ВОПРОС 30.Поэзия С.А.Есенина 1910 годов
В диссертационном исследовании «Традиции фольклора и авангард в поэзии С. Есенина 1910-х годов» творчество поэта рассматривается в аспекте эволюции от мировоззренческих и художественных констант русского фольклора к поэтике авангарда. Предмет настоящего исследования - рецепция фольклорных традиций и новыйпоэтический язык в произведениях Есенина 1910-х годов.
Материалом изучения стали стихотворения Есенина 1910-х годов и «маленькие поэмы» 1917 - 1918 годов, в которых проявилась как лирическая, так и эпическая специфика.
Актуальность диссертации объясняется перспективой подготовки научной биографии Есенина, работой по созданию Есенинской энциклопедии в ИМЛИ РАН, появлением целого ряда статей по художественным особенностям текстов поэта, по его теории образа.
Новизна заключается в постановке в рамках одной исследовательской работы таких проблем, как параллели мотивов ранней поэзии Есенина и религиозного, светского фольклора, анализ жанровых влияний народного поэтического творчества на его лирику, имажинистский контекста его произведений, близость его теоретических установок эстетическим взглядам Андрея Белого.
В 1950 - 1960-е годы Есенин начал восприниматься как национальный поэт; «более всестронне»1 эта характеристика представлена в работах 1980 -1990-х годов. В.Г. Базанов («Сергей Есенин и крестьянская Россия». Л., 1982) отмечал в его творчестве прежде всего крестьянскую культуру; Т.К. Савченко в докторской диссертации («Сергей Есенин и его окружение. Литературно-творческие связи. Взаимовлияния. Типология». М., 1991)
1 Скороходов М.В. Жизнь и творчество Есенина в оценке отечественного литературоведения 1950 - 2000-х годов // Сергей Есенин: Диалог с XXI веком. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 56. акцентировала внимание на русском национальном самосознании как актуальной ценности его поэзии. Вопрос о религиозном содержании творчества Есенина поднят Ю.И. Сохряковым (О религиозных мотивах в лирике Есенина // Столетие Сергея Есенина. Есенинский сб. III. М., 1997), O.E. Вороновой («Сергей Есенин и русская духовная культура». Рязань, 2002). Проблема поэтики и литературно-философского контекста рассмотрена в трудах Н.И. Шубниковой-Гусевой («Поэмы Есенина: от "Пророка" до "Черного человека"». М., 2001 и др.), А.Н. Захарова (докторская диссертация «Художественно-философский мир Сергея Есенина». М., 2002). Фольклорный контекст исследован в трудах Е.А. Самоделовой (докторская диссертация «Антропологическая поэтика С.А. Есенина: авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций». М., 2008) и др. Особый аспект в изучении поэтики Есенина - контекст идей и мотивов литературы Серебряного века (работы Н.В. Дзуцевой, A.C. Карпова, O.A. Клинга, М. Никё, С.Г. Семёновой, Н.М. Солнцевой, JI.K. Швецовой и др.). Тщательная текстологическая, источниковедческая работа проведена коллективом академического издания собрания сочинений Есенина (С.И. Субботиным, A.A. Козловским и др.). О приоритетных направлениях в есениноведении можно судить по темам диссертаций 2000-х годов: «Небесный Град в творчестве С.А. Есенина: поэтика и философия» (М., 2009) Н.В. Михаленко, «Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917 - 1920 годов» (М., 2011) О.В. Юдушкиной, «Книга "Радуница" в контексте творчества С.А. Есенина 1916 - 1925 годов» (М., 2012) H.A. Казимировой, «Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог» (М., 2009) С.А. Серёгиной, «Традиции Сергея Есенина в поэзии Арсения Несмелова» (М., 2003) Н.В. Епишкиной, «Метасюжет судьбы лирического героя в поэзии С.А. Есенина: основные культурно-художественные коды и мотивные комплексы» (Омск, 2006) М.Ю. Жилиной, «Свет в художественно-колоративной системе лирики С.А. Есенина 1919 - 1925 гг.» (М., 2001) С.А. Родиной, «Системный лингвокультурологический анализ этноактуальной лексики (на примере произведений С. Есенина)» (М., 2007) Т.Е. Синиченко и др. Ведущее место в есениноведении принадлежит ИМЛИ РАН. Текстологические, биографические, философско-религиозные, стилевые проблемы, а также вопросы, касающиеся литературного контекста, рассматриваются в сборниках научных трудов, подготовленных ИМЛИ на основе международных конференций и симпозиумов.
