Музыкальная культура Беларуси в эпоху классицизма (вторая половина XVIII века)
Бондаренко, Е. С.
Б811 История белорусской музыкальной культуры до XX века; учеб.-метод. пособие / Е. С. Бондаренкп- Минск: БГПУ, 2007. - 73 с. ISBN978-985-501-418-9.
В пособии рассматриваются вопросы становления и развития профессиональна* белорусской музыки IX—XIX вв. Явления белорусской культуры эпох средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма и романтизма анализируются во взаимосвязи с общеевропейским музыкально-художественным процессом. Приводится ряд монографических тем.
Адресуется студентам музыкально-педагогического факультета БГПУ и всем интересующийся историей белорусской музыки.
УДК 78(476X075.8) ББК8&31{4Беи)я73
©5ондаренкоЕ.С..2007 ©БГПУ, 2007 |
ISBN978-985r501418-9
ВВЕДЕНИЕ
Курс истории белорусской музыки - музыки нашей страны - занимает одно из важнейших мест в ряду музыкально-исторических дисциплин. Закономерно, что изучение национальной музыки является завершающим этапом прохождения общей истории музыкального искусства. Знания и навыки, полученные в курсах зарубежной, русской и советской музыки, служат тем фундаментом, на основе которого выстраивается стройная система представлений об историческом развитии белорусской музыки, об особенностях существования и функционирования национальной музыкальной культуры в различные эпохи.
Данное пособие является кратким обобщением материалов, собранных современными белорусскими музыковедами. Оно выстроено как курс лекций, в темах коуорых отражены этапы периодизации отечественной музыкальной культуры до XX века. Канвой данной периодизации являются исторические события, происходившие на этнической территории Беларуси: возникновение и рост Полоцкого княжества в IX - ХШ вв., расцвет белорусской культуры в эпоху Великого княжества Литовского (ХШ - XVI вв.), преобладание общеевропейских тенденций в белорусском искусстве времен вхождения в состав Речи Посполи-той (XVII - XVHI вв.), переориентация культурной деятельности по русскому образцу во время пребывания Беларуси в составе Российской империи (XIX в.).
Вместе с тем рамки периодов, характеризующих явления музыкального искусства, далеко не всегда совпадают с принятыми в историографии. Согласно последним исследованиям отечественных музыковедов, в частности, работам О. В. Дадиомовой, наиболее целесообразным является разделение музыкальной культуры Беларуси от древности до конца XVHI в. на три неравнозначных этапа. Первый из них объединяет эпохи средневековья и Ренессанса и охватывает временной промежуток с IX до конца XVI в. Второй - XVII - первая половина XVUI в., - освещает музыкально-художественные явления эпохи барокко. Третий -вторая половина ХУШ в., - раскрывает особенности музыкальной культуры Беларуси эпохи классицизма.
Белорусская музыкальная культура XIX в., наиболее полно освещенная в исследовании А, Л. Кашшова и Е. И. Ахвердовой, в первой половине века (1800 -1863 гг.) находилась под влиянием романтических тенденций. Во второй половине столетия (1863 - 1900 гг.) в ней усилилось влияние реализма. Соответствующие периоды отражены в последних главах пособия.
Автор выражает глубочайшую благодарность и признательность доктору искусствоведения Ольге Владимировне Дадиомовой, чьи монографии, учебно-методические пособия, статьи и нотные хрестоматии послужили основой для написания первых четырех глав данной книги, а также кандидатам искусствоведения Александру Львовичу Капилову и Елене Иосифовне Ахвердовой, чье исследование музыкальной культуры Беларуси XFX - начала XX веков легло в основу последних трёх глав.
Предлагая собственный взгляд на белорусскую музыкальную культуру до XX века, автор рассчитывает создать у студентов музыкально-педагогических ВУЗов целостную систему представлений о явлениях национального музыкального искусства и пробудить в них живой интерес к изучению и творческой интерпретации национальных музыкальных памятников, как уже найденных, так и ждущих своего открытия.
