Оставившие свой след в развитии алхимии
(расположены в хронологическом порядке)
Гермес Трисмегист — Гермес Триждывеличайший. Неизвестны ни время, ни место его жизни. Исследователи не могут даже прийти к единому мнению о том, существовал такой человек или его существование — чистый миф. Единственный сохранившийся его «достоверный» текст — «Изумрудная скрижаль» — некоторые исследователи датируют серединой второго тысячелетия до н.э.
Согласно преданию, на гранитном надгробии этого легендарного человека по повелению Александра Македонского было начертано это некогда оставленное им завещание — ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСА ТРИЖДЫВЕ-ЛИЧАЙШЕГО:
«Истинно, без ложного, достоверно и совершенно истинно:
1. Всё, что есть внизу, есть и вверху; всё, что есть вверху, есть и внизу — к проявлению удивительного единства.
2. Всякая вещь произошла из одного, намерением одного; всякая вещь произошла от этой одной вещи усыновлением.
3. Отец её — Солнце, мать — Луна; выносил её Ветер в чреве своём, вскормила её Земля.
4. Отец всякого совершенства во всём мире — она.
5. Если она обращается в землю, свойства её остаются цельными.
6. Отдели землю от огня, утончённое от сплочённого, с великим искусством и тактом.
7. Возносясь от земли к небу и вновь возвращаясь в землю, восстанавливается единство; так обретёшь славу всемирную и убежит от тебя всякая тьма.
8. Это и есть наисильнейшая сила сил; она одолеет всякую тонкость и пронижет любую плотность.
9. Так созданы миры.
10. Отсюда чудесные уподобления, способ которых этот.
11. Я называюсь Гермесом Триждывеличайшим, потому что владею тремя сторонами мировой философии. О работе Солнца сказано мной достаточно».
Демокрит(460-370 до н.э.) — древнегреческий философ. Ввёл в научный обиход понятие атома (от греч. ατομος — неделимый) как мельчайшей неделимой частицы вещества.
Аристотель(384-322 до н.э.) — древнегреческий философ. На основании предшествующих учений разработал теорию четырёх первоэлементов — земли, воды, воздуха и огня.
Вот некоторые выдержки из «Метеорологии» Аристотеля, имеющие непосредственное отношение к практике алхимии: «До тех пор, пока сохраняется правильное соотношение определяющего и определяемого, природа тела остаётся неизменной» (IV, 2); «Только то, что берёт верх над материей, может придать ей определённость» (IV, 3); «Ясно, что тела образованы теплом и холодом, ибо под их воздействием происходит сгущение и затвердение. А поскольку тепло и холод выступают творцами, во всех произведениях присутствует тепло, а в некоторых — в меру его недостатка — и холод. Таким образом, поскольку тепло и холод присутствуют деятельно, а влажное и сухое страдательно, то составленное ими тело причастно всем этим способностям» (IV, 8); «Если образование тела завершено, то оно может быть либо жидким, либо мягким, либо твёрдым, причём твёрдые и мягкие тела, как уже было сказано, созданы уплотнением.
Испаряющиеся жидкости состоят из воды, неиспаряющиеся — либо из земли, либо из земли и воды (например, молоко), либо из земли и воздуха (например, мёд), либо из воды и воздуха (например, оливковое масло).
...Если, таким образом, все вещества либо жидки, либо твёрды и названные их свойства проявляются в том или другом из этих состояний, причём промежуточного состояния не существует, тогда мы перечислили все признаки, которыми тела отличаются для нас по составу: из земли, из воды или из того и другого; и по способу образования: под действием огня, холода или того и другого» (IV, 10).
Зосима из Панополиса (III-IV вв.) — древнегреческий учёный, считающийся одним из основоположников алхимии. Описывал химические операции в мистической и аллегорической форме. Вот цитата из его сочинения: «Приготовь, друг мой, храм из одних свинцовых белил или алебастра, в здании которого нет ни начала, ни конца, но внутри которого весна с чистой водой и сверкание которого подобно солнцу. Найди вход в храм, возьми меч в руки и наблюдай за входом. Потому что в узком месте, откуда ведёт путь в храм, лежит дракон, охраняя его. Принеси его в жертву первым» (Ф.Сабадвари, А.Робинсон. История аналитической химии. М.: Мир, 1984. С. 21).
