Чистая музыка простые жанры
Родовая функция чистой музыки была сформулирована I главе. Рассмотрим ее подробнее. Что значит: выразить ду ховный опыт человечества только звукоинтонационным спс собом? Это значит—воплотить в музыкальном материал сущностные стороны как внутреннего, духовного мира челе века, так и внешнего, материального мира, преломленное человеческим сознанием; причем воплотить все это наиболе обобщенно, раскрывая не предметные чувства, а эмоциональ ные состояния и процессы, не обрисовывая конкретных объ ектов, но передавая ощущения качества пространства ил) движения. Это значит, что в чистой музыке должны был! возникнуть и действительно возникли простые собствен ные жанры, связанные с этими содержательными аспекта ми и позволяющие достаточно эффективно выполнить функ цию рода.
Одни из них, отражающие духовный мир, правомерш назвать 'лирическими. Ведущую роль в их становленш илрает эмоционально окрашенная интонация. Друпп жанры отражают качества материального мира и в cвoe^ становлении подчиняются логике «пластического знака»1.
С точки зрения целостного, асафьевского понимания музыки как «искусства интонируемого смысла» пластические знаки следует считать разновидностью интонации, однако эта разновидность настолько специфична, что ее можно i противопоставлять интонации в обычном смысле. Если дл* интонации главным является тесное сопряжение одного зву ка с другим, как бы переливание звука в звук, то для пластического знака—взаиморасположение звуков в пространст-
1 См.: Медушевский В. Как устроены художественные средств; музыки? // Эстетические очерки:. Вып. 4- М., 1977. С. 96—99.
ве (разумеется, перцептуальном),, их конструктивная сцеп-ленность, позволяющая ощущать одновременно и движение, и отчетливость рельефа звуковых фигур (отсюда укоренившиеся выражения «фигурация» или «мелодический рисунок»). Главным, а нередко исчерпывающим моментом в восприятии интонации является эмоциональное сопереживание. Как условие истинно художественного восприятия оно неотделимо и от пластического знака, но для последнего характерно возникновение пространственно-двигательных представлений. Такое толкование позволяет достаточно ясщэ противопоставить и соответствующие группы простых собственных жанров чистой музыки.
Лирические и м о т о р н о-п ластические жанры (ниже мы поясним это понятие) как самостоятельные дифференцированные группы, сравнительно немногочисленны. Гораздо большее место занимают синтезирующие жанры, в которых свободное переплетение интонаций и пластических знаков позволяет отражать как духовную, так и материальную стороны бытия. Это преобладание неудивительно, оно вполне закономерно: выражение эмоций невозможно без воссоздания их внешней, динамической стороны, а материальные явления в музыке, как и вообще в искусстве, воспроизводятся не как самоцель, а только ради выражения эмоционального отношения к ним человека. Эффект «присутствия человека» есть и в музыке моторно-пластических жанров, но в их содержании акцентируется иное. С другой стороны, лирические жанры не лишены полностью пространственно-двигательных представлений. Взаимодействие же обоих начал оказывается поэтому наиболее плодотворным.
Группа простых собственных жанров чистой музыки отражает еще следующую ее особенность. В этом роде, как ни в каком ином, сказывается самостоятельная ценность звучащего материала, который вызывает у слушателя чувственное наслаждение, а этим качественно преображает любой образ и многократно усиливает его воздействие. По отношению к чистой музыке вполне применима пара понятий, известных в лингвистике и литературоведении: «плана содержания» и «плана выражения». Так как художественный материал здесь ограничен только звуковым составом, план выражения требует непрерывного обогащения и совершенствования, что чрезвычайно важно как для самого этого рода, реализующего
имманентные возможности музыкального языка, так и для других родов, постоянно питающихся его достижениями.
Благодаря особой .роли плана выражения, в чистой музыке получили значительное развитие оригинальные жанры, отсутствующие в других родах. Это, прежде всего, жанры, раскрывающие характер звучания, произнесения музыкальной речи на определенном инструменте. Сюда относятся как различные концертные жанры (концерт, рапсодия и пр.), призванные выражать виртуозное начало в музыке, так и технические. Последние можно было бы выделить в особую группу, лежащую на грани чистой и прикладной музыки. Ведь этюды и вокализы, как и каноны, сольфеджио или задачи по гармонии выполняют функцию подготовки человека к определенному виду деятельности, в данном случае—музыкальной. Однако нас эти жанры будут интересовать, главным образом, с художественной точки зрения, поэтому их целесообразно присоединить к моторно-пластическим.