Цель нашего исследования - описать эстетические приоритеты Есенина 1910-х годов. Достижение поставленной цели определило решение следующих задач:
1. Проследить основные образы, жанровые, стилевые особенности ранней лирики Есенина.
2. Выявить влияние религиозного фольклора, исследовать народно-религиозный подтекст есенинских произведений.
3. Выявить влияние светского (мирского) фольклора. Акцентировать внимание на следующих позициях: жанр лирической песни и частушки, пейзажная образность, тема крестьянского быта и труда, образы животных, диалектизмы.
4. Рассмотреть особенности мировоззренческого перелома Есенина во второй половине 1910-х годов; проследить эволюцию его взглядов в «маленьких поэмах».
5. Установить сходства и различия в имажинизме Есенина, с одной стороны, и В. Шершеневича, А. Мариенгофа - с другой.
6. Обратиться к есенинской концепции образа («Ключи Марии», «Быт и искусство») в контексте взглядов А. Белого («Жезл Аарона», «Глоссолалия»).
В поэтике начального периода его творчества существенное место занимала религиозная образность. Согласно выводу М. Павловски, «в первый период творчества Есенина церковнославянизмы и элементы, связанные с церковью, образовали уравновешенную целостность с областной лексикой и с элементами, связанными с крестьянским бытом» . Образ жизни крестьянина, как и лирического героя, создавался с использованием фольклорной специфики. И. Захариева характеризует творческий период Есенина 1910 - 1917 годов так: «идеальный топос», «фольклорная окрашенность», «связь с земной реальностью»3.
Фольклорная окрашенность» сохранилась в поэтике Есенина и после 1917 г.; мир его поэзии до 1917 г. не был, на наш взгляд, исключительно идеальным, а после 1917 г. был создан новый «идеальный топос». Во второй период, когда под влиянием скифской идеи создаются революционно-мистические «маленькие поэмы», действительность предстает в космогонической трактовке, символика и метафоры усложняются, отмеченная уравновешенность церковнославянской образности и бытовизмов нарушается в пользу первой; возросла частотность библейских реминисценций, особенно в создании образа новой России. Источник космогонического восприятия современных событий - запечатленное в фольклоре крестьянское сознание. Однако оно обогащается религиозной идеей преображения мира.
Далее («Москва кабацкая», «Исповедь хулигана», «Пугачев», «Страна негодяев», «Стихи скандалиста») церковнославянизмы минимизируются, рядом с высокой церковнославянской лексикой появляются вульгаризмы, просторечия, формирующие низкий стиль. Как замечает Ю.И. Сохряков, «постепенно с годами религиозная атрибутика исчезает и в зрелой поэзии Есенина почти не встречается»4. После 1923 г. поэт пытается примириться с ходом событий и обрести покой, стремится к умиротворенности. Поэзия последнего периода ориентирована на пушкинскую традицию, на ясность, точность образов. Приведенная Павловски формула: «.синтез - тезис
2 Павловски М. Религия русского народа в поэзии Есенина (Лингвостилистические соображения) // Столетие Сергея Есенина . Есенинский сб. Выпуск III / Ред.-сост. А.Н. Захаров, Ю.Л. Прокушев. М.: Наследие. 1997. С. 104.
3 Захариева И. Своеобразие эмоционально-образной системы Есенина // Там же. С. 171.
4 Сохряков Ю.И. О религиозных мотивах в лирике Есенина // Столетие Сергея Есенина. Есенинский сб. Выпуск III. С. 117. антитезис - синтез; движение от первоначального синтеза, основанного на поэтическом воззрении русского крестьянства на окружающий мир, к тезису -христианскому утверждению нового мира, от него к антитезису -противостоящему нигилизму, граничащему с богохульством; и в конечном итоге к синтетическому преодолению двух крайних тенденций - достижению уравновешенного единства осложненной простоты, передающей простое переживание», 5 - в целом отражает основные тенденции в эволюции есенинской образности.
