Изобразительное искусство импрессионизма
Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление) — это направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро,Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностейклассицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.
Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.
Импрессионисты не стремились к затрагиванию острых социальных проблем, философии или эпатажу в творчестве, сосредотачиваясь только на различных способах выражения впечатления окружающей повседневности. Стремясь "увидеть мгновение" и отразить настроение.
Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; картина в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола).
Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).
Художники импрессионизма: Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Ренуар, Константин Коровин
Графика и живопись Беларуси.
Значительное влияние на развитие белорусской живописи оказало русское искусство.
В 1899 г. в Минске открылась выставка передвижников, где экспонировались полотна В.Маковского, А.Васнецова, И.Репина, Р.Мясоедова, М.Касаткина.
В белорусской графике второй половины 19 века самой значительной фигурой стал М. Андриелли, автор иллюстраций к произведениям А.Мицкевича. Известны также такие графики, как А.Кашенский, К.Коганец, С.Богуш-Сестраневич.
В ХХ веке живопись развивалась в борьбе различных направлений, что было характерно для того времени ввиду политических событий. В первой половине XX века определяющим жанром живописи стали картины на историко-революционные темы, а также произведения, отражавшие социалистическое строительство в СССР. В таком жанре работали В. Волков, М. Филипович и другие.
В послереволюционные годы Витебск стал своеобразной послереволюционной лабораторией. В 1918 году в нем открылась народная художественная школа, одним из создателей которой являлся Марк Шагал.
Через школу прошла целая плеяда известнейших художников — Л. Лисицкий, В. Ермалаева, К. Малевич и другие. В 1919 году в Витебск приехал Казимир Малевич, и открыл новое направление в живописи — супрематизм. В 1922 году художественная школа была реорганизована в художественно-практический институт.
Значительное влияние на развитие белорусской живописи оказало русское искусство. В беларуси жили и работали русские живописцы К.Савицкий, И.Шишкин.
Известным художником бытового жанра был Н.Силивонович. В конце 19 в. началась творческая деятельность талантливого белорусского художника В. Беланицкого-Бирули. В своем творчестве он развивал традиции русской пейзажной живописи.
В середине 1990-х – начале 2000-х годов в белорусскую графику пришли молодые авторы: Павел Татарников, Юрий Алисевич, Роман Сустов, Юрий Яковенко, Андрей Басалыга. Активно работают представители старшего поколения: Николай Козлов, Валерий Слаук, Владимир Вишневский, Лев Алимов.
Представители белорусской школы графики получают положительные отзывы искусствоведов в специализированной печати, завоевывают дипломы на книжных ярмарках и крупных художественных выставках. (Юрий Яковенко и Анжела Малышева — обладатели Гран-при Международной биеннале гравюры Jozep de Ribera в Хативе (Испания), Павел Татарников получил две премии «Золотое яблоко» Международной биеннале иллюстрации в Братиславе).
Скульптура Беларуси.
Длительный путь развития, наряду с живописью, прошла скульптура.Ее достижения в довоенный период воплощены в творчестве А. Грубэ, А.Бразера, 3. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, А. Орлова и др. Героическая тема всегда доминировала в произведениях Заира Азгура (1894— 1980), расцвет творчества которого приходится на послевоенный период. Скульптору принадлежит целый ряд работ, посвященных знаменитым людям Беларуси. Это портреты деда Талаша, Ф. Скорины, Тетки (А. Пашкевич), Ф. Богушевича, Я. Коласа, К. Крапивы и др.
В 60—70-е годы было создано большое количество мемориальных памятников павшим воинам и партизанам. Среди них следует назвать мемориальные комплексы «Прорыв», «Проклятие фашизму» (скульптор А.Аникейчик); монумент в Жодино в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей (скульпторы А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыжанков и другие.
Архитектура Беларуси.
Беларусь находится на своеобразной духовной границе Восточной и Западной Европы, на разломе культур и религий, что, естественно, сказалось на специфике белорусского зодчества, и в первую очередь культового.
Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них – Полоцк (862 год) и Витебск (974 год). В X веке в Полоцке был возведен первый крестово-купольный православный Софийский собор, который положил начало белорусскому монументальному искусству. Первый известный летописный восточнославянский зодчий – монах Иоанн: именно он в XII веке возвел на территории женского монастыря близ Полоцка небольшой Спасо-Преображенский собор.
В XIII веке на территории Беларуси наибольшее распространение получает так называемое оборонное зодчество, вызванное к жизни военными угрозами белорусским землям как с Востока (монголо-татарские полчища), так и Запада (крестоносцы). Строятся замки князей и магнатов с мощными стенами и башнями из громадных валунов и большемерного кирпича, опоясанные валами и рвами (полностью или частично сохранились башня-донжон в Каменце, замки в Лиде, Крево, Мире, Несвиже, Гродно).
Православные церкви превращаются в маленькие крепости с боевыми башнями по углам. В них в случае военной опасности укрывалось окрестное население. Середина XVI века – время появления барокко, которое будет господствовать в белорусской архитектуре в течение двух веков. Первым строением в барочном стиле не только на территории Беларуси, но и в Восточной Европе стал костел Божьего Тела в Несвиже (центр владений князей Радзивиллов). Этот храм стал тем ростком, из которого выросла самобытная архитектура белорусского барокко.
В XVII–XVIII веках основу монументального зодчества и градостроительства составили монастырские ансамбли католических орденов, которые особенно активно начали проникать на территорию Великого княжества Литовского после подписания Люблинской (1569 год) и Брестской (1596 год) уний. Архитектурной доминантой городов того времени служили также светские монументальные постройки – ратуши и резиденции магнатов. Конец XVIII века – это, как и в западноевропейской архитектуре, господство классицизма, следование образцам античности.
После разделов Речи Посполитой и вхождения белорусских земель в Российскую империю многие католические храмы на территории Беларуси были закрыты и перестроены под православные церкви в псевдорусском стиле. Однако и эти искусственно привитые пластические архитектурные формы в местных материалах, природном камне и дереве приобрели художественное своеобразие. XX век – век двух мировых войн и пролетарской революции – нанес катастрофический урон культурному наследию Беларуси. Почти все белорусские города были разрушены в ходе Великой Отечественной войны и заново восстановлены в послевоенный период.
При этом архитектурная композиция проспекта Независимости в Минске – единственная в мире комплексная застройка, выполненная зодчими строго по проекту. Главный проспект белорусской столицы начали возводить сразу после освобождения столицы, и с тех пор классический облик фасадов не менялся. В итоге трехкилометровый участок проспекта претендует на включение в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Одним из ярких примеров современной белорусской архитектуры является Национальная библиотека Беларуси. Уникальное архитектурно-конструктивное решение здания Национальной библиотеки, технические новации комплекса позволяют утверждать, что аналогов белорусского «алмаза» в мире не существует.