Но есть другие жанры, раскрывающие логику развертывания музыкальной речи, например, фуга, экспромт, фантазия, или отталкивающиеся в своем становлении от принципиально ограничивающих моментов формообразования, как прелюдия или* постлюдия. Эти жанры, также обязанные автономности плана выражения в чистой музыке, как раз и основываются на свободном взаимодействии интонаций и пластических знаков, не предопределенном содержательным уклоном в ту или иную сторону, поскольку их сущность отвечает на вопрос «как?», а не «что?».
Термин «синтезирующие», предлагаемый для этой группы, разумеется, условен: процесс создания соответствующих произведений не предполагает сознательного синтеза. Художественный синтез в более прямом смысле можно усматривать лишь в немногих собственных жанрах чистой музыки. Они занимают особое положение в синтезирующей группе в зависимости от преобладания лирической или пластической сторон: ноктюрн служит как бы связующим звеном с лирическими жанрами, а скерцо—с моторно-пластическими.
Представив теперь соотношение простых собственных жанров чистой музыки в виде схемы, приступим к их рассмотрению.
Моторно-пластические
Синтезирующие
Лирические
28
М О Т О Р Н 0-П Л А С Т И Ч Е С К И Е ЖАНРЫ
Название этой группы определяется динамической природой музыки. Благодаря неизбежному развертыванию своего художественного текста во времени, музыка способна гораздо более естественно моделировать многообразные виды движений, чем положения каких-либо материальных элементов в пространстве или ощущение качества неподвижного пространства.
Правда, мир музыки знает немало произведений, воссоздающих статические образы. Но эта художественная задача требует реализации предельных возможностей музыки, предполагает огромное сопротивление материала. И если в программном роде статические музыкальные образы, специально вызванные творческим замыслом, оказываются на уровне жанра—какой-либо разновидности музыкальной картины (эстамп Дебюсси «Пагоды»), то в чистой музыке они принадлежат отдельным произведениям и на статус жанра не претендуют (например, Прелюдия Скрябина ор. 74 № 2 или Мимолетность Прокофьева № 16).
Таким образом, только область движения во всем бесконечном многообразии его видов предоставляет достаточно широкую основу для «обобщения через жанр» (по Альшвангу) пластических возможностей чистой музыки. Соответствующие жанры—именно моторно-пластические: токката, perpetuum mobile, этюд, а также его разновидность—вокализ.
Наиболее художественно емким среди них является токката. Она концентрирует в себе яркий, обобщенный образ движения в музыке, соприкасаясь различными его гранями с другими моторно-пластическими, а отчасти и синтезирующими жанрами: виртуозностью—с этюдом, импровизацион-ностью с прелюдией, динамической устремленностью—с perpetuum mobile. Этим центральным положением токкаты, как бы вбирающей в себя .различные художественные возможности жанровой группы, объясняется и огромный исторический диапазон ее эволюции и, вместе с тем, эстетическая устойчивость. По сравнению со старинной токкатой эпохи барокко, где моторно-пластическое начало раскрывалось в контрастном сопоставлении с иными разделами, фугированными или ариозжнречитативными, токката XIX—XX вв. приобрела новое качество—самостоятельность и монолитность жанрового профиля. Однако наиболее специфические, сущно-
стные черты жанра сохранились и активно развивались. Какие же это черты?
Прежде всего—характер движения, сочетающий целеустремленную поступательность с микродискретностью, ощущением как бы ряда частых, но ясно различимых точек. Эта особенность определяется генезисом жанра, сложившегося в русле" клавишного музицирования (напомним, что toccare значит «касаться»). Позднее она развивалась с помощью ряда приемов: репетиционной техники, staccato и mar'tellato, отдельных резких аккордов на жестких диссонирующих гармониях, заостряющих микродискретность до ощущения колких, хлещущих ударов. Последнее типично для симфонических токкат XX в., воплощающих образ бездушной силы (например, в 4 или 8 симфониях Шостаковича).
