Изучение препаратов, муляжей и рисунков художников. Значение пластической анатомии

УДК 7(075.8) ББК 85.1О0.62к73

ISBN 985-425-570-0 СУО «ВГУ нм. П.М. Машерона». 20М

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 4

ЛЕКЦИЯ 1. Введение в пластическую анатомию. Анатомиче­
ская терминология. Общее понятие о скелете............. 5

ЛЕКЦИЯ 2. Скелет- головы. Череп, его разделение на мозговой
череп и лицевой. Швы крыши черепа. Лицевой
угол......................................................................................... 11

ЛЕКЦИЯ 3. Мышцы головы. Мышцы жевательные и мимиче­
ские. Пластическая анатомия органов чувств: уха,
глаза, носа. Особенности строения лба, щек, рта,
подбородка. Борозды и складки головы...................... 20

ЛЕКЦИЯ 4. Общие сведения о строении костей (остеология).
Строение суставов и их классификация. Пластиче­
ская анатомия скелета туловища.................................. 37

ЛЕКЦИЯ 5. Пластическая анатомия скелета свободной верхней

конечности. Скелет свободной нижней конечности .. 51

ИРьГТПЛЯ С\ Ofiiimn vuituue <r» .......................... ппч» (uun г*л1-1««\ Tlnq^TMUACi/aa

анатомия мышц шеи и туловища................................... 67

ЛЕКЦИЯ 7. Положение и функция мышц верхней конечности.
Мышцы ягодичной области. Мышцы нижней ко­
нечности ............................................................................... 79

ЛЕКЦИЯ 8. Положение и движение тела. Центр тяжести. Общее

учение о пропорциях. Оси фигуры человека............. 93



ВВЕДЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1



Общеизвестно, что существенное положение в процессе профессио­нальной подготовки художника-педагога занимает изучение пластической анатомии человека. Это место определяется тем значением, которое имеет знание анатомии для студента и помогающее ему правдиво изображать фигуру человека, находить характерные черты позирующей модели, дос­тигать необходимого портретного сходства.

Курс лекций «Пластическая анатомия» рассчитан на студентов II курса художественно графического факультета. В связи с сокращением лекционных и практических занятий курса пластической анатомии (всего один семестр и 16 лекционных часов), автор решил представить рефера­тивное настоящее пособие студентам, обучающимся рисунку, живописи, скульптуре, графике и декоративно-прикладному искусству на факультете, так как определенный, нужный фактический материал по предмету, на­правляет внимание на то, как научиться понимать ианализировать, как в данной модели отделить характерные для нее черты строения от второсте­пенных деталей, как «читать» рельеф поверхности тела и его изменения, «игру» мышц в момент движения.

Корректируя главы и несколько сдвигая их в последовательности (а это связано с натурными постановками по рисунку и живописи) после бводкои лекции следует изучение закономерностей строения головы — че­репа, учение о мышцах, покрывающих его и частей лица. И только после этого излагается материал о закономерностях строения скелета, мышц, ос­новных сведений о пропорциях и осях построения, сознательно отказыва­ясь от изложения раздела истории пластической анатомии.

В учебном издании максимально сокращены латинские анатомиче­ские термины, а их русские эквиваленты - опорные анатомические точки построения в тексте - выделены темным курсивом.

Курс лекций содержит большое количество иллюстраций (57), кото­рые заимствованы из ряда современных отечественных и зарубежных ис­точников (Школа изобразительного искусства III—IV т.т.; СВ. Тихонов -рисунок; X. Фениш - карманный атлас анатомии человека; М. Дюваль -анатомия для художников), может быть использован для самостоятельного изучения курса пластической анатомии студентами заочной и дневной форм обучения.

ВВЕДЕНИЕ В ПЛАСТИЧЕСКУЮ АНАТОМИЮ.

АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЕЛЕТЕ

Анатомия, как указывает этимология слова (греч. anatome - рассече­ние), наука, изучающая строение составных частей тела (мышц, костей, су­хожилий, связок, внутренностей и т.д.), которые мы отделяет друг от друга рассечением для дальнейшего исследования формы, отношения и связи. Раз­личают сравнительную анатомию, где рассматриваются аналогии и разли­чия органов у животных различных классов; анатомию хирургическую или топографическую - выясняется взаимное расположение органов - знания, необходимые врачу и хирургу; возрастную анатомию - рассматривается процесс развития индивида: когда анатомия имеет дело с изучением нор­мального, здорового организма, она называется нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, исследующей больной организми болезненные изменения его органов; изучение расположения и строения ор­ганов, которые определяют внешние формы тела - это анатомия пластиче­ская или анатомия форм, или анатомия для художников.

Под пластической анатомией подразумевается совокупность тех не­обходимых знаний, которые может получить для своего искусства худож­ник, пользуясь материалами, добываемыми в науке при рассечении тела, это наука, изучающая особенности человеческого тела в статике и динами­ке во взаимосвязи с окружающей средой.

Пути изучения пластической анатомии.

Изучение живой натуры.

Изучение мертвой натуры (препарирование трупа).

Изучение произведений искусств, классического наследия.

Изучение препаратов, муляжей и рисунков художников. Значение пластической анатомии.

1) Дает возможность выявить особенности строения человеческого телаи
связать его с особенностями характера, черт натуры:

a) психология портрета, где форма строит характер;

b) связь внутренней сути с внешней;

Наши рекомендации