Композиторское творчество на белорусских землях во второй половине XVIII века
Композиторское творчество в Беларуси второй половины XVIII в. осуществлялось отечественными композиторами-любителями из магнатской аристократической среды. Ясно осознавая факт своего белорусского (литвинского 1) происхождения, они в силу социального происхождения не могли опираться ни на язык своего народа (белорусский), ни на его музыкальное наследие (фольклор). Вместе с тем, сочинения национальных композиторов-любителей составили тот фундамент, на основе которого стало возможным национальное композиторское творчество первой половины XIX в.
К числу белорусских композиторов эпохи классицизма относятся Ми-хал Казимир и Михал Клеофас Огинские, легендарный полководец, руководитель восстания 1794 г. Тадеуш Костюшко, Матей Радзивил, а также русский композитор белорусского происхождения Осип Козловский и немецкий композитор Ян Давид Голланд, работавший на территории Беларуси и ставший автором первой национальной оперы «Агатка».
Михал Казимир Огинский(1728 - 1800) - политический деятель, меценат, просвещённый любитель музыки и композитор, - был выходцем из древнего дворянского рода. Его родителями были трокский воевода Тадеуш Юзеф Огинский и Анна из рода Вишневецких. Михал Казимир получил разностороннее образование, сделал военную карьеру, неоднократно выбирался депутатом сейма и активно участвовал в политической жизни. Дипломатическая должность гетмана Великого княжества Литовского давала возможность часто бывать за границей. В 50-е годы XVIII в. М. Каз. Огинский посетил Берлин, Вену, Париж и Петербург, в 80-е - Аахен, Брюссель, Амстердам, Гаагу, побывал в культурных центрах Англии, в 90-е - находился в Пруссии и Силезии, после чего вернулся на территорию Великого княжества (в Вильно и Варшаву). За время путешествий гетман завязал личные контакты с коронованными особами, а также с известными философами, писателями, художниками и музыкантами. Он увлекался французской и английской культу-
рой, идеями энциклопедистов и мистическими философско-теологическими учениями, в частности, масонством.
По сохранившимся свидетельствам, еще" в конце 40-х годов XVIII в. Михал Казимир значительно расширил свои владения, в которые вошли как польские, так и белорусские земли (на Пинщине). После брака с Александрой Сапегой в 1761 г.он получил Слонимскую экономию и начал активную меценатскую деятельность на Слонимщине. За короткое время по его инициативе строится канал, который связал бассейны Балтийского и Чёрного морей, прокладываются дороги через полесские болота, открываются мануфактуры и типографии. Наконец, к середине 80-х годов Огинский основывает в Слони-ме центр искусств с грандиозным театром для постановки опер и балетов.
В Слонимском театре было две оперно-балетных труппы и высокопрофессиональный оркестр, который современники сравнивали с Мангейм-ским52. В эту «усадьбу муз» съезжались известные западноевропейские и местные архитекторы, художники, композиторы, дирижёры, певцы, исполнители-инструменталисты. В школе при театре получали образование талантливые музыканты и танцоры, некоторые из которых позже могли стажироваться за границей.
Деятельность Михала Казимира Огинского - представителя духовно-интеллектуальной элиты Великого княжества, входившего в самые высокие политические круги, - поражает своими масштабами. Тем не менее, по свидетельствам современников, он обладал некоторым тщеславием и амбициозностью, отличался политической наивностью. Вместе с тем, Михал Казимир разнообразно проявил себя в творчестве. Он хорошо рисовал, писал стихи и оперные либретто, сочинял музыку, играл на нескольких музыкальных инструментах.
Исполнительское мастерство М. Каз. Огинского было достаточно высоким. В юношеские годы он брал уроки у известных западноевропейских скрипачей. Затем продолжил совершенствовать своё мастерство дома: солировал в скрипичных концертах, исполнял партию первой скрипки в домашнем оркестре. Будучи любителем камерного музицирования, музыкант участвовал в исполнении струнных квартетов Гайдна, Боккерини, Стамица.
Помимо скрипки Михал Казимир владел искусством игры на кларнете, за что получил от современников прозвище «гетман-кларнет». Известно также, что он был замечательным арфистом и внёс изменения в технические характеристики этого инструмента. Игра на арфе белорусского музыканта-любителя вызвала восхищение Дидро, по предложению которого Огинский написал статью об арфе в «Энциклопедию, или толковый словарь искусств и ремёсел». Дружеские отношения связывали гетмана с Гайдном, которому он предложил сюжет оратории «Сотворение мира».