Джабир ибн Хайян Абу Муса (латинизированное имя — Гебер; ок. 721-815) — арабский физик и алхимик, автор многочисленных трактатов. Наиболее известны его труды по алхимии, все они отличаются особой ясностью и чёткостью изложения. Считается первооткрывателем азота и серной кислот, а также царской водки. Вот рецепт из его книги «Итог совершенства магистерия»:
«Перегони фунт кипрского купороса (сульфата меди или железа), полтора фунта селитры, четверть фунта квасцов и получишь воду (царскую водку). Эта вода очень хорошо растворяет металлы. Эффект будет ещё сильнее при добавлении к ней четверти фунта нашатыря».
А вот другой фрагмент из той же книги, где приводится описание некоторых металлов:
«Золото. Металлическое вещество лимонно-жёлтого цвета. Очень тяжёлое, ковкое, устойчивое при испытании прокаливанием и сжиганием с углём. Растворяется, давая красный раствор и обновляя свою поверхность; легко сплавляется со свинцом и ртутью. Связать его со спиртом очень и очень трудно; большой секрет этого искусства ускользает из памяти тех, кто туго соображает.
Свинец. Серовато-коричневый или тускло-белый, тяжёлый, незвенящий металл. Легко куётся и легко плавится. Образует свинцовые белила с уксусной кислотой и сурик при нагревании. Хотя он и далёк от серебра, с помощью нашего искусства мы можем превратить его в серебро. Его вес не остаётся постоянным в процессе его превращения...
Железо. Серовато-белый тугоплавкий металл, сильно звенящий, не очень гибкий, поддаётся ковке с трудом. Очень плотный, с ним трудно работать из-за высокой температуры плавления. Ни один из тугоплавких металлов не пригоден для трансмутации...»
(Ф. Сабадвари, А. Робинсон. Указ, соч., с. 23-24).
Джабиру (Геберу) впоследствии приписывалось множество сочинений по алхимии. Некоторые из них, например, «Об отыскании совершенства», «О находке истины» принадлежат Псевдо-Геберу или Геберу-испанцу, жившему после XIII в. Такие же сомнения в авторстве высказываются и относительно трактата «Итог совершенства магистерия».
Разес(Абу-Бакр Мухаммед ибн Закария ар-Рази; 865-925) — крупнейший арабский химик и врач. Из всех приписываемых ему сочинений подлинность его авторства установлена лишь относительно «Книги тайн» и «Книги тайны тайн». В них он говорит, что в основу «химического превращения вещества положены пять принципов: творец, душа, Материя, время, пространство».
Авиценна(Абу Али ал-Хусейн ибн Сина, лат. Avicenna· ок. 980-1037) — философ, врач. Жил в Средней Азии и Иране. Оставил энциклопедический труд «Канон врачебной науки», включавший в себя итоги изысканий греческих римских и индийских врачей. В средневековой Европе этот труд являлся обязательным руководством для всех интересующихся и занимающихся медицинской практикой.
Альберт Великий (Albertus Magnus; ок. 1193-1280) — немецкий философ и теолог, монах-доминиканец, затем (с 1259 г.) епископ Регенсбурга. О нём говорили, что он был «велик в магии, силён в философии и непревзойдён в теологии». Родился в состоятельной семье в Лонжене. В 1245 г. переехал в Париж и стал профессором Сорбонны; учитель (с 1244 г.) Фомы Аквинского. Автор трактатов о минералах, животных, растениях. Наиболее известен его трактат «Об алхимии» («De Alchimia»). В отличие от подавляющего большинства алхимических трактатов, описания Альберта Великого, так же как и Джабира, выделяются полной ясностью и отчётливостью. Он, например, даёт чёткое описание процедуры купелирования золота и серебра. (Купель — маленький сосуд с углублениями, изготовленный из золы виноградной лозы и обожжённых костей ног овцы. Стенки купели должны быть хорошо отполированы и смочены суспензией порошка, приготовленного из оленьих рогов. В результате такой обработки на поверхности купели появляется белый глянец, необходимый для того, чтобы исследуемое вещество не прилипало к стенкам.)
Кроме того, Альберт Великий приводит способ изготовления азотной кислоты. Описывая же её свойства, в частности пишет, что она растворяет серебро, а ртуть и железо превращает в окислы.
Существует легенда, согласно которой Альберт Великий пригласил однажды Уильяма II, графа Голландского и короля Римского, на банкет на открытом воздухе в самый разгар зимы. Все были поражены наглостью доминиканца; земля была покрыта снегом и на улице было довольно холодно. Однако, едва лишь гости собрались и расселись, Альберт произнёс несколько загадочных слов, и сад его монастыря в Кёльне наполнился цветами и поющими птицами, а воздух стал тёплым и летним. Когда же гости, прекрасно проведя время, начали расходиться, на землю снова лёг снег, и воздух стал холодным, как прежде.