Помимо изначального народного мировосприятия с его синтезом «почвы» и «небесного свода», помимо библейских представлений о мироустройстве на воззрения Есенина оказал влияние интеллектуальный опыт его времени. В диссертации мы обратимся к вопросу эстетических концепций Есенина и А. Белого. Н.М. Солнцева писала о знакомстве Есенина с работами Д. Мережковского, В. Розанова, Д. Философова6. O.E. Воронова высказала предположение о вероятном знакомстве Есенина с работами Бердяева7. Обратимся к выводу O.E. Вороновой: «.можно, на наш взгляд, высказать предположение, что Есенин (возможно, интуитивно) тяготел к новому направлению русского религиозного сознания, основанному на идеях духовного синтеза Н. Бердяева, Д. Мережковского, П. Флоренского и других представителей русского философского "ренессанса", на их внутреннем "религиозном противлении" так называемому "историческому христианству", отождествляемому Есениным со "старым инквизиционным православием", с
5 Павловски М Религия русского народа в поэзии Есенина (Лингвостилистические соображения). С.112.
6 Солнцева Н М. Проза С. Есенина // Проблемы научной биографии С.А. Есенина / Сост. O.E. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. М. - Константиново - Рязань: Пресса. 2010. С. 104 - 116.
7 Воронова ОЕ .Между религией и «Русской идеей»: С.А. Есенин и H.A. Бердяев // Столетие Сергея Есенина. С. 83 - 84. Примечательно наблюдение исследовательницы о внимании Бердяева к судьбе Есенина: «Немаловажен и тот факт, что Бердяева волновала не только прижизненная, но и посмертная судьба Есенина. Выскажем гипотезу, что именно под впечатлением трагического финала есенинской судьбы сложился у Бердяева во второй половине 20-х гг. замысел философско-психологического эссе "О самоубийстве" (1931), где он интуитивно раскрывает истинную подоплеку санкционированной властями широкой антиесенинской кампании, говоря о стихийно складывавшемся в массовом сознании посмертном "культе личности" поэта». Там же. С. 84. символической черной рясой", заслонившей "свет солнца истины" ("Ключи Марии")»8.
Очевидна роль Есенина в русской литературе, в создании нового литературного языка, в теории искусства9. За последние годы возрос интерес к поэтике Есенина10, объединившей тенденции реализма и модернистской эстетики, фольклора и святоотеческой литературы. Как пишет Н.И. Шубникова-Гусева: «Поэтика Есенина - это новаторская художественная система, неразрывно связанная с особенностями индивидуального стиля и мировоззрения поэта»11 . Эта же точка зрения высказана в статье O.E. Вороновой «Поэтика Есенина как новаторская художественная система», в которой стиль текстов Есенина рассматривается как «сложная иерархия» дискурсов с поиском «доминантного принципа»12.
Реалистическая доминанта в стиле поэта была отмечена В. Марковым: «Он реалист не только в том, что берет образы для символического "Сорокоуста" и сюрреалистических "Кобыльих кораблей" из жизни, а не из воображения (как сообщают мемуары). Его реализм в том, что видит он только этот, конкретный, ощущаемый пятью чувствами мир и не чувствует
8 Там же. С. 89.
9 Базанов В Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. М. - Л., 1982; Прокушев ЮЛ Есенин - это Россия. М., 2000; Воронова О Е Духовный путь Есенина. Рязань, 1997; Воронова О Е Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань, 2002; Захаров А И Художественно-философский мир Есенина. М., 2002; Михайлов А И Пути развитияновокрестьянской поэзии. Л., 1990; Солнцева НМ Сергей Есенин. М., 1997; Шубникова-Гусева НИ Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека». М., 2001.
10 Вельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина (М., 1990); Захаров А.Н. Поэтика Есенина (М., 1995); Кедров K.A. Образы древнерусского искусства в поэзии С. Есенина // Есенин и современность (М., 1975); Киселёва Л.А. Поэтика Есенина в контексте русскрой крестьянской культуры: герменевтические и терминологические проблемы // В кругу Есенина (Варшава, 2002); Марченко А. Поэтический мир Есенина (М., 1989); Самоделова Е.А. Антропологическая поэтика Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций (М., 2006); Хазан В.И. Проблемы поэтики Есенина (Грозный, 1989); Харчевников В.И. Поэтический стиль Сергея Есенина (1910 - 1916 ) (Ставрополь, 1975); Шубникова-Гусева H.M. Поэмы Есенина' от «Пророка» до «Черного человека» (М., 2001) и др.