!0 Анализ оперы Р. Варлоцкого «Аполлон-законодатель» содержите* в книге: Музыкальный театр Белоруссии: Дооктябрьский период. - Мн,, 1990.
Термин указывает на принадлежность к Великому княжеству Литовскому, которое на тот момент являлось конфедеративным политический образованием, входившим в Речь Посполитую.
52 Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) существовал с середины XVIII в. Объединил ряд первоклассных музыкантов, стал основой творческого и исполнительского направления (мангеймской школы), сыгравшего важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к венскому классицизму.
Разнообразным было и музыкальное творчество Огинского. По косвенным свидетельствам, он являлся автором названных ранее пяти опер, партитуры которых не сохранились. В настоящее время найдены и введены в современную музыкальную практику 12 песен без аккомпанемента в рукописи 1770 г. и 14 песен в сопровождении двух скрипок и баса, опубликованных в варшавских изданиях 1768 г. Данный опус получил известность как цикл песен «Да Kaci», написанных на собственные слова. Эти лаконичные песни выражают идеи простоты и естественности, свойственные эпохе. Объединяющий образ цикла - молодая крестьянка Кася, вдохновляющая утончённого юношу-философа, от имени которого ведется рассказ, на создание лирических и поучительных, философских и юмористических музыкальных зарисовок. Названия песен («Аб шчырым сэрдцы», «Неспадзяваны добры дзень», «Коцк - верабей», «Аб плавант», «Розныя густы», «Аб масках» и др.) свидетельствуют об оттенках настроений и отражают поучительный опыт, который рассказчик извлекает из разнообразия жизненных явлений.
Для своих песен М. Каз. Огинский избирает традиционную куплетную форму. Их мелодика представляет собой типичный образец классического стиля и обладает характерными закруглёнными окончаниями. Следует отметить, что вокальная партия, вероятно, для лёгкости исполнения, дублирована скрипкой. В ритме песен присутствуют фигуры полонеза и менуэта. Прозрачная фактура усложняется только во вступительных и заключительных отыгрышах-ритурнелях. В создании художественного образа каждой миниатюры главенствует певческий голос.
В 12 рукописных песнях отсутствуют черты цикличности. Их содержание также в полной мере отражает несколько сентиментальный дух эпохи, где философские размышления («Сэрдца i розум», «Аб фшасофи», «Аб лесе») чередуются с пасторальными мотивами («Пастушка»), жизнелюбивые сюжеты (застольная «Бахус») дополняются портретными зарисовками («Дзяучынка», «Анэтка», «Кася», «Л1зэтка», «Антак»).
Из инструментальных сочинений Огинского найден Полонез для скрипки и фортепиано, который был опубликован в «Курьере варшавском» в 1902 г. Этот полонез основан на популярной мелодии, которую использовал в своём полонезе другой композитор XVIII в. О. Козловский.
Михал Клеофас Огинский(1765 - 1833) - автор всемирно известного полонеза «Прощание с родиной», композитор, которого польские музыковеды считают предшественником Ф. Шопена, - приходился племянником Ми-халу Казимиру Огинскому и всегда чувствовал себя патриотом родной земли. В мемуарах, изданных во Франции и Польше, он писал: «Происходя из лит-винского рода, я родился в Польше, в деревне моих родителей, за семь миль от Варшавы... Самые известные роды в Польше происходят преимущественно из Литвы. Чарторыйские, Радзивилы, Огинские, Сапегн, Тышкевичи, Па-цы, Сангушкк - это литвины»53.
Цитируется по книге: Дадзймава В. У. Нарысы псторьп музычнай культуры Беларусь - Мн., 2001. - С. ES-89.
Известный политический деятель, музыкант и композитор родился 25 сентября 1765 г. в имении Гузов под Варшавой. Его родителями были Андрей Огинский и Павлина из рода Шембеков. Отец Михала Клеофаса был дипломатом и в течение ряда лет являлся послом Речи Посполитой в Австрии и Голландии. Благодаря этому семилетнему Михалу посчастливилось посетить Венскую оперу, что произвело на него неизгладимое впечатление.
Семью М. Кл. Огинского можно считать музыкальной: среди родственников хорошим музыкантом был дядя Михал Казимир, сестра Михала Клеофаса Юзефа также серьёзно занималась музыкой. Музыкальное образование Михал Клеофас дал и своим детям - дочери Амелии и сыну Франтишеку Ксаверию, ставшему впоследствии автором нескольких полонезов и романсов.
