Индустриальные структуры 19 в. Транспорт и связь
19 в. проходит под знаком промышленного переворота и индустриализации. Это был длительный процесс перехода от ручного труда к машинной индустрии. Он растянулся более, чем на столетие (с 60-х годов 18 в. до 80-х годов 19 в.), развивался в разных странах неравномерно. Революционизируя производство, он порождает не только его количественный рост, но и качественные сдвиги в технологии, в отраслевой структуре. По глубине воздействия на социальную сферу промышленный переворот можно сравнить с политическими революциями, и потому естественным кажется второе его название - "промышленная революция". В обществе происходят кардинальные демографические и социальные изменения: быстрый рост населения сопровождается его концентрацией в городах и промышленных центрах, складывается система эксплуатации женского и детского труда. На первый план выходят два основные класса - буржуазия и пролетариат. Эти бурные процессы воздействуют на все общество в целом, вызывая сдвиги в массовом сознании.
Революционные перевороты в таких отраслях, как промышленность, транспорт, энергетика, затрагивают быт многих миллионов людей. Возникают новые потребности, неизвестные ранее, новые понятия о необходимом и излишнем, об удобствах и роскоши. Урбанизация, развитие массового промышленного производства сокращают до минимума, либо вовсе ликвидируют натуральное хозяйство. Создавая внутренний рынок, они одновременно формируют новый тип личности - покупателя, потребителя массовой унифицированной продукции. Начинают производиться промышленным способом предметы обихода - мебель, посуда, домашние орудия труда и т.д. Быстро развивается выпуск готовых пищевых продуктов. В конце века появляются кафе самообслуживания и устанавливаются торговые автоматы. Во второй половине столетия прогрессирует конфекция - изготовление и продажа готовой одежды.
Имеются области, переворот в которых оказал наиболее существенное воздействие как на повседневный быт человека, так и на его ментальность. К ним относятся, в первую очередь, транспорт и связь.
Транспорт и связь
На всем протяжении 19 в. важную роль продолжает играть гужевой транспорт. Дальние расстояния предполагают смену лошадей на постоялых дворах или почтовых станциях - так называемые этапы. Лошадей меняли примерно каждые 10 миль (около 17 км), однако скорость передвижения была невелика, как правило, не более 100 км в сутки. Скорости оставались низкими вплоть до развития железных дорог: "Наполеон шел также медленно, как и Юлий Цезарь" (Поль Валери).
Городской транспорт также был конным. Состоятельные семьи имели собственный выезд: комфортабельный рессорный экипаж с закрытым кузовом, дверцами и окнами (типа броуэма173, популярного вплоть до 20 в.), или открытые коляски, которыми правил сам владелец (например, фаэтон, вошедший в моду в конце 18 в.) и др. Горожане пользовались услугами наемных извозчиков, для состоятельных пассажиров в Англии были кэбы, во Франции - фиакры, а для простых смертных - примитивные повозки-телеги.
Долгое время рельсовый и паровой транспорт развивались параллельно. В 19 в. железные дороги получили широкое распространение в городах в качестве пассажирского общественного транспорта, так как рельсовый путь значительно увеличивал грузоподъемность. Это были конки или конные трамваи. Вагоны были либо простые, облегченного типа, либо двухэтажные, с местами внутри и на крыше (империал). В качестве городского транспорта использовались также многоместные кареты с платными местами, идущие по регулярным маршрутам - омнибусы (безрельсовый транспорт). В 80-х годах в некоторых городах уже были пущены трамваи на электрической тяге.
Идею использовать силу пара в транспортных средствах пытались реализовать еще с 18 в., однако громоздкость, сложность в эксплуатации и дороговизна построенных моделей заранее обрекали подобные опыты передвижения на неудачу. Паровые повозки не могли конкурировать с дешевыми и доступными гужевыми средствами передвижения. Будущее же парового сухопутного транспорта 19 в. зиждилось на его соединении с рельсовым путем. Так появляется новое средство для грузовых и пассажирских перевозок, наступает эра железных дорог174.
