СЕМИНАР 2. «Современная живопись России (середина 1960-х - начала 2000-х гг.)»
1. Искусство «шестидесятников»: продолжение творческого пути старшего поколения советских художников, живопись «сурового стиля» и ее развитие.
2. Искусство «семидесятников» Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестеровой, О.В. Булгаковой, А.Г. Ситникова и др.
3. Искусство парадного и салонного портрета, обращение к традициям академического искусства и исторической ретроспективе в творчестве А.М. Шилова, А.С. Глазунова.
4. Современная иконопись и храмовые росписи. Архимандрит Зинон и другие художники-иконописцы.
5. «Второй русский авангард». Нонконформисты.
6. Современные жанры и течения изобразительного искусства: гиперреализм, сюррреализм, минимализм, реди-мейд, инсталляция, кинетическое искусство, перформанс, хэппенинг, боди-арт, видео-арт и др.
Литературу по истории живописи см. в данной программе, а также:
История русской живописи. Вторая половина XX века. - М., 2007.
Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: русская живопись: от иконописи до авангарда). - СПб.; М., 2007.
Русская живопись: энциклопедия. - М., 2003.
Русское искусство: иллюстрированная энциклопедия. Архитектура. Графика. Живопись. Скульптура. Художники театра. - М., 2001.
Величайшие гении русского искусства. Мастера живописи, графики, скульптуры и архитектуры XVIII - XX в. - М.; СПб., 2007.
Кутейникова, Н.С. Иконописание России второй половины XX века: учеб. пособ./ Н.С. Кутейникова. - СПб., 2005.
Степанян, Н.С. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х/ Н.С. Степанян. - М., 1999.
Котович, Т.В. Энциклопедия русского авангарда/Т.В. Котович. - Минск, 2003.
Нет! - и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов. - Варшава, 1994.
Нонконформисты. Второй русский авангард (1955-1988). - Бонн, 1996.
Концептуализм. Новое искусство. ХХ век. - М., 1994.
Соц-арт. Новое искусство. ХХ век. - М., 1994.
Козлова, О. Фотореализм/ О. Козлова. - М., 1994.
Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней). - СПб., 2006.
Андреева, Е.Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX – начала XXI века / Е.Ю. Андреева. – СПб., 2007
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Особенности культуры рубежа ХIХ-ХХ веков. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль. Литературные течения.
Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX вв.
Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
Архитектура в конце XIX - начале XX веков.
Живопись мастеров московской школы рубежа XIX-XX веков: А.Е. Архипов, А.С. Степанов, С.В. Иванов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин. Л.О. Пастернак, Н.П. Богданов-Бельский.
Творчество А.П. Рябушкина.
М.В. Нестеров - представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
Импрессионизм и декоративность в творчестве К.А. Коровина.
В.А. Серов в поиске новых путей живописи.
М.А. Врубель - родоначальник символизма в русском искусстве.
Мир искусства»: этапы и характер деятельности. Станковое и театрально-декоративное искусство, журнальная графика и литературная иллюстрация. А.А. Бенуа - лидер художественного объединения. «Старшее» поколение организаторов «Мир искусства» рубежа 1890-х - 1900-х гг. и его участников.
Ведущие художники «второго призыва» в возрожденном «Мире искусства» 1910-х гг.: Н.К. Рерих и Б.М. Кустодиев. Элементы неоакадемизма в творчестве участников позднего «Мира искусства». З.С. Серебрякова. В.И. Шухаев и А.Е. Яковлев. Б.Д. Григорьев.
Творчество И.Э. Грабаря. «Союз русских художников» и развитие пейзажной живописи. Другие жанры в творчестве «союзников».
Вторая волна символизма» в русской живописи. В.Э. Борисов-Мусатов и художники «Голубой розы».
Творчество К.С. Петрова-Водкина.
Художественное объединение «Бубновый валет»: П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн, В.В. Рождественский. Активный деятель русского авангарда Д.Д. Бурлюк.
Художественное объединение «Ослиный хвост». М.Ф. Ларионов. Н.С. Гончарова.
Особенности художественного процесса и авангарда в искусстве 1910-х годов. Движение К.С. Малевича к беспредметности в искусстве. Его сподвижники и последователи И.В. Клюн и И.А. Пуни.
В.Е. Татлин - один из вожаков русского авангарда.
Амазонки» русского авангарда: Л.С. Попова, О.В. Розанова, Н.А. Удальцова, А.А. Экстер.
Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В. Кандинский. Эволюция его творчества от предметности к беспредметности.
Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском в творчестве М.З. Шагала. Своеобразие живописи П.Н. Филонова.
Декоративно-прикладное искусство в конце XIX - начале XX веков.
Скульптура в конце XIX - начале XX веков.
Государственная политика в области культуры, особенности духовной и художественной жизни страны в 1917-1930-е гг.
Народное образование, наука и техника в 1917-1930-е гг.
Музыкальная культура, театр и кинематограф в 1917-1930-е гг.
Первые произведения советского искусства. Революционный жанр, графика и плакат первых лет советской власти.
Портрет в живописи 1917-1930-х гг.
Пейзаж и натюрморт в живописи 1917-1930-х гг.
Сюжетно-тематическая картина в живописи 1917-1930-х гг. Древнерусские и национальные традиции в творчестве художников этого времени.
Разнообразие школ и направлений в русском авангарде 1917-1930-х гг. Участие авангардистов в праздничном оформлении городов, их влияние на искусство плаката. Деятельность А.М. Родченко, А.А. Экстер, В.Е. Татлина.
Витебский Ренессанс». Творчество, преподавательская, организационная деятельность М.З. Шагала, К.С. Малевича, Л.М. Лисицкого. Музей авангардного искусства и Государственный институт художественной культуры.