Практическая работа № 5. Садово-парковое искусство эпохи Возрождения
На смену суровому средневековью пришла эпоха Возрождения. Ее благотворное влияние раньше других ощутила Флоренция. Еще в XIV в. этот богатый город стал центром искусства и культуры всей Северной Италии. Сады вилл во Флоренции сыграли важную роль в развитии садового искусства Италии. Вместо закрытой и схематической композиции дворов средневековья появляется форма жизнерадостного, связанного с природой сада. В нем находили применение все достижения садового искусства античности и технические усовершенствования, рожденные бурным развитием эпохи.
В эпоху Возрождения основным типом сада в Италии являлся сад виллы. Сначала это был лишь скромный сад доходной фермы (1 га), который позже превратился в великолепный парковый ансамбль при дворце или загородной резиденции (35 га). В композиции итальянских вилл нашла отражение идея гегемонии человека над природой, характерная для эпохи Возрождения. Регулярные композиции строились на основе следующих принципов:
- единства ансамбля виллы и сада;
-сдержанной монументальности (рациональные и гармоничные пропорции);
- последовательности (анфиладности), строгой организованности;
- спокойствия и уравновешенности; четкости плана (квадрат, круг);
- организации продольных (вдоль склонов), а затем и глубинных (поперек склона) перспектив;
- создание разнообразных театрализованных эффектов;
- подчеркивание преемственной связи с античным Римом.
К наиболее характерным относятся такие приемы построения садовых композиций итальянских вилл: террасирование склонов холмов, оформленное высокими стенами, вазами, балюстрадами, скульптурами и гротами; обводнение территории сада системой каскадов, фонтанов и бассейнов; завершение садовых перспектив амфитеатром со скульптурой на фоне зелени (заимствовано у древних римлян) или свободно растущих групп деревьев; оформление партеров строгими по рисунку цветочными коврами; стрижка деревьев и кустарников; использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада. Начиная с 1530 г. в архитектуре Италии все четче формируются два течения. Одно из них, тесно связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству, другое, называемое маньеризмом, подготовило развитие классицизма в Европе.
Типичными флорентийскими виллами XV в. можно считать виллу Медичи во Фьезоле близ Флоренции, построенную Микелоццо (1396-1472), и виллу в Поджо а Кайяно, которую возвел Джулиано да Сангало (1445-1516). Центрическая композиция виллы, подчиняющая себе сад и связанная с ним террасами и лестницами, свидетельствует о характерном для того времени представлении о господствующем положении человека в природе. Тип загородной виллы дальнейшее развитие получил в Риме, продолжавшем в общих чертах художественные традиции Флоренции. Хозяйственное значение виллы отошло на второй план или вовсе исчезло. Большое влияние на строительство садов и парков Италии оказало творчество таких видных архитекторов и художников, как Браманте (1444-1514), Рафаэль (1483-1520), Палладио (1508 - 1580), которые изобрели много новых замечательных художественных приемов. В 1503 г., решая сложную задачу соединения построек Ватикана в единый ансамбль, архитектор Браманте создал длинный двор и сад на разных уровнях. Он применил совершенно новый прием завершения композиции вдоль длинной оси с одной стороны нишей, а с другой - зрелищным амфитеатром. Двор Бельведер использовали как сцену для представлений, а окружающие части сада как декорации. Этот прием стал характерным для Италии XVI в. и был повторен в амфитеатре сада Боболи и виллы папы Пия. В вилле Мадама в Риме (1517) Рафаэль использовал и развил найденный Браманте прием композиции интерьера в открытом пространстве сада. Здесь впервые в садово-парковом искусстве применены принципы анфиладности и разделения сада стеной из стриженой зелени. Вилла Мадама состоит из трех частей: первая - в форме квадрата, по характеру планировки напоминающая сады раннего средневековья; вторая - в форме круга с портиками по периметру, в которых размещены скульптуры; третья - в форме стадиона с трибунами.
