Дворцово-парковый ансаmбль версаля
В 1630 году король Франции Людовик XIII в маленьком городке Версаль возвел небольшой замок для охотничьих забав. Его сын, наследник и следующий король Франции Людовик XIV захотел построить здесь прекрасный дворец - символ своей мощи и превосходства. Он захотел подчинить себе природу, преобразить ее, упорядочить.
И, конечно, новая резиденция должна была быть самой лучшей, самой неповторимой. Только недавно король восхитился новым владением своего министра Фуке: дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт поразил его красотой, пышностью, парадностью, великолепием. Поразил, восхитил и больно уязвил Короля-Солнце. Строительство Версаля король поручил тем же исполнителям, которые работали над Во-ле-Виконтом: архитектору Лево (после смерти его сменил Монсар), декоратору Лебрену и садовнику Ленотру. Работы были начаты в 1661 году и продолжались довольно долго, до 80-х годов.
Лево строил большой дворец из светлого камня с элементами дорического стиля. Двухэтажный замок располагается на террасе, на итальянский манер, украшенной балюстрадой с декоративной скульптурой и вазами.
При следующем архитекторе, Монсаре, дворец принял современный вид: большие и малые апартаменты, часовня, оперный зал, Зеркальная галерея, зал Войны и зал Мира. Великолепная Зеркальная галерея имеет гармоничные пропорции, ее длина 73 метра, она богато декорирована зеркалами; в праздники и во время церемоний ее освещали три тысячи свечей! А в королевский праздничный день Святого Людовика утреннее восходящее солнце освещало галерею.
В построенном парке хорошо прослеживались основные принципы работы Ленотра:
· - дворец и сад расположены на одной центральной оси;
· - строгое соподчинение элементов парка, партеров, газонов, бассейнов, перспектива, уходящая в небо;
· - главная ось подчеркивается аллеями деревьев;
· - второстепенные оси парка готовят для посетителей неожиданности и сюрпризы, спрятанные в боскетах;
· - одна из главных ролей отводится воде, это и отражение неба в зеркалах бассейнов, и бьющие струи многочисленных фонтанов;
· - античные нотки в декоре, в основном это скульптурные изображения античных богов в статуях и фонтанах.
Дворец стоит на широкой террасе, протянувшейся по фасаду на 670 метров, доминантой здесь является Водный партер, украшенный статуями, символизирующие главные реки Франции. Здесь начинается главная продольная ось парка. Дальше ступени спускаюся к бассейну Латоны, матери Апполона и Дианы. Дальше большой газонный партер Зеленый Ковер протянулся до бассейна Апполона и большому каналу.
Первая поперечная ось парка ведет с одной стороны к оранжерее и озеру Швейцерцев, с другой к Водной аллее с двадцатью-двумя фонтанами-бассейнами, украшенными многочисленными бронзовыми фигурами, и далее к бассейну Нептуна.
С каждой стороны от центральной аллеи все боскеты прячут внутри себя приятные сюрпризы: скульптура, колоннады, фонтаны, водные каскады. Например, боскет Королевы скрывает в себе лабиринт с 39 фонтанами. Внутри большого боскета Сад Короля в 1818 году был разбит небольшой сад в модном английском пейзажном стиле, композиции из лиственных и хвойных деревьев и кустарников основаны на контрасте цвета, форм, осенней окраски листьев, сроков цветения видов, представляют собой куртины свободных очертаний.
Ниже вторая поперечная линия парка ведет с одной стороны к зверинцу, ныне не сохранившемуся, с другой стороны к Большому Трианону.
Парк Версаля занимает площаль 815 гектар, он включает собственно большой парк с дверцом, и малый парк с дворцом Трианоном.
Несомненно, особое очарование и праздничность парку Версаля придают водные устройства. Воду для них подвели из реки Марли. Ленотр тщательнейшим образом проработал рельеф парка так, что к десяткам тысяч фонтанов вода подавалась под естественным давлением! Работающие фонтаны создают неповторимую атмосферу торжественного праздника, а с вечерней подсветкой и музыкальным сопровождением превращают парк в настоящее сказочное представление.
Большой Канал, имеющий крестообразную форму, был создан для водных забав: катаниях на лодках и гандолах, водных фейерверков. Его длина составляет 166 метров, а ширина поперечной оси 1000 метров. Канал также является результатом грандиозных осушительных работ при постройке парка, местность изначально была достаточно болотистой.
После Людовика XIV в Версале жили Людовик XV и Людовик XVI.
Революция не пощадила Версаль. Его партеры были превращены в овозные огороды, а Огород Короля стал ботаническим садом. Только при Луи-Филиппе Версаль восстановили, и он стал музеем славы Франции.
Большой Трианон.
Дворец Большой Трианон построил архитектор Монсар в 1687 году. Это очень элегантный дворец из светлого камня, с перистилем, с калонами из розового и зеленого мрамора. Людовику XIV очень нравился Большой Трианон, он любил здесь отдыхать.
Прилегающий парк был создан Ленотром и Монсаром, он в миниатюре повторяет большой парк Версаля. Партеры и два бассейна обрамлены цветниками, боскеты украшают мраморные скульптуры античных богов, фонтан любви добавляет очарования этому саду.
В саду Большого Трианона Людовик XV создал зверинец и ботанический сад, в котором было высажено четыре тысячи растений, большую часть которых составляли экзотические растения, а в теплицах выращивали ананасы, кофе, фиговые деревья и другие растительные новинки. Этот сад был разрушен Марией-Антуанеттой.
Малый Трианон
Королева Мария-Антуанетта любила проводить время в Малом Трианоне. Здание малого дворца было построено в 1768 году архитектором Анжем Габриелем по желанию короля Людовика XV для его фаворитки Мадам Де Помпадур. После ее смерти, следующая фаворитка короля, Мадам Дю Барри, занимала его до 1774 года.
В 1774 году Людовик XVI отдал Малый Трианон Марии-Антуанетте. Растения из ботанического сады были перевезены в Париж в Сад Короля (сейчас это Сад Растений), чтобы освободить территорию для живописного сада, по желанию новой владелицы.
Архитектор Мик Ришар и садовник Клод Ришар создали сад свободной планировки с речкой и прудом. На острове стоит Храм Амура, на него открывается вид из покоев королевы. На берегу пруда построен павильон Бельведер, имеющий в плане восьмиугольный силуэт. Наподалеку романтичный грот с пещерами. Мария-Антуанетта вела здесь более свободную жизнь, чем в Версале, она устраивала приемы и праздники, и сам король бывал часто приглашен на обеды и ужины в Малый Трианон, но на ночь он удалялся в Версаль.