В УТТЁ'Т. отец Михала был назначен послом в Вену и на один год взял с собой семью. Но с 1773 г. мать с сыном вернулись в Гузов, где Михал Клеофас смог получить систематическое домашнее образование. Под руководством французского гувернёра Жана Ралея он изучил иностранные языки, гуманитарные и естественные науки. В' качестве учителя музыки к нему был приглашён известный в будущем композитор, а ныне шестнадцатилетний юноша Осип Козловский. Совместные занятия, продолжавшиеся с 1773 по 1786 гг., положили начало долгой дружбе. Козловский учил Огинского игре на клавире и скрипке, теории и истории музыки, композиции, сумев дать ему основательные музыкальные знания. Учитель и ученик вместе посещали резиденцию М. Каз. Огинского в Слониме, где присутствовали на театральных постановках и концертах капеллы. Это также повлияло на склонность Михала Клеофаса к музыке, хотя профессия музыканта в то время считалась недостойной аристократа.
.60' |
М. Кл. Огинский сделал стремительную политическую карьеру - ему не было и двадцати лет, когда он стал депутатом сейма, в двадцать пять он занял должность посла. В 1790 - 1791 гг. работал в Голландии и Англии, Франции и Германии. Позже был послом в разных странах Европы - в Австрии, Италии, России. Везде Огинский стремился ознакомиться с музыкальной жизнью страны, проникнуться её духом. Он был лично знаком с Гайдном и Моцартом, брал уроки у знаменитых исполнителей - Б. Кампаньоли Дж. Виотга", П. Байо56, Ш. Лафона", слушал игру Д. Тица58, Ж. Кардана
Э. Ванжуры
* Бартоломео Кампаньоли (1751 - 1827) - итальянский скрипач и композитор, один из последних представителей итальянской скрипичной школы XVIII в. Автор скрипичных концертов, сонат, дуэтов и др.
55 Джованни Батиста Виотга (1755 -1824) - итальянский скрипач и композитор, крупнейший представитель
классицизма в скрипичном искусстве, автор многих инструментальных сочинений.
56 Пьер Байо (1771 - 1842) - французский скрипач, композитор, педагог, музыкальный писатель. Солист-
виртуоз и мастер квартетной игры, автор многих скрипичных (концертов, вариаций, этюдов) и камерно-
йнструибнтапьных произведений (квартетов, трио).
37 Шарль Лафон (1781 -1839) - французский скрипач, виднейший представитель французской классической скрипичной школы. Автор скрипичных концертов, вариаций, рондо я др. сочинений. 11 Диц Тии (1742 - 1810) - немецкий скрипач и композитор, виртуоз на виоль д'амур. С 1762 г. был капельмейстером Венской оперы, обучался композиции у Й. Гайдна. CI771 г. работал в России, обучал игре на скрипке будущего императора Александра 1. Концертировал во многих европейских городах. Автор струнных квартетов, скрипичных сонат, песен, романсов.
С 1792 г. Михал Казимир состоял на должности подскарбия Великого княжества Литовского. В 1794 г. он стал участником восстания Т. Костюшко. События восстания застали его в Новогрудке, откуда он направился в Вильно. Заменив свой старый княжеский герб девизом «Свобода, верность, независимость», он в составе войск, сформированных на собственные средства, принял активное участие в боевых акциях повстанцев на территории Беларуси, где находились его родовые владения (в Солах, Воложине, Ивенце). Не надеясь на победу, он оставался с повстанцами до конца.
После разгрома восстания Огинский был лишён всех владений и эмигрировал за границу. Под чужими именами он скитался по Риму, Константинополю, Парижу, Гамбургу, Венеции и Варшаве. Рассчитывая на возрождение Великого княжества с помощью Наполеона, он написал в его честь оперу «Зелие и Валькур, или Бонапарт в Каире» на собственное либретто.
После смерти Екатерины П отношение к повстанцам смягчилось, а во время воцарения Александра I Огинский получил возможность вернуться на родину. После присяги на верность русскому императору он в 1802 г. приезжает в Петербург, надеясь договориться с Александром I о возрождении Великого княжества Литовского. Потерпев неудачу в этом предприятии, М. Кл. Огинский добивается успеха в имущественных делах - ему возвращают родовые имения.