11 Шубникова-Гусева НИ Вопросы поэтики и проблематики в контексте есенинской энциклопедии // Поэтика и проблематика творчества С.А. Есенина в контексте Есенинской энциклопедии / Отв. ред., сост. O.E. Воронова. Н.И. Шубникова-Гусева. М.: Лазурь, 2009. С. 9.
12 Воронова О Е. Поэтика Есенина как новаторская художественная система // Там же. С. 34. потребности в ином»13. Проблеме символизма и поэтического самоопределения Есенина, свойств символизма в лексике, в образах Есенина посвящена глава в книге O.A. Клинга «Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов» (2010). М. Сибинович, опираясь на тезу об акмеистском проекте возвращения поэзии «в земные рамки»14, предлагает рассматривать его поэтическую систему как близкую акмеизму; в то же время речь идет о синтезе стилевых школ: «Выйдя из народно-песенной традиции, борясь за собственное место на большой сцене русской поэзии <.>, Есенин как поэт формировался в потоке литературной жизни, характеризующейся попытками радикализации модернизма символистов рядом поэтических программ, манифестов и экспериментов разных течений и объединений писателей авангарда <.> в поэтике Есенина сочетаются элементы символистского подхода к поэзии с рядом элементов, выдвинутых в теории и поэтической практике поэтов авангарда (в том числе имажинистов)» 15 . Как пишет болгарская исследовательница И. Захариева, «поэтическая система Сергея Есенина начала складываться в пору господства модернизма (1912 - 1917), однако она уникальна в своем роде, не сопоставима с другими авторскими системами»16; имеется в виду типологическое несоответствие поэтики Есенина символизму,
13 Марков В Легенда о Есенине // Грани. Мюнхен, Лимбург, Франкфурт-на-Майне, 1955. № 1. С. 146. Цит. по: Шубникова-Гусева НИ Роль С.А. Есенина в истории русской культуры (К постановке проблемы) // Есенин на рубеже эпох: Итоги и перспективы / Отв. ред., сост. O.E. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. М.-Константиново-Рязань: Пресса, 2006. С. 13.
14 Сибинович М Поэтика Есенина на распутье между модернизмом и авангардом // Столетие Сергея Есенина: Есенинский сборник Вып. III. С. 186
15 Там же. С. 189. К авангардистским приемам стиля Есенина М. Сибинович относит следующие: «.подчеркнутую подвижность поэтического образа (динамику в рамках отдельного поэтического образа и сцепление таких образов по принципу кинематографической техники в композиции стихотворения); синхронное использование в поэтическом образе определений, в реальной действительности принадлежащих к нескольким, разным планам человеческой жизни, земного и космического мира; расширение семантики слова-образа актуализацией архаичных слов символики из наследия национальной истории и культуры; некоторые формы цитатности; прорывы разговорной речи в лирическое высказывание; своеобразную "событийность" лирического стихотворения и пр.». Там же. С. 189 - 190.
16 Захариева И Своеобразие эмоционально-образной системы Есенина // Столетие Сергея Есенина: Есенинский сборник. Вып. III. С. 169. акмеизму, футуризму или необъяснимость его стиля только спецификой названных школ. Далее в цитируемой статье идет речь о возрождении Есениным почвеннической традиции русской литературы17. Помимо того, что в творчестве ряда модернистов проявилась почвенническая, неославянофильская линия, в модернизме сложился крестьянский модернизм с признаками и символизма, и акмеизма, и авангарда, и средневековой книжной литературы, и фольклора, о чем пишет Н.М. Солнцева 18 . O.E. Воронова отмечает: новокрестьянские поэты соединили «несоединимое, полярные духовно-этические феномены: дохристианские и неохристианские пласты культуры, православную молитву и языческий миф, орнамент и икону, лубок и фреску, "скифское" и "китежское" сознание», соединили народное образотворчество (архаику) с эстетикой модерна19. Как подытоживает Н.И. Шубникова-Гусева: «Одни видели в нем реалиста, подражателя народно-песенных традиций (А.Н. Толстой), другие называли его романтиком (Д. Святополк-Мирский), третьи находили существо Есенина в принадлежности к русскому авангарду и соответствии эпохе Татлина (И. Эренбург)»20.
