Достоверность результатов исследования
Введение
Проблема исследования и её актуальность.Пейзаж – это картина , на которой изображены лес , поле , река , море или город , деревня и т.д. Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства : живописи и графики. В графике – тушью , карандашами , углём , пастелью , чернилами и другими материалами.
Приобщение учащихся к искусству пейзажа немыслимо без обращения к истории этого жанра.
О пейзаже написано много , однако эта информация не рассчитана на учащихся. К тому же не каждая школьная библиотека обладает такими капитальными искусствоведческими трудами. Поэтому , выбрав нашу тему , мы убеждены в том , что приобщение учащихся к красоте Кольского края имеет большое значение.
Актуальность данной проблемы состоит в потребности практики и недостаточной освещенности её в педагогической литературе. Это побудило нас обратиться к исследованию темы «Передача пространства в Северном пейзаже , в технике тушь , перо».
Обучение учащихся включает в себя не только ознакомление с историей , методами и приемами работы , но и систему обучения путем практического участия в создании изобразительных работ.
Изучения приобщения школьников к красоте Кольского края и обучение Северному пейзажу ограничен рамками среднего школьного возраста.
Цель исследования.Основной целью нашего исследования является разработка оптимальных путей и педагогических основ приобщения к обучению подростков графическому изображению Северного пейзажа.
Объектом исследованияявляется обучение учащихся среднего школьного возраста передаче пространства в ДХШ.
Предметом исследованияявляется приобщение подростков ДХШ к красоте края и обучение передаче пространства в Северном пейзаже.
Гипотеза исследованияисходит из того , что обучении передаче пространства в Северном пейзаже , является одним из путей приобщения учащихся к красоте Кольского края.
Задачи исследования :
1. Выявить особенности пейзажного жанра ;
2. Проанализировать искусствоведческую , философскую , психолого-педагогическую и методическую литературу по теме диплома ;
3. Раскрыть состояние проблемы приобщения школьников к особенностям пейзажного жанра на уроках изобразительного искусства ;
4. Разработать методическую систему формирования и развития у школьников умений изображать Северную природу приобщая к красоте Кольского края ;
5. Проверить экспериментально эффективность данной методической системы обучения для повышения уровня культурной образованности школьников.
Методологическая база.
В процессе работы над дипломом использованы следующие методы исследования :
¾ Теоретический ( анализ литературы по проблемам исследования ) ;
¾ Психолого-педагогический ( выявление психологических факторов , влияющих на процесс овладения изобразительными умениями , анализ программ и учебно-методических особенностей по изобразительному искусству в аспекте исследуемой темы , анализ работы учителей мурманской школы ) ;
¾ Экспериментальный ( констатирующий и формирующий эксперимент ) ;
¾ Статический ( обработка резонансов эксперимента ).
Этапы исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ДХШ.
Первый этап. Этап констатирующего эксперимента. Его цель заключалась в выявлении способностей у учащихся при передаче пространства в Северном пейзаже. Такой анализ может всегда показать много интересного , не только для психолога , но и для педагога.
Второй этап. На 5-ом курсе мы проводили формирующий эксперимент. В отличии от констатирующего он нацелен не на исследования и наблюдения , а на обучение детей передаче пространства в Северном пейзаже. Он проводился на уроках в ДХШ. Всего во время практики на него было дано 8 уроков , один из которых был уроком беседы , 3 – натурного рисования , 1 урок пленера и 3 урока композиции.
В основу экспериментальной программы были заложены методы и принципы обучения , и основные психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.
В ходе занятий дети обучались рисованию Северного пейзажа и передаче пространства в нем. Конечным результатом работы явилось появление у каждого ученика интереса к культуре и своеобразию края , повышение художественных способностей.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования.В условиях мурманских школ разработана методическая система ряда уроков по обучению учащихся особенностям передачи пространства Северного пейзажа , а также напрерывного формирования и развития изобразительных умений и навыков.
Практическое значение данного исследования.Его значимость заключается в том , что обоснована возможность приобщения учащихся к изучению пейзажного жанра , через использования разработанной в данном исследовании методики.
Достоверность результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается диалектическим подходом к нему , применением комплекса методов , соответствующих его объекту , предмету , цели и задачи , позволяющих проанализировать материал с разных позиций , многократной проверкой полученных творческих положений , выводов и практических предложений и рекомендаций , а также полученными в ходе опытно – экспериментальной проверки положительными результатами.