Риторика цивилизаций востока
Кафедра немецкой филологии
РЕФЕРАТ
ВОЗРОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ И ТЕОРИИ СЛОВЕСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФИЛОЛОГИИ
Работу выполнила____Ю. Ю. Петракова
(подпись, дата)
Факультет романо-германской филологии, курс 1
Направление 45. 03. 01 Филология
Профиль Зарубежная филология
Научный руководитель
Доц., канд. филол. наук__Н. А. Таранец
(подпись, дата)
Нормоконтролёр
Доц., канд. филол. наук__Н. А. Таранец
(подпись, дата)
Краснодар, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1 Что такое риторика………………………………………………………….5
2 Античная риторика………………………………………………………….7
2.1 Греческая риторика……………………………………………………..7
2.2 Римская риторика……………………………………………………….8
3 Риторика цивилизаций Востока……………………………………………9
4 Риторика Нового времени………………………………………………….10
4.1 Раннее христианство…………………………………………………….10
4.2 Европейские страны……………………………………………………..10
4.3 Риторика в России………………………………………………………..13
5 Возрождение риторики……………………………………………………...15
6 Отличия неориторики от классической риторики…………………………18
Заключение………………………………………………………………………19
Введение
Человеческое общество не может существовать без языка. Он является как бы связующим звеном, объединяющим всех людей в одну слаженную систему. Происходит это в процессе общения. Общение присутствует на всех уровнях: бытовом, академическом, политическом, деловом и т. д.
Успешная коммуникация во многом зависит от того, насколько говорящий смог заинтересовать слушателей, убедить их в правильности своих суждений. Чтобы завладеть вниманием аудитории, говорящий старается четко и ясно изложить свои мысли, придать им эмоциональную, экспрессивную окраску, используя различные языковые средства. Грамотная, логичная, стройная и в некотором роде даже изящная речь всегда воспринимается благосклонно слушателями. Они начинают верить оратору, соотносить себя с ним.
Умение правильно и красиво говорить относится к такой науке, как риторика. Этому искусству необходимо обучать уже с раннего детства, вводить большое количество учебных часов по красноречию, да и вообще уделять немалое внимание данной дисциплине, так как риторика позволяет не только грамотно подавать свои мысли, но и повышает общий уровень культуры.
К сожалению, на сегодняшний день многие люди, которые по своей профессии обязаны знать риторику и уметь пользоваться ее приемами, плохо владеют русским языком и теорией словесности. Чтобы убедится в этом, достаточно обратиться к СМИ. Возникает ощущение, что для некоторых репортеров русский язык вовсе не является родным, а их репортажи писал маленький ребенок, настолько речь нелогична, грамматически и стилистически неверна. Такой пробел в знаниях теории риторики связан с тем, что еще несколько десятилетий назад красноречию не уделялось должного внимания, был упадок этой науки. И только в последнее время риторика начала возрождаться.
Задача моей работы – проследить ход возвращения риторики на современном этапе, рассмотреть понятие «неориторики» и ее отличий от классической риторики.
Цели работы:
- раскрыть о сущности риторики
- определить основные этапы развития риторики
- главное, рассказать о возрождении риторики на современном этапе.
Что такое риторика
Согласно лингвистическому энциклопедическому словарю В. Н. Ярцевой, риторика – это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой [15]. Поскольку предметом риторики является прозаическая, художественная речь и правила ее построения, то она противостоит поэтике, изучающей поэтическую речь, грамматики, изучающей структуру естественной, эстетически неотмеченной речи, и герменевтике, имеющей дело с разъяснением смысла, значения текста.
Риторика объединяет в себе и признаки науки, поскольку имеет определенные правила, которым необходимо следовать, и признаки искусства, так как не всегда следование выработанным правилам помогает достигнуть успеха начинающим ораторам.
Как учебный предмет риторика имеет четыре составляющие: история, теория, практика и техника.
Как наука риторика состоит из пяти разделов:
· Инвенция, «изобретение мыслей» - подготовка содержания речи, нахождения материала для выступления;
· Диспозиция – расположение материала наилучшим способом, соблюдение логичности и цельности речи;
· Элокуция – «выражение и украшение» [10, с. 9]; выбор языковых средств, стиля;
· Мемория – запоминание, заучивание речи наизусть, тренировка памяти;
· Акция – исполнение, произнесение речи на публике.
Риторика довольно сложна для обучения, потому что недостаточно одних теоретических знаний для хорошего выступления. Необходимо обладать определенными коммуникативными явлениями и личностными качествами. Оратор кроме всего прочего должен быть в некотором роде психологом и актером. Поведение, мимика, жесты помогают лучше передать мысль, а порой только с помощью их и можно выразить какую-либо идею. Говорящий должен чувствовать любое изменение в настроении аудитории, чтобы перестроить свою речь в нужное направление. Для этого, конечно же, необходимо обладать быстротой реакции и умением импровизировать, придумывать речь на ходу.
Но, естественно, любое выступление обречено на провал, если речь будет громоздкой, корявой и не будет отвечать необходимым требованиям. Как писал Е. А. Адамов в своей книге «Пропагандисту об ораторском искусстве», «хорошая ораторская речь обладает шестью Э: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика и эстетика» [2, с. 22].
Эрудиция – важное качество оратора, так как он должен быть разносторонним, иметь знания, пусть и не самые глубокие, по всем областям науки, так как в виду своей деятельности он может столкнуться с вопросами любого характера, на которые необходимо дать ответ.