В нашей работе мы стремимся проследить в поэзии Есенина фольклорную простоту и авангардистскую усложненность. О художественности и глубине есенинской простоты Э. Райе писал: «Лучшие его
17 «Есенинская модель творчества по сути возрождала почвенническую линию в развитии русской поэзии -линию И. Никитина, А. Кольцова, Н. Некрасова. Спустя 70 лет после смерти Есенина мы можем констатировать, что подобная модель творчества в русской поэзии больше не появилась. Приближается к ней поэзия АлександраТвардовского, но она более объективирована и социологизирована. В 60 - 70-х годах есенинский дух возрожден и активизирован в творчестве "деревенских" прозаиков В. Шукшина, В. Белова, В. Распутина, а также вдохновителя "тихой лирики" Николая Рубцова». Там же.
18 Солнцева Н.М. Новокрестьянские поэты и прозаики // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х гг.): В 2 кн. Кн. II. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. С. 683.
19 Воронова O.E. Поэтика Есенина как новаторская художественная система. С. 42.
20 Шубникова-Гусева НИ. Роль С.А. Есенина в истории русской культуры (К постановке проблемы). С. 12. Исследовательница опирается на: Толстой А. Рец. На кн.: Есенин С. «Исповедь хулигана». М., 1921 и «Трерядница». М., 1921 // Новая русская книга. Берлин, 1922. № 1. С. 17»; Святополк-Мирский Д.Есенин // Воля России. Прага, 1926 № 5. С. 78; Эренбург И. Рец.на кн.: Есенин С. «Трерядница». М., 1921; Есенин С. «Исповедь хулигана». М., 1921. С. 18. вещи полны словесной магии. Если у Мандельштама магия - результат духовной победы над словесным материалом, то у Есенина она родилась естественно, из его укоренелости в русской стихии <.> Очарование Есенина -в дебрях простоты, недоступной другим поэтам»21. Впоследствии эта простота дополняется, а в ряде фрагментов «маленьких поэм» вытесняется авангардистской чрезвычайностью. Согласно характеристикам авангардистского текста, систематизированным в докторской диссертации И.М. Сахно и ее книге, посвященной специфике русского авангарда, авангардистский текст «дезорганизован в силу снятия всяческих ограничений и запретов», что выразилось в разрушении иерархичности лексических смыслов, образов, в разупорядоченности структуры, в «исчезновении единого смыслового центра», «нарушении мотивировки и причинно-следственных связей»; в авангардизме «разложение языковой материи на простейшие величины приводит к десемантизации всех элементов текста в языке», синтез классического текста сменяется анализом авангардистского; происходит изменение процесса коммуникации, формируется «перекодировка», текст как
22 код культуры становится «дешифрующей системой» .
На защиту выносятся следующие положения:
1. В поэзии Есенина 1910-х годов устойчивы религиозные мотивы и образы, восходящие не только к канонической церковной словесности, но и к религиозному фольклору, прежде всего - к духовным стихам. При этом, однако, ряд канонических мотивов обрел новые коннотации. Традиционные религиозные сюжеты русифицированы и соотнесены с современностью, актуализированы во времени, что, во-первых, повлияло на стиль текстов и, во-вторых, впоследствии получило развитие в «маленьких поэмах».
21 Райе Э. Сорокалетие русской поэзии в СССР // Грани. 1961. № 50. С. 144. Цит.по: Шубникова-Гусева Н.И. Роль С.А. Есенина в истории русской культуры (К постановке проблемы). С. 17.
22 Сахно И.М. С. 10. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 11. 12, 13.
2. В лирике Есенина 1910-х годов сочетаются традиции религиозного и светского фольклора. Особое влияние его поэзия испытала со стороны народной лирической песни.
3. При создании произведения первой половины 1910-х годов поэт либо опирался на претекст, либо использовал поэтику фольклора в стихотворениях иных жанров. Особая роль отводилась метафорам и диалектизмам.
4. Во второй половине 1910-х годов снижается влияние народно-поэтической традиции; русифицированные библейские мотивы синтезированы с авангардистским осмыслением реальности, выразившимся как в богоискательстве, мифологизации революции, так и в имажинистской образности, более характерной для «маленьких поэм», чем для лирики.
5. В содержательном отношении цикл «маленьких поэм» претерпел эволюцию, отразил смену и противоречия мировоззренческих установок Есенина.
6. Авангардистская образность появилась в произведениях Есенина до возникновения имажинизма. Выдвинутая Есениным концепция имажинизма по ряду положений противоположна взглядам В. Шершеневича и А. Мариенгофа.
