По организационным формам краеведение делится на государственное, общественное и школьное

ТЕМА: Краеведческие навыки и умения. Основы краеведенья.

ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся представление о г. Гродно как о жемчужине Беларуси. Развитие краеведческих навыков и умений.

ЗАДАЧИ: 1) Развитие навыков анализа памятников г. Гродно.

2) Формирование умений учащихся использовать полученные знания в подготовке краеведческих материалов.

3) Воспитание патриотизма и эстетического вкуса через ознакомление учащихся с культурным наследием родной страны.

ТИП УРОКА: Комбинированный

ФОРМА:урок импровизация

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ:сочетание коллективных, групповых и индивидуальных способов обучения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:иллюстративный, словесный, эвристический, проблемно-поисковый.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-конспект, наглядное пособие.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

  1. Повтор пройденного материала.
  2. Постановка проблемных вопросов:
  3. Совместный поиск ответов на поставленные вопросы
  4. Осмысление и закрепление полученных знаний через анализ и обобщение материала.
  5. Самостоятельные выводы по изучаемой теме.
  6. Оценивание учащихся и дом. задание.

Домашнее задание: повтор пройденного материала.

Конспект урока

1. История и местные традиции.

2. Методика изучения памятников исттории и архитектуры, их описания.

3. Правила фотографирования.

4. Описание конкретного памятника архитектуры, проведение обмеров, фотографирование.

  1. История и местные традиции.

История

Гро́дно (белор. Гродна, польск. Grodno, лит. Gardinas, идиш גראָדנע) — город в Белоруссии, административный центр Гродненской области.

Город расположен в западной части области, на берегах Немана, на границе с Польшей и Литвой (в 15 и 30 км соответственно). Узел автомобильных и железнодорожных путей. Население по состоянию на 1 ноября 2013 года — 355 737 человек.Главой города является председатель городского исполнительного комитета (горисполкома) - Гой Мечислав Брониславович.

Гродно — один из самых старых городов Белоруссии. Он впервые упоминается в летописях в 1005 году. Но эти сведения требуют критического подхода: ссылки идут на Киево-Печерский патерик, который с большой долей натяжки можно считать первоисточником. Официальной датой основания города является 1128 год. В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом. В 1863 году город был центром польского восстания в Белоруссии. В 1912 году вокруг города было начато строительство Гродненской крепости. В связи с началом Первой мировой войны, закончить эти работы не удалось. 2 сентября 1915 года город был захвачен германской армией.

В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но уже в октябре того же года перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года.

23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками (18 сентября 1941 года Гродно был включен в состав германского округа «Белосток» нем. Bezirk Bialystok (а в его составе нем. Kreisskomissariat Plötz). 16 июля 1944 года Гродно был освобождён советской армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области. Этот статус город сохранил и после образования Республики Беларусь в 1991 году.

Ведущими отраслями в городе являются машиностроение и металлообработка, химическая, текстильная,кожевенно-обувная, стройматериалов. Наиболее крупные предприятия — ОАО «Гродно Азот» (в состав которого входит ПТК «Химволокно») и ОАО «Белкард».

Гродно разделён на два административных района — Ленинский и Октябрьский.

Гродно — один из старейших городов на территории Белоруссии. Археологические раскопки показывают, что в конце I — начале II тысячелетия Гродненщину населяли в основном балтские ятвяги и литва и расширявшие свое присутствие славянские дреговичи; первые славянские поселения на территории будущего Гродно появились в X веке на высоком берегу в устье рек Городничанка и Неман. В XII веке на месте этих поселений возник город, располагавшийся на пересечении торговых путей, и изначально представлявший собой небольшую крепость с укреплённым торговым городком.

Начиная с XII века и до сегодняшнего дня Городен (Гародня, Городенъ) всегда являлся приграничным и часто использовался как пограничный форпост различных государственных образований.

Происхождение названия

Возникший на месте славянских поселений Гродно XII века располагался на пересечении торговых путей и изначально представлял собой небольшую крепость с укреплённым торговым городком. Вероятно от слов «городить», «ограждать» и произошло название города. Такое объяснение названия города дают две легенды. Также существует версия, что название города произошло от названия реки Городня. Не исключают и происхождение названия города от реки Неман, которая раньше называлась Кронон. Про это писал в своих «Записках о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн.

Согласно А. Гостеву, топоним Городенъ образован корнем «город» и суффиксом «енъ». Рассуждая об оборонительных функциях тогдашнего поселения, делается вывод, что корень «город» (от глагола городить) значит защита; суффикс «енъ», по утверждению белорусского языковеда П. В. Стецко, придаёт слову город (то есть защита) пространственное значение. Таким образом делается заключение, что слово Городенъ значит «защитник своей страны».

По мнению А. Гостева, в летописных записях XII—XVI веков название Городенъ сохранялось неизменным до середины XVI столетия. После Люблинской унии (1569 год) название стало постепенно сменяться словом белор. Гродна (от польск. Grodno), которое со временем и получило преимущество в официальном использовании. В разговорной речи сперва установилась переходная форма белор. Го́радня, которая перешла к середине XX столетия к белор. Гаро́дня.

Существует версия, что белор. Гаро́дня и белор. Гро́дня придумали писатели Абухович, Богданович, Янка Купала, Короткевич и др.

