Проблема объекта познания в философии
Глава 3
Гносеология (Учение о познании)
Гносеология — наука о познании (от лат. §по813 — знание, 1о§О8 — учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, сопряжены с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.
Познание — это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а есть движение ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.
Проблема объекта познания в философии
Философов издревле волновал вопрос: что является источником нашего знания? На чем оно основывается: на объективной реальности или на реальности наших ощущений и разума? Ведь познавательный акт находит действительность уже обработанной донаучным либо научным мышлением, памятью чувственных впечатлений или деятельностью нашего разума. Немецкий философ XVIII в. И. Кант, например, утверждал, что чистые рассудочные понятия теряют всякое значение, если их отделить от предметов опыта, т.е. наших восприятий. За пределами опыта понятия представляют собой произвольные сочетания без объективной реальности. Так, понятие сверхчувственного (Бога) не дает никакой возможности теоретически точно доказать, имеет ли оно объективную реальность или оно не более чем выдумка.
Соображение здравого смысла указывает нам на объективное существование некоей реальности, являющейся содержанием наших мыслей. В философии эта реальность, т.е. объект нашего познания, мыслится в понятии бытия. Но поскольку понятие бытия трактуется в разных философских системах по-разному, постольку и в понятие объекта познания вкладывается разный смысл. Затруднения в определении объема понятия «объект» вызывает и его неразрывная связь с субъектом. Объект познания не есть нечто внеположное субъекту, ибо познающий находится внутри той реальности, которую он должен познать. Это может быть мир идей, явление природы, человеческая мысль или сам процесс постижения реальности. Когда какое-либо явление вовлекается в орбиту жизнедеятельности человека, делается значимым для него, оно становится предметом познания.
Особенности объекта познания, его значимость для человека влияют на формирование духовных потребностей, вызывают интерес познающего субъекта. Три области познания привлекают внимание человека: мир природы, мир социума и внутренний мир человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание и рефлексия, связанные друг с другом.
ОбъяснениеОбъяснение — раскрытие связей между исследуемыми процессами, фактами, явлениями внешнего мира, с одной стороны, и установленными в процессе познания закономерностями и фундаментальными свойствами уже исследованных явлений — с другой. Это умозаключение об отношении между познаваемым объектом и уже известными науке законами, теориями. Объяснение осуществляется как дедуктивное умозаключение, которое подводит отдельное явление под общую истину (теорию, закон). Простейший пример объяснения — ответ на вопрос: почему иногда в небе появляется радуга? Как известно, радуга возникает в соответствии с законом преломления луча света в прозрачных средах, имеющих сферическую форму. Взвешенные в небе капельки воды во время или после дождя преломляют и разлагают солнечные лучи на разные цвета спектра. Таким способом раскрывается связь между конкретными и общеизвестными явлениями (в нашем случае — радугой) и законами и категориями науки.
ОписаниеОбъяснение неразрывно связано с описани-• ем. Под описанием понимается упорядоченное изложение процесса и результатов познания, уточняющее чувственный или мысленный образ познаваемого объекта. В различные периоды развития познания преобладали разные способы описания. Каузальное описание (лат. саша — причина, основание) представляет явление с точки зрения процессуальной: какие причины вызвали его появление или изменение, какое место данное явление занимает в нескончаемой цепи причинно-следственных связей. Гегель называл причину победным шествием субстанции, поскольку причина характеризует сущность следствия. Объект считается познанным, если выявлены причины, вызвавшие его появление.
Бытийственный, или онтологический, способ описания
предполагает предельно объективное раскрытие вещи как существующей независимо от человека, например, описание строения кровеносной системы, ее функций. В XX в. получает все большее распространение феноменологический способ описания, включающий в себя объяснение. Так, дополнив описание строения кровеносной системы объяснением химических процессов, происходящих в крови, мы получим феноменологический способ описания.
