Музыка барокко (xvii – середина xviii века). Инструментальные жанры светской музыки. Творчество Баха и Вивальди

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА(ФОЛЬКЛОР, ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА, КОМПОЗИТОРСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО).

В истории сложилось 3 вида музыкального творчества:

· Фальклор(семейно-обрядовые, свадебные, причетания, трудовые )

· Церковная музыка

· Профессиональная композиторская

1.Народная музыка (музыкальный фольклор) - это вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное народно-коллективное творчество народа, распространенное, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.

Жанры фольклора:

ü Славянский фольклор (восточно-славянский). Кантиленность (песенность), передающая движение души, многообразные чувства. Встречаются и игровые песни. В нашем фольклоре преобладает пение над танцем. Жанры- разновидности муз. Произв.

ü Семейно-бытовые Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, колыбельные, крестильные песни,трудовые песни, жнивные (часто о тяжелой женской доле), былины + эпические сказания, предания = полупение + полуразгвор (речетатив), позднеее появились солдатские песни

ü Фольклор не имеет автора. Мелодии изменялись от века к веку. К одному и тому же тексту придумывали разные напевы. Пели хором и каждый голос давал свой вариант мелодии.

У восточных славян фольклор а капельный, т.е. без аккомпанемента.

В фольклоре закрепляются самые важные чувства и эмоции народа. Позже с появлением городов фольклор разделяется на городской и крестьянский.

2. Церковная музыка– это музыка, сопровождающая богослужение христиан. Как правило, имеет ритуальный и вспомогательный характер, как и другие реквизиты Богослужения. Является формой преподнесения текстов молитвослова. Постепенно сложился стиль церковных песнепений, что пришло из народного творчества.

В православном богослужении музыка остается исключительно вокальной. На хор ложилась большая нагрузка, особо важны были низкие голоса. Пение сопровождает все части православного богослужения

Основные жанры православной музыки : литургия, всенощная, тропарь, кондак, стихира, величание.

Тропарь– краткое молитвенное песнопение, прославляющее священное лицо или раскрывающее суть праздника.

Кондак – многострофные поэмы (20-30 строф) с общим рефреном.

Стихира – приуроченный к псалму текст, в котором проводится тема дня либо вспоминаемого события.

Величание – краткое торжественное песнопение, припев к стихам псалма.

В католическом богослужении музыка имеет инструментальное сопровождение. Служения были на латинском языке.

Основные жанры католической музыки :

Мотет – хоровая музыка, в которой две, три, четыре мелодии полифонически соединяются между собой, при этом каждый голос поет свой текст. Жанр возник в 13-ом веке во Франции, мотет изначально сочинялся и на светские темы. Постепенно мотет упростился, и стал однотекстовым строго вокальным хоровым произведением.

Месса – сложился в Риме, многоголосое хоровое сочинение. Изначально исполнялась хором а капелла( многоголосое пение без сопровождения инструментов) , позже хор чередовался с органом, и наконец – хор в сопровождении струнных инструментов. Один из видов мессы – реквием (покой)

В месса есть место для лакримозы (слезы)

Магнификат (величие)- одна из основных песней библейских, образует кульминационный пункт вечерни.

Пассионы-страсти - произведения, посвящённые событиям Страстной недели («Страсти по Матвею»)

Орган – неотъемлемая часть католической церкви. Первый орган поставили в Весиминском аббатстве в Англии. Традиционным является авлос ( древнегреческая флейта). Колокол – самый сложный инструмент.

3.Композиторское профессиональное творчество – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней».

Композиторская песня появилась, предположительно, в период позднего Средневековья: в 16-17 веках, когда произошло освобождение от влияния церкви и стала развиваться светская культура, а с ней композиторское и поэтическое мастерство, далекое от строгих церковных канонов.

Периодизация музыкальной культуры Западной Европы.

Музыка барокко (xvii – середина xviii века). Инструментальные жанры светской музыки. Творчество Баха и Вивальди.

Барокко – стиль западно-европейской музыки 17-18 веков, сложившийся в Италии. Что-то очень изысканное и красивое.

Композиторы: итальянцы – Монтеверди(оперы, мадригалы), Корелли, Альбинони, Марчелло, Вивальди («Времена года»), Александро и Доминик Скарлатти, немцы – Гендель, Бах.

Опера -Музыкально-вокальное произведение в драматической форме. драматическое произведение, в к-ром речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра.

Мадригал – песня на родном языке, но не народная, а светская, чаще всего придворная. Самым известным мадригалом был Клаудио Монтеверди. Мадригалы пели хором, петь одному было не принято. К середине 17 века пение стало одноголосым. Пели обо всём : про любовь, смерть, о природе и т.д. Родина мадригала – Италия. драматическое произведение, в к-ром речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра.

Инструментальные жанры светской музыки:

Концерт – муз. жанр (тип, группа музыкальных сочинений), предназначенных для: а)всего оркестра , б)оркестра + солирующего инструмента(скрипка, флейта, гобои, позже – клавесин, виолончель). Концерт основан на принципе творческого «соревнования» (кто лучше сыграет), состязание оркестра и солиста.

Кончерто гроссо– инструментальный жанр в музыке, концерт для всего оркестра. (Вивальди «Времена года»). Обычно состоял из 3-4 частей контрастных друг другу. Представитель – Корелли.