Вот свод правил, помещённый Альбертом Великим в его трактате «Об алхимии», который можно назвать своеобразным «кодексом алхимика»:
«1. Алхимик должен быть сдержанным и молчаливым. Он не должен никому сообщать результаты своего Делания.
2. Алхимик должен жить один в собственном доме, где две или три комнаты должны быть расположены отдельно от других и посвящены исключительно Деланию.
3. Алхимик должен тщательно выбирать время и продолжительность своего Делания.
4. Алхимик должен быть терпелив, настойчив и неутомим.
5. Алхимик должен в точности следовать правилам Искусства при измельчении, сублимации, фиксации, комбинации, растворении, дистилляции и коагуляции.
6. Алхимик должен использовать только стеклянные или фарфоровые сосуды, дабы избежать загрязнения их кислотой.
7. Алхимик должен иметь достаточно средств для того, чтобы оплачивать необходимые расходы, связанные с Деланием.
8. Прежде всего алхимик должен избегать связи с князьями и лордами. Для начала они будут понуждать его к бесполезному ускорению Делания, а в случае неудачи он будет подвергнут самым страшным мучениям. Наградой же за успех будет тюрьма»
(Ж. Саду. Указ, соч., с. 69).
Роджер Бэкон(Rogerius Bacho; ок. 1214-1292) — монах-францисканец, учёный, совершивший множество весьма замечательных научных открытий. Наиболее важными научными трудами, вне всяких сомнений принадлежащими перу Р.Бэкона, являются Большое, Малое и Третье сочинения (Opus Maius, Opus Minus, Opus Tertium). Первым в Европе описал порох. Чуждый всякого лицемерия, он первым смело объявил ошибочность широко распространённой в то время науки — магии. Он говорил: «Знание — сила». «Не слепая традиция, — взывал он с Оксфордской кафедры, — а только опыт и наблюдение, лежат в основе истинного знания». Широко известно и другое его изречение: «Кто не знает математики, не может знать никакой другой науки и даже не может обнаружить собственного невежества». Папа Климент IV перевёл его из Оксфорда в Сорбонну, где слава этого учёного возросла ещё больше. Но тут в судьбе Бэкона произошла ужасная перемена. Его же авторитет сыграл с ним злую шутку. Церковные власти заточили учёного в тюрьму с требованием раскрыть и предоставить им секрет изготовления искусственного золота.
Его трактаты по алхимии до сих пор являются самыми стройными из всех сочинений на эту тему. Написанный им в тюрьме в 1267 г. трактат «Зеркало алхимии» явился основой едва ли не всех последующих сочинений. «По мнению Гермеса Триждывеличайшего, — пишет он в первой главе своего главного алхимического труда, — алхимия есть истинная наука, работающая над телами при помощи теории и опыта и стремящаяся путём естественных соединений превращать низшие из них в более высшие и более драгоценные».
«Если мы не знаем способов изготовления золота, — говорит он в IV главе своего труда, — то какова этому причина, как не та, что мы не наблюдаем средств, которыми каждый день природа совершенствует металлы? <...> О, бесконечное безумие! Кто, спрашиваю, кто обязывает вас стараться делать то же самое превращение неестественными и фантастическими средствами? Вот почему Философ говорит: горе вам, желающим превзойти природу и сделать металлы более совершенными посредством других приёмов, плодов вашего безумного упрямства! Бог дал природе неизменные законы, а вы, безумцы, вы её презираете и не умеете подражать!»
Некоторые исследователи считают, что Роджер Бэкон не изложил в своих трудах в ясной форме процесс получения философского камня из нежелания предоставлять такой рецепт людям бессовестным и алчным. Но в таком случае наводит на размышления тот факт, что такой замечательный учёный не мог просто и открыто заявить о невозможности трансмутации металлов в лабораторных условиях. Что могло помешать ему сделать такое заявление и привести веские аргументы в его защиту? Ведь в таком случае ему было бы намного проще освободиться из тюрьмы.