ПониманиеНеобходимость понимания возникает преимущественно тогда, когда объектом познания становятся явления культуры (произведения искусства, научные, философские или религиозные тексты, правовые нормы, жесты, мимика, словом все, что выражено в тех или иных языках культуры. Процедура понимания направлена также на выявление культурно-исторических смыслов, воплощенных в артефактах, т.е. искусственно созданных человеком объектах (здания, сооружения, технические устройства, дороги, произведения искусства и т.д.). Они являются носителями смысла, существующего благодаря целесообразной человеческой деятельности. Понимание связано с актами смыслополагания, смыслопорождения или придания человеком смысла предмету познания. Оно предполагает экспликацию, т.е. выявление смысла культурного феномена, идет ли речь об историческом познании, восприятии научного открытия или произведения искусства. А для этого необходимы мысленная реконструкция «исторического горизонта» произведения, «вживание» интерпретатора в духовный мир автора и воспроизведение этого мира.
В роли объединяющего начала, посредника между автором и интерпретатором текста выступает язык как особая реальность, внутри которой человек себя застает. Реальность мысли в значительной мере совпадает с реальностью языка, в стихии которого осуществляется понимание человеком результатов познания мира в целом и самого себя. Благодаря языку достигается и взаимопонимание между людьми, а значит, и познание ими друг друга. Будучи способом передачи опыта от поколения к поколению, язык обеспечивает возможность традиции, а диалог между различными традициями предполагает взаимопонимание, которое невозможно без общего языка. Традиция создает и условие понимания, и универсальную среду его развертывания. Ведь каждый человек формируется в уже сложившейся культуре с ее специфическим языком, воспроизводит ее в своей деятельности. Поэтому понимающий индивид предопределен традицией, в которую он первоначально встроен, и каждый акт понимания традиции — момент ее осуществления. Традиция является необходимой предпосылкой связи знаний, накопленных многими поколениями людей. Язык как носитель традиции — условие преемственности знаний, а значит, и производства новых знаний, прогресса познания.
Объекты природы сами по себе не обладают смыслом. Поэтому в научном познании преобладают такие формы представления знания, как объяснение и описание. Но для человека смыслом обладают не только языковые выражения, но и мир, в котором он живет, т.е. природа, общество, культура. Особенностью восприятия мира человеком является то, что он наделяет события природы некоторым смыслом, «видит» в них определенный смысл и подчиняет их законам этого смысла. Как отмечает современный французский философ Мерло-Понти(1908—1961), только благодаря нашему опыту мира, коммуникации и диалогу с ним мы воспринимаем, переживаем и постигаем вещи, природу и поведение другого как культурные объекты. Иными словами, мир воспринимается нами таким образом, как если бы он был создан и заключал в себе некоторую цель, был результатом сознательного творчества. Начиная с мифологической и религиозной форм постижения реальности, познающий субъект традиционно ищет в объектах и явлениях природы некоторое духовное начало, смысл, который может быть умопостигаемым. По образному выражению английского философа XVII в. ФрэнсисаБэкона (1561 —1626), знаки божественного всемогущества запечатлены на камне его творений. Современная наука уже не сопоставляет явления при-роды с божественным замыслом, как якобы «текстами», смысл которых она призвана постичь. И тем не менее она стремится не только объяснить, но и понять явления и процессы природы. Поэтому понимание и объяснение взаимосвязаны и дополняют друг друга в познавательном процессе. Было бы ошибочным считать, что понимание — область лишь научного познания. И в повседневной деятельности в процессе общения или в сложной житейской ситуации у нас возникает потребность понимания. Любой способ познания _ обыденное познание, наука, философия, искусство — в значительной степени стимулируется потребностью понимания смысла того или иного события, факта, поведения человека или его высказывания.
РефлексияРефлексия — размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний. Благодаря рефлексии поток психических актов и состояний, связанных с разнообразными событиями в жизни человека, становится рационально постигаемым, анализируемым и выражаемым в языке. С ее помощью достигается освоение мира культуры и продуктивных способностей человека, которые в ней воплощены. Осмысляя собственные действия, анализируя мышление, восприятие и другие формы познавательной деятельности, мы познаем и мир. Предметом рефлексии могут быть деятельность человека в ее утилитарно-практическом, эстетическом и нравственном измерениях; сознание во всех его проявлениях и познание.