Сюита – цикл, чаще танцевальный. В состав сюиты в качестве обязательных танцев входили: немецкая аллеманда, подвижная французская куранта, медленная испанская сарабанда, стремительная английская жига. Нередко к ним присоединялись дополнительные: французский буре, гавот, менуэт, польский полонез. Включались и нетанцевальные пьесы – ария, рондо. Преамбулой служила прелюдия или французская увертюра.

Соната - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.

Увертюра - инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

Прелюдия - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) при жизни славился как виртуозный органист и прекрасный педагог, но к музыке мастера отношение было сдержанным. Бах родился в городке Эйзенах в Тюрингии в семье потомственных музыкантов. В возрасте десяти лет он остался сиротой, и заботы о нём взял на себя старший брат. Под его руководством и начались музыкальные занятия будущего композитора. В семнадцать лет Бах уже играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре. В дальнейшем он служил при дворе и в протестантских храмах: занимал должность органиста, придворного концертмейстера в Веймаре, а затем капельмейстера в Кётене; был кантором (дирижёром хора, органистом и церковным композитором) в Лейпциге; давал частные уроки.

Вокально-драматическое творчество Баха включает около трёхсот сочинений.

Кантата в протестантском богослужении представляла в музыкальных образах библейские события, т. е. создавала музыкальные иллюстрации к фрагментам Священного Писания. Она помогала верующему "пережить" тот или иной эпизод библейской истории. Кантату мог завершать (а порой и открывать) хорал, в котором излагался основной смысл отрывка. В наследии композитора есть сольные и сольно-хоровые сочинения. Помимо духовных Бах создал и светские кантаты.

"Страсти", или пассионы (от лат. passio - "страдание"), - музыкальная композиция на евангельский текст о страданиях и смерти Иисуса Христа. Основная идея "страстей" - самопожертвование Сына Божьего ради блага людей. Расцвет жанра относится к XVII-XVIII вв., и связан он прежде всего с творчеством Баха, который внёс в "страсти" существенные изменения. "Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею".

Одно из величайших творений Баха - Месса си минор. Композитор создавал это произведение, понимая, что оно не может быть исполнено в церкви (слишком велико для богослужения).

Наиболее сложная форма полифонической музыки - фуга. В основе фуги лежит тема - мелодия, которая проводится по разным голосам. Её переход в другой голос называется имитацией - второй голос имитирует, т. е. повторяет, тему на другой высоте. То, что слово "фуга" произошло от слова "бег", не случайно. Голоса всё время как бы догоняют друг друга и приходят к согласию лишь в конце.

Оркестровая музыка - ещё одна грань творчества мастера. Он написал шесть Бранденбургских концертов , клавирные, скрипичные концерты, произведения для скрипки, виолончели и т. д. В оркестровых сочинения Бах продолжал традиции Вивальди.

В последние годы жизни композитор почти потерял зрение, и самые виртуозные в полифоническом отношении циклы ("Музыкальное приношение", "Искусство фуги" он вынужден был диктовать.

Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Создатель жанра концерта для скрипки соло с оркестром, классик оркестрово-ансамблевого концерта, автор программной симфонической музыки, многих опер, сонат.

Родился в 1678 г. в Венеции. Учился у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача в оркестре собора Св. Марка. Музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Уже в возрасте десяти лет он часто играл вместо отца. Первое приписываемое Вивальди сочинение датируется 1691 г. Еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза.

В сентябре 1703 г. Антонио принял сан священника и вскоре был приглашен в качестве педагога в одну из лучших венецианских консерваторий "делла Пиета". В 1705 г. в Венеции публикуют двенадцать сонат композитора, а в 1709 г. издательство Бортоли выпускает двенадцать сонат для скрипки с сопровождением чембало. С этого момента его известность выходит за границы Италии. Произведения Вивальди издаются и исполняются по всей Европе. В 1713 г. он обращается к новому для себя жанру - опере, которая на долгие годы становится важной сферой его деятельности. Но наибольшей популярностью у современников пользуются программные концерты.

Однако, в 1740-е годы, когда в Италии, где «все зависит от моды», выдвигается новое поколение сочинителей-скрипачей, музыка Вивальди уже кажется устаревшей. Его «старомодные» концерты не делают сборов, интерес к нему пропадает, и отверженный 62-летний композитор навсегда покидает свою родину. Всеми забытый и оставленный, Антонио Вивальди скончался 28 июля 1741 г. в Вене. Слава композитора возродилась в начале ХХ в., когда в 1926 г. итальянский музыковед обнаружил уникальную коллекцию его рукописей (Туринские манускрипты). После почти двухсотлетнего забвения Вивальди вернулся - его прекрасная возвышенная и мелодичная музыка снова мгновенно облетела весь мир и до сих пор находит отзвук в душах многих и многих.

Он является автором 90 опер, в том числе «Роланд Неистовый», «Нерон, ставший Цезарем», «Коронация Дария», «Обман, торжествующий в любви», «Фарнак», «Кунегонда», «Олимпиада», «Гризельда», «Тамерлан» . Одно из самых известных произведений — «Четыре времени года» — ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки, он одним из первых применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.

Наши рекомендации