Культурологическое учение Д. Вико
Понятие «культура» в современном значении вошло в обиход во второй половине XVIII в. в Германии.
Оно имело два смысловых оттенка:
– господство над природой с помощью знаний и ремесла;
– внутренние духовные богатства личности.
В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории культуры.
Дж. Вико является основоположником культурологической мысли.
В 1725-1744 гг. выходит книга итальянского философа
Джамбаттиста Вико (1668-1744) «Основания новой науки об общей природе наций», где впервые дан анализ истории культуры.
В своей книге Вико указал на несовершенство европейской цивилизации,
– сделал историко-сравнительный анализ различных культур,
– описал национальные психологии,
– исследовал проблемы аккультурации и ассимиляции (усвоения элементов чужой культуры и приспособления к ней).
При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.
Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур.
Таковыми, по его мнению, являются
– классовые структуры;
– характер труда и форма его организации;
– структуры власти;
– язык.
Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения.
Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура.
Вико был убежден, что в основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели.
Культура имеет строго определенные границы своего существования, в этом она сродни живому организму, и в своем развитии она проходит через определенные этапы.
Век богов – это золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликта между властью и теми, над кем властвуют.
Еще отсутствует техника, в мировоззрении господствует мифология, все говорят на едином общечеловеческом языке.
Люди пока обожествляют весь мир, воображение и фантазия доминируют в сознании людей, данное приводит к поэтическому, творческому восприятию мира.
От той эпохи нам в наследство достались мифы – истории первых народов.
Это был период языческой культуры.
Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истолковывали тайны оракулов, заключенные в стихах.
Они же представляли власть – теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках.
Век героев – серебряный век – начинается благодаря переходу к оседлости.
В это время выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократическое правление эпохи богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг.
Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи – в плебеев.
Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства.
В это же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкультурных контактов.
Месопотамия
Выделяются сильные и слабые культуры.
Слабость культур связана с природной изолированностью, удаленностью от торговых путей, судоходных рек, недостаточной численностью населения, враждебным окружением.
Эти культуры ждет либо подчинение, либо ассимиляция более сильной культурой.
Эпоха людей – железный век, эпоха зрелости, сознательности человеческого рода.
Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям.
С одной стороны, человеческие отношения становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления, основанная на признании гражданского и политического равенства.
В этот период преодолевается национальная ограниченность, человечество начинает существовать как единое целое.
Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, торговли, межгосударственных обменов.
Но оборотная сторона этой эпохи – культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценности.
И тогда вместо социального равенства мы видим социальную борьбу трудящихся, войны.
Даже язык становится не формой культурной идентификации, а фактором разобщения людей.
Поэтому высший взлет культуры одновременно становится ее концом.
Вико прогнозирует три выхода из этой ситуации:
1) захват власти одним лицом, которое благодаря силе оружия берет на себя заботу об общественном благе – Август у римлян;
2) завоевание испорченного народа лучшими народами – так произошло с Грецией, а затем и с Римом;
3) полное разложение государства, когда гражданские войны и анархия превращают города в развалины, наступает период «второго варварства» – это путь восточных народов.
Исходя из этих представлений, Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония – в эпохе героев, а многие народы севера и юга – в эпохе богов.
Таким образом, Вико не является создателем концепции циклического развития истории, его заслуга состоит в том, что он первым представил историю в систематизированном виде, а также поставил ряд проблем, которые были творчески восприняты последующими мыслителями.