Фома Аквинский(Thomas Aquinas; 1225 или 1226-1274) — философ и теолог. Сын графа Ландольфа из рода Гогенштауфенов, родился в замке Роккасекка близ Аквино в Италии. На пятом году жизни был отдан в бенедиктинский монастырь в Монте Кассино на обучение. Осенью 1239 г. был направлен в Неаполь в университет. Однако в течение целого года насильно удерживался в семье, безуспешно пытавшейся соблазнить его мирской жизнью. В 1244 г., по окончании университета в Неаполе, вступил в орден доминиканцев, от которого был послан в Парижский университет, где с 1245 по 1248 гг. слушал лекции Альберта Великого. В 1248 г. вместе с Альбертом уезжает в Кёльн, где они организуют студию по изучению теологии. Там, работая под непосредственным руководством Альберта Великого, Фома получил прозвище «Немой бык», за молчаливость и тучность фигуры. В 1252 г. возвращается в Париж в доминиканский монастырь Св. Якова. В 1256 г. назначен профессором теологии в Парижском университете, где преподаёт до 1259 г. Последующие девять лет Фома по приглашению папы Урбана IV находится в Риме, при папском дворе, где преподаёт, пишет свои сочинения и читает лекции. В 1268 г. вновь возвращается в Париж. С 1274 г. преподаёт в Неаполе. В 1274 г. папа Григорий X назначил его консультантом на Лионский собор, но по дороге в Лион Фома умирает в бенедиктинском монастыре Фоссанова 7 марта 1274 г. Вскоре после смерти ему был присвоен титул «ангельский доктор» («doctor angelicus»), а в 1323 г. во время понтификата папы Иоанна XXII Фома Аквинский был причислен к лику святых.
Написал несколько трактатов по алхимии, авторство которых оспаривается. Однако даже в «Сумме теологии», тракта несомненно принадлежащем его перу, Фома пишет, что не видит никакой разницы между естественным золотом и золотом, полученным алхимическим путём, что может свидетельствовать лишь в пользу его той или иной причастности к алхимической практике.
Существует множество легенд о магических «подвигах», совершённых Фомой под руководством Альберта Великого. Говорят, что он помогал Альберту в создании медного робота (по другой версии — говорящей головы), который мог разговаривать. Этот робот даже был у него впоследствии слугой, но его болтовня так надоела Фоме, что однажды, взяв молоток, он разбил эту медную статую на куски. Согласно другой легенде, Фома стал широко известен тем, что смог сделать неслышным стук копыт проходящих мимо окна его кабинета коней, когда конюхи выводили их на ежедневную прогулку. Он создал талисман в виде маленькой бронзовой статуэтки коня, исписал его каббалистическими символами и в полночь закопал посреди дороги. На следующее утро лошади отказывались перешагивать через то место, где была закопана статуэтка, вставали на дыбы и были сильно напуганы. Конюхам пришлось найти для ежедневных прогулок лошадей другое место.
За свою жизнь Фома Аквинский также написал множество трудов, оказавших сильное воздействие на христианскую теологию; наиболее известными среди них являются Summa Contra Gentiles («Сумма против язычников») и Summa Theologia («Сумма теологии»). Его философия внесла огромный вклад в развитие и трансформацию отношения церкви к ведьмам. Волшебство стало отождествляться с ересью, которая, даже являясь продуктом невежества, считалась грехом, поскольку невежество воспринималось как греховная небрежность. Фома также писал о том, что занятие магией является недостойным и что им занимаются лишь «злые и порочные люди».
Раймонд Луллий(Raymundus Lullius; 1233 или 1235-1315?) — испанский физик, алхимик и философ. Родился в богатой аристократической семье на Майорке. Слушал лекции в Сорбонне. За свою блестящую полемику с Дунсом Скоттом был назначен преподавателем в этом превосходнейшем университете Европы. Позднее посещал лекции Арнольда из Виллановы в Монпелье. Описывает способ приготовления азотной кислоты.
Интересна следующая история. В тридцать лет он страстно влюбился в замужнюю генуэзскую даму Амброзию ди Кастелло. Амброзия была женщиной уравновешенной и сдержанной. Назойливость и экстравагантное ухаживание красивого молодого человека приводили её в крайнее смущение. Однажды юный Раймонд даже въехал верхом на лошади в собор прямо во время службы лишь для того, чтобы положить к её ногам свой восторженный мадригал. Разъярённые прихожане вытолкали его из храма. После этого Амброзия согласилась наконец встретиться и поговорить с ним.
Она пригласила его к себе в сад. Раймонд, убеждённый в своей победе, явился на свидание с видом счастливого завоевателя. «Не угодно ли вам взглянуть на грудь, которую вы столь страстно воспеваете в своих стихах?» — холодно спросила его матрона. «Могу ли я желать чего более!» — пылко воскликнул влюблённый Луллий. Женщина обнажила свою изуродованную болезнью грудь. «Посмотрите, сколь отвратительно то, на что вы устремили весь пыл своей страсти. Не лучше ли отдать любовь Иисусу?»