Специфическая моторность токкаты зависит от настойчивого внушения единого тематического материала, хотя и оттеняемого, но господствующего во всей пьесе. При этом преобладает фактурно-фигурационный или даже фактурно-рит-мический тематизм, составляющий пластический знак жанра (токкаты Клементи, Черни ор. 92, Шумана, Равеля из «Гробницы Куперена», токкаты Прокофьева и Хачатуряна). Известное понятие «общих форм движения» в токкате приобретает буквальный смысл: авторы стремятся сосредоточить внимание на образе движения как такового, намеренно отвлекая слушателя от того, что именно движется.
Далее, для токкаты важна интенсивность движения, создаваемая многоуровневой регулярностью метроритма, а также неимитационной полифоничностью фактуры, которая связывает между собой исторически отдаленные образцы жан ра.
Наконец, подчеркнутый динамизм, создающий образ неудержимого движения, захватывающего своей стихией. Это му служат нарушения регулярности, своей неожиданностьк дающие новые импульсы движению: многообразные синкопь (Шуман), метрическая переменность (Барток, Стравинский) дробление сильных долей (Хачатурян). К этому же призвана и гармония, отличающаяся со времен Баха и до композито ров XX в. смелыми новаторскими находками, главным обра зом, на почве линеарности.
Динамической направленностью отмечены и музыкальные формы, свойственные этому жанру. Для токкаты совсем ж типична сложная трехчастная форма с трио как потенциаль
но слишком уравновешенная; это резко отделяет ее от скерцо и смежных моторно-танцевальных жанров. Наиболее естественными для токкаты оказываются свободные формы, связанные о активной ролью поступательного развития. В старинной токкате оно достигалось множественным сопоставлением, для новой же самой эффективной стала свободно трактованная сонатность: великолепные ее образцы находим у Равеля, Прокофьева, а еще ранее—в Токкате Шумана, которая по глубочайшему «чувству жанра» и оригинальному его решению может служить классическим эталоном.
Ближайший к токкате мотарно-пластический жанр— perpetuum mobile—отличается, соответственно своему названию, особым акцентом на непрерывности движения. Наиболее очевидно это выражается в отсутствии контрастов, даже таких оттеняющих, какие свойственны токкате, и в сплошной выдержанности ряда мелких длительностей (обычно шестнадцатых), часто почти без пауз. «Коэффициент регулярности» здесь значительно выше, чем в токкате, синкопы и другие приемы ее нарушения используются в минимальной степени. Благодаря этому создается впечатление подчеркнутой механичности, отнюдь не всегда присущей токкате. Кроме того, гипертрофия моторности выражается в более быстрых темпах (зона presto, а не allegro, как в токкате) и в ином складе мелодической линии: в отличие от коротких вращательных фигур токкаты, постепенно развертывающихся по диапазону, мелодика perpetuum mobile подобна стремительно извивающейся траектории, с быстрыми подъемами и спадами, но в то же время объединенными плавной мелодической связью. Этот пластический знак жанра делает его особенно созвучным природе струнно-смычковых инструментов, для которых и написан ряд выдающихся произведений Паганини, Новаче-ка, в XX в.—Хнндемита, Шнитке и др.
Несомненно, что идея perpetuum mobile, столь долго волновавшая умы человечества, рано или поздно должна была воплотиться в музыке, однако это произошло только в XIX в., когда был достигнут высокий уровень виртуозности как самостоятельной области музицирования.
Этюд, имея много общего с предыдущими жанрами, прежде всего, в остинатно-ритмической моторности, составляет, тем не менее, некоторую оппозицию с ними, особенно с токкатой. Его своеобразие определяется планом выражения.
