Тема 4. «Сборы в дорогу»
Выполните рисунки, по-разному устраивая одни и те же предметы. Обратите внимание на то, как меняются пластические взаимосвязи форм и даже сам характер предметов с пе-
ременой группировки. Они по-новому общаются друг с другом и кажутся разными в зависимости от своих «соседей».
Сборы в дорогу — это всегда дело серьезное. Оно сопровождается ощущением некоторой спешки, но в то же время и собранности, заботой о том, чтобы ничто не было упущено, забыто. Это и мечты о будущей поездке, если она желанна. В сборах есть свой беспорядок, но есть и порядливость, предметы могут быть и уже приготовлены к поездке, находиться «под рукой», на приметном месте. В такой постановке соседство предметов может быть непривычным, неожиданным. Это случай, когда туфли, например, могут оказаться на столе в соседстве с утюгом, когда на вешалке или на стуле может быть платье или полотенце и т. д. Дело, конечно, не в том, чтобы выразить тему большим количеством предметов. Попробуйте свежо и интересно раскрыть ее, отобрав немногое, но точно. Пусть ваши вещи как бы оживут, вступят в разговор и расскажут о предстоящей поездке. Но 'прежде всего решите, куда же вы отправитесь — в командировку или на курорт, на рыбалку или в лыжный поход и т. д.
Тема 5. «Осень»
Попробуйте поискать композицию, раскрывающую обилие и щедрость осенних даров природы в пору сбора урожая. Имеется в виду организация постановки на пленэре. Фрукты или овощи будут находиться в естественном для себя природном окружении — там, где они росли и зрели. В саду или огороде. Погруппируйте их по-разному на земле, может быть, и на траве с осенними палыми листьями и добейтесь естественности размещения.
Во втором случае устройте осеннюю постановку с по возможности глубоким пространством и небом. Садовый стол, крыльцо или терраса, балкон или открытое окошко помогут вам ввести в композицию осенний простор. Выполняйте рисунки, по-разному находя свое место к натуре. Длительные работы можно осуществить в тоне или цвете по вашему выбору.
Темы наших заданий, связанных с натюрмортом, были до
сих пор конкретными по сюжету, повествовательному смыслу.
Они сопровождались довольно подробным изложением вари
антов постановки, часто подсказывался и выбор предметов, и
желательный характер их группировки. Эти задания ориенти
ровали вас на подробный рассказ о жизни и как бы погружа
ли вас в эту жизнь, ее ритм, порядок и беспорядок. Натюрморты наши были тесно связаны с людьми, не только с их на
строениями, но в ряде случаев и с какими-то определенными
действиями, событиями (уборкой помещения, приготовлением стола, сборами в путь).
Теперь мы предложим вам выразить то или иное настроение или чувство и в каждом случае назовем его, оно станет вашей темой. Опираясь на собственный эмоциональный опыт, на свои личные ощущения, воспоминания, ассоциации, вы должны будете раскрыть в композиции названное настроение. Попробуйте почувствовать, какие именно предметы, какое их расположение, окружение, цвет, освещение и т. д. выразят, по-вашему, нужное настроение наиболее доходчиво и с возможной полнотой. В каждом случае попробуйте найти не одно, а два или три варианта выбора предметов и их окружения.
Мы понимаем, что это очень нелегкая задача. Потому что не всегда определенное настроение связывается в нас сразу с какими-то конкретными предметами. Ассоциации могут быть и цветовыми и ритмическими, могут быть связаны с тем или иным ощущением тесноты, ущемленности или, наоборот, свободы, наполненности пространства и т. д. И все это будет ценнейшим материалом для вашей работы, именно тем, на что вы станете опираться в поиске композиции. Кроме того, творческие идеи могут рождаться под воздействием звуков, жизненных ритмов, неожиданных столкновений с реальными фактами, даже запахов.
В одном из парижских писем Борисова-Мусатова есть такое (признание: «...Я чувствую, что я возродился. Нет моей хандры, тоски моей. Силы какие-то снова появились в душе. Надежды. Я думаю снова о моем искусстве и снова им живу... Так вот — теперь весна. Масса цветов. Масса ландышей. Теперь здесь их сезон. И каждое утро, торопясь в ателье, на бульваре мимоходом покупаю на два су ландышей и держу их в кармане. Их запах напоминает мне наши русские простенькие рощицы с прохладными тенистыми прогалинами, где эти ландыши растут. Один запах сразу создает картину сельской идиллии»*.
Как видите, запах ландышей не только существеннейшим образом повлиял на настроение художника, но и вызвал образы и ассоциации, связанные с родной природой.
Прежние наши задания подсказывали вам путь от реальной натуры, предмета к наполненному внутренним чувством произведению. Теперь же путь несколько иной: вы приходите к натуре с уже выявленным и определившимся в вас чувством и ищете в натуре материал для выражения этого чувства.
Вы можете выполнить наши задания в цвете или тоне, в более или менее длительных работах. Названные чувства и
34
Мастера искусства об искусстве. Т. 7. М., «Искусство», 1970, с. 308.
настроении не выражают мир человеческих эмоций и состоянии во всей его огромной полноте. Если ни одна из наших тем не привлечет вас — поищите собственную тему.
Тема 1. Печаль.
Тема 2. Веселье.
Тема 3. Отчаяние.
Тема 4. Нежность.
Тема 5. Беспокойство.
Тема 6. Покой.
Тема 7. Ярость.
Тема 8. Счастье.
Тема 9. Тревога.
УПРАЖНЕНИЯ
Вы снова обратитесь к специальному натюрмортному фонду, изготовленному или подобранному вами для выполнения упражнений по композиции. Главной их задачей на этот раз будет поиск пространственных отношений между предметами и окружающей средой. Работа над постановкой в каждом случае завершится эскизом в цвете или рисунке.
Пространство постановки будет задано размером и формой поверхности, на которой расположатся предметы. Подбирая их, меняя размеры и группировку, вы создадите разные композиции, разные пространственные ситуации.
Упражнение 1. Компонуя крупные, тяжелые формы, создайте ощущение тесного, душного пространства. Придумайте, как замкнуть его сверху какой-либо «крышей», которая обострила бы ощущение придавленности, замкнутости. Назовите свою композицию «Бочки в погребе».
Упражнение 2. Скомпонуйте несколько легких по форме набольших предметов, создав между ними и вокруг них свободу, простор. Представьте себе, что это стоят скульптуры в безлюдном выставочном зале.
Упражнение 3. Поищите композицию из трех предметов. Нужно так расположить их в пространстве, чтобы они смотрелись цельной группой при максимальном отдалении друг от друга. Тогда пространство при своей растянутости будет восприниматься живым благодаря взаимодействию ваших «персонажей». Представьте себе, что это перекличка утренних петухов.
Упражнение 4. Устройте на подставке многие предметы (5—10), разные по размеру и форме. Ощутите насыщенное пространство, тесное общение предметов друг с другом. Представьте себе, что хозяйка пришла из магазина и, торопясь, выложила на стол различные продукты.
3*
Упражнение 5. Попробуйте создать ощущение напряженного пространства, противопоставив на основании одну крупную форму группе других. Назовите свою композицию «Поспорили чашки с самоваром».
Упражнение 6. Попробуйте разместить вокруг вертикальной оси несколько полочек с тем, чтобы устроить на них какие-то небольшие формы. Пространство будет как бы кружиться вокруг оси вместе с полочками и «предметами». Назовите сбою композицию "Новогодняя елка».