Луллий был потрясён до глубины души. Он удалился от всех и после нескольких бессонных ночей пришёл в церковь и покаялся. В своих воспоминаниях он пишет, что решил посвятить себя Богу и совершил паломничество к Святому Якову Компостельскому.
Эта история, несмотря на всю её необычность, по сути своей очень характерна для алхимиков. Главное в ней — необходимо совершающееся в какой-то из моментов следования по пути познания обращение к Богу. По утверждению адептов — это единственная возможность достичь успеха в столь сложном предприятии, как Великое Делание Алхимиков.
Арнольд из Виллановы(Arnoldus de Villanova; 1235 или 1245-1313) — врач. Предположительно посещал лекции Альберта Великого в Сорбонне. После окончания университета много путешествовал по всей Европе. Наиболее известный его трактат по алхимии называется «Великая Роза».
Николя Фламель(Nicolaus Flamellus; 1330-1417 или 1418) — один из самых легендарных адептов в истории алхимии. Согласно традиции, получил искусственное золото 5 апреля 1382 г. Н.Фламель начал занятия алхимией в 1361 г. после случайной находки в одной из книжных лавок «Священной книги Авраама Еврея». Эта книга считается одним из основных памятников европейской герметической науки. «Располагая этой книгой, день и ночь я ничего не мог делать, кроме как читать её, мало что понимая в операциях, которые там были изображены. Но поскольку я не знал, с чего я должен начать изучение книги, я впал в тяжёлое состояние духа, издавал непрерывные вздохи. Моя жена Перенелла, которую я люблю как себя, утешала меня и искренне спрашивала, не может ли она чем-нибудь отвлечь меня от этой печали. Я не мог удержаться и показал ей книгу, и как только она увидела её, она влюбилась в неё подобно мне, с удовольствием и наслаждением поглаживая её волшебный переплёт, рассматривая гравюры и так же мало понимая, как и я. И всё-таки для меня было большим облегчением говорить с ней и обсуждать значение символов книги». Фламель занимался алхимией вместе со своей женой Пернель. С 1382 г. начинается их неожиданное материальное процветание. Фламель приобретает множество домов в Париже, оплачивает постройку часовен и больниц, вносит большие благотворительные пожертвования.
В своей знаменитой «Книге прачек» Фламель пишет: «Я владею всеми знаниями действительной философии, приобретёнными мною в ходе неустанных трудов и наблюдений, благодаря любви к философии, которую я взрастил в себе к тому моменту, когда осознал порядок, царящий в Природе, и то, что возможно добавить к этому порядку, потому что она ясно указала мне на те причины, по которым живое серебро не может трансмутировать при помощи искусства никак иначе, кроме как его трансмутирует Природа в глубине своих недр». «Природа говорит нам: „Помогите мне, и я помогу вам"».
В «Седьмой стирке» Фламель говорит: «...надлежит постигать Природу посредством высокого размышления. И постижение это должно быть как общим, так и частным, через определение существенных различий. Ибо существенное различие является причиной воздействий и внутренних проявлений. Поэтому благоволите запомнить, что каждая часть должна иметь свой определённый вес, всякий метод — свою меру, каждая операция — свою долю труда. <...> Тот же, кто этого не знает, ни в коей мере не следует в своей работе истинной философии, не сведущ он и в вопросе универсальной любви, которая относится к редчайшим явлениям Природы».
Бернар Тревизанский(Bernardus Trevisanus; 1406-1490) — граф Тревизанской общины, входившей в состав Венецианского государства. С юности увлёкся алхимией и продолжал заниматься ею, самостоятельно изучая классические трактаты, до самой смерти в монастыре на о. Родос.
Иоганн Триттемий(Tritheim) — аббат из Шпангейма, алхимик, теолог и астролог конца XV — начала XVI вв. В своей книге, изданной в 1506 г. в Пассау, писал: «Искусство божественной магии состоит в способности воспринимать сущность вещей в свете природы и, используя скрытые силы Духа, производить материальные вещи из невидимой вселенной. ...Необходимо объединить верх (макрокосм) и низ (микрокосм) и заставить их действовать в гармонии. Дух природы есть единство, творящее и формирующее всё; проявляясь через посредство человека, он может создавать прекрасные вещи. Эти процессы происходят в соответствии с законом. Ты познаешь закон, управляющий этими процессами, познав самого себя. Ты познаешь его силой духа, пребывающего в тебе, и воплотишь его, объединив свой дух с эссенцией, исходящей от тебя. Если ты хочешь преуспеть в этом, ты должен уметь выделять дух и жизнь в природе и, кроме того, выделять... душу в самом себе и делать её осязаемой...»