В Петербурге Огинский вращался в высших кругах русской знати, выступал в аристократических салонах. Его полонезы звучали на балах, огромным спросом пользовались венские, берлинские и лейпцигские издания его музыкш Протекцию белорусскому аристократу оказал О. Козловский, руководивший на тот момент музыкальной жизнью русской столицы. Он же содействовал изданию в России полонезов и романсов Огинского на французские и итальянские тексты.
В том же 1802 г. М. Кл. Огинский переехал в своё имение Залесье неподалёку от Сморгони, где оставался на протяжении 20 лет. За это время Залесье стало крупным культурным центром. Будучи любителем квартетной игры, Михал Клеофас много музицировал в ансамбле с испанским скрипачом П. Эскудеро и О. Козловским, исполнявшим виолончельную партию. Частым гостем в его доме был также итальянский певец Полиани . В это время Огинский сочиняет камерно-вокальные и инструментальные миниатюры, а также пишет музыкально-эстетические заметки, вошедшие позже в его книгу «Письма о музыке».
w Жан Батист Кардон (1760 - 1803) - французский арфист, композитор и педагог. С 1780 г. придворный арфист в Париже, с 1790 - в Петербурге. Участник придворного камерного ансамбля в составе Д. Тяца (скрипка), А. Дельфино (виолончель), Ж. Кардона (арфа) и Э. Ванжуры (клавикорд). Автор ряда произведений для арфы, имевших значение для развития виртуозной игры.
Эрнест Ванжура (около 1750 - 1802) - композитор и клавесинист чешского происхождения, с 1783 г. живший в России. Участник придворных камерных концертов, автор комической оперы на либретто Екатерины II и ряда инструментальных сочинении, которые не сохранились.
" По сведениям из книги: Цеханавецю А. М«ал КазЫр AriHCKi i яго "Сядаба музау" у Слошме. - Мн., 1993.-С. 26.
Активной была и меценатская деятельность М. Кл. Огинского. В сье, Сморгони и Молодечно он открыл на свои средства школы для местной молодёжи, передал свои книги в местные библиотеки, заботился об уменьшении налогов с крестьян. Довольно часто бывая в Вильно, он готовил к изданию свои полонезы и романсы (вышли в Вильно в 1817 г.), наладил связи с местной интеллигенцией и включился в работу Виленского университета, добивался амнистии для общественного деятеля и учёного Яна Снядецкого,
В 1808 - 1809 гг. Михал Клеофас с семьёй посетил Францию и Италию. Здесь он встречался с Наполеоном, с литвинско-польскими масонами, начал разрабатывать проект объединения литовско-белорусских земель в составе Российской империи. Приняв во время войны 1812 г. сторону России, он по окончанию военных действий вновь вернулся в Залесье.
В 1822 г. Огинский навсегда покидает Беларусь. Последние годы жизни он провёл в Италии, где занимался литературной и музыкально-редактоЕюкой деятельностью. Здесь же он издал свои последние произведения, мемуары и «Письма о музыке». В 1833 г. М. Кл, Огинский скончался.
Белорусский меценат всегда понимал любительский характер своего музыкального творчества. В «Письмах о музыке» он скромно отмечал, что лишь записывал свои импровизации, ничего потом не изменяя. Возможно, именно в этом состоит секрет притягательности его произведений - они искренни и просты, сочетают в себе черты классической музыкальной лексики и сентименталистской образности.
Важное место в творческом наследии Огинского занимают полонезы, которые композитор писал на протяжении всей жизни. Среди 26 образцов этого жанра есть пасторальные, помпезно-торжественные, фанфарные и углублённо-созерцательные, Фактурные решения полонезов колеблются от крайне простых (мелодия и аккордовое сопровождение) до насыщенных темг-брово-регистровыми эффектами. По форме сочинения Огинского традицион-ны - они преимущественно трёхчастные с контрастными средними разделами. Лиризм и психологическая направленность полонезов сближают эти произведения со стилем романтиков. Среди других фортепианных сочинений композитора известны вальсы, мазурки, галоп и менуэт.
