населения этих стран. Древние тексты говорят: "Он беден, у него нет тени". Устройство садов в таких условиях требовало искусственного орошения. Правильная, прямоугольная сеть каналов диктовала создание прямоугольных, симметрично распланированных садов. Вдоль каналов выращивали финиковые пальмы, инжир, миндаль, шелковицу, виноград.
Характерная особенность египетских садов состояла в том, что свободное пространство между деревьями занимали овощи и цветы. Египетские садовники культивировали ландыши, левкои и розы и делали их выгонку. В египетских садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. Из лилий добывали благовонное масло. Цветок лилии был символом надежды и краткости жизни. Цветы широко использовали для художественного оформления празднеств, из них плели венки, гирлянды. Особенно много разнообразных роз выращивали в период царствования царицы Клеопатры (69- 30 гг. до н. э.).
Первыми известными нам храмово-парковыми комплексами Древнего Египта были заупокойные храмы Ментухотепов (2160-2000 гг. до н. э.) и царицы Хатшеп-сут (1520-1500 гг. до н. э.). Именно эти храмы Среднего и Нового царств, а также знаменитые пирамиды Древнего Востока прославили египетское зодчество, обеспечили ему прочное место в истории мировой культуры.
Храмовые террасы украшали садами, центрами композиций которых были пруды. Портики храмов покрывали рельефами, из которых явствует, что, наряду с большим количеством сокровищ, из дальних странствий привозили деревья в кадках, диковинные плоды и другие редкости. Особого размаха садовое строительство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы с садами и прудами. Сады или их участки окружали стенами. В стенах были небольшие калитки, соединявшие отдельные участки. Центр композиции создавал прямоугольный бассейн, иногда довольно больших размеров (60×120 м). В прудах росли водные растения, плавали птицы. Главное здание всегда помещалось на центральной оси композиции, часто к нему вели увитые виноградом перголы. Все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были связаны в единый композиционный ансамбль. Это позволяет предполагать, что сады создавали по заранее разработанному плану. Строители египетских садов заботились не только о соотношении между отдельными элементами сада, но и о соотношении между высотой деревьев и шириной аллеи. Улицы городов были прямыми, узкими, плотно застроенными. Нередко на крышах домов высаживали пальмы и другие растения. Но были в столицах Египта улицы шириной 40, а иногда 60 м (улица Великого жреца в Ахетатоне), предназначенные для религиозных процессий. Такие улицы, ведущие к храму, обязательно обсаживались пальмовыми аллеями, чтобы скрыть хаотичную застройку. О пальмовых аллеях в Ахетатоне мы судим по наличию прямоугольных ям, вырытых вдоль главных улиц. Поскольку город лежал на песочных холмах, ямы перед посадкой деревьев наполняли плодородной землей, доставленной с берега Нила. Кроме того, для поливки деревьев и кустарников в Ахетатоне были устроены колодцы.
Сады в Египте создавались в основном двух типов: сады при храмах и сады при жилых домах. Идеологическая цель садово-храмового строительства - прославление неограниченной власти фараонов. Основой композиции была регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. Садово-парковое строительство Древнего Египта использовало большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники. Садово-парковое искусство Ассирии и Вавилона несколько отличалось от египетского, несмотря на то, что районы долины Тигра и Евфрата лежат на одной широте с дельтой Нила и по климату Двуречье напоминает Египет. Северные районы Двуречья более богаты растительностью. В его истории четко выделяются три важнейших периода: шумеро-аккадский, ассирийский, нововавилонский. Сады в государствах Двуречья в ассирийский и нововавилонский периоды отличались большими размерами и необыкновенной роскошью, которую могли себе позволить богатые владыки этих стран. Естественные насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки. При общей регулярности плана, которая была обусловлена оросительной системой, сады Двуречья не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки располагались более свободно. Известный дворец Саргона II в Дур-Шарукине (711-707 гг. до н. э.) был окружен парком. "Я создал рядом с ним (дворцом) большой парк, подобие гор Амана, в котором были насажены всевозможные растения из растительности Хеттской страны и всякие плоды гор",- писал Саргон II. В VII в. до н. э. столицей Ассирии вновь стала Ниневия. Сын Саргона II, Синахериб, отстраивает ее с невиданной роскошью. Он сооружает огромный дворец на Куюнджикском холме и окружает его большим парком с искусственными озерами и павильонами. В парке царь собрал экземпляры редкостных деревьев, цветов и животных, привозимых им из военных походов. Эти сады ассирийских правителей с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Марки Двуречья украшали большим количеством павильонов-беседок. Характерной особенностью архитектуры Двуречья был своеобразный тип храма - зиккурат. Он представлял собой массивную сплошную сырцовую ступенчатую пирамиду, на верхней платформе которой воздвигали храмик. Террасы зиккурата озеленяли. Влияние этой храмовой постройки, вероятно, сказалось на создании искусственных насыпных видовых холмов в парках, верх которых принято украшать беседкой. 1)тот же тип храмовой постройки, очевидно, привел древних вавилонян к созданию висячих садов. Самую знаменитую из построек - висячие сады Семирамиды - древние греки назвали одним из чудес света.