7. Теоретические работы Есенина и Белого объединяют положения об обновлении языка, о метафоре, народных основах творчества, соотношении языка и космоса, образа и смысла.
Методологическую основу диссертации составили труды А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, Д.С. Лихачева, A.A. Потебни, В.Я. Проппа по содержанию и поэтике фольклорных произведений, по специфике сознания русского средневековья; обращаясь к вопросам стиля, мы опирались на положения статей В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова, Б.М. Эйхенбаума. В работе применен комплексный анализ, включающий историко-литературный, биографический, интертекстуальный аспекты изучения художественного произведения.
Теоретическая значимость определяется положениями и выводами, касающимися стилевой и жанровой специфики текста, систематизации тез имажинистской эстетики и их соотнесенности с практикой авангарда.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы, в работе спецкурсов и спецсеминаров.
Материалы диссертации прошли апробацию на международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2011); международной научной конференции «Биография и творчество Сергея Есенина в энциклопедическом формате», посвящённой 116-ой годовщине со дня рождения С.А.Есенина (Москва, ИМЛИ РАН, 2011; международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2012).
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 288 позиций.
Заключение диссертациипо теме "Русская литература", У Даньдань
Заключение
В начале 1910-х годов в мотивах и образах произведений Есенина синтезировались традиции религиозного и светского фольклора. Их проявление в творчестве Есенина равноценно. Во второй половине 1910-х годов в поэтике Есенина усиливается тенденция к символизации, усложняются и обновляются метафоры, ослабевает влияние народно-поэтической традиции; в «маленьких поэмах» приоритетную роль играет авангардистская образность. Этот период творчества характеризуется синтезом религиозных и космогонических мотивов. Таким образом, поэзия Есенина 1910-х годов демонстрирует подвижную иерархию художественных дискурсов: реализма, символизма, авангарда. Художественные искания Есенина отвечают основной тенденции крестьянского модерна - сочетанию специфики символизма, акмеизма, авангарда, средневековой литературы, регионального и общерусского фольклора. Новаторская поэтика Есенина формировалась в контексте его мировоззренческих исканий.
Первая глава посвящена традициям религиозного фольклора в лирике Есенина 1910-х годов, как в его духовных стихах, так и в светской лирике. Парадигму жанра духовного стиха, с которым поэт был знаком с детства, мы формулируем, опираясь на работы Ф. Буслаева («Русские духовные стихи»), А. Веселовского («Разыскания в области русского духовного стиха»), Г. Федотова («Духовные стихи»), Ф. Селиванова («Русские народные духовные стихи»).
Духовные стихи Есенина в основном эпичны или лиро-эпичны, лирический герой отсутствует, их главные герои - распространенные в народных духовных стихах образы: Богородица, Иисус Христос, святые Николай Угодник и Георгий (Егорий), а также странники-паломники. К духовным стихам мы относим «Шел Господь пытать людей в любови.», «Не ветры осыпают пущи.», «Исус Младенец», «То не тучи бродят за овином.», «Микола», «Егорий».
Как в религиозном фольклоре, в произведениях Есенина библейские сюжеты русифицируются, активно используется темпоральный и пространственный сдвиг - события происходят в России в XX в. По наблюдению Федотова, в русском религиозном фольклоре сюжеты из земной жизни Христа редки. Есенин в произведениях разных жанров акцентирует внимание на земной жизни Христа, чаще обращается к образу Иисуса-ребенка. Еще одна ипостась Иисуса Христа в лирике Есенина - претворение в природе («Сохнет стаявшая глина.», «Чую радуницу Божью.»). Специфике религиозного фольклора отвечают следующие характеристики образа Богородицы: Она - сакральный образ и заботливая мать, акцент сделан на материнской сути, а не на деве (что отмечали в русском сознании Федотов, Аверинцев и др.), на страданиях, скитаниях, но и на воле, инициативе - даже в судьбе Сына; роль образа Богородицы в сюжетах Есенина приоритетная. Традиции отвечает изображение праздников (Троицы и Радуницы), а также Георгия Победоносца, Николая Угодника - от имен (Егорий, Микола) до стирания границ между святыми и простыми смертными, до сюжета о чуде, о помощи, до синтеза высокой и бытовой образности. Описание святого Николая в «Миколе» сопоставимо с описанием в «Николиных притчах» А. Ремизова (изданы в 1917 г.).
