Особенности лирики как литературного рода
Термин происходит от грецкого lyra - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого античные поэты выполняли свои стихи Те произведения, которые исполнялись в сопровождении лиры, называли лирическими В основе лирики - ду Умки и переживания лирического героя Термин \"лирический герой\" ввел Ю Тынянов лирического героя нельзя отождествлять с автором, хотя он связан с автором, его духовно-биографическим опытом, свитовидчут тям, душевным настроем Лирические переживания могут быть присущи не только поэту, но и другим лицам, непохожим на негоодібним до нього.
Характер лирического героя часто раскрывается через действия, поступки В стихотворении В Симоненко \"Не верь мне\" влюбленный лирический герой так характеризует состояние своей души и:
Кроме лирического героя, в лирике есть автор-рассказчик и собственно автор, С Бройтман называет это лирическое \"я\", которое не совпадает с лирическим героем В произведениях с автором-рассказчиком для лирики характерна ценностная эксп депрессии, которая выражается через позасубьективни формы авторского сознания: высказывания принадлежат третьему лицу, а субъект языка грамматически не выраженыне виражений.
(X Керита, \"Такое горячее листья осенью\")
В произведениях, где лицо говорящего, не выявлено, в которых она только голос, создается иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на героя и автора, сам автор растворяется в своем творении
В отличие от автора-рассказчика собственно автор грамматически выраженное лицо, он присутствует в тексте как \"я\" или \"мы\" На первом плане не он, а ситуации, обстоятельства, события В таких произведениях, по словам Л Гинсбург, лирическая личность \"существует как форма авторского сознания, в которой преломляются темы, но не существует в качестве самостоятельной темы\" В стихотворении X Керита \"Время забыл о моем существовании\" ее переживания а не сама переживая автор; її переживання, а не сама переживаюча авторка:
Время забыл о моем существовании, Исчезли все мелкие тревоги манят звезды в дрожащие сумерки, потолок синь неизвестные дороги Подо мной большая Земля, И сама я, как птица тугокрилий Глуб небес мои крылья свела, я уже крыльями пробую водоворотерій.
О лирическое \"я\" мы можем говорить в том случае, когда носитель языка становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом По мнению С Бройтмана, \"лирический герой является субъектом в себе и субъектом в себе, и для-себя В лирике XIX в растет количество таких форм выражения, при которых тот, кто говорит, видит себя изнутри и сбоку зсередини і збоку".
Лирика берет начало в синкретическом искусстве, где, кроме рассказа и драматического действа, оказывались чувства и переживания Лирика - найсубьективниший род литературы Диапазон лирики - широкий Все, что х волнует, радует или огорчает поэта, может быть предметом лирического переживания Характерная особенность лирического произведения - лаконизм Мысли, чувства, переживания в лирическом произведении спрессованные, сконденсированные, во ни более обобщенные, чем в эпосе \"Лирика, - писал теоретик романтизма Ф Шлегель, - всегда рисует только сам по себе душевное состояние, например, порыв, удивление, вспышка гнева, боли, радости и т д - щ вот целое, собственно, не является целым Здесь необходимо единство чувства \"1 Лирика не стремится к созданию законченного характера героевеного характеру героя.
Лирические произведения носят преимущественно стихотворную форму Лирические произведения в прозе встречаются редко (\"Стихотворения в прозе\" И Тургенева, \"Твои письма всегда пахнут увядшими розами\" Леси Украинская, поэзия в прозе Ю Потому оршоша-Кумятский. Боршоша-Кум'ятського).
распространенная форма лирического произведения - монолог, диалоги редки Основное средство изложения - размышление В лирических произведениях часто используются описания (природы, вещей, интерьера), они являются средством роскошных закрытия внутреннего мира человека В некоторых лирических произведениях есть рассказы о событиях - эпические элементы Встречаются и драматические элементы (диалоги) Итак, лирика использует средства других родов литературы Лирическая поэзия близка к музыке, музыка, как и лирика, выражает внутренний мир человека В лирических произведениях нет развернутого сюжета, ситуации В некоторых лирических произведениях есть конфликт между лирическим героем и вот нием, он наполняет лирическое произведение драматизмом (\"Солнце заходит\" Т Шевченко, \"Каменщики\" И. Франкоquot;Каменярі" І. Франка).
Есть \"ролевая\" лирика В такой лирике автор играет роль то одной, то другой лица Интересно использовал форму ролевой лирики П Тычина в \"Письмах к поэту\" Три точки зрения трех читательниц - это точки зрения самого ав вторточки зору самого автора.