Романсы и песни являются второй по значимости жанровой сферой. Известно 18 романсов и песен на польские, французские и итальянские тексты, написанные либо самим автором, либо европейскими поэтами А. Турецким, Д. Перучини, Й. Эсменаром. Круг тем, характерных для рубежа XVIII - XIX веков, сочетает ясность классической эпохи с тревожными настроениями романтизма. Это счастливая любовь («Устала fiKo сонца у небе», «Хай нас любасць паяднае»), неразделённое чувство («Мшул! шчасля дш», «Змоукш ужо»), столкновение сладких мечтаний с жестокой реальностью («Абуджэнне») и тоска по родному дому («Родная веска»). Среди романсов есть образцы, написанные в традиционной куплетной форме, но встречаются и свободные композиции, в которых музыка следует за словесным текстом. Музыкальный язык этих сочинений объединил черты западноевропейской оперной лексики и славянской песенности. Он содержит много интонацион-
ных предвидений, реализовавшихся позже в творчестве Глинки и Шопена, Булахова и Верстовского, Алябьева и Чайковского.
Единственная опера Огинского «Зелие и Валькур» (на французский текст) была написана в 90-е годы XVIII в. Её сюжет напоминает «Похищение из сераля» Моцарта и рассказывает об освобождении Наполеоном из плена арабской девушки и французского офицера. Партитура этой оперы, хранящаяся в Кракове, свидетельствует о достаточно высоком композиторском мастерстве Огинского. Опера компактна, содержит увертюру, несколько арий, балет и апофеоз-славление в честь Наполеона. Помимо воздействия итальянской оперной стилистики, в музыке оперы присутствуют ориентальные элементы (восточные лады) в используются турецкие музыкальные инструменты.
Примером музыкально-эстетической деятельности М. Кл. Огинского являются «Письма о музыке». Эта книга написана в свободной риторически-диалогической форме высказывания с обращением к условному адресату -единомышленнику или оппоненту. Наибольшую ценность представляют зарисовки музыкальной жизни тех стран, где довелось побывать автору, замечания об истории музыкального исполнительства и портреты многих композиторов и музыкантов.
Первые два письма посвящены собственному творчеству, размышлениям о его любительском характере и причинах популярности. В третьем письме Огинский излагает историю музыки разных стран мира от древних дохристианских культур до современности, захватывая обширный географический ареал от Египта, Турции, Италии, Германии, Канады, Швейцарии до Речи Посполитой и России. При обилии ошибочных и неубедительных суждений это письмо подкупает непосредственностью взгляда на рассматриваемые явления. Четвёртое письмо содержит галерею портретов европейских (прежде всего итальянских) композиторов. Огинский особо выделяет талант Россини, при этом обращая внимание на малоизвестных сегодня музыкантов, и демонстрирует огромный кругозор в области оперы. Заключительное пятое письмо посвящено музыкальным инструментам исполнителям. В поле зрения автора попадают фортепиано, скрипка, арфа и виолончель. Исторической ценностью обладают заметки об игре Паганини и рассказ о славянских музыкантах: Матвее Виельгорском, Марии Шимановской, Антонии Генрике Рад-зивиле, Кароле Курпинском и Осипе Козловском.
Музыкальное и публицистическое творчество М. Кл. Огинского является ценнейшим памятником белорусской музыкальной культуры.
Проблема музыкального творчества Тадеуша Костюшко (1746 - 1817) в настоящее время исследована не до конца. Известно, что руководитель восстания 1794 г. хорошо владел навыками игры на клавире (приобретёнными, вероятно, в годы учёбы в Варшавской рыцарской школе) и в конце ХУШ в. сочинил Полонез для голоса и фортепиано, который стал очень популярным. Этот полонез имеет все мелодические, метроритмические и формообразующие признаки жанра, а по образному содержанию находится на пути к психологизму и картинности, свойственным произведениям романтической эпо-
хи. Помимо Полонеза Т. Костюшко принадлежат некоторые сочинения, возникшие в революционной среде. Это два военных марша, сохранившиеся в редком издании ХГХв. Словесный текст второго марша «Наш Касцюшка славны бьф>, сочинённый, вероятно, позже событий восстания, бытовал потом в народной среде с разными мелодиями.
Одним из ярких представителей белорусского музыкального любительства второй половины XVIII в. был Матей Радзивил (1751 - 1821) - талантливый поэт, композитор, общественный деятель, много лет живший в Несвиже. Он происходил из пшдловецкой ветви рода Радзивилов, был сыном Левона Михала и Анны Людвики, урождённой Мыцельской. После смерти отца мать вышла замуж за гетмана литовского, воеводу виленского князя Михала Казимира Радзивила («Рыбоньку») - владельца Несвижа, создателя оперно-балетного театра и капеллы. Детство мальчика прошло в этом центре муз, где Матей приобрёл и музыкальное образование.