Типичная особенность этюда вообще, за пределами музы-
ки—направленность на какую-либо одну техническую за; чу: разработка одной конкретной натуры в живописи, одн театральной сцены, одной шахматной позиции и т. л. Сое ветственно этому и музыкальный этюд бывает посвящен в работке одного вида движения на данном инструменте, ч нередко указывается в названии («Параллельные терци Дебюсси, различные октавные этюды, arco, pizzicato и пр. этюдах С. Губайдулиной для виолончели). Таковы пласт ческие знаки этюда. Они отражаются и в фактуре, замет отличающейся от токкатной. В противоположность общ! формам движения здесь преобладают более специфическ фигурации, при этом этюду свойственно гораздо- больш разнообразие фактуры, нередко с первых же тактов охват вающей широкое звуковое пространство. Этот пространстве ный эффект для этюда так же специфичен, как для токк ты—постепенное расширение звукового объема. Благода!] своей связи с конкретным видом пластического знака эти потенциально тяготеет к цикличности, к объединению в сбо ники, развертывающие комплекс технических приемов.
Во 1всей этой группе этюд—наиболее распространенный одновременно эстетически наименее устойчивый жанр. С был вызван к жизни развитием виртуозного исполнительст) в XIX в. и вскоре же, под влиянием романтической трактов] Артиста как независимой творческой личности, получил мог ный стимул к художественному претворению, к движению < границы прикладной музыки вглубь рода чистой.
Уже в пределах романтизма очерчены два пути подобие интерпретации этюда. Первый предполагает совмещение х; дожественного образа с конкретным техническим ттриемо при ведущей роли избранного пластического знака. Такс путь Шопена, продолженный затем Скрябиным, Стравински
и Дебюсси. Достигнуть яркой художественной индивидуал:
ности этюда на этом пути—трудная и благородная задач
для композитора. Ее реализации способствует выбор орип
нального пластического знака, как в ор. 25, № 5 Шопена ил
в ор. 65 Скрябина. Но решает успех органичность сопряженк
этого знака с иными тематическими элементами: лиричесю
ми опеваниями, патетическими возгласами (у Шопена), заве
раживающими импрессионистическими гармониями (у Д(
бюсси). Для Шопена характерно искусное вплетение лириче<
кой кантилены в этюдную фактуру, например, в ор. 10, JVb К
ор. 25, № 1. . ,
Другой путь указал Лист в своих концертных этюдах, где намеренно не выдерживается единство "пластического знака и чередуются многообразные виды виртуозной фактуры, требующей «трансцендентного мастерства». Однако благодаря тому, что Лист понимал мастерство как умение поэтически мыслить за фортепиано, его этюды насыщены излюбленными романтическими образами и по существу принадлежат смешанным жанрам: с программной музыкальной картиной («Хоровод гномов», «Блуждающие огни»), поэмой («Мазепа»), монотематической фантазией (Три концертных этюда). Близок к этому пути и Шуман в своих Симфонических этюдах, решенных в духе типичной для него контрастно-кадровой монотематической сюиты.
Таким образом, эстетическая функция этюда, когда он продвигается вглубь рода, может вступать в тесный контакт с другими функциями чистой или программной музыки, тогда как perpe'tuum mobile и токката coxipa-няют в неприкосновенности свою функцию—воссоздания обобщенного обра-за движения.
Наиболее близкую аналогию этюду в вокальной музыке представляет вокализ. Его направленность на конкретную техническую задачу сказывается в культивировании определенного приема—вокализации, т. е. мелодического распева-ния на гласных звуках без слов. Для вокализа также типична цикличность—объединение- в сборники по выбору голоса или вида вокальной техники. Но в отличие от пространственного богатства этюда вокализ слишком скован рамками гомофонной фактуры, что ограничивает и выбор пластических знаков. Поэтому его история не знает столь славной традиции художественного претворения, хотя отдельные образцы замечательны; кроме популярного Вокализа Рахманинова, назовем Сонату-вокализ и Сюиту-вокализ Метнера, «Вокализ в форме хабанеры» Равеля. Художественная трактовка жанра во многом зависит от усложнения фактуры, например, имитационной и контрастно-полифонической у Рахманинова, но прежде всего от обогащения самой мелодики. У Равеля изысканная мелодика, тонко расцвеченная хроматизмами и восточной орнаментикой, развертывается в свободно-вариантном ритме на основе испанского национального танца. Рахманинов достигает iB своем шедевре органичного сплава русской песенности и баховской инструментальной кантилены.