Лирика как литературный род сформировалась в Древней Греции, высокого уровня развития достигла в Древнем Риме Известными античными поэтами были Пиндар, Сапфо, Анакреонт, Гораций, Овидий В эпоху От дродження появляются произведения Петрарки, Шекспира XVIII-XIX вв дал миру поэзию Гете, Байрона, Шелли, Шевченко, Пушкина, Франко, Леси Украинскиеїнки.
украинского лирика развилась из народной песни Песни легендарной Маруси Чурай Навсегда вошли в золотой фонд украинской лирики: Известным постом-лириком был Сковорода Значительный вклад в развитие украинс ской \"лирики внесли П Тычина, М Рыльский, В Сооюра, А Малышко, Д Павлычко, В Симоненко, Лина Костенко, П СкунцП. Скунць.
Виды и жанры лирики
А Ткаченко для поэтапного постижения феномена лирики предлагает следующую последовательность: \"1 Род - лирика 2 Вид -
а) стихотворная, или поэзия;
б) драматизированные, или ролевая;
в) прозаическая (миниатюры и большие формы)
3 Жанр (песня, ода, элегия, эпиграмма и т.д.)
Каждая из этих позиций в этой иерархии может иметь свои Ранов иди Например:
1 род - лирика; разновидности рода:
а) с точки зрения выразительного (автопсихологична / ролевая; медитативная / суггестивная);
б) с точки зрения тематики (пейзажная / урбанистическая; интимная / социальная; мифопоэтическое / культуральная и др.);
в) с точки зрения тональности (минорная / мажорная; героическая / комическая; драматическая / идиллическая и др.) \"
Кроме таких разновидностей, возможны и другие параметры: тенденциозная / нетенденцийна, метафорическая / автологических В соответствии с видами пафоса возможны другие разновидности Вероятные и другие иерархические цепи Да, и интимная лирика может быть любовноною.
Ода (греч дай - лирическое произведение, который славит богов, выдающихся людей, важные общественные события, величественные явления природы В эпоху античности одой называли хоровую песню Выдающимся классиком одической поэзии был Пи Индар (V века до н.э) Он писал религиозные гимны мифологического характера в честь Диониса, торжественные песни в честь военных побед греков и эпиникии - песни в честь победителей в Олимпийских играх до н ашого времени дошли лишь эпиникии Оды Пиндара (522 - 422 гг до н э) имели торжественный, пышный стиль, изысканные методы, строгую метрическую форму и композицию (строфа - антистрофа - эпод) Римский поэт Г ораций (IV века до н.э) прославлял в своих одах Венеру, Вакха, императора Октавиана Августа В эпоху Возрождения ода становится популярной в творчестве поэтов \"Плеяды\", во главе которой стоял известный французский письме нник Ронсар, который издал книгу \"Оды\" (1550 г) Ода была любимым жанром классицистов Они считали оду высоким поэтическим жанром Н Буало в труде \"Искусство поэтическое\" изложил правила одописання По его дум ку, ода должна быть торжественной и трогать читателя Известными одописцямы были Клопшток, Шиллер (Германия), Ломоносов, Кантемир (Россия), Байрон (Англиямеччина), Ломоносов, Кантемір (Росія), Байрон (Англія).
В украинской литературе жанр оды сформировался в начале XIX века (И Котляревский \"Песня на новый 1805 год господину нашему и князю Алексею Борисовичу Куракину\") В эпоху барокко ода была известна как панег гирик украинские поэты отошли от высокого стиля оды Гулак-Артемовский совершил переработку в бурлескном стиле од Горация (\"К Гараська\", \"К Пархома\") В литературе XX века этот жанр потерял попу лярнисть, поэты используют редко Известный цикл от С Крыжановского (\"Ода человеку\", \"Ода дереву\", \"Ода скорости\", \"Ода библиотеке\") К жанру оды обращались и Муратов, и Драч В советские времена со циалистични реалисты возвеличивали в одах вождей коммунистической партииські часи соціалістичні реалісти возвеличували в одах вождів комуністичної партії.