После окончания образования в 1770 г. М. Радзивил отправился посмотреть мир. Он побывал в Дрездене, Гданьске, Праге, Карловых Варах, знакомился с достижениями музыкального искусства.
В конце 70-х годов Радзивил возвращается в Несвиж, где много общается со своим сводным братом Каролем Станиславом Радзивилом («Пане Ко-ханку») - крупным меценатом, содействовавшим подъёму Несвижского театра. В это время в театре работали такие мировые знаменитости, как Д. Альбертини и Я. Дусик, на сцене ставились оперы Паизиелло, Чимарозы, Сарти и Голланда. Несвижская капелла почти ежедневно давала концерты, где в числе прочих звучали произведения Гайдна.
В 80-е годы Матей Радзивил стал каштеляном виленским и получил земли на Новогрудчине и в других местах Беларуси и Польши. Тогда же активизировалась творческая деятельность мецената - он создал либретто опе-^ ры «Агатка», поставленной в Несвиже в 1784 г., а в 1786 г. написал оперу «Войт селения в Альбе», где был либреттистом, композитором и исполнителем одной из главных ролей.
В 1790 г. М. Радзивил был назначен опекуном над малолетним Домиником, который после смерти отца, «Пане Коханку», остался единственным наследником всех земель. Из-за этого Матей Радзивил был вынужден остаться в Несвиже во время второго раздела Речи Посполитой. Тем не менее, он поддержал восстание Т. Костюшко, вооружил несколько повстанческих отрядов, а крестьянам, которые решили примкнуть к восставшим, дал вольную. М. Радзивил оставался в Несвиже до конца своих дней, там и был похоронен. Из музыкального творчества композитора-любителя известны дивертисмент и 6 полонезов для камерного оркестра, 3 фортепианных полонеза, серенада для струнного квартета и соната для скрипки и фортепиано. Эти произведения, написанные в 1788 - 1797 гг., имеют посвящение саксонскому курфюрсту Антонию и принцессе Анне, с которыми Радзивил был дружен. Все произведения едины по стилю. Для них характерны светлые образы, простые средства выразительности, чёткие формы и всепроникающая консо-нантность.
6 полонезов для камерного оркестра, датированные 1788 г., - самые ранние оркестровые образцы этого танца в Европе. Все полонезы написаны в сложной трёхчастной форме. Состав оркестра невелик: в него входят по две флейты, валторны и скрипки, фагот и виолончель, в некоторые пьесы добавлены два кларнета. Наиболее интересен Полонез № 1 «Охота». В его оркестровый состав включены альт, охотничий рог и барабан. В партитуре содержатся ремарки, конкретизирующие программный замысел: галоп лани, охота на медведя, оглушительный взрыв, триумф охотников. Звукоизобразитель-ные средства (сигналы валторны и охотничьего рога), тем не менее, не разрушают связи с жанровым первоистоком. Это своего рода полонез-картина, полонез-сцена.
Фортепианные полонезы очень лаконичны, просты по фактуре. Они напоминают пьесы для домашнего музицирования.
Серенада для струнного квартета написана в форме вариаций на тему, напоминающую медленные темы гайдновских квартетов. Здесь не соблюдены каноны жанра (произведение одночастно в отличие от многочастных серенад), но присутствует характерное приподнятое настроение.
В Сонате для скрипки и фортепиано М. Радзивил вновь отступает от принципов жанра. Это светлое по образам произведение написано в довольно свободной форме. Радостное Allegro сменяется шаловливо-подвижным Allegretto, за которым следуют Andante sostenuto, стремительное Allegro и повтор первой части, выполняющий роль энергичного заключения.
Дивертисмент для оркестра состоит из трёх частей: Allegro moderate -Adagio - Allegro scherzando. Для музыкального языка произведения характерно воздействие классического стиля, полётные темы, напоминающие стиль мангеймцев, ясная тонико-доминантовая гармония, прозрачная фактура и симметрия формы.
Все перечисленные сочинения (ввиду их непритязательности) можно отнести к образцам бытового музицирования, которые вобрали в себя черты музыкальной стилистики эпохи.
Одним из виднейших композиторов своего времени был Осип Козловский (1757 - 1831) - выходец из семьи белорусских дворян. В России О. Козлйвский был причислен к основателям национальной композиторской школы. Он является автором прославленного гимна «Гром победы, раздавайся» (на слова Г.Державина, 1791). множества оркестровых, музыкально-театральных и камерных произведений.