Традиции

Традицию проведения светских балов планируется возродить в Гродно

Об этом сообщила главный специалист главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Ольга Богданович. Первый бал по канонам светских танцевальных вечеров прошлого состоялся в Гродно уже 15 ноября 2014. Вечер был посвящен вальсу и называется "Вальсовый променад".

На паркете областного драматического театра соберется, как ожидается, до ста горожан, примерно 50 пар. Для них проведут мастер-классы по технике вальса, гости станут участниками традиционных бальных игр, которые были популярны в салонах в ХХ - начале ХХ веках.

Распорядителями первого бала станут минчане, у которых уже есть богатый опыт организации подобных мероприятий. Сопровождать бал будет живая музыка в исполнении столичного коллектива музыкально-исторического проекта Doux Souvenir.

Создать неповторимую и далекую от современного горожанина атмосферу светского бала помогут также мастера из минской школы стародавних танцев "Золотой век". Гостей бала ориентируют на дресс-код в аристократическом стиле. Мужчинам рекомендуют явиться на бал в костюме с рубашкой и бабочкой и перчатках. Дам просят быть в вечерних или бальных платьях, туфлях на невысоких каблуках, в перчатках и с веером.

Таким образом, считают организаторы, современному человеку будет легче на несколько часов отрешиться от суеты, погрузиться в атмосферу прошлого и почувствовать себя аристократом. "Это будет именно бал, не концерт, не спектакль, не реконструкция, не стилизация. Здесь не будет артистов, только сами горожане, и мы ожидаем от них живого участия. Только от активности публики зависит успех всего мероприятия. Мы надеемся, что гродненцев заинтересует такой формат праздника, тогда бальная традиция приживется в нашем городе с королевским прошлым", - пояснила Ольга Богданович.

Организаторами мероприятия выступают главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома, Гродненский областной драматический театр и Гродненский государственный историко-археологический музей.

Новости Беларуси. Неравнодушие

Всю свою жизнь настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игуменья Гавриила посвятила благотворительности и служению людям.

За добрые мирские дела в 2012 году она стала лауреатом премии «За духовное возрождение». В Гродно она возродила обряд колядования. На святки матушка вместе с воспитанниками воскресной школы радует горожан концертами, а подарки затем передаёт нуждающимся.

Сегодня для этих ряженых открыты двери всех предприятий и учреждений Гродно. Воспитанники воскресной школы при женском монастыре во главе с настоятельницей игуменьей Гавриилой приносят горожанам радостную весть о Рождестве Христовом.

Старинную традицию колядования в гродненском Рождества-Богородичном женском монастыре возродили несколько лет назад. Во время святок дети и взрослые наряжаются библейскими героями, дают концерты и посещают предприятия, где им всегда рады.

Гродненские мастера возрождают традиции белорусской куклы

Около 100 кукол представлено на первой кукольной выставке региона. Все они - из традиционных материалов и сохраняют особенности своего населенного пункта. Вернулись из прошлого глиняные куклы, деревянные, новые черты приобрели текстильные, керамические и льняные.

Наталья Пасюта, ведущий специалист Гродненского областного методического центра народного творчества: "Традиционная белорусская кукла - это соломка, это визитная карточка Беларуси, то, что мы не увидим в Европе. А с другой стороны, у нас была популярна батлейка, и это общеевропейская традиция. Наши мастера развили все эти традиции, это и соломка, и текстиль, и лен, и мягкая игрушка".

  1. Методика изучения памятников исттории и архитектуры, их описания.

В изучении края могут использоваться разные формы:

Туристско – походная (наиболее распространенная). Она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.

Экскурсионная.Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края. Популярность и действенность экскурсионной формы обусловлена непосредственным знакомством с подлинными объектами.

Лекционная.Обеспечивает получение или распространение знаний о крае во время лекций или же цикла лекций. Лекции проводятся по определенной теме.

Архивная.В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.

Музейная.Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.

В зависимости от целей и задач, а также масштабов исследования используются разные методы изучения края:

Ø литературный

Ø картографический

Ø архивный

Ø статистический

Ø экспедиционный (полевые наблюдения)

Ø археологические раскопки

Ø анкетирование

Ø встречи с ветеранами, участниками событий

Ø фото и киносъемка, зарисовки

Ø аудиозаписи

Методику исследования края можно разделить на 4 основных этапа:

– работу с картой;

– поиск и изучение всевозможных материалов и документов;

– организацию научной экспедиции;

– обработку материалов и обобщение результатов исследования.

Все полученные таким образом материалы обобщаются, систематизируются, проверяются на достоверность. Цель исследований – характеристика края в целом, определение перспектив его развития.

Для создания комплексной характеристики края необходимо его изучение в разных аспектах и направлениях: историческом, природоведческом, экономическом, искусствоведческом.

По организационным формам краеведение делится на государственное, общественное и школьное.

На государственном уровне координацией краеведческой деятельности занимаются управления и отделы культуры при местной администрации, исследованиями края занимаются научно-исследовательские институты, преподаватели и студенты вузов, государственные краеведческие музеи, библиотеки.

Общественное краеведение объединениями краеведов: кружками, секциями, обществами, клубами.

Школьное краеведение помогает изучению географии, истории, других дисциплин. А главное – прививает любовь к родному краю, приучает интересоваться историей, традициями, ценить своеобразие края.

Материалы, собранные краеведами, обрабатываются, хранятся и пропагандируются в краеведческих музеях, которые выполняют функции научно-методических центров.

Наши рекомендации