И Качуровский называет оду строфой с жанровой тенденцией Известны три формы от:
1) восьми стихотворная строфа из двух катренов с перекрестными рифмами, размер - четырехстопный ямб;
2) восьмивиршова строфа из двух катренов, первый из них имеет перекрестные рифмы, второй - охопни;
3) десятивиршова строфа из катрена, имеющий перекрестные рифмы и шести стиха с турнирных рифмовкой
Существовали одические строфы из двенадцати стихов
Пеан (греч раиаn, раиеоn, раиon - целитель, спаситель) - гимн в честь бога поэзии и солнца, защитника от беды Аполлона, впоследствии Пеано стали называть песни-молитвы, песни-благодарности в честь других богов в Сформировался как жанра Спарте (VII в до н.э) Авторами Пеано были Алкман, Вакхилид, Пинда Піндар.
Гимн (от греч hymnos) - торжественная песнь в честь выдающегося события или героя В Древнем Египте и Греции в гимнах славили богов (культовые гимны) Афродиту, Артемиду и героев (военные гимны) В Киевской Руси слагали гимны в честь князей В средневековье приобрели популярность религиозные гимны Античные гимны имели особую композицию Они включали форму обращения к объекту похвалы, в гимне детально воспевались подвиги Завершались произведения молитвой, заклинанием, пожеланием, в них использовались восклицательные, вопросительные фигуры, повторы В Древней Греции гимны были сюжетнымюжетними.
В Украине роль национальных гимнов выполняли \"Завещание\" Т Шевченко, \"Вечный революционер\" И. Франко Гимном независимой Украины является \"Ще не вмерла Украина\" (слова П Чубинского, музыка М Вербицкого)
канцоны (итал canzone - песня) - жанр средневековой лирики трубадуров Прованса, посвященный любви канцоны имела строфическую строение, сквозное рифмовки Последняя строфа была короче, она посвящена ся даме сердца Жанр канцон и использовали Данте, Петрарка, Боккаччо украинские поэты к этому жанру обращались редко В Украине канцоны известны по переводам И. Франко и М Бажан. Бажана.
Псалмы (греч psalmos - песня, игра на струнном инструменте) - песня религиозного содержания Псалмы были популярны в эпоху барокко Известны псалмы Г. Сковороды (\"Сад божественных песен\"), Т Шевченко (\"Давыдов е псалмы \") С определенными изменениями этот жанр использовали П Тычина (\" Псалом железу \"), Есть Маланюк (\" Псалмы степи \"зу"), Є. Маланюк ("Псалми степу").
Мадригал (итал madrigale - песня на родном языке) - небольшое сочинение (2-12 строк) на тему любви Н Буало писал, что мадригал должен дышать \"нежностью, сладостью и любовью\" Мадригал имеет форму обращения, в отмечается остроумием, содержит комплименты лицу, к которому обращен Он появился в эпоху Возрождения Авторами мадригалов были Петрарка, Боккаччо Мадригал распространен в салонной и альбомной поэзии XVI I-XVIII вв В поэзии позднего времени использовался редко Автором украинской мадригалов были Климентий Зиновиив, О Конисский, М Старицкий, Ольга Петровна, и Франко, Леся Украинской, Александр Олесь, Олег г Ольжындр Олесь, Олег Ольжич.
Дифирамб (греч dithyrambos) - торжественная хоровая песня, посвященная богу Дионису, впоследствии другим богам и героям Дифирамб торжественным пафосом близок к оды и гимна, он сопровождался танцами Расцвет дифи ирамба связан с творчеством Пиндара и Вакхилида, а формирование жанра с лирикой древнегреческого поэта Ариона Аристотель считал, что дифирамба развилась греческая трагедия конце IV века до н.э дифи Рамбам перестал существовать Теперь под дифирамбы понимаем чрезмерное восхваление какой-то лицїсь особи.
Стансы (итал stanza - остановка, комната) - четырехстрочная строфа, имеет законченную мысль и жанр медитативной лирики По содержанию стансы - нечто среднее между одой и гимном Хрестоматийным образцом стансов счи ажають стихотворение О Пушкина \"Брожу ли я вдоль улиц шумных\" Авторами стансов является М Рыльский, Б Кравцов и М Винграновский В творческом наследии Б Кравцива является сборник \"Сонеты и стансы С поэтического дневника (1971-1 973)ого щоденника (1971—1973)".
Альба (прованс alba - рассвет) - жанр куртуазной лирики XI-XII вв Это песня, которая имеет форму диалога или монолога, ситуация альбы - разлука влюбленных на рассвете В ней звучат жалобы на то, что рассвет, сторож с башни, первый звук рожка прервали чары любви, свидание рыцаря-трубадура с \"дамой сердца\" Персонажи альбы: дама, рыцарь, ревнивый муж, товарищ рыцаря, который стоит на страже Талантливыми создателей альбома были Укдела Баккалария, Бертран де БорБертран де Борн.
