Кризис феодального общества и государства как основа культурных процессов XVIII века. Дворянство и третье сословие. Низы общества

XVIII век становится решающим для утверждения новоевропейской культуры, и в нем взаимодействуют два типа культуры и общества: галантная культура представляет придворное общество, перестающее быть центром культурной жизни, теряющее свой социальный статус и культура просвещения, представляющая зарождающееся буржуазное общество.

Именно кризис феодального общества и государства становится основой культурных процессов XVIII века, который становится последним веком аристократии. Галантная культура является культурой аристократии в условиях развивающегося буржуазного общества. Центром галантной культуры, так же как и затем культуры Просвещения становится Франция.

Кризисный характер мироощущения высшего общества связан с изменением социальной роли аристократии, которая перестает участвовать в экономической жизни и превращается в праздную придворную касту. На смену утверждению Людовика XIV «Государство – это я!» возникает «после нас хоть потоп» Людовика XVI: нигилизм, реабилитация философии наслаждения, абсолютизация и, в то же время, прагматизация чувственной доминанты жизни – характерные черты галантной культуры. Само поименование культуры определяется главным чувством, определяющим заполнение жизни аристократа – любовным чувством и связанным с ним отношениями, именуемыми галантными. Это чувство становится для аристократа фривольной игрой, выстраиваемой аналитически. Для галантной культуры, характерным становится тип человека с развитым интеллектом, но в разладе разума и морали.

Эпоха абсолютизма знаменует собой подъем и возвышение буржуазии, постепенный закат дворянства. Дворянство отделено от прочего населения своим господствующим положением, привилегиями и сословной моралью. В его среде происходят сложные социальные процессы. Дворянство "обуржуазивается", оно активно занимается предпринимательской деятельностью. Этот процесс начался в Англии, где главным проводником буржуазных тенденций являлось джентри - мелкое и среднее дворянство. Купцами, мануфактуристами, банкирами часто становились младшие сыновья из дворянских семьей. Однако это не главное направление социальной эволюции. Для континентальных стран, в отличие от Англии, более характерен процесс "одворянивания" буржуазии.

Путь возвышения долог и сложен, его проходят на протяжении жизни нескольких поколений. Первая ступень - положение "почтенного человека": благосостояние, собственный дом, отказ от ручного труда. Далее идет "благородный" образ жизни людей, не занимающихся ни ремеслом, ни торговлей. Они могли быть владельцами мануфактур, банкирами, негоциантами, откупщиками, чиновниками. Отсюда легко преодолеть барьер, разделяющий третье сословие и дворянство. Сделаться дворянином можно было либо путем покупки дворянских грамот, должностей либо путем судебного расследования того образа жизни, который ведет претендент (вели его предки). В 16 в. во многих европейских странах общество не ставило препон социальному продвижению. Образуется целое сословие новых дворян. Во Франции оно получило наименование "дворянство мантии" в отличие от старого, родовитого "дворянства шпаги". С 17 в. существует четкая иерархия этих групп, в которой "дворянство шпаги" всегда пользуется преимуществом, занимает первое место.

"Дворянство мантии" было наиболее деятельной, активной и плодовитой частью дворянства. Оно, как правило, не разделяло вкусы и предрассудки родовитой знати, не испытывало пиетета перед охотой, дуэлями, военным ремеслом. Иными были их этические нормы, иной культурный опыт стоял за ними. Предметом социальной гордости и социального тщеславия служили для них та светская культура, которой они владели и тот образ жизни, который они вели. В первую очередь это относится к прекрасно устроенным городским домам или загородным виллам, богатым библиотекам, хлебосольным пирам и приемам, которые они задавали соседям ("пиршественная культура").

Аристократия 17 в. ориентировалась на двор, его обычаи, моду и взгляды, но уже в следующем столетии придворный мир теряет свое влияние, постепенно замыкаясь в узком кругу собственных проблем. В 18 в. тон в светской жизни задают аристократические салоны и клубы, переориентировавшие на себя бывшую сферу влияния королевского двора.