Глава 1
Особенности музыкальной культуры Беларуси эпох средневековья (IX - XV века) и Ренессанса (XVI век)
Начало формирования белорусского этноса относят к I тысячелетию н. э., к эпохе Великого переселения народов. По мнению современных историков, зарождение белорусской народности стало результатом ассимиляции славянскими племенами живших на этнической территории Беларуси племён бантов. В дохристианский период одной из главных форм духовной жизни и художественной (в том числе и музыкальной) деятельности было устное народное творчество. Белорусский музыкальный фольклор, ставший впоследствии основой национальной музыки, отразил наиболее существенные черты художественного мышления древних белорусов.
Истоки профессиональной белорусской музыки восходят к эпохе средневековья, ко временам Полоцкого княжества - первого государственого образования на территории Беларуси, - по названию которого первый период истории Беларуси также называется Полоцким (IX - XIII вв.). Полоцкое княжество возникло на средней части великого водного пути «из варяг в греки» и объединило племена кривичей, дреговичей и радимичей, составившие ядро белорусского этноса. В эпоху феодализма и постоянных междоусобиц независимому княжеству часто приходилось отстаивать право на самостоятельное существование. В XI в. началась борьба за независимость от Киева, во время которой вокруг Полоцкого княжества объединились более мелкие, что обусловило расцвет древнебелорусского государства в период правления Всеслава Чародея (1044 - 1101). Полоцкое государство вело активную торговлю с Западом и Востоком, что стимулировало рост и процветание городов. Но опасность иноземного завоевания вызвала необходимость искать объединения с другими политическими силами. Так в XIII в. начало складываться Великое княжество Литовское.
Создание в XIII в. Великого княжества Литовского стало важной вехой истории отечественной музыкальной культуры, С 1245 по 1569 гг.1 ВКЛ существовало как самостоятельное независимое государство. Прогрессивное политическое устройство, в котором власть великого князя была ограничена советом (радой, позже сеймом) шляхты, выгодное географическое положение от Балтики до Чёрного моря, экономическая мощь страны стали благоприятными факторами для развития культуры. Музыкальное искусство Беларуси, ещё сохранявшее в ХШ - XV вв. черты средневекового мышления, пережило в XVI в. момент небывалого взлёта, свидетельствовавшего о наступлении национального Возрождения.
Геополитическое положение белорусских земель на краю восточнославянского ареала и в непосредственной близости от Западной Европы помимо положительных моментов (возможностей для развития торговли и культуры)
' От начала правления Миндовга до Люблинской уник, закрепившей конфедеративный союз ВКЛ и Речи Поспал итой,
несло в себе и множество отрицательных. Беларусь с древнейших времен стала ареной разрушительных войн, в которых гибли или вывозились за границу культурно-художественные ценности, в том числе музыкальные памятники. Отсутствие государственности2 вплоть до XX века обусловило некоторое отставание в сфере музыкальной культуры, снизило значимость в ней композиторско-творческого компонента, сделало подражание и эклектику одним из её отличительных свойств. Вместе с тем, кропотливое изучение истории белорусской музыкальной культуры с территориально-этнических позиций3 свидетельствует о том, что в своём развитии с IX по XIX вв. она прошла все этапы общеевропейского музыкально-стилевого процесса от средневековья и Ренессанса до барокко, классицизма и романтизма.
В культуре белорусского средневековья в IX - ХШ вв.особое значение имели такие города, как Полоцк, Туров, Гродно, Новогрудок и Берестье. На основе раскопок древних курганов установлено, что древние белорусы были земледельцами и охотниками, умели ткать, развивали бондарное и гончарное производство, носили богатые украшения из стеклянных, бронзовых или серебряных бусин. Таким образом, развитая культура была характерна для наших предков ещё в языческие времена.
Важнейшую роль в формировании профессионального музыкального искусства сыграло принятие христианства в 989 году. После крещения в белорусских городах стали активно развиваться архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка, основанные на византийских традициях. В XI - ХП вв. на Беларуси сложились полоцкая, гродненско-новогрудская и другие архитектурные школы, ставшие своеобразным воплощением византийского стиля. В соответствии с византийскими традициями Софийский собор в Полоцке был построен из светлого камня, в нём преобладали вертикальные, вытянутые линии, а мозаичный пол из яркой многоцветной керамики поражал контрастными сочетаниями цветов.