Рубаи - жанр медитативной лирики, заимствованный из фольклора таджиков и персов Расцвет рубаи приходится на XI века, он связан с творчеством Омара Хайяма и Абу Саьида Рубаи включает четыре строки, с из которых первый, второй и четвертый рифмуются Первый бейт (двухстрочный стихотворение) является предпосылкой, третий выводом, который усиливается афористичным выражением в последней строке Известны рубаи-драмы, рубаи-описания, ребром и-панегирики Совокупность рубаи называют рубаятоаятом.
К жанру рубаи обращались Д Павлычко, О Пахарь, Галина Тарасюк, В Базилевский Особенностям рубаи посвящено исследование Елены Семочкин \"Рубаи в жанрово-стилевой системе украинской поэзии второй по оловины XX века \"(2005 p" (2005 p.).
Епиталама (греч epithal увалася в VIII-VI века до н.э Авторами епиталам были Сапфо, Феокрит, Катулл К этому жанру обращались В Тредиаковский, и Северянин, он встречается в творчестве М РильськогРильського.
Серенада (франц serenade от итал sera - вечер) - песня о любви, которую выполняют под акомпонемснт мандолины или гитары Серенада славила девственности девушки, приглашала на свидание Она была распространена в Исп нии и Италии, в музыке XVIII-XIX вв стала инструментальным произведением камерного характерктеру.
В поэме Леси Украинский \"Старая сказка\" рыцарь Бертольдо серенадами завоевал сердце красавицы Изидоры К жанру серенады обращались М Вороной, Есть Гребенка, С Черкасенко
Эпитафия (греч epitaphios - надгробное слово) - стихотворение, который предназначен для надписи на надгробном памятнике Такая надпись в форме эпиграммы, эпиникии (песня о захороненных покойника) связан с культом ом мертвых, он имел дидактическую функцию В Древней Греции эпитафии славили добродетели выдающихся людей, героев, в частности защитников Отечества Впоследствии появились эпитафии в честь несуществующих людей, в которых разоблачали ися определенные человеческие пороки В Украине эпитафии получили распространение в литературе барокко (Лазарь Баранович, Варлаам Ясинский, Феофаы Прокопович) В литературе XX века появились эпитафии В Еллана-Голубого В Симоненко, М Сома Этот жанр не потерял и сегодня своего значенияо значення.
Эпиграмма (греч epigramma-надпись) - жанр сатирической лирики В Древней Греции эпиграммы писали на алтарях сначала в форме элегического дистиха, впоследствии ямбический размером История эпиграммы связана с именами Эз зопа, Платона, Сапфо, Симонида, Анакреонта, в римской литературе - Маршала, Ювенала Эпиграмма была популярной в творчестве Г Смотрицкого, А Римши Этот жанр использовали И Франко, В Самойленко, В Сос ю-ра, Д Белоус, В Симоненко, П Осадчуюо, П. Осадчук.
Элегия (греч elegeia - жалоба) - лирическое произведение меланхолического, печального содержания Элегия появилась в Древней Греции в VII в до н.э Малая форму элегического дистиха Архилох, Тиртей, Солон писали патриоты ични элегии, Мимнерм - интимные Римская литература культивировала жанр любовной элегии (Проперций, Тибулл, Овидий) Элегия была любимым жанром сентименталистов, украинских романтиков (М Петренко, В Заб елая) Известные элегии-исповеди (С Руданский), элегии-думы (Т. Шевченко), элегии-песни (Л Глебов) Есть элегии в творчестве И. Франко (\"Майови элегии\"), Леси Украинский (\"К моему фортеп\" (\"Элегия о кольце ночи\", \"Элегия о кольце любви\") К этому жанру обращаются современные поэты (П Тычина, А Малышко, и Драч, Лина Костенко) Особенности жанра элегии изучали такие литературоведы, как Г Сивоконь (\"Давнонру елегії вивчали такі літературознавці, як Г. Сивокінь ("Давні
украинской поэтики \"), В Маслюк (\" Латиномовни поэтики и риторики XVII - первой половины XVIII в и их роль в развитии теории литературы на Украине \"), Елена Ткаченко (\" Украинская классическая элегия \")
Послания - лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какой-то лица или человек В произведениях этого жанра использовалась дидактическая или морально-философская проблематика, которая сочеталась с н негиричною, юмористической или сатирической Основоположником жанра был римский поэт Гораций, автор послания \"К Писонив\" К жанру послания обращались Т. Шевченко (\"И мертвым, и живым, и нерожденным земл якам моим в Украине и не в Украине мое дружеское послание \",\" Гоголю \",\" Марку Вовчку \",\" К Основьяненко \"), и Франко (\" Товарищам из тюрьмы \",\" Молодому другу \"), Леся Украинской ( этого жанра является в творчестве П Тычины, М Рыльского, М Драй-Хмары, В Сосюр Вірші цього жанру є у творчому доробку П. Тичини, М. Рильського, М. Драй-Хмари, В. Сосюри.