Ряд фольклорных мотивов и образов переосмыслен, появились нетрадиционные коннотации (например, в «Каликах» парадигма духовного стиха разрушается за счет иронии; это произведение - пример трансформации духовного стиха в светскую поэзию).
Вторая глава посвящена рецепции особенностей светского фольклора в поэзии Есенина 1910-х годов. Светский (мирской) фольклор повлиял на жанровую специфику его лирики, на образно-лексический строй. Из жанров мы выделяем лирическую песню и частушку, устойчивая поэтика которых очевидна в мотивах, композиции, речевых приемах текстов Есенина.
Песенное начало - доминанта лирики Есенина. Лирическая песня соответствует есенинскому типу творчества искренностью, темами, сюжетами, активным использованием образов природы (отрицательное сравнение в зачине, психологический параллелизм, символика, обращения). Из народной песни в его лирику переходят разговорная речь, последовательность событий, ступенчатое сужение образа, исключение единичного из множества, перехваты, традиционные эпитеты, инверсии, сравнения, гиперболы, уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы (тавтологические, синонимические, синтаксические).
Есенин выстраивал стихотворение на претексте («Лебёдушка»), включал в текст реминисценции из народных лирических песен («На плетнях висят баранки.» и др.), сочетал определенный тип лирической песни с иными жанрами («Не от холода рябинушка дрожит.» и др.). Таким образом, лирическая песня в поэзии Есенина представлена как самостоятельный жанр, в сочетании с другими жанровыми разновидностями, как источник мотивов и образов в жанрах книжной литературы. Примерами последнего типа восприятия специфики лирической песни служат «Под венком лесной ромашки.», «Хороша была Танюша.», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.» и др.
Мы сделали акцент на собственно частушке как самостоятельном жанре есенинской поэзии и на воспринятых поэтом особенностях частушки в других жанрах его лирики. Частушка близка лирике Есенина установкой на жизнеутверждение, речевыми приемами (просторечия, повторы, короткие фразы, интонация выкликания, смысловой акцент на слове), композицией строфы.
В частушках Есенина доминирует комическое начало (юмор, сарказм), в них выражены дружеские или антагонистические отношения с писателями-современниками (Блоком, Мариенгофом, Клюевым, Брюсовым, Каменским, Маяковским и др.). В частушке Есенина реализован принцип удвоения видимости» посредством эпатажного слова,гротеска, парадокса. Брутальность частушечного смеха Есенина соответствует чертам народной смеховой культуры, отмеченным в труде Д.С. Лихачева «Смех как мировоззрение».
В мотивах лирики Есенина отразился народный менталитет, составивший суть фольклорного творчества. Поэтизация основных концептов народного мировоззрения проанализирована в работах фольклористов-классиков -Афанасьева, Буслаева, Потебни, Проппа, Сахарова и др. Поэт, во-первых, переосмысливает ряд устойчивых коннотаций; во-вторых, ориентируется на книжную традицию. Например, пейзаж (его специфике посвящен отдельный параграф работы) Есенин связывает с круговращением времени, что отвечает фольклорной особенности. Но пейзаж в гораздо большей степени, чем в фольклорных произведениях, выражает рефлексию (ностальгию, мысли о протекающей жизни и т.д.).
Есенин, опираясь на народные традиции, создает образы с ассоциативным и буквальным смыслом. В отношениях лирического героя и природы нет пасторальности, пастушеской праздности, что, однако, не исключает идиллического пейзажа. Есенин, согласно народному миропониманию, создал образ бесконечного природного пространства, в котором соединены земля и небо. Частотными образами являются: ветер, поле, луна, месяц, заря, вода, земля, дорога, звезда, роща, небо и др.; они же относятся к константным в фольклорных жанрах. Во многом соответствуя поэтическим функциям фольклора, они, в то же время, выражают авторский эмоциональный мир. Например, в фольклоре частотный в образах луны и месяца смысл порождения - у Есенина луна прежде всего играет роль медитативную. Из природных образов Есенина особо выделены дендронимы (по Афанасьеву, образ дерева занял центральное место в народной поэзии) как отражение реалий и средство идентификации лирического героя. Древесным образам в произведениях
330 Рюмина М Т Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. С. 118.