Соломон Трисмозин — об этом алхимике практически ничего не известно. Есть сведения, что он был учителем Парацельса и жил 150 лет. Ему принадлежит книга «Великолепное солнце» (1582), хранящаяся в Британском музее. Вот выдержка из его трактата «Алхимические блуждания», посвящённого поиску философского камня: «Исследуй, что можешь, и то, что ты можешь, является частью того, что ты знаешь, и вот это-то ты действительно умеешь. То, что вне тебя, также и внутри тебя».
Парацельс(Paracelsus, наст, имя — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; 1493-1541) — немецкий врач и естествоиспытатель, один из основателей иатрохимии. Внук одного из гроссмейстеров Ордена иоаннитов. Двадцати лет от роду отправился путешествовать, исходил вдоль и поперёк всю Европу, общаясь со всеми интересными людьми, начиная от бродячих цыган и кончая арабскими и индийскими учёными и магами. Существуют свидетельства о том, что учителем Парацельса был таинственный алхимик Соломон Трисмозин.
Подверг критическому пересмотру всю предшествующую теорию медицины. Является первым пропагандистом нового этапа развития химии — приготовления лекарственных средств, чем способствовал внедрению в медицину химических препаратов. Также в дополнение к двум основным алхимическим элементам — «сере» и «ртути» — ввёл третий — «соль» и провозгласил, что все металлы состоят из этих трёх элементов. Переход от четырёх элементов Аристотеля к трём элементам Парацельса явился важной вехой в истории химии.
Произведения Парацельса отличаются краткостью и чёткостью изложения. Его высказывания лишены двусмысленности. Выдвинул три основных принципа как основу всякой мудрости — Молитву, Веру и Воображение. Презрительно относился к книжной премудрости. «Чтение ещё никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, а оно требует практики. Если бы, дабы стать хорошим врачом, достаточно было выучиться болтать на латинском, греческом и древнееврейском, тогда, дабы стать великим полководцем, достаточно было бы прочитать Ливия» (Н.Гартман. Указ, соч., с. 42-43). Своим псевдонимом «Парацельс» он как бы заявлял, что превзошёл в своей практике известнейшего римского врача Цельса (II в.). Некоторые современники называли его вторым Гермесом или Трисмегистом Швейцарским. На его мраморном надгробии высечена надпись: «Здесь похоронен Филипп Теофраст, знаменитый доктор медицины, который лечил раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела, обладал волшебным знанием и раздавал добро бедным. В год 1541 на 24 день сентября он сменил жизнь на смерть. На Вечный Покой».
Василий Валентин(Basilius Valentinus) — немецкий монах-бенедиктинец XV-XVI вв., алхимик, один из самых таинственных адептов. По мнению многих исследователей, это псевдоним — имя Василий Валентин означает «могучий царь», «славный монарх», как иносказательно алхимики именовали чудесный плод своего труда. Первое слово происходит от греч. basileus — «царь», второе — от лат. valentis — «могучий». Также и именование его Бенедиктинцем, возможно, имеет истолкование как «благословенный».
В своих трудах «Триумфальная колесница сурьмы», «О великом камне древних мудрецов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах...», «О микрокосме», «О тайной философии» и др. объединил все химические знания своей эпохи. Одним из первых указал на важность процессов, происходящих в водных растворах, ввёл термины «осаждение» и «осадок». Он осаждал золото из царской водки карбонатом калия и установил, что осадок следует высушивать на воздухе, поскольку при нагревании тот взрывается.
Широко известна прославленная максима Василия Валентина: «Visitetis interiora terrae rectificando invenietis occultum lapidem veram medicinam — vitriolvm» (витриоль — тайная растворяющая соль). (Перевод: «Тщательно изучай недра земли, и, продвигаясь вперёд, найдёшь скрытый камень, истинное лекарство».)
Однако существование этого монаха и, соответственно, подлинность его сочинений, опубликованных в XVII в. городским казначеем из Тюрингии Иоганном Тёльде (Tholde), многими исследователями ставятся под сомнение.
Дионисий Захарий(Dionysius Zacharias; 1510-1556) — родился в благородной семье в Гиени, в юности отправился в Бордо в колледж Искусств. Увлекся алхимическими трактатами. Убит в Кёльне кузеном из-за невесты.