В XII в. в культуре Полоцкой земли выдвигается личность исторического масштаба - просветительница, виднейшая представительница христианства, канонизированная святая Ефросинья Полоцкая (1110 - 1173). Внучка князя Всеслава, княжна полоцкого дома, она выбрала путь подвижничества, проведя жизнь в монастыре. С её именем связывают распространение духовной и светской (полоцкое летописание) литературы, развитие церковного декоративно-прикладного искусства (знаменитый крест Ефросиньи Полоцкой, созданный мастером Лазарем Богатей).
Одним из культурных центров средневековой Беларуси был город Туров, в котором работал древнерусский писатель-проповедник, епископ Кирилла Туровский (ИЗО - 1182). Его произведения, в число которых входят проповеди («слова»), дидактические повести, притчи, каноны и молитвы,
1 В соответствии с исследованиями современных историков одним из первых воплощений идеи национальной независимости принято считать Великое княжество Литовское, где большую часть населения составляли белорусы, а государственным языком долгое время был белорусский.
3 Подробнее об этом в книге: Аладова Р. Н. Константин Горский и его опера «Маргер» в контексте белорусской культуры. - Мк., 2005. - С. 5.
создали золотой фонд древнеславянской литературы. Опираясь на традиции античной и византийской ораторской прозы, Кирилла Туройский поднял славянское красноречие на небывалую высоту. Во время деятельности просветителя Туров стал центром переписывания книг. Здесь создавались так называемые лицевые своды - иллюстрированные летописи с красочными живописными изображениями.
Построенные в этот период православные храмы (Полоцкий Софийский собор, Благовещенская церковь в Витебске, Борисо-Глебская в Гродно) становились центрами профессионального музыкального искусства. При храмах и монастырях возникали певческие школы, развивавшие традиции византийской гимнографии. Белорусская культовая музыка Полоцкого периода была исключительно вокальной (орган в богослужении был запрещён). Из числа одноголосные песнопений, исполняемые певчими (особой группой монахов, постепенно превращавшейся в профессиональных музыкантов), выделились особые жанры, музыкальные признаки которых диктовались законами строения канонического текста. Среди них важное значение имели:
• тропари - песенно-поэтические импровизации на библейские сюжеты
или апокрифические тексты релипшзно-морализаторского характера;
• стихиры - хвалебные песнопения в честь праздника;
• кондаки - многострофные поэмы на тексты фрагментов из Библии,
славословий Деве Марии и святым великомученикам христианской
церкви, состоявшие из большого количества тропарей;
• каноны - песнопения из девяти песней, каждая из которых состояла из
четырёх строф. Среди строф особое значение имела первая (икос), со
державшая повторявшуюся мелодическую модель.
Основой музыкального оформления богослужения в белорусских храмах был знаменный распев - основной вид древнерусского (шире: восточнославянского) церковного пения, получивший название от старославянского слова «знамя» (знак). Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. Заимствованный (как и система жанров) из Византии, знаменный распев сложился как самостоятельный вид пения в XII в., когда христианство распространилось в народе и византийские формы стали подвергаться воздействию народного музыкального языка. Музыкально-практической основой знаменного пения была система осмогласия, в которой восемь гласов с их особыми гимническими текстами составляли особый цикл («столп»), повторявшийся каждые восемь недель. В основе системы осмогласия была сумма устоявшихся мелодических формул (попевок), служивших материалом для распевания текста на тот или иной глас4. Важно отметить, что подобный попевочный тип музыкальной композиции был свойствен как византийскому стилю, так и западноевропейскому григориан-
4 Определенная консервативность музыкальных традиций православной церкви позволила сохранить систему осмогласия до наших дней, дополнив мелодии разных гласов четырехголосной гармонизацией в стиле партесного пения.
скому пению и в целом отражал общие черты средневекового музыкального мышления.