Поднимающаяся буржуазия дает несколько моделей этосов. Характерные черты и ценности, присущие буржуа, во многом сформированы протестантской этикой, отразившей самосознание нового класса89. Это трудолюбие - труд воспитывает в человеке христианские добродетели. Не менее важна бережливость, сочетающая в себе целый ряд добродетелей, таких, как аккуратность, умеренность, предусмотрительность, забота о семейном бюджете90. Для раннего капитализма характерен особый образ действий. Купец бережет свои деньги, рассчитывает расходы в зависимости от доходов. (Дворянский поведенческий стереотип прямо противоположен: дворянин живет сегодняшним днем, легкомысленно относясь к расходам и думая о доходах только при необходимости.) На этом общие черты заканчиваются и начинаются различия.

Один из самых распространенных типов буржуа - пуритане эпохи Кромвеля. Для них характерны аскетизм и ригоризм, "мирская этика" добродетели, понимаемой в соответствии с религиозными догмами протестантизма. Именно благодаря жесткой дисциплине, запрету на расслабляющие и изнеживающие удовольствия "круглоголовые"91 одерживали верх над "кавалерами", защищавшими монархию. Скромные прически и темные костюмы, отказ от драгоценностей, предметов роскоши (духов, вееров, кружев, лент, атласных и шелковых тканей и т.п.), даже от косметики у женщин - вот приметы их внешнего облика. Что касается моральных норм и поведения, то они отличались особой строгостью и аскетизмом. Налагалось табу на развлечения, галантное времяпрепровождение, запрещены были танцы, музыка и искусства. Все это в духе новых религиозных требований объявлялось мирской суетой и грехом. В темной простой одежде с белым воротником, истово верящие в свое дело и предназначение, с оружием или с молитвенником, поющие псалмы - такими были английские пуритане. Но таковы же французские гугеноты, немецкие и швейцарские лютеране и кальвинисты. Похожа на них в своем ригоризме, направленном против "сеньоров" и ранняя итальянская буржуазия - так, во Флоренции в начале 14 в. людям, занимавшим высокие должности, полагалось спать на соломе и жить по-спартански. А последователи Савонаролы сжигали "суету" сего мира на кострах, в том числе произведения Данте, Боккаччо, Петрарки.

Суровая добродетель сменяется респектабельностью, вкусом к удобствам и роскоши по мере того, как буржуазия богатеет и завоевывает власть. Это происходит в Голландии во второй половине 17 в. и в Англии - после буржуазной революции. Буржуазия перенимает дворянский образ жизни, подражает аристократии. Этот процесс можно наблюдать и там, где буржуазия не добилась пока еще власти, как, например, во Франции. Здесь в 17-18 вв. существуют более высокие барьеры между мещанством и дворянством, чем в Англии. И потому большая замкнутость дворянства усиливает притягательность его статуса. Формируется тип "мещанина во дворянстве". Господин Журден желает владеть шпагой, разбираться в философии и музыке, уметь танцевать, быть галантным и иметь связь со знатной дамой. Это желание живо и в 18 в. Часовщик Карон становится де Бомарше, а мещанин Аруэ - де Вольтером. Буржуазные писатели накануне революции проповедуют просвещенный гедонизм, советуя избегать страданий и искать удовольствий. (Энциклопедистам революционеры ставили в вину их сибаритизм.) Ценности аристократической культуры, однако, оказались не только чрезвычайно устойчивыми, но и привлекательными даже для революционных лидеров, о чем свидетельствуют "дворянские" имена де Робеспьера и Д'Антона92.