Любой вид познания включает в себя рефлексию. В религии рефлексия выражается в исповеди. В нравственности рефлексия носит эмоционально-оценочный характер, где решающая роль принадлежит голосу совести. Оставаясь один на один со своей совестью, индивид ищет объяснения и оправдания своих поступков, оценивает их в категориях морального блага, добра и зла, чести и достоинства. Научная рефлексия предполагает критику полученного знания, способов и приемов познания, обоснованности результатов научного познания. Особое место занимает рефлексия в психологии, которая использует ее в качестве одного из важнейших методов познания личности.
В искусстве рефлексия обусловлена спецификой художественного творчества и восприятия произведения. Воспринимая произведение, индивид осознает свою причастность к его содержанию, отождествляет себя с ним и размышляет и сопереживает произведение в соответствии с заданными художником условиями или «правилами игры». Художественная рефлексия представляет собой единство понимания и оценки, переживания в образе произведения своего Я, идентификации с ним и отчуждения от него. Отчуждая себя от образа, отстраняясь от него, индивид понимает и произведение, и собственное состояние. Отождествляя себя с ним, он как бы открывает себя заново, глубже осознает и эмоционально переживает собственный опыт.
Для философии рефлексия — принцип мышления, направленный на осмысление собственных предпосылок. Любой род философствования включает в себя рефлексию. Великий философ античности Сократ(ок.470—399 до н.э.) считал достойными внимания лишь человеческие проблемы (благо, мудрость, справедливость, мужество и т.д.). Обратившись к анализу человеческого сознания, он поставил рефлексию в центр своей философии: «Познай самого себя». В эпоху средневековья Августин(354—430 гг.) в «Исповеди» рассматривает рефлексию как самый достоверный источник знания. Познавая самого себя, человек находит в своей душе истину и через нее приходит к Богу. : о <
В Новое время рефлексия понимается как проблема обоснования знания. В это время активно исследуются познавательные способности человека. Для Кантарефлексия — неотъемлемое свойство способности суждения. Благодаря рефлексии производится образование понятий. Она — всеобщее условие, конституирующее основания всякого знания. В XX столетии феноменология придает рефлексии фундаментальное методологическое значение. Характеризуя различные виды рефлексии, виднейший представитель этого направления немецкий философ Гуссерль(1859—1938)
выстраивает их в определенную иерархию. Низшей формой рефлексии он называет постижение индивидом собственных восприятий и представлений. Над ней возвышается рефлексия о рефлексии, т.е. осознание специфики самого этого феномена. Высшей формой рефлексии является трансцендентальная, в которой познается сущность вещей.
Рефлексия — важнейшая способность человека как мыслящего существа. Благодаря рефлексии — этого специфически человеческого проявления духовного мира, человек становится подлинным субъектом деятельности и познания. Она — свидетельство освобождения человека от жесткой зависимости от природы — внешней и внутренней и превращения его в субъект истории, способный противостоять природной стихии. Факты, накопленные в рамках археологии и истории, показывают: ранние произведения первобытного человека имели своим содержанием окружающий мир: животные, растения, орудия труда и т.д. Только по мере становления человека как особого разумного существа появляются произведения, в которых изображен сам человек, возникает и его способность рефлексии. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что человеческое в человеке в значительной мере связано с его обращенностью в свой внутренний мир, его самосознанием, самооценкой и самокритичностью.
Рассмотренные нами феномены человеческого познания указывают на определяющее значение объекта познания. Каждый из названных феноменов сопряжен с другими. Однако место рефлексии, понимания и объяснения в процессе познания зависит не только от объекта познания, но и от того, что понимается под объектом. А это последнее связано с мировоззренческими установками того или иного мыслителя: материализм абсолютизирует роль объяснения, герменевтика — понимания, феноменология и экзистенциализм — рефлексии.