Из белорусских нотных рукописей Полоцкого периода до нас дошли «Песнопения о Ефросинье Полоцкой», датированные XII - XVII вв. Рукопись, представляющая собой сборник хоровых и сольных песнопений, была найдена и расшифрована5 в конце 1980-х гг. российской исследовательницей средневековой музыки Н. Серёгиной. Монодийные распевы из этого сборника Н. Серёгина датирует ХП столетием. Им свойственно национальное своеобразие, проявившееся во взаимопроникновении черт знаменного распева и григорианского хорала. Текстовой основой музыкального памятника является «Житие Ефросиньи Полоцкой». В характере музыки возвышенность и просветлённость сочетаются со сдержанностью и суровостью. Диатоническая мелодика/ построенная на основе попевочных принципов, помещена в условия медленно-степенной нетактовой ритмики, подчинённой дыханию певцов. Принципы развития - вариантность строфы, повторность, секвенции, - типичны для средневековой монодии. Речитативные построения псалмодиче-ского типа, отвечающие нормам аскетического бесстрастия, чередуются с распевными, импровизационными фрагментами, передающими тепло живого человеческого чувства.
Несмотря на главенство духовной музыки, в средневековом белорусском обществе получила распространение и светская музыкальная традиция, отразившая некоторые особенности городской и сельской жизни. О распространении музыкальных инструментов и игры на них свидетельствуют археологические материалы и летописные источники. Так, в «Слове о полку Игореве» (ХП в.) упоминаются «трубы городенские» и полоцкий звон, в Оршанском евангелии (ХП1 в.) помещены многочисленные живописные миниатюры, изображающие музыкантов. Ими были скоморохи - первые представители профессиональной музыки на восточнославянских землях, странствующие актеры, певцы, танцоры, сказители (нередко и авторы) эпических произведений, акробаты, фокусники, позднее дрессировщики животных и кукольники. Пение и танцы скоморохи, как правило, сопровождали игрой на музыкальных инструментах. В рукописях ХШ в. сохранились разнообразные названия скоморохов: глумец, глумотворец, смехотворец, плясец, игрец, гудец, свирец (свирельщик). Эти названия свидетельствуют о том, что одной из основных задач древних артистов было веселить, потешать публику. Скоморохи, творчество которых было связано с языческими народными обрядами, противостояли аскетичной культуре церкви. Их высоко ценил как простой народ, так и высшие сословия.
Скоморохи играли на самых разных музыкальных инструментах: органе, который использовался в Древней Руси для придворных торжеств, гуслях, дуде, сопелях, свирелях, трубах, бубнах6. Известно о существовании на тер-
5 Знаменная запись музыки, являющаяся разновидностью мешенной (знаковой) нотации, нуждается в доста
точно сложном процессе «перевода» на современный музыкальный язык, называемом расшифровкой.
6 Подробные сведения о древних белорусских музыкальных инструментах помещены в книгах: Назша I. Дз.
Беларуси народный музычныя шструменты. - Мн., 1997; Назина И. Д. Белорусские народные музыкальные
ритории Беларуси профессиональных и непрофессиональных скоморохов7. Последние жили в городах и деревнях, имели собственные земельные наделы и изредка выступали на праздниках. Среди профессиональных скоморохов выделялись странствующие, которые кормились за счёт своего искусства, и оседлые, жившие при княжеских дворах. Деятельность оседлых музыкантов-скоморохов в эпоху Великого княжества Литовского повлияла на формирование придворных инструментальных капелл.
Музыкальная культура Полоцкого периода, воспринявшая восточнославянские традиции, стала основой для формирования на белорусских землях духовной музыки, связанной с музыкальным оформлением православного богослужения, и светского искусства скоморохов, в рамках которого начали развитие вокальное и инструментальное музицирование, а также первичные формы композиторского творчества и музыкального театра.
Политические преобразования, связанные с созданием Великого княжества Литовского, не означали коренной ломки в истории белорусской культуры. Напротив, для белорусского искусства ХШ - XV вв. характерна преемственная связь с достижениями Полоцкого периода8. Она сказалась в архитектуре и литературе, изобразительном искусстве и музыке. Вместе с тем, некоторые особенности религиозной жизни в ВКЛ изменили первоначальную однонаправленность белорусского искусства на многовекторность, создали предпосылки для включения национальной культуры в общеевропейский художественный процесс. С момента возникновения белорусско-литовского государства в нём в согласии существовали различные вероисповедания и конфессии, среди которых ведущая роль принадлежала православию и католицизму. Во времена правления Витовта (1392 - 1430) на белорусских землях селились татары и евреи, принося сюда свои музыкальные традиции. Политика веротерпимости содействовала развитию всех церковных культур, не препятствуя проявлению их региональных особенностей.