Низы общества

Во всех европейских странах существует огромный "мир" прислуги. По некоторым данным, ее численность могла приближаться к 1/5 части населения. Слуга - обязательная принадлежность повседневного обихода в семье, чьи доходы хотя бы немного превышают уровень бедности. Их имеют разные социальные и профессиональные слои: чиновники, купцы, лавочники, ремесленники и крестьяне. В буржуазных и дворянских кругах они являются непременным "атрибутом" дома. Обедневший дворянин может экономить на еде, чтобы содержать лакея. В богатых светских домах армия скучающей прислуги существует для демонстрации респектабельности: пара дюжин ливрейных лакеев, повар и поварята, кухарки и судомойки, горничные, садовники и конюхи и т.д. Лакей какой-нибудь высокой персоны или светского щеголя преисполнен дерзости и нахальства. Он перенимает манеры и повадки своего господина, присваивает его фамилию. Жизнь прислуги тем не менее далеко не проста. Они обязаны беспрекословно повиноваться хозяину. За малейшее ослушание или дерзость грозят серьезные наказания - выставление у позорного столба, ссылка. Уволенные тут же подпадают под действие закона о бродяжничестве93. И наконец, самый серьезный случай - обвинение в воровстве. Наказания за это были самые суровые: например, во Франции вора полагалось повесить чуть ли не у дверей хозяйского дома. Жестокость приговора только усиливается от его несоразмерности проступку, так как повесить могли за самую незначительную кражу.

Основная масса людей, живущих физическим трудом, всегда балансирует на грани нищеты. Их жилища расположены в бедных кварталах городских окраин. Жизнь проходит у всех на виду, и малейшие ссоры между мужем и женой тотчас становятся достоянием всей округи. Спорные вопросы выясняются с помощью кулаков. Никто не носит кожаной обуви, дети бегают голышом, играют в грязи и спят вповалку на дырявом матрасе. Тяжело и монотонно работая всю неделю, взрослые в воскресенье отводят душу в каком-нибудь кабаке, где напиваются на неделю вперед. Веселье обычно заканчивается скандалами и зверскими драками.

Столь бедное и тягостное существование - еще не самое дно. На самый край бедняка может подтолкнуть любая случайность, то, что позднее будет названо "жизненными рисками" и от чего два века спустя будет создана сложная система социальной (страховой) защиты. Это болезнь, потеря работы, смерть одного из супругов; а также стихийные бедствия, пожары, неурожаи, холодная зима и др. Чтобы продержаться, требовалась помощь, которую города обычно оказывали своим, местным, беднякам. Городская благотворительность строго регламентировалась: нуждающихся организовывали, составляли списки, выдавали особый документ или знак, санкционировали попрошайничество в специально отведенных местах. Помощь, оказываемая светскими и церковными институтами, обычно была невелика и выдавалась скупыми дозами, потому что распространялась на большое число людей: в разное время и в разных странах за чертой бедности могли существовать от четверти до половины населения. Это "хорошая", признанная бедность, "жалкая, но не презираемая". Такие бедняки достойны, чтобы им помогали, считали современники.

Данная категория резко противостоит другой - нищим и бродягам. Последние - "плохие" бедняки, они опасны, общество старается оградить себя от них. В Средние века нищий странник воспринимался как "христов бедняк", его охотно кормили, видя в этом богоугодное дело. Однако процессы первоначального накопления разрушают средневековую структуру общества, вызывая массовую пауперизацию, формируя так называемый транзитный социум: огромное количество людей лишается скромного, но стабильного источника существования. Рвутся социальные связи, и по дорогам бредут толпы голодных и оборванных людей, ища прибежища и пропитания. Общество боится их, перед ними закрывают ворота городов, против них выставляют стражу и войска. Начиная с 14 в. против нищенства и бродяжничества принимаются репрессивные меры, жестокость которых с течением времени возрастает. Бродяг порют плетьми, клеймят раскаленным железом, при рецидивах отправляют на каторгу (вешают)94. Работы для них нет, так как существующие мануфактуры не в состоянии поглотить такую массу наемной рабочей силы. Да и сами работники не желают наниматься. И потому власти преподают им первые уроки казарменной дисциплины труда. Бродяг повсюду в Европе насильственно лишают свободы, помещают в закрытые заведения, являющиеся неким гибридом тюрьмы и каторги: в Англии их отправляют в работные дома, в Германии - в исправительные, во Франции - в смирительные и т.д.

Наши рекомендации