Но тот же рахманиновский Вокализ демонстрирует эсте-
ЭЗ
тическую неустойчивость жанра, вокальная природа которого при художественной трактовке влечет его на путь лирики, за пределы моторно-пластическои группы.
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Известное высказывание Римского-Корсакова «Музыка есть искусство лирическое по своему существу» не следует абсолютизировать: от этого предостерегает эволюция музыкальной семантики, ее изменчивость. И все же в этих словах—большая доля истицы: как искусство интонационное, музыка максимально предрасположена к лирическому высказыванию. В чистой музыке проблематична дифференциация «представлений о чувствах» автора, эмоциональных состояниях предполагаемого героя и эмоциональной реакции слушателя. Наоборот, для нее характерна иллюзия (весьма ценная!) отражения собственных слушательских переживаний. Наиболее яркое проявление находит в чистой музыке отмеченный современными исследователями «парадокс лирики»— самого субъективного рода искусства, устремленного вместе с тем к «изображению душевной жизни как всеобщей»2.
С этой точки зрения следовало бы ожидать, что группа лирических жанров чистой музыки чрезвычайно обширна. На самом деле по количеству устойчивых единиц она едва ли превосходит предыдущую. Здесь действует еще одна парадоксальная закономерность: именно благодаря своему потенциальному лиризму музыка не нуждается в развитой системе специальных лирических жанров. Чувствуя себя в родной стихии, лирика может свободно проникать в многообразные жанры. Лирическая специализация требуется либо тогда, когда это предусмотрено определенной функцией внутри художественного целого (сонатно-симфоническое adagio), либо тогда, когда творческий замысел композитора заведомо акцентирует определенный лирический аспект, например, интеллектуальный (meditation) или интимно-личностный («листок из альбома»).
Среди простых жанров лирической группы большое место занимают столь специфические и субъективные по уклону своего содержания, что их целесообразно объединить собирательным понятием инструментальной миниатюры. Однако следует оговорить один существенный критерий. Название
2 Гинзбург Л. О лирике. Л: Сов. писатель, 1974. С. 8. 34
«миниатюра» происходит от одноименного жанра живописи, отличающегося малыми размерами и особо тонкой манерой наложения красок. Поэтому, чтобы соответствовать понятию миниатюры, музыкальное произведение должно не только относиться к группе простых, лирических жанров, но обладать скромными масштабами, экономией в выборе выразительных средств, камерным звучанием (не стоит считать миниатюрами, например, драматизированные ноктюрны Шопена или большие nip ел юдии Рахманинова).
При такой трактовке жанра миниатюры к ней можно отнести и упомянутый «листок из альбома», и «багатель», и пьесы, посвященные мечтательной лирике («Грезы» Шумана, «Сладкую грезу» Чайковского), а также группы произведений, обязанные своим появлением художественному миру только их авторов. Таков, например, дифирамб в творчестве Метнера—носитель высокой философской лирики, идеи величественного прославления жизни при осознании конфликтов и темных сторон бытия (см. ор. 10 для фортепиано, финал I сонаты для скрипкп:£и фортепиано). Таковы же и consolations Листа—светлые и прозрачные по колориту миниатюры, проникнутые завораживающими «интонациями утешения» и своей сдержанностью заметно выделяющиеся на фоне театрально аффектированной и многоречивой лирики, господствующей в большинстве произведений этого автора.
В силу специфичности ^трудноуловимой «эфемерности» своей художественной функции подобные пьесы не утвердили порождающей структурной закономерности, остались по-~т ен ци а л ь н ы м и жанрами.