В 30-х годах в Англии строится несколько железных дорог, начинается также их строительство в Америке, Франции, Бельгии, Германии, России, Австрии. Постепенно железнодорожный транспорт превращается из новинки в повседневность, совершенствуются локомотивы, подвижной состав, пути. В середине века некоторые паровозы могли уже развивать скорость более 100 км/час. В это же время появляются закрытые товарные вагоны, чуть позднее - пассажирские спальные вагоны системы "пульман" и салон-вагоны. Строятся мосты и прокладываются тоннели. Появляется новый вид городского транспорта - подземная железная дорога с локомотивами на электротяге (1890).
С начала 19 в. развивается паровой водный транспорт, и вскоре пароходы выходят на морские просторы. В течение долгого времени "парус соседствует с паром". Тем не менее паровой флот рос очень быстрыми темпами. С конца 30-х годов налаживается регулярное пароходное сообщение между Европой и Америкой, а затем и между другими континентами (например, на длинных китайских или австралийских линиях - их называли по перевозимому грузу "чайными" и "шерстяными"). Увеличивается скорость движения судов: если первый пароход пересек Атлантику за 26 дней, то в 70-х годах на это требовалось - всего лишь 7-8 дней. Пароходы успешно конкурируют с быстроходными парусниками - клиперами, постепенно вытесняя их.
Возникшее в конце 18 в. воздухоплавание успешно развивается в следующем столетии. Одним из первых видов летательных аппаратов являются воздушные шары - водородные аэростаты. В течение всего 19 в. совершается множество воздушных полетов - своеобразных спортивных аттракционов, не имевших непосредственного практического значения. Многочисленные опыты приводят к созданию управляемого дирижабля. Параллельно во многих странах пионеры воздухоплавания работают над созданием летательных аппаратов тяжелее воздуха - планеров, самолетов, геликоптеров. Прорыв был совершен в начале 20 в., открыв эру авиации (с изобретением двигателя внутреннего сгорания стали возможны управляемые полеты).
В конце века на улицах крупных городов появляются автомобили, пока еще не в качестве транспортного средства, а дорогой и модной игрушки. Более всего автомобилями увлекаются в Германии и Франции (в последней устраиваются автопробеги, гонки). Эра массовой автомобилизации начнется на рубеже столетий175, что положит начало революции на транспорте, коренным образом изменившей в 20 в. облик окружающего мира.
Совершается переворот в технике связи. В первой четверти 19 в. она осуществляется с помощью оптического (семафорного) телеграфа. Применяется также голубиная почта. Будущее, однако, принадлежало электрическому телеграфу, который получил широкое распространение из-за своей простоты и доступности. В 40-х годах вводятся в эксплуатацию телеграфные линии внутри отдельных стран и между ними. В 50-60-х годах прокладываются подземные, а затем и подводные морские и океанские кабели.
Появившийся в последней трети века телефон, в отличие от многих других изобретений, сразу завоевал популярность. Спустя всего год после открытия первой телефонной станции их количество возрастает до двадцати. Далее входят в строй автоматические телефонные станции и телефоны-автоматы. Телефон, как и телеграф, является кабельным средством связи. "Беспроволочный телеграф", т.е. радио, было изобретено лишь в самом конце 19 в. и стало широко применяться уже в следующем столетии, начиная с первой мировой войны. Развивается такой традиционный вид связи, как почта. Проведенная во многих странах реформа почтового дела упростила и унифицировала оплату почтовых отправлений. Ее инициатором выступила Англия: в 1840 г. были выпущены две первые марки в 1 пенни и в 2 пенса. Первая из них - знаменитый "черный пенни" - стал раритетом для многих поколений филателистов. Улучшаются письменные принадлежности, стальные перья начинают конкурировать с птичьими; получают большое распространение почтовые открытки. Появляются и совершенствуются пишущие машинки.
Перевороты в транспорте и в средствах связи изменили окружающий мир, разрушили барьеры между странами и континентами, "прорвали пространство". Обеспечивая мобильность населения, удешевляя и стимулируя миграцию, делая возможным регулярный обмен информацией, они изменяют характеристики топоса, географию и топографию среды обитания. Самые отдаленные глухие уголки постепенно приближаются к центрам, сфера культурной периферии сокращается. Интенсифицируются культурные контакты, что ведет к сдвигам в массовом сознании. Меняется картина мира, в том числе представления о времени и пространстве. Все это расширяет культурные горизонты, одновременно унифицирует и интернационализирует понятия и представления, идеи и образы.