Лирический портрет - это стихотворение, в котором дается оценка определенной реальной личности (Есть Маланюк - \"К портрету Мазепы\", Д Павлычко - \"Александр Довженко\", М Рыльский - \"Шевченко\") В лирических портретах змальовует ться внешность и внутренний мир лирического героя или лицамричного героя або конкретної особи.
Мнение (дума) - лирический жанр медитативно-элегической характера, распространенный в творчестве украинских, польских, белорусских писателей-романтиков XIX в Мыслями есть произведения Т Шевченко \"Зачем мне черные бровей вы \",\" Тяжело жить на свете \", цикл стихов М Петренко\" Думы и песниетренка "Думи та співи".
Художественная литература развивается, лирика обогащается новыми жанро-образованиями В поэтической практике встречаются жанры, заимствованные из музыки (марш, ноктюрн, прелюдия, вальс, вариация, сюита, ??симфония рапсодия, реквием, оратория, кантата), живописи (этюд, портрет, автопортрет, натюрморт, барельеф) Иногда поэты называют свои произведения монологами, репортажами, очерками, рассказами, новеллами, памфлетыми.
Поскольку мелкая классификация лирических произведений в современной литературе невозможна, чистые жанры случаются редко, происходит их синтез, целесообразно выделять широкие жанровые группы произведений, в частности, лирику фило ософську, медитативную, сугестивну, публицистическую, сатирическую и научную В философской лирике рациональное доминирует над эмоциональным ее предмет-философское освоение человека и мира, общие закономерностей те развития общества и природы, онтологические и экзистенциальные проблемы Философская лирика использует такие жанры, как элегия, этюд, сонет, газель, рубаи В 50-70-х годах XX века в жанре философского с Монеты работали М Рыльский, А Малышко, П Шестов. Тичина.
Медитация (лат meditatио - размышление) - жанр лирической поэзии, в котором поэт размышляет над онтологическими, экзистенциальными проблемами В основе медитативной лирики - анализ внутреннего мира человека, спи иввиднесенои с окружающей средой Автор медитации стремится познать себя и мир, определенные жизненные явления В украинской поэзии медитации писали Лазарь Баранович, Г Сковорода, Т. Шевченко, П Кулиш, и Франко, М Рыльский М Зеров, Б-И Антоныч, Лина Костенко, П Мовчан, Игорь Калинец Ігор Калинець.
Суггестивная лирика (лат suggestio - намек, внушение) - жанровая группа лирических произведений, осваивает духовную сферу, внутренние конфликты морально-психологического характера Важную роль в суггестивной лирике и играют ассоциативные связи, богатая метафорика, мелодичность, размытые образы, расшатанные культурно-интонационные конструкции, косвенные намеки Суггестивная лирика - чаще поток чувств, сложные эмоциональные переживания без определения мотивов, причин, непостижимые, неуловимые состояния лирического героя, которые трудно воспроизвести реалистическими средствами Суггестивные стихи пишут поэты философского и медитативно го склада мышления К ней чаще всего обращаются художники интроспективной мышлением (Б Пастернак - \"Зимняя ночь\", Лина Костенко - \"Осенний день, осенний день, осенний\"інній день, осінній...").
В поэтической суггестии доминирует импрессионистический стиль, в ней на первом плане - живое впечатление Образцом такой лирики является стихотворение Лины Костенко \"Осенний день, осенний день, осенний\"
Публицистическая лирика - это открыто тенденциозные произведения, его предмет - социальные, политические, мировоззренческие проблемы, задачи: утвердить или опровергнуть какую-то мысль Публицистическая лирика адресуется конкретные й лицу или широкому кругу читателей В ней органично сочетается рациональное и эмоциональное, она прибегает к такому способу выражения, как декларацииія.