Однако можно указать "сравнительно устойчивую разновидность инструментальной; миниатюры, которая отличается обобщенностью содержания и поэтому может претендовать на центральное положение в лирической группе, подобно токкате среди моторно-пластических жанров. Это—Мелодия: см. Мелодию Чайковского Es dur для скрипки и фортепиано, Е с!иг'ную Рахманинова для фортепиано, 5 мелодий Прокофьева для скрипки и фортепиано и др. Акцент на плане выражения, выделяющий этот жанр среди прочих лирических, символичен: согласно известному толкованию («мелодия— душа музыки»), одно выразительное средство, предельно емкое и многомерное, представительствует от лица всей лирической музыкальной сферы, т. к. оно способно концентрировать эмоционально яркие интонации и развертывать их в еди-
ной горизонтальной линии, ассоциируясь с монологическим высказыванием. Показательна и сущность Мелодии3 как собственного жанра чистой музыки: она несомненно впитывает интонации песенно-романсного типа, но возводит их на более высокий уровень художественного обобщения, пользуясь целым комплексом музыкальных средств и прежде всего— инструментальной кантиленой. Очевидно, возвышающую обобщенность жанрового стиля и стремились подчеркнуть авторы, избегая таких наименований, как «романс» или «песня без слов».
Важная роль инструментальной миниатюры в музыке XIX в. не подлежит сомнению: она непосредственно выражает пытливый интерес романтизма к духовному миру личности. Но и в XX в., несмотря на сильную антиромантическую тенденцию, возникли новые факторы, благоприятствующие развитию миниатюры, причем в точном смысле. Это и стремление к углубленному психологизму, и новое отношение к художественному времени, повышенная концентрация музыкальных событий в лаконичной форме. Один из циклов миниатюр, несомненно, возникший на этой почве—«Мимолетное-^ ти» Прокофьева. Раскрывающие ярко контрастные состояния, они насыщены интенсивным развитием, отличаются интонационной сложностью и необычайной плотностью формы (многие построены в свободных формах, но в масштабе периода); однако лаконизм, графичность и экономная выверен-ность фактуры повсюду подтверждают статус жанра.
Предельной степени отмеченная тенденция достигает в творчестве А. Веберна. Своеобразнейший мир его лирики находит наиболее адекватное выражение именно в миниатюре, которая накладывает печать и на все другие жанры вебер-новской музыки. Лирические инструментальные миниатюры Веберна (к ним следует отнести 5 пьес ор. 5 для квартета, 6 пьес ор. 6 для большого окрестра, 5 пьес ор. 10 для оРкест-ра и др.) отмечены тончайшей детализированной камерностью, которая едва уловимой нитью связывает их с европейской традицией лирической музыки» По существу же они бесконечно далеки от нее. Вместо непосредственого лирического излияния, трогающего своей сердечностью, здесь господствует высокая духовность, сочетающая интенсивную Работу интеллекта с изменчиво-странными эмоциональными оттен-
3 Выделим понятие Мелодии-жанра заглавной буквой. 36
ками или неожиданными вспышками жгучей экспрессии. Вместо интонационно целостной мелодики, опирающейся на классическую гармонию, здесь—микроинтонационная ткань, полифоническая или стремящаяся к пуантилизму, основанная на 12-тоновой системе и «гемитонике»4, рассчитанная на максимально сосредоточенное переживание каждого момента: любой звуковой нити в полифонических сплетениях, каждой интонации в ее ритмической и тембровой конкретности, отдельного звука, созвучия, даже паузы. По мнению ценителей музыки Веберна, >в ней нет главного и второстепенного, в ней все равнозначно важно (что не свойственно другим инструментальным миниатюрам, даже «Мимолетностям» Прокофьева или утонченно-лирическим пьесам Скрябина). Эта музыка не влечет за собой на «эмоциональной волне», а требует предельно напряженного вслушивания и эстетического переживания красоты архитектоники, в своих кристально-симметричных структурах занимающих «ставшее время»5. Собственно основную идею музыки Веберна можно истолковать как выражение феномена симметрии, перенесенного из геометрического мира в звуковой.
Область интеллектуальной лирики, с которой связаны некоторые инструментальные миниатюры, в том числе у Веберна, требует особого внимания. Здесь заключена серьезная эстетическая проблема, т. к. природа чистой музыки в этом смысле противоречива: она вполне может передать процесс размышления, но не его вербально-понятийное содержание. Что же касается невербального мышления, т. е. интуитивных «прозрений», «озарений», то они отличаются симуль-танностью, неизбежно препятствующей отражению в процессуальной музыкальной форме. В европейской музыке Нового времени сложился определенный «комплекс размышления», раскрывающий процесс постепенного становления музыкальной мысли. С этой целью происходит развертывание /" обособленных, интонационно рельефных мотивов в медлен- [^ ном темпе, при достаточной ладово-гармонической сложности [ и интенсивности (большие возможности открывает здесь хроматическая тональная система XX в.). Немаловажным условием является сравнительная нейтральность или сдержанность эмоционального начала, иначе оно, как наиболее не-
4 См. об этом: Холопов Ю. и Холопова В. Антон Веберп. М.:
Сов. композитор, 1984. С. 253. .
