В начальных классах по системе Р.Н. Бунеева

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-

ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется при-

менением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями

- запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит

в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты.

Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями явля-

ется , на мой взгляд, неверное построение работы с такими словами . В учебниках русского языка

Р.Н.Бунеева «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно . При изучении таким образом, написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить , какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству , контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

Программой начальных классов определен тот минимум слов, написание которых учащие-

ся должны усвоить. По системе Р.Н.Бунеева таких слов около 400. Мы со своей коллегой, учите-

лем начальных классов И.А.Семёновой все слова распределили по небольшим группам и каждую из них изучаем с детьми четыре-пять уроков подряд. За это время работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:

  1. Первоначальное знакомство с группой слов, выявление общих черт этих слов.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слов.
  3. Проверка усвоения написания группы слов.

Покажу на примере изучение одной из групп .

Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ ( 1 класс)

1-й день ( знакомство с группой слов)

На доске висят изучаемые слова, но они закрыты от учащихся.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новую группу слов с непроверяемыми гласными. Давайте

попробуем отгадать , что это за слова. Первое слово зашифровано в виде ребуса: 40 А . (сорока)

Правильно. Сорока – это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая ха-

рактерный крик – стрекотание. ( вывешивается картинка с изображением сороки). Своё имя сорока получила от исходного слова сорка , передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой. А кого ещё можно назвать «сорокой»? ( человека, который

много говорит). Как же пишется это слово? ( открывается написанное слово ) Какую непроверяемую гласную надо запомнить в этом слове? ( первую О ) Прочитайте хором это слово орфографически , то есть по слогам , как пишется ( СО-РО-КА). Запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

Теперь отгадайте загадку: Окраской – сероватая.

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она ? ( ворона)

Это птица с черно-серым оперением, родственная ворону. ( вывешивается картинка вороны).

Ворона и ворон родственны слову вороной «чёрный». Птиц назвали так за чёрное оперение.

Вороной еще называют рассеянного и невнимательного человека. Как пишется это слово?

(открывается слово). Какую букву надо запомнить? ( первую гласную О) Прочитайте слово ор-

фографически. Запишите его в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную, поставьте ударение.

Послушайте текст и скажите, о ком идёт речь. «Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом по-

махивает: мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее – молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного, сладкого молока. (По Е.Чарушиной)»(корова) Это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.( вывешивается

картинка коровы) Своё название корова получила по наличию рогов : от латинского кор – «рог», корна –«рогатая». Как же пишется это слово? ( открывается слово) Какую букву надо запомнить?

( первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте ударение,

подчеркните безударную гласную.

И последнее слово – снова отгадайте загадку : Маленький мальчишка в сером армячке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует. ( воробей)

Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.

( вывешивается картинка ) Воробей назван так по своему чириканью, от звукоподражательного

вор – « воркует, издаёт переливчатые звуки». Как пишется это слово? ( открывается слово) Какую

букву надо запомнить в этом слове? ( безударную гласную О) Прочитайте слово хором орфографи

чески, запишите его в тетрадь, подчеркните гласную и поставьте ударение.

В 3-4 классах можно не открывать готовое слово, а дать возможность учащимся самим вы-

сказать свои предположения о написании того или иного слова и лишь затем открыть готовое сло-

во. После знакомства с изучаемой группой слов учитель может задавать следующие вопросы и задания: « Что объединяет эти слова в одну группу? ( в данном примере сочетание ОРО) Какое

слово здесь «лишнее» и почему? На какие две группы можно классифицировать эти слова? ( оду-

шевленные - неодушевленные предметы, растения – животные, двусложные – трехсложные , с

ударением на первый – второй слоги, начинаются на гласную – согласную букву и т.п.) Дома уча-

щиеся новую группу слов записывают в индивидуальный «словарик», который дети заводят еще

в период обучения грамоте и ведут его на протяжении всей начальной школы.

2 день ( упражнения на запоминание слов).

На доске записана та же группа слов, но с пропущенными буквами, требующими запоминания.

с…рока

в…рона

к…рова

в…робей

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каж-

дое из них орфографически и вставляют нужную гласную. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Полезно записывать их столбиком или лесен-

кой , чтобы ярче выделялись те части слова., которые пишутся одинаково:

сорока ворона корова воробей

сорочий воронушка коровка воробушек

сорочонок воронёнок коровушка воробьиха

вороньё коровник воробьёнок

вороний коровёнка воробьиный

Такая форма записи поможет лучшему запоминанию правописания изучаемых слов. К подо

бранным однокоренным словам можно поставить вопросы и указать, к какой части речи они от- носятся.

Большую пользу приносят и упражнения в составлении словосочетаний с данными сло-

вами. Работу над словосочетанием можно усложнять по мере изучения программного материала,

сочетая её с грамматическим заданием. Например, при изучении имени существительного можно

предложить составить и записать словосочетание с изучаемыми существительными, употребляя их в творительном или предложном падеже, с предлогом или без, подчеркнуть окончания, указать склонение и падеж этих существительных.

Упражнения в составлении словосочетаний будут не только способствовать закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами, но и помогут учащимся быстро выделять

словосочетания в тексте, что окажет в свою очередь положительное влияние на грамотность детей.

В 3 день повтор изучаемых слов можно начать с отгадывания анаграмм.

На доске: аоркос

Рнооав

Рокоав

Йвореоб

Учащиеся, переставляя буквы в анаграмме, вспоминают « словарные слова». Затем ребята составляют предложения с изучаемыми словами. Работа может проводится как устно, так и письменно, носить коллективный и индивидуальный характер. Правильное составление предложе-

ний указывает на понимание учащимися значений слов, учит употреблять их в речи. На дом ученикам 2-3 классов, а ученикам 4-х класса и на уроке дается задание составить рассказ, используя изучаемые на данном этапе «словарные слова».

В 4 день продолжается работа с группой слов. Здесь уже можно давать предложения под диктовку с последующей проверкой. Например:

« Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. Зачирикал воробей веселей на крыше.

Ворона каркнула во всё воронье горло. Ворона ущипнула Дружка за хвост.

Корова Буренка паслась на лугу. Очень полезно пить коровье молоко.

Сорока любит всё яркое и блестящее. Сорока приносит вести.»

На этом этапе можно « словарную работу» проводить совместно с работой над развитием речи. Например, вместо предложений вспоминать и записывать под диктовку пословицы и поговорки: « Корова черна, да молоко у ней бело. Сметанку любить, коровушку кормить.

Сорока стрекочет – гостей пророчит.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Пуганая ворона и куста боится.»

Учитель может познакомить детей и с фразеологизмами и объяснить их значение:

« Стреляный воробей – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести;

Белая ворона – о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих;

Ворон считать – ротозейничать, зевать;

Как корова языком слизала – что-нибудь быстро и бесследно исчезло;

Сорока на хвосте принесла – об известии, сведениях, неизвестно откуда взятых, полученных;

Трещит как сорока – говорит быстро, громко».

В 5 день изучения группы слов можно также дать разнообразные упражнения на закрепление написания слов: списать текст, вставить пропущенные буквы, отгадать кроссворд и т.д. Затем про-

водится проверка знаний учащихся. В качестве проверки написания слов с непроверяемыми напи-

саниями используются как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, картин-

ные диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написаний слов, так и с целью контроля. В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов. На уроках закрепления пройденного материала необходимо повторять изученные за это время группы слов.

Ниже приводятся слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой по

учебникам Р.Н.Бунеева, распределенные по группам.

Наши рекомендации