Любое из философских направлений признает существование некоей реальности, являющейся объектом познания. Но чем доказывается это представление?
Оно основывается на показаниях наших органов чувств, утверждают одни.
Существование объекта устанавливается усмотрением разума, возражают другие.
Мне известны лишь показания органов чувств, но я сомневаюсь в возможности познания (а значит и существования) единой субстанции, которая лежит в основании объекта, вызывающего мои ощущения, — заявляют третьи.
Таким образом, проблема объекта познания неминуемо приводит нас к рассмотрению субъекта, возможностей и границ его познания.
Субъект познания
В процессе познания необходимо выделить роль субъективного фактора, т.е. те компоненты знания, которые невыводимы из объекта познания, но которые могут быть объяснены особенностями познающего субъекта. Некоторые мыслители прошлого были склонны абсолютизировать роль субъекта в познании. Например, И. Кантутверждал, что наше знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность дает от себя самой. При этом Кант понимает субъективность познания как такую способность, благодаря которой не субъект, познавая, открывает объективные законы, а, напротив, объект становится познаваемым по законам субъекта. Свою точку зрения Кант сравнивает со способом мышления, аналогичным гипотезе Коперника.(Напомню, что Коперник перевернул привычное видение мироздания, рассчитав математически, что не Солнце вращается вокруг Земли, а, напротив, Земля вращается вокруг Солнца).
В познании субъект и объект противостоят друг другу как постигающее и постигаемое. В процессе познания объект включается в опыт субъекта, отображается в нем. Объект независим от субъекта, так как его существование не определяется только тем, что в данный момент он является предметом познавательной деятельности человека. Но и субъект относительно независим от объекта, поскольку его деятельность активна, осмысленна и произвольна (в смысле свободы его воли относительно выбора объекта познания и стратегии его осуществления). Поэтому в объекте всегда остается нечто непознанное субъектом, а результат познания отмечен субъективными способностями познающего.
Поскольку познание возможно лишь на основе уже имеющегося знания, постольку субъектом познания является человечество в целом. Поэтому и продукты познания обнаруживают свою зависимость от родовых характеристик человека, его познавательных способностей, а также тех структур сознания, которые обусловливают формы познавательной деятельности, сохранение и трансляцию знаний последующим поколениям. К числу неустранимых атрибутов знания, обусловленных человеческой природой, относятся вера, убеждения, понимание, установка, этические аспекты и познавательные традиции. Их влияние обнаруживается во всех видах знания.
Вера предполагает, во-первых, способность признавать адекватность своих чувственных образов вещам и явлениям, а во-вторых, признавать в качестве истинных и не требующих обоснования те знания, которые получили выражение в письменных или устных высказываниях. Различают рациональную и иррациональную веру. Последняя является необходимым условием религиозного постижения ее объекта.
Убеждения — качественная характеристика знания, включающая твердую уверенность в его истинности, на основе которой формируются потребности и ценностные ориентации личности. Убеждения являются регулятором сознания и поведения личности, они побуждают ее действовать в соответствии с обусловленными ими ценностными ориентациями. В процессе познания убеждения играют положительную роль, поскольку позволяют исследователю защищать открытые им факты или концептуальные схемы, пробивать им дорогу. Но убеждения могут быть и консервативной силой, препятствующей становлению нового знания.
Установка — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и совершению определенных действий по отношению к ним. Она является осно-
вой его целесообразной активности. В познании установка дает о себе знать в выборе предпочтений относительно объекта познания, способов познания и характера интерпретации полученного эмпирического или теоретического знания.
Познавательные традиции. Традиции — элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся и передающиеся от поколения к поколению. Познавательные традиции складываются исторически и могут иметь различные проявления: предпочтения в выборе объекта, способов познания, отношение к инновациям, место науки и ученого в социальной иерархии и т.д.