5 Там же. С. 7, 167—174 и др.
посредственно воздействующее, выходит на первый план, подавляя интеллектуальную сторону.
Однако нельзя сказать, чтобы характерный «комплекс размышления» был прочно связан с какими-либо специальными жанрами. Его можно встретить в различных по жанровому профилю произведениях, например, в adagio сонат-но-симфонического цикла или в первых частях углубленно-философских симфоний XX в. Кроме того, вообще с медитативным состоянием часто бывает связан хорал—смежный жанр чистой музыки, а также фуга—синтезирующий собст-^ венный жанр, к которому мы обратимся позднее.
Тем не менее, все же можно выделить две жанровые разновидности, специально призванные к воплощению интеллектуально-лирической сферы, хотя каждая из них требует известных оговорок.
Во-первых, это уже упоминавшаяся meditation, встречающаяся в музыке XIX в. Вопреки своему наименованию, она не отличается особой сосредоточенностью на интеллектуальном аспекте. Характерный пример—обаятельная пьеса Чайковского D dur, отмеченная эмоциональной открытостью и выражающая скорее доверительное признание, чем медитативный процесс; в пользу жанрового заглавия в ней свидетельствуют лишь «говорящие» интонации, ассоциирующиеся с некоторым рассуждением.
Во-вторых, нельзя обойти молчанием современную медитацию, несмотря на буквальный перевод французского названия, существенно отличающуюся от предыдущей разновидности. О сложившемся жанре здесь говорить еще рано, он находится в стадии становления.
Идея жанра, возникшая под влиянием индийской философии, требует широкой концепционности, всеобъемлющего взгляда на мир, и поэтому медитация тяготеет к сложной жанровой структуре, содержащей контрастные переключения. Так в 3 симфонии Б. Тищенко четыре медитации (в качестве составляющего жанра) содержат не только медитативную лирику, но и накаленные действенные нарастания, потрясающую катастрофическую кульминацию и вслед за ней—глубокую прострацию духа. Объединенные непрерывными переходами, они противопоставлены в целом финальному лирико-эпическому Постскриптуму. Медитация для виолончели с оркестром В. Сильвестрова составляет монолитную композицию и по этому признаку могла бы считаться простым жанром
но по драматургической сложности приближается к поэме. В ней раскрывается картина поиска и становления гармонии в сознании современного «лирического героя», символизируемого солистом. Его партия преисполнена острых, нервно-импульсивных речитативов, она контрастно переплетается с пантеистическими мотивами и реминисценциями раннеклассичес-кой музыки, лишь в пространной коде вливаясь в умиротворяющий «ансамбль согласия». Значительный элемент драматизма, присутствующий в Медитации, не позволяет считать ее музыкальным воплощением культивируемого на Востоке состояния духа. Как и Б. Тищенко, В. Сильвестров предлагает свое понимание медитации, что тоже свидетельствует о неоформившемся облике жанра.
Таким образом, среди простых жанров чистой музыки еще не сложились специально направленные на медитативную лирику. При неизменном интересе современного искусства к философскому осмыслению мира трудно сказать, какая перспектива окажется наиболее плодотворной: формирование особой жанровой группы или развитие медитативной образности на иной основе. Вопрос, как всегда, будет решен в живом музыкальном творчестве.
СИНТЕЗИРУЮЩИЕ ЖАНРЫ
Теперь мы вступаем в самую сердцевину чистой музыки. Здесь расположены жанры, в принципе максимально удаленные от музыкального быта, высоко обобщающие. Их сущность определяется характером .развертывания музыкальной речи, а становление связано с развитием инструментальной культуры и искусством импровизации. Специфика этого искусства в чистой музыке предполагает совершенно особое единство, взаимопроникновение лирической и моторно-пластической сторон.
