Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы 20в. (Золотарева,Чуркина,Аладова,тикоцкого,Богатырева и др.)
В 20-е годы 20 столетия закладываются основы профессиональной композиторской школы: симфонические и инструментальные произведения Н. Н. Чуркина, Н. И. Аладова, Е. К. Тикоцкого, Г. К. Пукста.
Народный артист БССР Николай Чуркин (1869-1964) – один из родоначальников белорусской профессиональной музыки, основоположник национального жанрового симфонизма (3 симфониетты, 4 сюиты, 2 миниатюры), музыки для детей, автор первой белорусской советской оперы “Вызвыленне працы”. В его творческом списке ещё 2 произведения этого жанра:“Раскіданае гняздо” и радиоопера для детей «Рукавичка». Собиратель музыкального фольклора Николай Чуркин записал свыше 3000 народных песен и танцев ”). Им созданы произведения для оркестра белорусских народных инструментов: 4 сюиты, увертюра «Памяти Я. Купалы». Музыку композитора отличают оптимизм, строгая классическая форма, мелодичность, тонкий художественный вкус и фантазия, опора на белорусский музыкальный фольклор.
Не случайно, что первое национальное симфоническое произведение – симфониетта «Беларускія карцінкі» - по праву считается энциклопедией белорусского фольклора (в ней использовано 16 народных песен).
«Калыханка»(для струнного квартета) – поэтичная лирическая одночастная миниатюра с использованием фольклорных мелодий «Не хадзі, коцік”, “Люлт, люлі, спаткі”.
Народный артист Беларуси Василий Золотарёв (1872-1964) – один из основателей белорусской композиторской школы. Значительную часть своей жизни В.Золотарев посвятил педагогической деятельности – преподавал в Московской, Кубанской, Минской консерваториях, в Одесском, Киевском музыкально-драматическом институте, Свердловском музыкальном техникуме. По стилю, основным приемам и творческим идеалам композитор примыкает к новой русской музыкальной школе (его педагогами были Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев, А.К.Лядов). Неразрывно связанный в своем творчестве с традициями русской классической музыки, в то же время Василий Золотарев проявлял огромный интерес к мелосу других национальных культур (белорусской, украинской (опера «Хвясько Андыбер»), узбекской (опера «Ак-Гюль», «Узбекская рапсодия»), молдавской («Молдавская сюита») и др. В белорусскую музыкальную культуру органически вошли его балет по мотивам народных легенд «Князь-озеро», симфония «Беларусь», танцевальная сюита и увертюра-фантазия на белорусские темы для симфонического оркестра, «Маленькая сюита» на темы белорусских народных песен для хора, цикл обработок народных песен для голоса и симфонического оркестра, «Контрасты». Композитор уделял большое внимание крупным музыкальным формам – среди его лучших произведений: опера «Декабристы», балет «Князь-озеро», Шестая симфония.
Балет «Князь – озеро». Основа сюжета – борьба белорусского народа с угнетателями за счастье и свободу. Использование белорусских народных легенд. Конфликтность драматургии произведения. Яркая музыкальная характеристика народа. Использование в массовых сценах белорусских народных мелодий (“Юрачка”, “Крыжачок”). Основные герои – Васіль, Надзейка, Хмара, Князь. Использование лейтмотивов. Влияние Римского – Корсакова, Балакирева и Глазунова.
Народный артист СССР Евгений Тикоцкий (1893 – 1970) – один из основоположников профессиональной музыки Беларуси. Главное в художественной образности связано с героикой, восхвалением подвига белорусского народа. Наиболее ярко талант Е.Тикоцкого проявился в оперном и симфоническом жанрах, в которых сочетанием разносторонних образных сфер композитор достиг высоких художественных результатов (оперы «Міхась Падгорны», «Алеся», «Ганна Громава», 6 симфоний, увертюра «Свята на Палессі» и др.). Произведения композитора отличаются сложной драматургией, интенсивным образно-тематическим развитием, часто основанным на многочисленных лейтмотивах и сквозных темах. Истоки музыкального языка Е.Тикоцкого в белорусском фольклоре, советской массовой песне .
Программа 4 симфонии Евгения Тикоцкого – борьба за мир. Связь с белорусским фольклором.
Вокально – симфоническая поэма «Буревестник». Использование одноименной поэмы Горького. Лейтмотивы, характерные темы, тесно связанные с текстом. Сонатная форма.
Один из основателей национальной профессиональной музыки и организаторов музыкального образования в Беларуси народный артист БССР Николай Ильич Аладов (1890-1972) — замечательный педагог.Для его творчества характерны оптимистическое мировосприятие, постоянный интерес к современности, желание донести свои мысли до слушателя. Значительное место отводится юмористическим, сатирическим образам. Своими сочинениями 20-30 гг. заложил основы многих жанров белорусской профессиональной музыки: кантаты («10 год»), вокально-симфонической поэмы («Над ракой Арэсай»), камерно-инструментального ансамбля (фортепианный квинтет), романса (сборник романсов на стихи Я.Купалы и М.Богдановича). Открыл в белорусской музыке первые образцы драматической (вторая) и лирико-психологической (четвёртая) симфонии. Среди наиболее значительных произведений Н.Аладова: оперы «Андрей Костеня» и «Тарас на Парнасе», кантаты «40 год», «Па шляху барацьбы i перамог», 10 симфоний, симфониетта, симфоническая поэма «Из дневника партизана», симфония – баллада «В суровые дни», 4 сюиты-фантазии и др. Творчество композитора всегда было тесно связано с жизнью народа, его бытом и историей. Любимый жанр Н. Аладова – симфония.
Патриарх отечественной музыки народный артист Беларуси, педагог, создатель белорусский школы композиторов Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003). Творчество композитора характеризует широта образного диапазона, актуальность тематики, демократическая направленность, преемственность традиций русской музыкальной классики, глубокое проникновение в стилистику белорусского музыкального фольклора, сдержанность и благородство. Темы современности, гуманистической идеи отражены в музыке ясным убедительным музыкальным языком, основанным на белорусской народной песенности. Композитор обогатил многие жанры белорусской музыки. К самым значительным сочинениям принадлежит опера «В пущах Полесья» - одна из первых в национальном оперном репертуаре. Гражданственностью, высоким патриотизмом проникнуты крупные вокально-симфонические произведения, сюжеты и образы которых связаны с историей (кантаты «Ленинградцы», «Беларускім партызанам”). На основе народной песенности создана оригинальная многочастная композиция “Беларускія песні”.