Публицистическая лирика использует жанры монолога, послание, оды, памфлета, репортажа, открытое письмо
Трудно назвать поэта, который не писал бы публицистических стихов
Сатирическая лирика Сатира (лат satira от satura - смесь, всякая всячина) объединяет произведения разных жанров, которые разоблачают негативные явления в жизни общества или человека В узком смысле - это лирические твор ры обличительного содержания Первые образцы этого жанра находим у римского поэта Ювеналнала.
\"В эпоху классицизма, - отмечает Т Валковая, - стихотворная сатира могла быть эпической и лирической по своей композиционной структурой В одних постов сатира имела лиро-эпический характер (Кантемир, Державин) и и иногда более эпический, чем лирическое (Кантемир), в других - лирический (Ломоносов, Сумароков, Державин) Создавая сатирический образ, поэт использует гиперболу, гротеск, карикатуру Сатиру представляют такие жанры, как пародия, эпиграмма, сатирическая миниатюра, сатирическая авторская песня, сатирический диалог, микробайка, парадоксальный афоризм, лирический фельетон, эпитафия, сатирический памфлет, дружеский шарж, репло ика, эстрадный куплет По наблюдению Т валков, в сатире ощутима взаимодействие жанровых форм, в частности, пародии, эпиграммы, сатирической миниатюрыї мініатюри.
Научная лирика Это такой жанр лирики, в которой содержанием является научный компонент Теоретиком научной поэзии является французский литературовед 3 Гиль В'' Трактате о слове \"(1869 г) он писал о необходимости соединить Уват в художественном произведении науку и искусство Образцом научной поэзии есть произведение Тита Лукреция Кара \"О природе вещей\" Гораций (\"К Писонив\"), Н Буало (\"Искусство поэтическое\") нарушали в своих произведениях проблемой мы теории искусства Научная поэзия приобретает особую популярность в литературе XX века ее представляют М Доленго (\"Объективная лирика Схемы и диагнозы\", 1923 г), В Полищук (\"Гениальные кристаллы\") Влияние н ауково-технического прогресса сказался в лирике футуристов, конструктивистов Научные проблемы осмысливает И Драч (\"Баллада о ДНК\", \"Чернобыльская Мадонна\") Образцами научной поэзии есть отдельные произведения из сбо РКИ \"В космическом оркестре\" П Тычины, \"Число\" М Желаемая Научная поэзия может иметь философский (П Антокольский - \"Четвертое измерение\", и Сельвинский - \"Космическая соната\"), медитативный (Л Вышеславский - \"Звездные сонеты\"), публицистический (И Драч - \"Баллада о ДНК\") характеркий — "Космічна соната"), медитативний (Л. Вишеславський — "Зоряні сонети"), публіцистичний (І. Драч — "Балада про ДНК") характери.
Из сказанного о лирике видим, что проблемы ее классификации остаются открытыми
При изучении лирических произведений часто используется тематическая классификация Выделяют следующие жанры:
1 Гражданское лирика - раскрывает общественно-национальные вопросы и чувства (\"Золотой гомон\" П Тычины, \"Любите Украину\" В Сосюры, \"Любому парламента\" П Скунца)
В гражданской лирике можно выделить общественно-политическую (\"Антиглобалистичне\" П Скунца) и патриотическую (\"Мне все равно\" Т Шевченко) тематики
2 Интимная лирика отражает переживания героя, связанные с личной жизнью ее разновидности:
а) любовная - о любви как состояние души лирического героя (\"Так никто не любил\" В Сосюры);
б) эротическая - о телесном чувственная любовь (сборник \"Золотой ябко\" Д Павлычко);
в) семейная (\"Седая ласточка\" Б Олейника);
г) лирика дружбы (\"Без вожаков\" П Скунца)
3 Философская лирика - осмысление смысла человеческой жизни, проблемы добра и зла (сб Лины Костенко \"Над берегами вечности\")
4 Религиозные лирика - выражает религиозные чувства и переживания (\"Молитва\" Т Шевченко, \"Мой храм\" Зореслава)
5 Пейзажная лирика передает размышления и переживания лирического героя, вызванные явлениями природы (\"Осень на Гуцульщине\" Ю Боршоша-Кумятский, \"Опять дождь под окнами сокрушается\" X Керита)
6 Сатирическая лирика разоблачает общественные или человеческие пороки (\"Кавказ\" Т Шевченко, \"С звонкого - в глухие\" П Скунца)