Андреас Либавий(Libavius; ок. 1550-1616) — немецкий химик и врач, сторонник иатрохимии. В труде «Алхимия» (1597) систематизировал химические знания своего времени. Описал получение серной кислоты. Считал, что в воде присутствуют газообразные компоненты и использовал экстракт дубильных орешков для идентификации железа.
Михаил Сендивогий (1566-1646) — известный польский алхимик. Автор множества алхимических трактатов. Мнения исследователей разделились: одни считают, что Сендивогий и Космополит — одно и то же лицо, другие — что Сендивогий присвоил себе псевдоним своего предшественника, за которым, по мнению Ж.Садуля, скрывался знаменитый авантюрист Александр Сетон.
Ян Баптист Ван Гельмонт(Van Helmont; 1579-1644) — голландский естествоиспытатель, видный представитель иатрохимии. Изучал питание растений. Автор термина «газ».
Из четырёх элементов Аристотеля считал первоэлементом только воду, доказывая это следующим экспериментом. Ван Гельмонт поместил в горшок точно взвешенные 200 фунтов сухой почвы, посадил туда веточку ивы весом в 5 фунтов и покрыл растение вместе с горшком стеклянным колпаком. Затем ежедневно поливал ветку дождевой водой. По истечении пяти лет, высушив и повторно взвесив землю и ветку, нашёл, что вес земли практически не изменился, в то время как вес ивовой ветки достиг 164 фунтов. На основании этого эксперимента Ван Гельмонт сделал вывод, что земля не участвовала в построении дерева, в то время как вода участвовала в этом процессе очень активно.
Сжигая уголь, обнаружил «неизвестный прежде лесной воздух» — вещество, которое «нельзя было сохранить в сосуде или перевести в видимую форму». Этот «воздух» на самом деле был «известен» с древности. Ещё Плиний писал о «воздухе, которым нельзя дышать». Алхимики, проводя различные опыты, замечали выделение неких «духов» (spiritus), как они говорили. Но лишь Ван Гельмонт обратил особенное внимание на этот «лесной воздух», выделяющийся при сжигании древесного угля, обработке карбонатов кислотой и в процессе брожения. Он назвал это вещество новым именем — «газ». Ныне это вещество известно как углекислый газ.
Евгений Филалет (1612?-?) — британский адепт XVII в. «Его имя, его появление, его жизнь и его труды — всё это составляет сплошную тайну», — пишет о нём Жак Саду (указ. соч., с. 169). Ему приписывается традицией демонстрация искусства трансмутации Ван Гельмонту и Гельвецию. А известный прорицатель Эттейла в своём труде «Семь степеней делания герметической философии» утверждал, что Филалет и Сен-Жермен — одно и то же лицо.
Есть предположение, что под псевдонимом «Филалет» (в букв, переводе с греч. — «любитель истины») скрывался некто Томас Воген, хорошо известный английский учёный, друг Роберта Бойля (1627-1691). Однако Т.Воген родился в 1622 г. и умер в 1666-м, задолго до исчезновения Филалета.
Книга Филалета «Открытые врата в палаты короля» высоко ценилась не только Р.Бойлем, но и едва ли не в течение двадцати лет была настольной книгой Исаака Ньютона (1643-1727). Экземпляр этой книги, испещрённый пометками великого учёного, до сих пор хранится в Британском музее.
«Господи, сделай так, чтобы два великих идола — золото и серебро, — которых почитает сегодня весь мир, поскорее стали столь же обычны и дёшевы, как грязь и отбросы. Ибо тогда я, знающий, как их получать, не буду больше испытывать столько хлопот...», — писал Филалет в своих «Открытых вратах...»
Антуан Лоран Лавуазье(Lavoisier; 1743-1794) — знаменитый французский химик, погибший на эшафоте, один из основоположников современной химии. С самого начала своей научной деятельности понял важность точного измерения. Систематически применял в химических исследованиях количественные методы. Выяснил роль кислорода в процессах горения и обжига металлов. Руководил разработкой рациональной номенклатуры химических соединений.
В XVIII в. многие учёные придерживались мнения, что трансмутация возможна, поскольку, например, при нагревании воды в стеклянном сосуде в течение нескольких дней появлялся твёрдый осадок, то есть «вода превращалась в землю». Это превращение считалось тогда вполне доказанным, однако Лавуазье решил проверить его в строгом эксперименте. Он кипятил воду в стеклянном сосуде в течение 101 дня, следя за тем, чтобы все испарения возвращались обратно в сосуд и таким образом никакая потеря вещества не была возможна. Кроме этого, Лавуазье не забывал регулярно взвешивать сосуд как до, так и после нагревания.