В самом деле, импровизирующий музыкант должен сообщить слушателям частицу своей духовной энергии, а для этого покорить их звучанием своего инструмента, которым он владеет виртуозно, с полной свободой и самоотдачей, радостно сливаясь с ним в одно целое. Неслучайно произведения всех жанров_этой группы почти всегда сочиняются для сольного инструмента, чаще для органа или фортепиано, располагающих универсально-гармоническими возможностями. А звучание сольного инструмента ассоциируется с монологичес-
ким высказыванием. «Движения души» артиста (эта банал ная метафора здесь уместна) непосредственно запечатлев ются в движении музыкальной ткани, рождающейся и пласт чески развертывающейся в зависимости от свойств инструме та. Стихия движения, в которую погружается импровизато в свою очередь увлекает его своей энергией, поддерживает нем творческое горение, стимулирует музыкальную мысл Итак, музыкальная импровизация—это лирическое высказ! вание, осуществляемое через определенный вид движения i определенном инструменте.
С этой точки зрения центральным среди всех синтезирую щнх жанров чистой музыки оказывается прелюдия, в к торой, как в фокусе, сосредоточиваются признаки импровиз ционного музыкального высказывания. От прелюдии тяну ся нити эстетических связей к целому ряду собственных жа ров рода. Прежде всего, это—фуга, связанная с прелюдии семантической оппозицией в старинном двухчастном цикл С другой стороны—фантазия, арабеска, экспромт и проч] более поздние жанры, выросшие на почве лрелюдирования как правило, содержащие этот компонент. В других импров зационных жанрах функция прелюдирования усложнялас попадая в новый контекст, в самой же прелюдии она- выст пает в наиболее чистом виде: ее можно охарактеризоват как наведение эмоционального состояния с помощью опред ленного вида движения.
Функция эта "была естественной для вступительного зв на композиции—когда-то вокальной, а в эпоху барокко ста шей инструментальным циклом; но она сказалась и на поел дующей эволюции жанра. Отсюда—рассредоточенный, фа; турно-фитурационный тип тематизма, столь свойственный ст. ринной прелюдии. Требования к тематическому MaTepnaj здесь во многом близки токкате: интонационная обобще! ность при своеобразии вида движения (в токкате, однако, о личающегося гораздо большей динамической устремле] ностью). Мера тематической индивидуальности прелюдии и* степенно возрастала, в творчестве И. С. Баха подчас стан^ вясь значительной. Например, в С сШг'ной прелюдии 1 tosv ХТК, простроенной на элементарных гармонических фигуран: ях, индивидуальность достигается благодаря только восход: щей направленности каждой фигуры и перекрестному метр выделяющему каждую верхнюю тройку звуков. Но при все индивидуальности тематизм барочной прелюдии базируете
40 . .
на «формах общего движения», придающих музыкальной ткани гибкость и податливость к любым импровизационным поворотам мысли.
Развертывание фактурно-фигурационного тематизма определяющее типичную для прелюдии моноинтонационность, дополняется еще одним характерным признаком—эскизностью, недосказанностью. В старинных прелюдиях это было связано со вступительной функцией, в поздних же эскизность трактуется более широко, как повышенное «тяготение к контексту» (по терминологии В. Медушевского), влекущее за собой известную традицию сочинения циклов прелюдий.
Романтические и постромантические прелюдии составляют, конечно, новую (разновидность жанра, где трактовка его как самостоятельной лирической миниатюры вступает в противоречие с изначальным качеством. На смену сдержанным или возвышенным аффектам приходят бурные или интимно-нежные излияния, возникает стремление запечатлеть яркий образ (в 'более тесном смысле), а поэтому тематизм прелюдии становится концентрированным, впитывающим элементы иных жанров: у Шопена—марша, мазурки, хорала, оперной кантилены, у Скрябина и Шостаковича—вальса и других танцевальных. Шостакович в своих прелюдиях ор. 34 подчас прибегает даже к резким драматургическим вторжениям: словно беспощадная сила внешнего мира разбивает лирическую сосредоточенность (см. прелюдии cis moll, As dur и др.).