Композиции с фигурами людей
Человек интересовал вас с первого дня занятий. Шло время, накапливался опыт непосредственной работы с натуры, ее внимательного наблюдения. Уже за плечами горы набросков, рисунки и этюды фигуры, портреты и автопортреты. Были предприняты и некоторые попытки по созданию сюжетных композиций с людьми. Но часто казалось, что в большинстве случаев основные ваши усилия в таких работах были направлены на правдивую и по возможности точную передачу натуры. Человек действительно очень труден для неопытного художника, и естественно, что ваш интерес к нему исчерпывался поначалу познанием внешнего, физического облика: строением фигуры, ее пропорций, взаимосвязанности форм, характером движения и т. д. Но в таком подходе к человеку была некоторая завороженность и искусственная ограниченность восприятия. В стороне оставалось все многообразие человеческой жизни, сложный мир души, чувств и мыслей. Может быть, такой обедненный, однобокий рассказ о человеке определял отчасти ибедность, однообразие многих увиденных нами композиций, особенно портретных и автопортретных.
Вы начинаете повышенный курс, и лишь немногие из вас уже имеют достаточно серьезный опыт в задумываний и осуществлении композиций с фигурами людей. Но ваша потребность рассказать о человеческой жизни полнее и задушевнее возросла, возросло и умение справляться с фигурой в рисунке и живописи. Пора испытать себя в более основательной работе по созданию композиций.
Опирайтесь на собственное ваше знание и понимание жизни. Вы каждый день общались и общаетесь с людьми, имеете возможность наблюдать их в работе и отдыхе, в горе и радости, в семье и в коллективе. Вы не только наблюдали жизнь со стороны, но и сами участвовали в огромном количестве дел, происшествий, различных событий. Сформировалось ваше индивидуальное отношение к людям и миру, окрашенное самы-
ми разными эмоциями — вашими собственными, позитивными и негативными.
Вы давно поняли, как непохожи люди и внешне и внутренне, как различны их переживании и склонности, характер и жизненный опыт. Как же найти художественные средства, которые помогли бы выявить и раскрыть в человеке индивидуальное? Как соотнести это индивидуальное в другом человеке к себе самому, своим возможностям, своему пониманию и художественному видению?
Представьте себе, что одну и ту же модель станете писать или рисовать и вы икто-то из ваших товарищей. Предположим, что оба вы хорошие, внимательные рисовальщики и стремитесь как можно правдивее и полнее воспроизвести индивидуальные особенности данной натуры — человека, который и вам и вашему другу интересен, хорошо знаком и понятен.
Внешнее несходство работ будет, естественно, очень большим. Но и сама модель раскроется совсем по-разному. Человек этот будет узнаваем, похож, но каждый из портретов передаст те черты его физического облика и внутреннего мира, которые понятны именно вам или именно вашему товарищу. Рассказывая о человеке, вы невольно расскажете очень многое и о себе. Потому что мера и характер постижения модели отразит ваше индивидуальное понимание и возможности. Вы поймете и увидите в человеке то, что именно вы можете увидеть и понять. Вспомните примеры из истории искусства, когда разные художники писали одного и того же человека. Сравнение их работ подтвердит наши слова.
Мы знаем, как мучительно стремились многие из вас к особой достоверности, похожести рисунка пли этюда с моделью, как были озабочены именно этой стороной дела. Само по себе желанно нарисовать или написать близко к натуре, узнаваемо только похвально. Однако чрезвычайно важно понимать, какой похожести, какой правдивости изображения вы добиваетесь. Если фотографической — проще взять в руки аппарат, не мучить себя и модель. Если же вы создаете не просто механическую копию натуры, а художественный образ — задача похожести, внешнего сходства становится лишь одной из частных задач, одним из способов выразить свое, привнесенное в работу видение натуры, понимание ее особенностей и характерных черт. В искусстве правдивое изображение обязательно предполагает выраженность и полноту авторских идей, в том числе и идей пластических. В этом смысле иногда менее «похожее» изображение может оказаться более правдивым и наполненным.
Человек интересен художнику. Интерес этот многообразен, он может принимать самые разные формы творческого подхода. Из всего огромного количества «особых примет» данного человека художник отбирает то, что ему нужно. Сознательно, а иногда и интуитивно он выделяет и обостряет одно и умаляет другое. Есть художники, которые увлекаются неповторимостью каждого данного человека. Иных, наоборот, интересуют общие для многих типические черты. Но и неповторимое и типическое художник понимает и чувствует по-своему. Миризобразительного искусства населен обильно. И у многих художников люди составляют совсем особый, уникальный мир, четко отличный от других. Именно такими цельными, легкоузнаваемыми мирами существуют в живописи люди Рафаэля и Кранаха, Тициана и Эль-Греко, Федотова и Врубеля, Гогена и Петрова-Водкина. И каждый такой мир убедительно и полно отражает мировоззрение своего создателя.
Но чтобы обрести этот собственный мир образов, свое понимание и опыт, необходимо самостоятельно, серьезно и увлеченно заниматься композиционной работой. В этой творческой практике постепенно станут определяться ваши возможности, стремления и интересы.
Не нужно думать, что, обращаясь к композициям с людьми, вы должны как-то внутренне измениться, особенно собраться и сковать себя поставленными задачами. Наоборот, постарайтесь освободиться от всех «тормозов» и отнеситесь с полным доверием ксебе — художнику. Дайте простор своей фантазии и призовите на помощь все хорошее, что вами накоплено за годы учебы. Помните, что момент личного, индивидуального отношения к людям, тому или иному явлению или событию будет определять внутреннюю ценность вашей работы. Что бы вы ни выбрали — расскажите об этом по-своему, как именно вы чувствуете и понимаете. Тогда сила вашего переживания и отношения к событию может сделать работу выразительной и своеобразной, и уж конечно, она должна быть вполне самостоятельной, а не навеянной чем-то виденным в чужих произведениях.
Мы предложим вам много заданий для композиций с людьми. Некоторые из них предполагают устройство постановок и работу с моделью, другие рассчитаны на создание безнатурных композиций. В первом случае опыт большинства из вас уже достаточно велик. Во втором, опираясь на свое умение рисовать и писать фигуру с натуры, накопленные наблюдения и фантазию, вы без боязни постарайтесь сочинить композицию, придумать ее от начала и до конца. 38
Выбрав тему, не торопитесь договориться о позировании. Сначала продумайте окружение фигуры, фон, предметы, которые могут вам понадобиться в постановке, даже желательный вариант одежды своей модели так, чтобы все это помогло вам в раскрытии темы. Специально оговорите один или два вечера для выполнения рисунков. Они очень важны в таких работах. Если вы, рисуя, любуетесь натурой, если работаете горячо, с душой, в вас накапливается и остается опыт общения с данной натурой, опыт глубинного, а не поверхностного ее постижения. Этот опыт органично перейдет в будущую длительную работу, насытит и обогатит се. Воспитывайте в себе это очень важное для художника переживание натуры, тогда самая длительная работа будет выполняться со свежим ощущением н неослабевающим интересом.
Наши задания погрузят вас в жизнь, которую вы прекрасно знаете. Рассказ ваш о людях станет тем самым и рассказом о жизни, делах и событиях, в которых могли бы участвовать или участвуют ваши современники — родные и товарищи по работе, соседи, земляки и т. д.