Особенно интенсивным было в этот период развитие православных музыкальных традиций. В монастырях продолжалось создание нотных рукописей, в которых музыкальный текст песнопений фиксировался знаменной нотацией. Освоение византийской традиции постепенно уступало место формированию местных региональных циклов церковных распевов: белорусского знаменного, киевско-литовского, супрасльского, витебского, могилёвско-го, мирского, слуцкого, несвижского и ряда других. Белорусская православная церковь ХШ - XV вв. была открыта для иноземных влияний - в богослужении звучали торжественные распевы, привезённые из Греции, Болгарии и Сербии.
Развитие и усложнение песнопений, обогащение их мелодико-интонационной и ритмической стороны требовало создания специальных по-
инструменты: Самозвучашне, ударные, духовые. - Мн., 1979; Назииа И. Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Струнные. - Мн., 1982.
7 Подробнее об этом в книге: Псторыя беларускагз татра, том 1. - Мн., 1980.
8 Не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что белорусским землям удалось избежать монголо-
татарского нашествия.
собий по церковному пению - так называемых служебников или «Азбук»г «Азбуки» возникли в XV в., в период расцвета православной певческой культуры, и представляли собой пособия для обучения церковнопевческому искусству. Как правило, они содержали перечень знаков музыкальной нотации, помещавшийся в конце певческой книги.
С момента заключения Кревской унии 1386 г. на белорусских территориях усиливается влияние католической конфессии. Широко распространяется строительство костёлов в белорусских городах: Полоцке, Вильно, Пин-ске, Гродно, Бресте, Ружаяах, Дрогичине и др. Католическая церковь способствует распространению на Беларуси органной музыки, и, начиная с XV в., белорусские земли становятся центром органной культуры. Миссионерско-просветительскую деятельность среди местного населения проводят католические ордена - организации, объединявшие монахов во имя какого-либо святого. Сохранились сведения о деятельности на белорусских землях орденов францисканцев, доминиканцев, кармелитов, бернардинцев, бригиток и пиаров. Новым фактором музыкального оформления богослужения становится привнесение многоголосия, которое было широко распространено в музыке католической церкви (в отличие от православия, сохранявшего традицию одноголосного унисонного исполнения).
Аскетически сдержанная выразительность григорианского хорала во
площается в одном из важнейших жанров католического богослужения -
мессе. На основе канонизированного текста мессы возник цикл из пяти час
тей: Kyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria («Слава»). Credo («Верую»),
Sanctus («Свят»), Agnus Dei («Агнец Божий»), Настроение и характер музыки
каждого раздела мессы определялись содержанием заключённого в нём мо
литвенного воззвания. Особыми музыкальными жанрами католической церк
ви являлись также тропы и секвенции9. *
Следует отметить, что сосуществование на белорусских землях православия и католицизма содействовало их своеобразному «соревнованию» в деле привлечения паствы и вело к взаимному обогащению музыкальных традиций. Возможно, одним из свидетельств подобного взаимопроникновения может считаться музыкальный памятник белорусского средневековья - известный церковный гимн «Богородица» (XV в.). Он был широко распространён на многих славянских территориях в различных музыкальных и словесных версиях. Согласно историческим свидетельствам, его пели войска Великого княжества Литовского во время Грюнвальдской битвы (1410).
О дальнейшем распространении светской музыки в XTV - XV вв. сохранился ряд косвенных документальных свидетельств, которые позволяют сделать вывод о высокой степени интегрированности белорусских земель в музыкальную культуру средневековой Европы. Так, во время битвы с татарами полоцкого, новгородского и литовского войска в 1321 г. над полем разносились звуки труб и барабанов. С военными событиями 1327 - 1331 гг. бы-
9 Более подробные сведения о мессе и других жанрах католического богослужения содержат в книге: Александрова Н. В., Болеславская Т. И. История зарубежной музыки от древности до середины XVIII виса. -Мн.,2006.