Энергия – основа успеха. Вялый оратор «выключается» из аудитории. Речь на всем своем протяжении должна быть бодрой, живой, чтобы слушатели не потеряли интерес к ней.
Эмоциональность предполагает способность убеждать, зажигать слушателей, заставлять прочувствовать то, о чем говорится.
Экспрессивность речи проявляется в образности, в широком использовании стилистических средств.
Этика требует от оратора ответственности за свои слова. Оратор должен быть доброжелательным к слушателям, уважительно относиться к ним, к их просьбам и вопросам. Это должно проявляется не только в самой речи, но и в поведении выступающего. Непозволительны опоздания, нарушения регламента и т. д.
Эстетика речи проявляется в выборе слов, их сопоставлении и расположении. Оратору необходимо иметь широкий, богатый словарный запас, а также уметь использовать это богатство. Ведь красочная, ритмичная услаждает слух и привлекает внимание аудитории.
Античная риторика
Греческая риторика
Риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, вызывая то преклонение, то неприятие, возникла примерно в 5 в. до н. э. как ответ на практическую потребность общества.
Риторическое учение Древней Греции дошли до нас в виде уже сформировавшейся системы, представленной двумя вариантами: записанные речи великих ораторов, таких как Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла, которые одновременно были и общественными деятелями, и теоретические труды, книги для обучения риторическому искусству. Самыми известными авторами таких трудов являются Горгий, Аристотель, Платон.
С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторики было необходимо в образовательных целях, в основном они создавались для риторических школ. В них принимали мальчиков 7 лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, математика, язык, причем риторика стояла на лидирующей позиции. Примечательно и то, что первые риторические труды были написаны ораторами, возглавлявшие такие школы.
Первым среди них обычно называют Горгия – философа-софиста. Его труды полностью не дошли до нас, в основном мы знакомы с ним по диалогу Платона «Горгий», где изложении его основные научные позиции.
Наиболее объемным и значимым для античного и современного мира научным трудом является «Риторика» Аристотеля. По Аристотелю, цель риторики – служение добру и людскому счастью. Философ пишет о качествах, которыми должен обладать оратор – высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. Государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия. Речь отделяет нас от животных, создает государство и семью. «…Ибо человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» [14, с. 21]. Во многом, по Аристотелю, риторика – это социальная наука. Красноречие у Аристотеля разделяется на совещательные речи, судебные и эпидейктические. Аристотелю также принадлежит учение об этосе (уместность речи), логосе (языковые средства) и пафосе (замысел речи). Всякий вид речи – это и есть единство этоса, пафоса и логоса.
Римская риторика
Рим очень ревностно перенял эллинистическую культуру. Поэтика, науки, риторическое мастерство высоко ценилось. Наивысшего расцвета римское красноречие достигло вместе с приходом таких выдающихся личностей, как Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут. Велик вклад Рима и в мировую литературу: сочинения Горация оказали влияние на европейскую литературную и риторическую традицию.
Однако в римский период усилились прагматические тенденции. Во-первых, повысился социальный статус оратора, признали его важное место в общественной жизни. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторстве. Наилучшим примером являются труды Цицерона – «Об ораторе», «Оратор», «Брут» и др. Цицерон утверждает, что свойства оратора – активность, смелость, общительность, разносторонность, оратор – мыслитель, а в некоторых ситуациях – воин.
Во-вторых, повысилась роль правил, подготовки в области красноречия. Необходимы знания риторических приемов и длительные упражнения, чтобы удерживать внимание слушателей. Эта линия в римской риторики особенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом в его труде «Об образовании оратора» из 12 книг.
В-третьих, эстетический фактор. Хорошая, украшенная речь ценится все выше. Так Цицерон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит спокойно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, одним словом, красиво» [16, с. 472].
В-четвертых, Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя ее функции в познании. Он превозносил ее, ставил во главе всех законов природы и обязанности человека, так как знания всего этого приходят через речь.
Риторика цивилизаций Востока
Самая древняя из известных нам культур – Египет 4-3 тысячелетия до н. э. находилась на стыке трех континентов и имела возможность общения, развивалась словесная культура. В 4 тысячелетии возникает художественная литература, и хвалебные тексты того времени были первым шагом к эпидейктическим речам, по Аристотелю. Они наиболее близки к ораторству, как и поучительные, дидактические. Интерес представляют образцы деловых бумаг, правила спора.
Свою риторическую традицию имела и культура Китая. В Китае 2-1 тысячелетия монарх был окружен образованными и дальновидными советниками, спорившими между собой, чьи советы монарх принимал или отвергал. От оратора того времени, как правило это был государственный деятель, требовалась краткость, точность, мудрость, чувство ответственности за каждое слово.
Риторическая традиция древней Индии была основана на сословном делении: духовенство – брамины, военное – кшатрии, все прочие – шудры. Естественно, что культурные и речевые традиции складываются в среде браминов, обладавших знаниями, и сама их деятельность сводилась к научной, учебной и ритуальной речи. Речевая культура была направлена на этическую, воспитательную цель. Множество философских учений привели к появлению диалектики как инструмента бесконечных споров.
Но стоит отметить, что в восточных цивилизациях не сложились риторические концепции, как в древнегреческой или европейской. В практической же сфере во всех культурах развивалось ораторство, ритуальная, информационная, императивная, художественная и дискуссионная речь.