Осадок при этом действительно появился, но когда экспериментатор тщательно взвесил все полученные ингредиенты, выяснилось, что вес воды остался прежним, то есть она ни во что не превратилась, а вес осадка был равен в точности той разнице, на которую уменьшился вес самого сосуда! Таким образом ему удалось установить, что осадок образовался в результате медленного «разъедания» стеклянных стенок сосуда кипящей водой. Вскоре вслед за этим учёный экспериментально доказал, что воздух является не простым веществом, а смесью газов, и дал названия двум из них: кислород (рождающий кислоту) и азот (безжизненный). Затем обнаружил, что вода также является не простым веществом, а смесью двух газов, и дал название другому газу — водород (рождающий воду).
Обдумывая результаты проводимых опытов, Лавуазье пришёл к мысли, что если учитывать все вещества, участвующие в химической реакции, то изменений в весе никогда не будет. Это положение, названное законом сохранения массы, стало краеугольным камнем химии XIX в. Новые теории Лавуазье повлекли за собой полную рационализацию химии. Было покончено со всеми таинственными элементами, и химики стали интересоваться лишь теми веществами, которые можно взвесить, измерить, обнаружить каким-либо другим образом и свести в общую номенклатуру. Химия перестала быть мешаниной алхимических названий. Была разработана номенклатурная система элементов, основанная на строго логических принципах.
Клод Луи Бертолле (1748-1822) — французский химик, основатель учения о химическом равновесии, пэр Франции. Одним из первых поддержал А.Лавуазье. Участник разработки новой химической терминологии. Впервые дал физическое обоснование теории «сродства». Разработал способ беления хлором. Открыл бертолетову соль.
Йене Якоб Берцелиус(Berzelius; 1779-1848) — шведский химик и минералог, почетный член Петербургской АН. Открыл церий, селен и торий. Разработал электрохимическую теорию, на основе которой построил классификацию элементов, соединений и минералов. Составил таблицу атомных весов элементов, ввёл современные химические символы. В частности, Берцелиус является автором термина «катализ» (1836). Катализаторами он называл вещества, которые ускоряют химическую реакцию, не вступая в химические соединения с реагентами.
Изучать химию начал в 1798 г. на медицинском факультете университета в Упсале. Первая статья, посвящённая анализу минеральной воды из курортного источника, была опубликована в 1800 г. После окончания университета (1802), став внештатным ассистентом Стокгольмского медико-хирургического института, занимается исследованием минеральных солей. В 1807 г. становится профессором института и в следующем году выпускает «Учебник химии». С 1821 г. выпускает известные «Ежегодные сообщения об успехах физики и химии», которые выходили регулярно в течение 27 лет. В Германии этот журнал выпускался и после смерти Берцелиуса, вплоть до 1912г.
Наиболее важная теория Берцелиуса — теория электрохимического дуализма: «Атомы содержат два типа электричества... Сродство вызывается электрической полярностью частиц. Следовательно, все соединения состоят из двух частей, различных по природе электричества и связанных вместе силами притяжения. Стало быть, любое соединение можно разделить на две противоположные заряженные части...»
Жан Батист Дюма(Dumas; 1800-1884) — французский химик, один из основоположников органической химии, профессор Политехнической школы в Париже, а затем преемник Гей-Люссака на кафедре химии в Сорбонне. Член Французской академии и иностранный член Петербургской АН.
Родился в г. Але. Поначалу, как и многие знаменитые химики, его предшественники, был учеником фармацевта. Затем перебрался в Женеву, откуда по рекомендации А.Гумбольдта отправился в Париж. В этот период он разработал методы измерения плотности паров азота в органических соединениях, а в 1824 г. открыл метиловый спирт. Разработал теорию типов химических соединений. В конце жизни увлёкся политикой, занимал должность министра сельского хозяйства и торговли.
Эрнест Резерфорд(Rutherford; 1871-1937) — английский физик, один из создателей учения о радиоактивности и теории планетарного строения атома. Осуществил первую искусственную ядерную реакцию. Предсказал существование нейтрона.
Некоторые символические знаки
алхимии и герметизма
— обычные квасцы, вечность, движение, мужской принцип, воздух.
— золото и Солнце, соль — сильнейшая после селитры и купороса. Бог и вселенная, в масонстве — знак ордена.
— соль или Соль — ключ алхимического искусства.