Строго спланированные, регулярные части садов гармонировали с природой и особенностями местности. Вечнозеленые растения, камень и вода - основные средства садово-паркового искусства - в Италии начинают играть существенную художественную роль в композиции целого. Расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющиеся в строгой последовательности подпорные стены, лестницы, скамьи, боскеты, фонтаны были рассчитаны на создание разнообразных эффектов. Сначала перспективы сада строили в основном параллельно склонам. Позже их направляли главным образом поперек рельефа, пронизывая весь ансамбль и раскрывая дальние виды. В этом отношении примером может быть вилла д'Эсте в Тиволи (1540). Типичные для римских вилл черты варьировались в зависимости от конкретных условий местности, а также личных вкусов заказчиков. Так, в вилле Ланте близ Витербо архитектора Виньолы (1507-1573), расположенной на сравнительно небольшом склоне, регулярный сад строго симметричен, а ось водяных устройств совпадает с основной осью всего сада. Идея постепенного перехода от солнечного партера к прохладной тени верхнего сада и далее в лес выражена здесь с особой четкостью. В больших увеселительных резиденциях в этот период появились новые элементы оформления садового пространства: открытый театр, окруженный стриженым кустарником, небольшой закрытый сад хозяина дома (собственный сад), большие водные каскады.
Барокко в садово-парковом строительстве утвердилось в 80-е годы XVI в. и было искусством разбогатевшей буржуазии. Наиболее выразительными виллами барокко в Италии следует считать виллы Боргезе (1608), Памфили, Альбани (1746) и Альдобрандини (1598-1603). Две из них - Боргезе и Альдобрандини - расположены в окрестностях небольшого городка Фраскати, недалеко от Рима, на склонах живописных Альбанских гор. Автором виллы Альдобрандини был Джакомо делла Порта (1540-1602), а сад создал Джованни Фонтана. В композиции сада появился новый элемент - радиальные аллеи, тогда как в виллах эпохи Ренессанса применялись только квадратные членения территории. Из лоджии виллы, устроенной наверху здания, были видны водные каскады, нимфеи и атлант, поддерживающий земной шар.
Садовое искусство барокко в Италии в основном развивалось в традиционном русле, но глубина гуманистического идейно-художественного содержания, присущая эпохе Ренессанса, была утеряна. Основой идеологического содержания становится драматическое столкновение внутренних сил, характерное для XVI-XVIII вв. Композиция регулярного сада барокко строилась на основе таких принципов: нарочитой усложненности пространственных решений; неожиданных эффектов; утонченного эстетизма и декоративно-стилизаторской деформации приемов и форм; свободы в формировании. Стиль барокко требовал динамического чередования меняющихся перспектив (развития композиции в глубину), использования контрастов света и тени, стриженой зелени и рядовой плотной посадки кипарисов для создания зеленых театров и размещения скульптур, украшения партера сложными узорами и арабесками. Создатели садов этого периода мастерски применяли прием живописного оформления фонтанов и каскадов, добиваясь своеобразного синтеза различных видов искусства.
Сад виллы Альдобрандини с его полукруглыми и овальными формами, грандиозными лестницами, скульптурными украшениями, совпадением главной оси с водной является самым ярким образцом чистой формы барокко.
Ренессанс во Франции охватывает период со второй половины XV в. до начала XVIII в. Развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли, географические открытия и первые колониальные завоевания подготовили почву для ликвидации феодальной раздробленности. В XVI в. короли Франции, опиравшиеся на среднее и мелкое дворянство и городскую буржуазию, завершили политическое объединение страны. Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса. Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве. Но ландшафт Франции, в котором преобладают равнинные местности, покрытые преимущественно лиственной растительностью (дуб, вяз, липа, каштан), отсутствие памятников античной архитектуры и большое количество памятников раннего средневековья, а также многие другие природные и социальные условия направили развитие французского паркового искусства по особому, своеобразному пути. Описание садов Франции периода Ренессанса находим в трактате Анри Молле, крупнейшего строителя парков того времени, "Садовые орнаменты для удовольствия" (1651). Он считал, что характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженые боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами. В это время во Франции плодотворно работали итальянский мастер Марколиано, архитекторы Дю Серсо, Делорен и другие. Жан Боало - мастер и теоретик паркового искусства написал книгу в трех томах о композиции, строительстве парков и уходе за парковой растительностью. Свои взгляды на садово-парковое строительство он проверил на парках Люксембурга и Версаля.
