Изучение препаратов, муляжей и рисунков художников. Значение пластической анатомии
УДК 7(075.8) ББК 85.1О0.62к73
ISBN 985-425-570-0 СУО «ВГУ нм. П.М. Машерона». 20М
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 4
ЛЕКЦИЯ 1. Введение в пластическую анатомию. Анатомиче
ская терминология. Общее понятие о скелете............. 5
ЛЕКЦИЯ 2. Скелет- головы. Череп, его разделение на мозговой
череп и лицевой. Швы крыши черепа. Лицевой
угол......................................................................................... 11
ЛЕКЦИЯ 3. Мышцы головы. Мышцы жевательные и мимиче
ские. Пластическая анатомия органов чувств: уха,
глаза, носа. Особенности строения лба, щек, рта,
подбородка. Борозды и складки головы...................... 20
ЛЕКЦИЯ 4. Общие сведения о строении костей (остеология).
Строение суставов и их классификация. Пластиче
ская анатомия скелета туловища.................................. 37
ЛЕКЦИЯ 5. Пластическая анатомия скелета свободной верхней
конечности. Скелет свободной нижней конечности .. 51
ИРьГТПЛЯ С\ Ofiiimn vuituue <r» .......................... ппч» (uun г*л1-1««\ Tlnq^TMUACi/aa
анатомия мышц шеи и туловища................................... 67
ЛЕКЦИЯ 7. Положение и функция мышц верхней конечности.
Мышцы ягодичной области. Мышцы нижней ко
нечности ............................................................................... 79
ЛЕКЦИЯ 8. Положение и движение тела. Центр тяжести. Общее
учение о пропорциях. Оси фигуры человека............. 93
ВВЕДЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1
Общеизвестно, что существенное положение в процессе профессиональной подготовки художника-педагога занимает изучение пластической анатомии человека. Это место определяется тем значением, которое имеет знание анатомии для студента и помогающее ему правдиво изображать фигуру человека, находить характерные черты позирующей модели, достигать необходимого портретного сходства.
Курс лекций «Пластическая анатомия» рассчитан на студентов II курса художественно графического факультета. В связи с сокращением лекционных и практических занятий курса пластической анатомии (всего один семестр и 16 лекционных часов), автор решил представить реферативное настоящее пособие студентам, обучающимся рисунку, живописи, скульптуре, графике и декоративно-прикладному искусству на факультете, так как определенный, нужный фактический материал по предмету, направляет внимание на то, как научиться понимать ианализировать, как в данной модели отделить характерные для нее черты строения от второстепенных деталей, как «читать» рельеф поверхности тела и его изменения, «игру» мышц в момент движения.
Корректируя главы и несколько сдвигая их в последовательности (а это связано с натурными постановками по рисунку и живописи) после бводкои лекции следует изучение закономерностей строения головы — черепа, учение о мышцах, покрывающих его и частей лица. И только после этого излагается материал о закономерностях строения скелета, мышц, основных сведений о пропорциях и осях построения, сознательно отказываясь от изложения раздела истории пластической анатомии.
В учебном издании максимально сокращены латинские анатомические термины, а их русские эквиваленты - опорные анатомические точки построения в тексте - выделены темным курсивом.
Курс лекций содержит большое количество иллюстраций (57), которые заимствованы из ряда современных отечественных и зарубежных источников (Школа изобразительного искусства III—IV т.т.; СВ. Тихонов -рисунок; X. Фениш - карманный атлас анатомии человека; М. Дюваль -анатомия для художников), может быть использован для самостоятельного изучения курса пластической анатомии студентами заочной и дневной форм обучения.
ВВЕДЕНИЕ В ПЛАСТИЧЕСКУЮ АНАТОМИЮ.
АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЕЛЕТЕ
Анатомия, как указывает этимология слова (греч. anatome - рассечение), наука, изучающая строение составных частей тела (мышц, костей, сухожилий, связок, внутренностей и т.д.), которые мы отделяет друг от друга рассечением для дальнейшего исследования формы, отношения и связи. Различают сравнительную анатомию, где рассматриваются аналогии и различия органов у животных различных классов; анатомию хирургическую или топографическую - выясняется взаимное расположение органов - знания, необходимые врачу и хирургу; возрастную анатомию - рассматривается процесс развития индивида: когда анатомия имеет дело с изучением нормального, здорового организма, она называется нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, исследующей больной организми болезненные изменения его органов; изучение расположения и строения органов, которые определяют внешние формы тела - это анатомия пластическая или анатомия форм, или анатомия для художников.
Под пластической анатомией подразумевается совокупность тех необходимых знаний, которые может получить для своего искусства художник, пользуясь материалами, добываемыми в науке при рассечении тела, это наука, изучающая особенности человеческого тела в статике и динамике во взаимосвязи с окружающей средой.
Пути изучения пластической анатомии.
Изучение живой натуры.
Изучение мертвой натуры (препарирование трупа).
Изучение произведений искусств, классического наследия.
Изучение препаратов, муляжей и рисунков художников. Значение пластической анатомии.
1) Дает возможность выявить особенности строения человеческого телаи
связать его с особенностями характера, черт натуры:
a) психология портрета, где форма строит характер;
b) связь внутренней сути с внешней;