Есенина приданы портретные черты; антропоморфная метафора - одна из древнейших. Они наделены символическим смыслом. Через них описаны народные обряды и поверья (например, сюжету «Погадала красна девица в семик. / Расплела волна венок из повилик» [65] соответствуют мотивы семиковых и троицких песен).
Прямые и ассоциативные значения имеют образы быта, труда, семьи, что также отвечает фольклорной традиции. Повторяются в лирике Есенина мотивы полевых работ, образы сельскохозяйственных культур, они наделены мифологическим буквальным смыслом («Заглушила засуха засевки.», «Микола», «То не тучи бродят за овином.», «Кобыльи корабли», «Не бродить, не мять в кустах багряных.»,«Запели тесаные дроги.» и др.). При этом не используется лексика с семантикой тоски, изнуренности, что сближает пафос есенинских текстов с поэтическим народным сознанием (И.П. Сахаров. Народный дневник). Бытовые и трудовые мотивы есенинской лирики отвечают специфике жнивных песен.
Фольклорные образы животных в определенной степени являются источниками образности есенинских текстов, например отелившегося неба — рецепции народнопоэтического «небесного стада». Рассмотрено автологическое и ассоциативное содержание образов животных.
Среди фольклорных традиций отмечаем сочетание тропеизации языка и диалектизмов. Билингвизм Есенина выражен в сочетании книжного и просторечного языка. Диалектизмы использованы как в деревенском контексте, так и вне его. Они служат как для создания образа, так и для рифмовки, сохранения ритма.
Авангардистская образность появилась в произведениях Есенина до возникновения имажинизма. Новый образный словарь соответствовал модернизации религиозной темы, религиозно-космогонической мифологизации революции и опирался скорее не на положения теоретических работ
Мариенгофа и Шершеневича, а на практику тропеизации в фольклоре, на космизм крестьянского сознания, на ассоциативную образность А. Белого.
Прежде всего, есенинский авангард на содержательном и художественном уровнях проявился в «маленьких поэмах» 1917 — 1918 гг., свидетельствующих о стремительной эволюции взглядов поэта и противоречиях: при общих идеях поэмы характеризуются противоположными установками. Библейская суть революции - тема уже поэмы «Товарищ», в определенном смысле близкой духовному стиху о «Милосливой жене, милосердной», но в то же время поэма политически актуальна и не соответствует каноническому пониманию воскресения. Сюжет о гибели Христа в дальнейшем продолжен сюжетом о новых истязаниях Христа и его новой жертве; в «Инонии» отрицается смысл Его жертвы и осуждается жестокость Бога-Отца, славится Инония с нестрадающим Христом. В поэмах приоритетной становится тема богоизбранности современной России («новой купели», нового Назарета) и ее преображения. Нравственно неразрешимой представляется идея революционного насилия, отвергнутая в «Отчаре», где провозглашается ценность братства; в «Сельском часослове», мотивы которого близки «Слову о погибели Русской Земли» А. Ремизова, высказано сомнение в возможности земного рая, прозвучала мысль о невозможности преображения без насилия. Вместе с тем в «Иорданской голубице» поэт старается поверить в целесообразность революции, в достижение вселенского братства. Вслед за экстремальными лозунгами «Пантократора» появляется антиреволюционная антиутопия «Кобыльи корабли».
Несмотря на различия в содержании поэм, они написаны языком авангарда. Через словесную экспрессию, многовариантную интонацию, гротеск, множественные метафоры проявился авангардистский принцип свободы самовыражения. Авангардизм Есенина развивался самостоятельно и параллельно авангардизму его коллег по имажинизму. Вместе с тем эстетика имажинизма близка ему избыточностью и экспрессией образов, апологией и новизной образотворчества, избыточностью тропов, пристрастием к неологизмам; этически имажинизм отвечал его устремлениям установкой на вызов. Принципиальные расхождения имажинистской идеологии Шершеневича, Мариенгофа, с одной стороны, и Есенина - с другой, выразились в вопросах об органическом образе, о национальных корнях творчества, о космичности миропонимания.
Теория тропеического образа развита в «Ключах Марии», ряд положений которых отвечает не сентенциям Шершеневича и Мариенгофа, а идеям А. Белого. Работы Есенина и Белого сближает установка на обновление языка, размышления о звучащем слове, о соотношении образа и смысла, языка и космоса, идеи о герменевтики, о метафоре, о народных истоках образности и др. Отмечаем стилевую близость трактатов Есенина и Белого.