ло связано и пребывание в ВКЛ известного французского поэта к композитора Гийома де Машо10, в мемуарах которого сохранились упоминания о Беларуси.
Крупными центрами развития музыкального искусства являлись в этот период дворы великих князей. Многочисленные исторические свидетельства указывают на наличие при дворах Витовта, Ольгерда и Ягайлы инструментальных капелл. Среди музыкальных инструментов, входивших в состав капелл, упоминаются флейты, трубы, лютни, арфы, виолы, портатив (небольшой орган). Это были первые ростки светского музыкального искусства, расцвет которого был связан с культурой белорусского Ренессанса.
Ренессанс - эпоха крупнейших экономических и социально-политических преобразований, великих научных и географических открытий, время возрождения традиций античности и расцвета светской гуманистической мысли. Начавшись в Италии XIV в., ренессансное культурное движение постепенно охватило всю Европу, придя в XVI столетии и на белорусские земли. Здесь, как и в ряде европейских стран, Ренессанс был тесно связан с церковной Реформацией, разрушавшей средневековую систему ценностей и обновлявшей взгляд на человеческую личность1'.
Реформация, оказавшая непосредственное влияние на музыкальную культуру Европы, на белорусских землях приобрела ряд своеобразных черт. Ещё в XIV - XV вв. местная молодёжь (чаще всего, дети привилегированных слоев населения) получила возможность обучаться в европейских университетах, в частности, в Карловском университете в Праге и Ягелонском - в Кракове. Выпускники этих образовательных центров занимали позже ведущие государственные должности или становились представителями духовенства. В результате в XV - XVI вв. в Беларуси не было недостатка в грамотных людях, и даже подмастерья ремесленников часто проходили обучение в Польше, Германии и Чехии. В начале XV в. проповедническую деятельность в белорусских городах вёл Иероним Пражский - ученик Яна Гуса, видный представитель реформаторского движения. Установление связей с другими европейскими странами подготовило Реформацию, сделав, однако, её идеи достоянием не широких слоев населения, а магнатов и крупной шляхты. Вместе с тем, с эпохой религиозных преобразований оказалось связанным ещё одно важное событие в культурной жизни Беларуси - создание униатской церкви. Брестская церковная уния 1596 г., столь неоднозначно оцениваемая историками, сыграла в целом позитивную роль для национальной музыкальной культуры. Униатское богослужение, проводимое на белорусском языке, позволило объединить вокальную музыку православия с инструментальными традициями католицизма.
Продолжение развития православных певческих традиций было связано с возникновением братств. Эти организации стали своеобразным ответом
10 Гийом де Машо (1300-1377) - французский поэт и композитор, трувер и церковный деятель. Представи
тель искусства ars nova. Автор первого образца четырехголосной мессы (1364).
11 Подробные сведения а культуре Ренессанса в разных странах Европы содержатся в книге: Кукреш Е.,
Щербакова Н. Культура эпсхи Возрождения. - Мн., 2006.
на деятельность католических орденов и набиравшее силу притеснение православного населения. Вначале сельские и городские братства объединяли крестьян, горожан, ремесленников. Позже к ним присоединились князья и бояре. Виднейший представитель православной культуры Константин Ост-рожский сумел решить задачу получения высшего образования православными священниками. В городе Острог он основал духовную академию, куда приглашались профессора из Греции и Германии, а также библиотеку и типографию. Опеку над братствами устанавливали состоятельные люди, и в конце XVI в. эти организации достигли большой силы и богатства.
Братства содействовали развитию музыкального образования. При них открывались бесплатные школы, где желающие могли обучаться церковному хоровому пению. Сохранились сведения о хорах Могилёвского, Слуцкого, Несвижского и других братств, отличавшихся высоким исполнительским мастерством. Наметившееся в эпоху средневековья взаимообогащение традиций православия и католицизма, сказавшееся в раннем (по сравнению с русской православной церковью) проникновении в богослужение различных форм многоголосия, нашло отражение в репертуаре церковных и монастырских хоров, который содержал в конце XVI в. произведения на 4, 5, 6, 8 и 12 голосов.