В процесс познания включены все духовные способности человека: воля и фантазия, сознательное и бессознательное, интуиция и мышление, чувства и разум. В «Краткой философской энциклопедии» (М., 1994. С. 349) познание определяется как «усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины». В этом определении, как видим, выделяется прежде всего чувственное познание.
ЧувственноеЧувственное познание осуществляется в не-познаниепосредственном взаимодействии человека с внешним миром. Его результатом являются наглядные образы вещей и процессов, доступных для их восприятия органами чувств. Простейшая исходная форма чувственного познания — ощущения. Они — единственный источник знаний человека, обеспечивающих его непосредственную связь с миром. В XIX в. было экспериментально доказано, что свойственная конкретным органам чувств специфическая реакция вызывается любым стимулом — как специфическим, так и неспецифическим. Так, луч света либо механический или электрический раздражитель глаза вызывают одну и ту же реакцию — ощущение света. Получается, что источником информации о мире являются свойства органов чувств или мозга, а не свойства объекта. Последующее развитие науки показало несостоятельность этой точки зрения, вошедшей в историю как «физиологический идеализм». Действительно, образ ощущений формируется в зависимости от органов чувств. Но строение органов чувств соответствует физическим характеристикам объекта восприятия, представляет собой специфическую модель внешних воздействий, и именно тех, которые жизненно важны для человека как живого существа. Однако между свойствами внешнего мира и ощущениями не существует тождества. Есть ощущения, являющиеся прямым порождением физико-химических свойств природы (обоняние, вкус). Существуют ощущения, косвенно свидетельствующие о физико-химических свойствах воспринимаемых объектов. (Например, ощущение белого цвета — результат взаимодействия органа зрения и всех волн спектра света, а ощущение синего — результат разложения луча и выделения одной из его волн).
Названные свойства ощущений позволили английскому философу Нового времени Джону Локкувыделить первичные и вторичные качества. Под первыми он понимал такие чувственные образы, которые возникают непосредственно под влиянием внешнего мира и принципиально не отличаются от него. Под вторыми — чувственные образы, являющиеся результатом активности органов чувств и отличающиеся от свойств воспринимаемого предмета. Подчеркнем, что концепция первичных и вторичных качеств не только прояснила некоторые аспекты познавательного процесса, но и создала дополнительные гносеологические проблемы. Суть проблемы состоит в том, что в локковском понимании не существует первичных качеств, существуют только вторичные качества, и это убедительно доказал Джордж Беркли.Он подчеркивал, что и объем, и форма предметов (качества, которые Локк считал первичными) не даются в наших ощущениях в их истинном виде: стол, который мы видим под определенным ракурсом, не имеет форму прямоугольника, а имеет форму неправильного четырехугольника. Его размер больше, если мы воспринимаем стол с близкого расстояния, и меньше — если мы воспринимаем его с далекого расстояния. Это показывает, что образы ощущений в принципе неотделимы от особенностей человеческой чувственности, несут на себе печать субъективных способностей человека.
Ощущения — продукт взаимодействия человека и природы и генетически, и процессуально. Об этом свидетельствуют, в частности, пороги ощущений: нижний порог— минимальное воздействие, воспринимаемое органами чувств; верхний порог — максимальное воздействие, лежащее на грани болевых ощущений; дифференциальный порог — способность установить минимальные различия воспринимаемых воздействий.