Самым известным теоретическим трудом по устройству парков был "Трактат по теории садоводства" (1709) Держанвиля (автор текста) и Леблона (автор рисунков). Главные положения этой книги всесторонне характеризуют французское садовое зодчество рассматриваемого периода. Основой всякого парка считалась согласованность с ландшафтом, согласованность, иногда нарушающая симметрию. Строитель парка должен был стремиться к естественности и отказываться от всего необычного. Например, зеленый откос следовало предпочитать большой подпорной стене, стриженый зеленый свод - сложной трельяжной конструкции. Не рекомендовалось устраивать густые и мрачные сады, а также слишком увлекаться созданием открытых пространств. По теории, напротив дома или дворца следовало делать большую аллею с двумя-четырьмя рядами деревьев, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название "ах-ах", позволял неожиданно открыть вид на окружающий ландшафт.
Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности местности, что привело к таким характерным приемам, как боулингрин и вертюгаден. Боулингрин, то есть заниженный участок газона, нарушал однообразную ровную поверхность почвы (плафон Мансара в Трианоне). Вертюгаден в французских парках играл такую же роль, как амфитеатр в итальянских. Он представлял собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках.
Характерной особенностью французских вертюгаденов, которую не часто замечают архитекторы, было отсутствие параллельности всех кривых, составлявших это устройство.
Главное место у дворца или дома во французских парках отводилось партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой, посыпанной песком. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями.
Самую большую часть парка занимали боскеты, классификацию которых впервые дал Держанвиль. И. Блондель в четвертом томе "Курса архитектуры" отметил, что боскет может быть использован как открытый манеж, помещение для танцев, театр из зелени, лабиринт (Версаль, Шантильи). Кроме закрытых боскетов, создавались открытые посадки - кенконс. Это были прямоугольные площадки, обсаженные по квадратам высокоствольными деревьями так, что вид во все стороны был открыт. Кроны деревьев искусно подстригали. Однако этот прием не получил широкого распространения и был забыт. Середину XVII в. принято считать периодом подъема французской культуры. Средоточием всей умственной жизни страны был двор Людовика XIV. Искусство стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII в. Эта эпоха ознаменовалась творчеством большого мастера Андре Ленотра (1613-1700). За свою долгую жизнь Ленотр создал и перепланировал в стиле классицизма такие парки: Во-ле-Виконт (1661-1663), Кланьи (1674), Сои Медон (1680), Шантильи и Шуази (1693), Нинон, Версаль (1662-1700), Марли (1699), Сен-Клу; в Париже район Елисейских полей и Тюильри (1664-1672). Самым ярким выражением всех творческих находок, приемов и принципов Ленотра является Версаль - резиденция Людовика XIV. Это прекрасный образец синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, садово-паркового. Новым элементом, введенным Ленотром в садово-парковое искусство, были радиальные аллеи, поражающие совершенными соотношениями между шириной и длиной. Ленотр создал поразительный по красоте и грандиозности парк. Не удивительно, что этот парк оказал влияние не только на развитие садово-паркового искусства, но и на градостроительство. Завершая этот краткий очерк, следует отметить, что объекты садово-паркового искусства Франции XVI-XVII вв. были в основном двух типов: обширные парки охотничьих замков и дворцов и небольшие сады около домов. Регулярная композиция французских парков создавалась на основе следующих принципов: пропорциональность, четкость композиции, строгая иерархия главного и второстепенного. Строители парков этого периода стремились к максимальному раскрытию пространства, что было предпосылкой создания больших равнинных парков. К характерным приемам композиции относятся также нарушения симметрии во внутренних деталях партеров и боскетов, применение сплошных массивов растительности, обширных узорных партеров, лабиринтов, обводнение парка с помощью каналов. Скульптура как элемент композиции использовалась мало. Высокого уровня развития достигли топиарное и трельяжное искусства.
Задание: по заданию преподавателя нарисовать план парка эпохи Возрождения (приложение 6).
Контрольные вопросы:
1. Особенности садово-паркового искусства эпохи Возрождения, отличия от паркостроения средневековья.
2. Особенности Итальянского, Французского Возрождения.
3. Стили Барокко и Рококо.