Теория эволюции Л.Г. Моргана

Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках

План:

Неклассический период развития культурологии

Культурологическая концепция эволюционизма

Социокультурная эволюция О. Конта

Эволюционная теория культуры Г. Спенсера

Основные положения эволюционизма

Теория матриархата И. Бахофена

Теория эволюции Л.Г. Моргана

Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора

Ф. Ницше: культура и философия жизни

Неокантианство (баденская школа)

Школа диффузионистов

Теория «идеальных типов» М. Вебера

Культурологические теории современности

Структурно-функциональное направление в культурологии

Основные положения структурно-функциональной школы

Функциональная теория культуры Б. Малиновского

Французская школа «Анналов»

Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина

1. Неклассический период развития культурологии

Культурологическая концепция эволюционизма

Представители и их труды:

1. Фридрих Густав Клемм (1802-1867), «Общая история культуры человечества», 1843-1847.

2. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1972), «Первобытная культура», 1871.

3. Льюис Генри Морган (1818-1881), «Древнее общество», 1877.

4. Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), «Золотая ветвь», 1890.

5. Иоганн Бахофен (1815-1887), «Матриархат»,1897.

Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта (1798-1857), Герберта Спенсера (1820-1903) и теории Чарльза Дарвина (1809-1882).

Социокультурная эволюция О. Конта

Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип интеллекта определяет тип культуры.

1. Первобытный тип культуры строится на основе мифа и религии.

2. Средневековый тип культуры основан на метафизике.

3. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.


1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера

Исследовав природу эволюции («Социальная статика», 1850), Герберт Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи.

На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры.

Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости» и «варварства» до высших ступеней цивилизации.

В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный.

Это происходит потому, что сознание человека меняется под воздействием господства науки и техники.

Сам по себе человек является продуктом поэтапного развития культуры.

Основные положения эволюционизма

1. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.

2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития.

3. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции.

4. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный развивающийся эволюционный ряд.

5. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.

Теория матриархата И. Бахофена

Известность Иоганну Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе.

Бахофен утверждал, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства.

Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна и солнце) воплощают определенные этапы развития человеческой истории (например, земля – материнское, солнце – отцовское начало).

Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии:

«утреннюю», когда сын-солнце еще находится во власти матери-земли;

– «полуденную» (фаллически-дионисийскую), когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу;

– «аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство более высокого, духовного порядка.

Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни определяет первую ступень человеческой истории.

Об этом периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой.

Теория эволюции Л.Г. Моргана

Льюис Генри Морган в работе «Древнее общество» (1877) изложил свою теорию эволюции.

Ядром теории Моргана является идея об едином прогрессивном пути развития человечества.

Морган предложил периодизацию истории, включающую три этапа:

– дикость;

– варварство;

– цивилизацию.

На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.

На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия.

Третья стадия связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

В «Древнем обществе» Морган обосновал свое открытие универсальности материнского рода, разбив тем самым господствовавшую до того времени теорию, согласно которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, основанная на частной собственности и власти отца.

Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности.

Согласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своем развитии следующий путь:

1) промискуитет (беспорядочная половая связь со многими партнёрами);

2) кровнородственная семья (половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению );

3) пуналуальная семья (форма группового брака, исключающая половую связь между единоутробными братьями и сёстрами, а также братьями и сёстрами более дальних степеней родства);

4) синдиасмическая семья (один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец);

5) моногамия (отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины).

Несмотря на то что гипотезы Моргана о существовании кровнородственный семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о материнском роде и общей логике развития семьи стали общепризнанными.

Наши рекомендации