Осип Антонович Козловский родился на Славгородчине, на хуторе Козловский около бывшего Пропойска, в небогатой дворянской семье. Музыкальную одарённость мальчика заметил его дядя, В. Ф. Трутовский — известный музыкант, камер-гуслист при дворе Екатерины II, собиратель русских народных песен. Он отвёз семилетнего Осипа на учёбу в Варшаву, в капеллу при соборе св. Яна, где Козловский приобрел навыки хориста, скрипача и органиста. С 1773 по 1786 г. музыкант работал наставником в доме графов Огинских, обучая Михала Клеофаса и его сестру Юзефу. С 1786 по 1796 г, О. Козловский служил офицером русской армии, был участником взя-
тия Очакова. После зачисления в свиту князя Г. Потёмкина он был переведён в Петербург. Здесь в 1791 г.создал торжественный полонез «Гром победы, раздавайся», после чего приобрёл известность как композитор. С 1799 г. Козловский служил в Дирекции императорских театров вначале в должности инспектора, а с 1803 г. - директора музыки. Он руководил оркестрами, организовывал придворные празднества, наблюдал за подготовкой музыкантов в театральном училище. В 1819 г. вследствие тяжёлой болезни композитор оставил службу и, по-видимому, прекратил творческую деятельность. В 20-х годах XIX в. музыкант ненадолго посетил Беларусь. Он побывал в Залесье, в имении М. Кл. Огинского, и в усадьбе мецената Л. Рокицкого в Городищах, где участвовал в домашних концертах и давал уроки скрипичной игры родственнику Рокипких, отцу будущего белорусского композитора М. Ельского Карлу Ельскому. Скончался О. Козловский в Петербурге в 1831 г.
Известность композитору принесли симфонические и фортепианные полонезы, ставшие предвестием русского классического романса «Российские песни» для голоса и фортепиано (на слова Г. Державина, А. Сумарокова, Ю. Нелединского-Мелецкого и др. русских поэтов), ряд опер, мелодрам и музыка к трагедиям В. Озерова, Я. Княжнина, П. Катенина63 и др.
За свою жизнь О.Козловский создал множество произведений. Все свои сочинения он подписывал «любитель», хотя, в сущности, являлся высокопрофессиональным композитором. Причиной этого было социальное происхождение музыканта: он был обедневшим дворянином, постоянно нуждавшимся в меценатской поддержке, и если для М. Кл. Огинского сочинение музыки было скорее прихотью, то для О. Козловского оно являлось насущной необходимостью.
Произведением, которое характеризует связи Козловского с событиями в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, является написанный в* 1798 г. «Реквием» памяти короля Станислава-Августа Понятовского.
Немецкий композитор Ян Давид Голлянд (1746 - 1827) вошёл в историю белорусской музыки как автор первой национальной оперы «Агатка» , написанной на либретто белорусского мецената, либреттиста и композитора М. Радзивила.
Ян Давид Голланд родился 17 марта 1746 г. в немецком городе Сент-Андреасберге. Не сохранилось сведений о том, где он получил музыкальное образование. Известно лишь, что с 1771 г. он жил в Гамбурге. В этом городе он с 1776 г. занял должность директора музыки гамбургского кафедрального собора, где Я. Д.Голланду посчастливилось работать в содружестве с Ф. Э. Бахом65. С середины 70-х и до начала 80-х годов XVIII в. симфонии,
83 Мелодрама- драматический спектакль с развитым музыкальным сопровождением. ° Русские даматурга конца XVIII - начала ХК вв., сыгравшие важную роль в развитии театрально-драматического искусства.
** Считать оперу национальной, несмотря на зарубежное происхождение композитора, позволяет, во-первых, фактор использования польского языка (государственного в Речи Посполитой) в либретто, во-вторых, универсализм музыкального языка, характерный для эпохи классицизма.
и Карл Филипп Эммануэль Бах (1714 -1788) - известный немецкий композитор и клавесинист, второй сын И. С. Баха, получивший прозвание «берлинский» или«гам5ургский» Бах.
кантаты, оратории, вокальные и инструментальные пьесы Голланда постоянно исполнялись в концертах.