Висячие сады Южного дворца Навуходоносора II описывали Диодор Сицилийский, Страбон, Геродот. Не во всем эти описания совпадают, но древние историки едины во мнении, что постройка была грандиозной. Висячие сады были расположены во дворце на берегу Евфрата. Наименование - "висячие сады Семирамиды", очевидно, связано с именем индийской царицы Саамурамат, жены Адобени-рари IV (810-782 гг. до н. э.). Особенно много для украшения дворца сделали царь Набопаласар (625-601 гг. до н. э.) и его сын Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.). Именно последнему и приписывают возобновление и расширение висячих садов в период его 43-летнего царствования. Делал он это, как предполагают, для своей тоскующей по родине жены, царицы Никотрисы, родом из Мидии. Вся четырехэтажная постройка, представляющая собой последовательно подымающиеся неправильные четырехугольные террасы, была сквозной. Длина самой большой стороны составляла 42 м, с юга находился вход. Ширина террас - 3,5 м, перепад высоты - 5 м. Внутри галерей, образованных колоннами, были размещены гроты, украшенные цветным кафелем и фресками. Террасы соединялись монументальными лестницами из белого и розового мрамора. Верхняя терраса находилась на высоте 25 м. Мощные столбы и своды несли большие каменные плиты. Плиты террас были залиты свинцом, выложены тростником, пропитанным смолой, и двойным рядом кирпичей, скрепленных известью. Кирпичи были покрыты толстым слоем земли. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. Несущие колонны террас были пустотелыми. В этих пустотах росли деревья, а все остальное пространство занимали цветы. Для посадки в висячих садах отбирали самые красивые деревья и кустарники. Располагали их по террасам так, как они росли в естественных условиях: растения низменностей - на нижних, высокогорные - на высших. Наиболее характерными для Ассирии и Вавилона деревьями были пальма, кипарис, кедр, самшит, чинар, дуб. Помещения, находившиеся внизу, служили, видимо, крытыми проходами и винными погребами. С высоты террас открывался вид на город и реку Евфрат. Таким образом, можно отметить, что строители садов и парков Двуречья начали применять определенные ландшафтные приемы, особенно при создании охотничьих парков, наряду с общей регулярной системой садово-паркового строительства. Они любили создавать искусственные насыпные холмы и террасы, украшенные беседками и павильонами, висячие сады на искусственных террасах; первые коллекции растительности и животного мира, появившиеся в Двуречье, можно считать прообразами современных ботанических садов.
Рассматривая садово-парковое искусство Ближнего Востока и Передней Азии, нельзя не описать сады древнего Иерусалима во дворце царя Соломона (X в. до н. э.). В описаниях упоминается, что этот дворец имел четыре богато украшенных внутренних двора и сады, в которых росли пальма, кипарис, орех, гранат, виноград и другие плодовые растения, а также цветы. Там разводили павлинов, голубей и других птиц, для которых устраивали красивые птичники. В садах Соломона были также бассейны с рыбами. В 553 г. до н. э. персы во главе с царем Киром II (ум. в 529 г. до н. э.) из рода Ахеменидов подняли восстание и в 550 г. до н. э. победили Мидию. Затем Кир завоевал Лидию, весь Иран, Двуречье, современное Закавказье, Сирию, Малую Азию, Палестину и Финикию, создав мощную державу со столицей Пасаргады. При Кире II, его сыне Дарий завоеванные города не разрушали. Дарий уничтожил границы между бывшими государствами и разделил свою державу на 20 сатрапий. Сухое и знойное лето Персии сменялось резкими зимними холодами, во время которых долго держался снег. Страна не была богата растительностью. В небольших оазисах среди сухих степей и пустынных нагорий преобладали дуб, платан, кипарис, фруктовые деревья, и лишь у самого Персидского залива произрастали пальмы.
Задание: по заданию преподавателя нарисовать план сада Древнего Египта или Ассирии.
Контрольные вопросы:
1. Какие типы садов существовали в Древнем Египте? Каковы основные черты их планировки?
2. Отличия древнеегипетского садово-паркового искусства от ассирийского.
3. История создания и планировка «Висячих садов Семирамиды».