На основе ощущений строятся восприятия, т.е. целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром. Восприятие целостно и осмысленно. «Глаз «видит» даже отсутствующие детали, если они по смыслу подходят к общей картине, а если какие-либо детали не имеют смысла, он их не видит»,— так характеризует эту особенность восприятия современный английский ученый и философ М. Полани (В кн.: Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1975. С. 201). В восприятии синтезируются разнообразные ощущения и сознание, основанное на вовлечении нового впечатления в систему уже имеющихся знаний. Поэтому психологическим механизмом восприятия является распознавание образов. Это предполагает наличие некоторых знаний, чувственного опыта, а также перцептивного научения, т.е. формирования навыков организации разрозненных впечатлений в некое единство. Установлено, например, что восприятие контурных рисунков знакомых предметов или даже их фотографий оказывается весьма затруднительным для представителей племен с низким уровнем развития. Антропологи убедились в условности и сложности того класса знаков, которые возникают в процессе развития живописи или фотографии. Контурный рисунок собаки на белой бумаге вызывают ассоциации, весьма сильно отличающиеся от тех, которые возникают при зрительном восприятии реальной собаки. То, что для цивилизованного человека совершенно недвусмысленно представляется лошадью, представителю племени банту может показаться чем-то таинственным. Это говорит о том, что формирование способности восприятия обусловлено не только генетически, естественным развитием человека как живого существа, но и социально. Так, практическая деятельность приводит к преимущественному совершенствованию тех видов восприятия, которые ее обслуживают. Ткач различает до десяти оттенков черного цвета, а музыкант улавливает тончайшие нюансы звучаний. Увеличение разрешающей способности восприятия имеет также техническое обеспечение. Благодаря открытиям в науке и технике создается возможность улавливать чрезвычайно удаленные геологические колебания, фиксировать изменения температуры тела в 0,0001 градуса, обнаруживать присутствие человека на расстоянии 0,5 км только благодаря излучаемому им теплу, а электронный микроскоп способен увеличить изображение предмета в 2 млн. раз, что позволяет наблюдать некоторые молекулы.
Представление— чувственно-наглядный образ, свободно сохраняемый в памяти и произвольно (или непроизвольно) воспроизводимый в сознании. Сохраняя своеобразие индивидуального опыта, представления тем не менее содержат в себе момент обобщения. Это позволило немецкому философу Гегелю(1770—1831) усматривать в представлении границу между созерцанием и мышлением.
Таким образом, чувственное познание, обеспечивая связь сознания человека с внешним миром и являясь единственным источником наших знаний о мире, создает необходимые предпосылки получения знания. Можно ли на этом основании утверждать, что оно является безошибочным, самодостаточным и способно составить базис всех других видов знания?
В истории философии существовал взгляд на чувственное знание как на главную форму достоверного знания. Сенсуализм стремился вывести все содержание знания из показаний органов чувств. Следствием такой концепции явилось недоверие к теоретическому знанию и в конечном счете к познанию вообще. Неслучайно виднейший представитель этого направления Джон Локк(1632—1704) вынужден был признать, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Действительно, роль чувственного знания, несмотря на его значимость в познавательном процессе, не может быть абсолютизирована по следующим причинам. Во-первых, оно является осмысленным и, следовательно, не может быть обособлено от рационального. Во-вторых, оно может быть ошибочным (возможные ошибки восприятия установлены и объяснены психологией) и, следовательно, не может рассматриваться в качестве базисного. В любом случае чувственное познание необходимо дополняется и получает свое завершение в рациональном.
Рациональное Рациональное познание покоится на спо-познание собности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления — рассудок и разум. Рассудок — тип логического мышления, который оперирует данными опыта в пределах сложившихся знаний в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жесткая определенность, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям, в особенности при решении утилитарных задач. Ему свойственна негибкость, категоричность, неспособность выйти за рамки четко определенной задачи.
Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нетривиальных, нестандартных, творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и подвергать суду критики собственные решения. Основное отличие разума — выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов. Важно, однако, подчеркнуть, что рассудок дополняет разум, выполняя рутинную нетворческую работу мышления.
Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление— процесс познавательной деятельности, для которого характерны создание обобщенных, опосредованных
образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт (в том числе и осмысленный ранее). Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существенные признаки. Оно осуществляется в теснейшей связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основные формы мышления — понятие, суждение, умозаключение.
Понятие— узловая форма мышления, отражающая конкретно-всеобщую природу или «общий тип» определенного рода явлений, синоним понимания сути дела. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их общих существенных признаках. Понятие — исходный момент движения мысли, создающий «стартовые условия» всего мыслительного процесса. Формированием обогащенного, развернутого, развитого понятия завершается мыслительный процесс, обобщив ряд суждений и умозаключений.