Изменение отношения к личности и её вкладу в искусство в ренессансную эпоху вызывало интерес к сочинителям церковной музыки, которые ранее оставались неизвестными (анонимными). Благодаря этому нам стали известны имена некоторых музыкантов, оказавших влияние на развитие православной музыкальной культуры. Среди них - Богдан Анисимович, монах супрасльского Добровещенского монастыря, составитель сборника православных церковных гимнов, известного в истории белорусской музьиси как Супрасльский ирмолой12 (1598 - 1601), Этот памятник национального искусства свидетельствует об оригинальности и высоком уровне развития белорусской церковной музыки эпохи Ренессанса.
Песнпения Супрасльского ирмолоя близки к знаменному распеву. Они предназначены для унисонного исполнения, просты по мелодике, в них отсутствует мелизматика. Этот сборник, как и многие певческие книги супрасльского монастыря, не дошедшие до нас, был создан, по свидетельствам современников, с целью сохранения и закрепления на будущие времена традиций православного знаменного пения. Рукопись ирмолоя украшена монохромными и цветными миниатюрами в византийском стиле. Комментарий к сборнику написан на белорусском языке XVI в, Дополнительную ценность этому памятнику белорусского церковного пения придают напевы, посвященные различным местным событиям и торжествам, которые не встречаются в других аналогичных рукописях.
Важно отметить, что это рукописное собрание зафиксировано квадратной линейной нотацией, появление которой было важнейшим этапом на пути
п Ирмолой или ирмологий - сборник ирмосов (т. е. первых тропарей в каждой песне канона) православного богослужения на весь год.
к современной нотописи. Процесс перехода к пятилинейной нотации был обусловлен реалиями музыкальной практики: развитие многоголосия требовало точной фиксации ритма, которая была невозможна в прежней системе записи. Новая мензуральная нотация, получившая распространение ещё в эпоху средневековья, была достижением католической музыкальной традиции.
Развитие католической музыки на белорусских землях в эпоху Ренессанса шло ускоренными темпами. К XVI в. в хоровой музыке, распространённой в Великом княжестве Литовском, нашли отражение такие западноевропейские музыкальные жанры, как псалом, мотет, мадригал.
Псалом (от греческого «хвалебная песнь») - первоначально гимн еврейской религиозной поэзии (наиболее известны псалмы Давида), позже воспринятый христианской церковью и ставпшй важной частью богослужений и домашних молитв. С XV в. псалмы стали исполняться многоголосно в полифоническом сложении punctum contra punctum13. Для итальянских псалмов было характерно применение многоголосия на cantus firmus14, двуххорные и многохорные композиции, привлечение инструментов для поддержки голосов. В творчестве нидерландских композиторов Жоскена Депре, Клеменса-не-Папы, а также польского композитора М. Гомулки получил распространение псалмодический мотет.
«Псалтирь» М. Гомулки (издание 1580 г.), написанный на тексты 150 псалмов Давида в переводе Я. Кохановского, был широко известен на Беларуси, так как сам композитор работал здесь некоторое время. Четырёхголосные псалмы М. Гомулки отличаются простотой и доступностью музыкального языка, опорой на образцы григорианского хорала, популярные мелодии чешских и гугенотских протестантских гимнов и светских бытовых песен своего времени. В них, в соответствии с поздними образцами жанра мотета, используется вертикально-гармоническая хоровая фактура.