В 1782 г. по неизвестным причинам композитор переехал в Речь По-сполитую. Здесь он принял предложение о работе при дворе владельца Не-свижа Кароля Радзивила («Пане Коханку»). В Несвиже Голландом были созданы комические оперы «Агатка, или Приезд господина», «Чужое богатство никому не впрок», балет «Орфей и Эвридика», струнный квартет и кантата, посвященная его покровителю Каролю Радзивилу. Известно, что в 1790 г. музыкант работал в Гродно и Варшаве, а с 1802 г. на протяжении последующих 23-х лет преподавал теорию музыки на факультете литературы и свободных искусств Виленского университета. Опыт педагогической деятельности он обощил в музыкально-теоретической работе «Академический трактат о настоящем искусстве музыки». В университете Голланд руководил также хором и оркестром. Из произведений этого периода известны шестиголосный канон, посвященный русскому императору Николаю I (1826), и разнообразные клавирные пьесы (прелюдии, рондо, полонез, марши), сочетающие в себе классические и сентименталистские черты. Умер Я. Д. Голланд в Вильно в 1827 г.
Большое значение для белорусской музыкальной культуры имеет комическая опера Я. Д. Голланда «Агатка, или Приезд господина». Её премьера состоялась 17 сентября 1784 г. в Несвиже и была приурочена к приезду короля Станислава-Августа. Популярность этой оперы была так велика, что после премьеры она в течение сорока лет не сходила со сцен Варшавы» Кракова, Люблина, Познани и Львова.
Жанр произведения авторы (композитор Я. Голланд и либреттист М. Радзивил) определили как «оперетка». В этом определении отразились типичные черты комической оперы того времени (на манер французской), которая помимо развитых вокальных номеров включала в себя разговорные диалоги. Содержание «Агатки» также соответствовало непритязательным сюжетам комических опер. Молодая крепостная крестьянка сирота Агатка любит деревенского парня Антека Цалку. Их браку пытается помешать под-староста Пияшка, который хочет выдать Агатку замуж за другого - Антека Гайдака. Цепь комических недоразуменкй возникает из-за одинаковых имён персонажей. Влюблённой паре стараются помочь опекун девушки Валенты и старая служанка Платюхова, но их усилия оказываются напрасными. Лишь мудрый господин, владелец деревни, разрушает интригу Пияшки и дарит счастье влюблённым. Финалом оперы становится прославление справедливого господина.
В сюжете были ясно выявлены линии, характерные для опер того времени: лирико-идиллическая (любовь крестьянской пары, описанная как пасторальная сценка), драматическая (препятствия на пути влюблённых к счастью), комедийно-сатирическая (сконцентрированная в образах Валенты, Пияшки и Платюховой) и панегирично-дидактическая (вмешательство доброго господина, которое разрешает все противоречия). Вместе с тем, в «Агатке» ясно ощущался местный колорит, проявившийся как в характерном
социальном конфликте времён крепостного права, так и в способе его преодоления. Так, ла землях Беларуси надежда на справедливый общественный строй ассоциировалась с союзом просвещённого монарха и высокоморальной магнатско-шляхетской аристократии.
Опера состоит из трёх действий. Чёткая композиционно-драматургическая структура выстроена в соответствии с классическим принципом «трёх единств» (места, времени и действия). Музыкальный язык оперы близок нормам классического стиля, хотя в арии Валенты из первого действия ощущается славянский колорит. Наиболее развёрнутыми музыкальными характеристиками наделены Агатка и Антек Цапка (они показаны в нескольких ариях и ансамблях). Стилистика их музыкальной речи близка итальянским оперным ариям, отличается благородством и изысканностью интонаций.
Ансамблевые и хоровые эпизоды «Агатки» решены в традициях лирико-комических опер. Так, финальный хор строится по принципу водевильных куплетов, где сольный запев каждого персонажа чередуется с хоровым припевом.
В «Агатке» использован небольшой состав оркестра (гобои, валторны, трубы и струнная группа). Увертюра, тематически не связанная с содержанием оперы, создает праздничное настроение и предвосхищает счастливую развязку.
«Агатка» Я. Д. Голланда заложила основу для развития традиций белорусского музыкального театра, став первым оперным сочинением, посвященным местным героям и отразившим (пусть и не на уровне музыки) местный колорит.
Таким образом, в творчестве композиторов, работавших на территории Беларуси во второй половине XV1H в., нашли отражение основные жанры музыкального искусства. Белорусскими композиторами-любителями при участии зарубежных и русских профессионалов были созданы первые оперы, балеты, оркестровые сочинения, инструментальные миниатюры, романсы и песни.
Глава 5