Суждение— форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами или факт их существования. Грамматически суждение выражается в повествовательном предложении. Его особенностью является то, что суждение имеет истинностное значение, т. е. как бы претендует на установление истины. Однако в суждении может быть выражена и истина, и заблуждение; и правда, и ложь.
Умозаключение — логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.
Роль рационального познания абсолютизировал рационализм. Его представители (Декарт, Лейбниц, Гегель и др.) утверждали, что всеобщие истины невыводимы из содержания чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из мышления. Несостоятельность такой односторонней оценки отмечали многие мыслители. Например, Кант подчеркивал, что ни одну из познавательных способностей человека нельзя преувеличивать, так как без чувственности предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить.
ЛичностноеВ познании есть момент узнавания (рас-знаниепознавания образов) и открытие неизвестного. Познание как бы распадается на воспроизводство и укрепление старого знания (узнавание) и производство нового. Распознавание предполагает идентификацию познаваемого объекта с предшествующим опытом, а установление различий между ними создает предпосылки приращения знания. Отсюда — роль личностного знания в познавательном процессе. В истории философии его значение долгое время не исследовалось. Традиционно считалось, что объективность результатов познания требует абстрагирования от личностных моментов. Современная гносеология учитывает роль личностного знания, психологических факторов и механизмов его производства. Английский ученый и философ МайклПолани (1891-1976) посвятил одну из своих работ преодолению ложного идеала деперсонифициро-ванного знания как якобы единственно объективного. Его концепция неявного знания строилась на предположении, что существуют два вида знания: одно знание концентрируется на понимании предмета как целостности, которая не зависит от нас и наших потребностей; другое знание исходит из представления о том, какой цели исследуемый объект служит в составе той целостности, частью которой является сам познающий субъект. Второй вид знания Полани определял как неявное. Именно неявное, скрытое знание является основанием логических форм познания, утверждал Полани. Названные два вида знания — центральное, или явное, и периферическое, или неявное, находятся в отношениях дополнительности. Эмпирический базис неявного знания составляют неосознанные восприятия и ощущения. Благодаря тому, что информация, получаемая через органы чувств, значительно богаче той, что проходит через сознание, человек знает больше, чем может сказать. Неявное знание личностно и любой термин науки нагружен неявным знанием, имеет не только объективное значение, но и личностный смысл. Полани подчеркивал, что, «будучи человеческими существами, мы неизбежно вынуждены смотреть на Вселенную из того центра, что находится внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями человеческого общения. Всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице». (Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985. С. 20.)
В качестве личностных факторов, формирующих познавательный образ, Полани называет личностную избирательность и индивидуальные особенности восприятия. Существенное место занимает и эмоциональная составляющая процесса познания: «Личностная причастность познающего субъекта тому процессу познания, которому он вверяет себя, осуществляется в порыве страсти... Поэтому попытка элиминировать человеческую перспективу из нашей картины мира ведет не к объективности, а к абсурду». (Там же. С. 299).
Исследование познавательных возможностей человека опрокинуло традиционную точку зрения и на отношение между чувственным образом и объектом. Философы руководствовались представлением, что мир и его образ в нашем сознании тождественны. С развитием философской мысли и накоплением знаний все более актуальным становился вопрос о границах познавательных возможностей человека: что человек знает и что он может знать о мире. Это вопрос об отношении между осознаваемым и осознанным. В Новое время вопрос о познавательных способностях человека занял центральное положение в теории познания. Например, Фрэнсис Бэконуказывает на врожденные особенности человеческого восприятия действительности как на причины, препятствующие адекватному познанию природы. Он называл их «идолами», которые делают человеческий разум подобным кривому зеркалу, смешивающему собственную природу и природу вещей. Бэкон отмечает также плохое или неправильное использование слов, которое приводит людей к смятению и вызывает споры, создавая помехи познанию.