Мотет (от французского mot - слово), наиболее широко распространённый в культуре Ренессанса, был важнейшим жанром западноевропейской духовной и светской музыки ХГП - XVI вв. Первоначально мотет был двухголосным: к тенору, основанному на мелизматических напевах из католической службы, присоединялся новый голос с другим текстом, получивший название motetus. Развитие жанра вело к увеличению числа голосов и усложнению координации между ними. Постепенно в мотетных (дополнительных) голосах, противостоявших латыни тенора, стали отдавать предпочтение текстам на простонародном языке с юмористически-шуточным, сатирическим или эротическим содержанием. Каждый из этих голосов звучал иногда не только на особый текст, но и на другом, чем в других голосах, языке. В верх-
13 Punctum contra punctum (от латинского «точка против точки» или «нота против ноты») - простейший вид организации многоголосия, в котором каждой ноте в одном голосе соответствует одна нота в другом. Понятие послужило основой для термина «контрапункт», которым стали обозначать всю сумму явлений, связанную с линеарной (мелодической) полифонией.
"Cantus firmus (от латинского cantus - «пение» или «голос, которому поручена мелодия») - неизменная мелодия в контрапунктической (многоголосной) фактуре. Как правило, излагался более крупными длительностями, чем мелодии других голосов.
них голосах часто использовались мелодии народных песен, что новый для музыки средневековья дух демократизма и человечности. высшего расцвета жанр мотета достиг в творчестве Филиппа де Витри и Гий-ома де Машо, которые писали шоритмические мотеты. В основе этих изысканных произведений лежал достаточно сложный принцип: ритм части проходящего в теноре литургического напева (10 - 20 тактов) рассматривался как «остинатная» формула, которая возвращалась как на протяжении самого напева, так и при его повторениях. В результате повторяющаяся звуковысот-ная линия каждый раз получала иное ритмическое оформление. Возвращающаяся ритмическая формула получила название talea, повторяющаяся звуко-высотная формула ~ color. Color проходила до 12 раз, после чего начиналась новая, более свободная часть мотета. Демократический характер жанра сохранялся и здесь — Г. де Машо использовал в теноре своих мотетов песенные мелодии. Изоритмические мотеты были, как правило, четырёхголосны.
В средневековых мотетах авторы не согласовывали все голоса по высоте, а следили лишь за звучанием двух соседних мелодических линий. В результате в общем звучании часто образовывались диссонансы. В дальнейшем всё большее значение стало придаваться гармонической вертикали, возрастала роль интервалов терции и сексты, наметилось осмысление ладофункцио-нальных отношений.
В XV в. мотетом стали называть любое музыкальное произведение, которое было более развито, сложно и торжественно, чем песня. В творчестве Жоскена Депре стал применяться единый для всего мотета текст, для подчёркивания смысла которого композитор наряду с имитационным складом стал прибегать к гармонически-аккордовому. В XVI в. в творчестве итальянских мастеров эпохи Ренессанса О. Лассо, Дж. Габриели и Палестрины возросло равноправие голосов и выработался стиль чисто вокальной (без участия инструментов) хоровой полифонии. Хоральный аккордовый склад применялся и в сочинениях французских композиторов. Важный вклад в развитие мотета в XV -XVI вв. внесли чешские и польские композиторы. В их сочинениях наряду со связью с католическими литургическими напевами одновременно проявилось воздействие национальной народной песенности. Оно сказалось и в тематизме, и в приёмах развития, где большую роль играли вариационно-распевные способы разработки материала. Лучшие образцы произведений польских авторов были известны за рубежом. Так, один из мотетов польского композитора Вацлава из Шамотул был издан в 1554 г. в Нюрнберге в собрании «Избранные псалмы», куда, как было указано в предисловии, вошли сочинения, созданные «превосходнейшими современными мастерами музыкального искусства».
К мотету примыкает светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения - мадригал. Название жанра связано с латинским словом mater (мать), что подчёркивает ключевую особенность мадригала, текст которого писался на родном (материнском) языке. Мадригал отличался свободной структурой поэтического текста и гибкостью в передаче его оттенков. В
XVI в. название «мадригал» приобрело значение художественного принципа, связанного со свободой выражения мыслей и чувств.
Сведения о католической музыке Беларуси эпохи Ренессанса ограничиваются отдельными фрагментами или упоминаниями некоторых произведений. Среди них три мессы (четырёх-, шести- и восьмиголосная) Вацлава из Шамотул, которые упоминаются в инвентаре королевского двора за 1572 г., а также отрывок из пятиголосной мессы и обработка пятиголосной мессы для органа Криштофа Клабана.